Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-11 | 691 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Идеи Хантингтона показывают, что сравнение локальных цивилизаций само по себе не предполагает диалога, свободной продуктивной коммуникации между ними. Оно не полностью устраняет иерархию. Сохраняющиеся претензии на научность все еще дают преимущество культуре создателя концепции (субъекта) над культурами описываемых цивилизаций (объектами). Это позиция когнитивного доминирования, заведомого неравноправия исследующего и исследуемых. Создаваемые модели являются зачастую догматическими, слабо проблематизируемыми. Представители иных цивилизаций часто воспринимали это болезненно (например, опи-
128 Теория и методология истории
сание Японии американским антропологом Рут Бенедикт в середине ХХ в.). Поэтому сейчас все большее значение приобретает идея диалога цивилизаций, связанная с провозглашением ООН 2001 г. как «Года диалога цивилизаций» и созданием «Альянса цивилизаций» в 2005 г.
Ситуация диалога коренным образом отличается от идентификационной или чисто когнитивной. Образ иного становится не просто терпимым или интересным. Возникает ответственное отношение к иному, о котором писал французский философ Эммануэль Левинас (1906–1995). Образ цивилизации в диалоге радикально отличается от образов, созданных «объективным» наблюдателем извне. Это образ их взаимодействия, в котором наиболее определенно проявляются как их сходства, так и различия; как способы восприятия инокультурного опыта, так и формы сохранения собственных традиций. В диалоге роль субъекта закреплена за обеими сторонами. Роль самоидентификации при этом в значительной степени утрачивается, так как ее никто не опровергает. Возникает поле взаимодействия оппозиций, в рамках которого каждая культура говорит за себя, а исторические образы взаимно проблематизи-руются. Всеобщая история, написанная с одной фиксированной точки зрения (целостный образ), заменяется множеством историй, написанных со всевозможных точек зрения (калейдоскоп образов). Малоподвижные образы цивилизаций как социокультурные сущности высшего порядка заменяют динамичные образы цивилизаций как разномасштабных сторон взаимодействия. Поэтому макроисто-рические модели всеобщей истории, которые доминировали ранее, будь то линейно-стадиальные или циклические, а также региональные модели истории локальных цивилизаций соседствуют теперь с моделями микроистории и часто, как у французского историка Эмманюэля Ле Руа Ладюри (р. 1929), переплетаются с ними.
|
Целью историков становится описание нормативных и возможных форм реакции представителей цивилизации на те или иные культурные воздействия. Для анализа контактов цивилизаций используется стратегия «насыщенного описания» американского социолога и антрополога Клиффорда Гирца (1926–2006), созданная первоначально для интерпретации поведения участников многостороннего межкультурного взаимодействия во Французской Сахаре. При этом предполагается изучение культуры как контекста, в котором могут быть адекватно описаны и интерпретированы
Глава 5. Теории цивилизаций
символы, используемые сторонами в процессе диалога. Речь идет не только об описании и понимании другой культуры, но и о герменевтическом понимании межцивилизационного диалога как целого, во всех его странностях и поворотах, обусловленных взаимным недопониманием. Исследование истории цивилизаций выступает как продолжение и развитие такого диалога, связанное с изменением конфигурации герменевтического круга.
На смену структурализму как теоретическое основание исследования цивилизаций приходят феноменология и диалогика. Согласно представлениям итальянского писателя и филолога Умбер-то Эко (р. 1932), структурализм претендует на объективность описания реальности общественной жизни, овеществление созданных им моделей. Феноменология же описывает скорее «естественные установки», ментальные предпосылки тех или иных форм деятельности, устойчивые образы, характерные для участников диалога. Хотя эти установки закреплены в институтах, современная феноменология в меньшей степени претендует на рационализацию, реификацию и субстанциализацию своих идей и моделей, приписывание им сущностной природы, «задающей» облик той или иной цивилизации. В диалогике изучаются образы и представления, созданные участниками цивилизационного диалога, их ситуативное значение, изменяющиеся контексты и культурные горизонты, внутри которых они создавались и функционируют, способы трансфера (передачи) понятий и смыслов, прежде всего при помощи инструментов языка. Рационализм все в большей мере и все более сознательно дополняется процедурализмом, вниманием к процессу диалогического взаимодействия, а не к его возможному результату (который признается вероятностным, а не детерминированным).
