Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-11 | 288 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Можно спорить о том, насколько широко оказалась представлена историческая антропология за пределами Франции. У этого направления были сторонники и популяризаторы во многих странах (Натали Земон Дэвис в США, Питер Берк в Англии, Томас Нип-пердей и Ханс Медик в ФРГ, Хулио Каро Бароха в Испании). Но еще большим было число исследователей, которые вполне само-
280 Теория и методология истории
стоятельно шли своим, параллельным курсом, хотя иногда и сверяясь с работами коллег из «Анналов». В расширительном смысле этого слова к исторической антропологии можно причислить и представителей «истории повседневности» и «истории снизу» в Германии, и сторонников итальянской «микроистории», и многочисленных англоязычных авторов, активно применяющих методы культурной антропологии. Именно такой, расширительный подход к исторической антропологии представлен в учебнике М. М. Крома (2004). Он, безусловно, имеет полное право на существование, поскольку все вышеперечисленные направления могут быть названы подвидами мощного течения, по-разному называемого в зависимости от обстоятельств – «Новой социальной», «Новой социально-культурной», «Новой культурной» или просто «Новой историей».
В России так же, как и в большинстве европейских стран, у исторической антропологии при желании можно отыскать немало предшественников: от ученых-филологов XIX в. Ф. И. Буслаева, А. А. Потебни, А. Н. Веселовского, до дореволюционных историков Н. И. Кареева, Л. П. Карсавина и А. С. Лаппо-Данилевского, призывавшего принять «принцип чужой одушевленности». Но все эти параллели порождены стремлением современных российских гуманитариев, воодушевленных успехом французской исторической антропологии, показать, что и наша наука шла тем же путем. В какой-то мере это верно, поскольку и движение «Анналов» возникло не в безвоздушном пространстве, но было порождено развитием науки своего времени, развивавшейся по схожим принципам и во Франции, и в Германии, и в России. Но важно, что догадки российских «предтеч» не привели в то время к созданию новой парадигмы развития национальной исторической науки.
|
Это не означает, что искания российских и в особенности советских ученых никак не повлияли на создателей исторической антропологии. В работах авторов «Третьих Анналов» часто цитировались популярные у структуралистов работы В. Я. Проппа (1895– 1970), в особенности – «Морфология сказки», переведенная