|
В этих условиях принципиально невозможны составление нормативных «списков цивилизаций», произвольное выделение их «сущностных» качеств, иерархичность и конфликтность познавательных моделей. Эта ценностная ориентация исследователей закреплена в идеологии мультикультурализма, остающейся продуктивной при всех ее недостатках, общих для всех производных постколониальной критики (субстанционализм, догматизация образа субалтерна, иного и др.). Возникает резкая критика цивилиза-ционных концепций, связанных преимущественно с задачей самоидентификации. С этой точки зрения цивилизационные представ-
Теория и методология истории
ления в России (равным образом либеральные и консервативные) критикует как националистические и имперские французский историк Ютта Шеррер (р. 1942).
Однако радикальная переориентация со сциентистской на нар-ративистскую познавательную стратегию, связанная с переходом от логики противоречия к логике диалога, означает и актуализацию некоторых недостатков постмодернизма, в частности уравнивание различных правдоподобных нарративов о прошлом. Это усложняет процесс осознания всей совокупности различий и сближений между цивилизациями. Так, японский антрополог-африканист Юнзо Кавада (р. 1934) в рамках важной и продуктивной концепции триангуляции (мультиперспективизации) фактически ставит на одну доску индустриальную революцию в Англии, освоение поливного рисосеяния в Японии и овладение ремеслом по переработке утиля в Буркина-Фасо в Африке. При этом идеи прогресса, интенсивной адаптации и деградации (катагенеза) практически приравниваются друг к другу.
|
Надо подчеркнуть, что идеал цивилизационных представлений и исследований в условиях диалога цивилизаций еще не создан. Трудно сказать, каким он будет. Юрген Остерхаммель (р. 1952) считает, что в условиях диалога цивилизаций можно продолжать развивать сравнительную историю цивилизаций на сциентистской основе и выстраивает ее диалогическую, неиерархическую модель, не упуская при этом идеалы прогресса и модернизации. Для этого он разделяет структурное, тотальное и частичное сравнение цивилизаций (он считает, что частичное сравнение предпочтительно, так как «менее произвольно»). Он также разделяет асимметричное и симметричное, конвергентное и дивергентное сравнение (симметричное и конвергентное сравнение позволяет преодолевать «неосознанное стремление к дихотомизации», особенно присущее раннему этапу развития цивилизационных идей). В этом – сущность и роль современного этапа развития цивилизационных представлений, неотрывного от диалога мировых цивилизаций. Оценка его познавательных возможностей еще впереди.
Все большую роль в развитии теории цивилизаций играют глобалистика и глобальная история. Теория «глокализации» английского социолога Роланда Робертсона (р. 1938) видит предмет изучения цивилизаций во взаимодействии глобального и локального: глобализация порождает процессы роста локального, в том числе
Глава 5. Теории цивилизаций
цивилизационного самосознания, и сама является продуктом взаимодействия, взаимопроникновения локальных цивилизаций. В то же время исследование цивилизаций переводится в область исторического и социального сознания, исторической памяти. В программе исследований Фонда Форда (1997) подчеркивается, что цивилизации – это не факты, а артефакты – наших интересов, фантазий, нашей потребности знать, помнить, забывать.
|
Французские историки Мишель Вернер и Бенедикт Циммер-манн сомневаются в перспективах традиционных форм сравнительного изучения цивилизаций и межцивилизационных трансферов, указывая как на метафизическую и идеологическую нагружен-ность понятия «цивилизация», так и на несовершенство методологического обеспечения такого рода процедур. Для их проведения важным остается фиксирование образов цивилизаций, которое и делает сравнение или исследование трансфера возможными. Но подобная процедура предполагает спекулятивные представления о бинарных оппозициях или единой референциальной сетке, опосредующих исторический анализ. Это предпосылочное знание входит в противоречие с фактами взаимной модификации объектов сравнения, многосторонности взаимодействий в процессе трансфера. Тем самым поле методов сравнения и поле объектов сравнения разводятся, они представляют разные традиции и разные способы мышления. Их необходимо так или иначе соотнести между собой. Это тем более важно, что позиция исследователя по отношению к предметам сравнения всегда отчасти смещена, что порождает оптические обманы. Поиск баланса или «золотой середины» поэтому менее эффективен, чем способность исследователя к сознательному маневру.
Как альтернативу Вернер и Циммерманн предлагают интерактивное, высоко рефлексивное, предмет- и процесс-ориентированное исследование, в котором масштаб сравнения, ориентация на синхронию или диахронию, позиция историка не предопределены, а зависят от хода анализа и корректируются им. Это многосторонний диалог на уровнях предмета, методов, логик, ценностей, точек зрения («двойная герменевтика»); исторического свидетельства, естественных установок и профессиональных навыков историка. Методологический аппарат и активность историка диалогически, а значит и исторически, согласуются со свойствами предмета, становясь гибкими, динамичными, способствуя оптимизации познавательного процесса на разных его этапах, помогая преодолевать
Теория и методология истории
возникающие препятствия. В сущности, речь идет об использовании диалогических коммуникативных стратегий во имя когнитивных задач, в том числе для исследования транснациональной истории Европы (Вернер, Циммерманн 2007).
В целом основной тенденцией в развитии современных теорий цивилизаций является уход догматических и кажущихся самоочевидными схоластических схем, приписывающих себе рациональность и научность. Это означает все больший учет роли языка и «естественных установок» культуры и личности, процедуры диалога, сближение с конкретным, проблематизируемым, вероятностным историческим знанием. В сущности, это движение от простых способов объяснения цивилизационных явлений ко все более сложным. Если на первом этапе этого процесса философия истории навязывала исторической науке свои онтологические модели («варварство – цивилизация»), на втором этапе историки стремились выделить, а затем и соединить методы объяснения и понимания, развести метафоры и модели, овладеть многофакторным анализом, то на третьем этапе теория цивилизаций как бы растворяется в диалоге с теорией исторического знания. Теперь это один из инструментов историка, которым он должен овладеть наряду с многими другими.
|
Рекомендуемая литература
Время мира. Вып. 1–2. Новосибирск, 1998, 2001.
Ионов И. Н. 2007. Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.
Ионов И. Н., Хачатурян В. М. 2002. Теория цивилизаций от античности до конца XIX века. СПб.
Сокулер З. А. 2003. Столкновение или диалог цивилизаций? Современные цивилизационные исследования (Реферативный обзор). Россия и современный мир 3(40): 198–220.
Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия / сост. Б. С. Ерасов. М., 1998.
Тойнби А. Дж. 1991. Постижение истории. М.
Глава 6 ТЕОРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
В современной литературе понятие «модернизация» употребляется в различных смыслах: 1) для обозначения широкого многовекового перехода от традиционности к современности, от аграрного к индустриальному обществу (хронологически совпадающего с переходом от Средневековья к Новому и Новейшему времени); 2) многовариантного процесса, в ходе которого отставшие догоняют ушедших вперед; 3) для характеристики преобразований, совершенствований, реформ, внедрения инноваций, которые осуществляются в современных уже модерных обществах в ответ на новые вызовы; 3) для объяснения усилий, предпринимаемых странами третьего мира (далее – ТМ) с целью приблизиться к характеристикам наиболее развитых обществ; 4) для описания трансформаций, переживаемых постсоциалистическими странами.
Модернизация в первом, широком, смысле слова, как движение от «традиционности» к «современности» (в той или иной степени включающее в себя и все прочие интерпретации), трактуется исследователями как протяженный, охватывающий несколько столетий всеобъемлющий исторический процесс инновационных мероприятий, обусловленный действием в первую очередь факторов внутреннего происхождения (эндогенных), который, в свою очередь, может быть представлен как совокупность подпроцессов: индустриализации, урбанизации, бюрократизации, профессионализации, рационализации, демократизации, становления современных ценностно-мотивационных механизмов, образовательной и коммуникативной революций. В ходе модернизации аграрные, традиционные общества трансформируются в индустриальные, современные, что связано с развитием передовой индустриальной технологии, политических, культурных и социальных механизмов, соответствующих поддержке, регулированию и использованию этой технологии (Побережников 2006 а).
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!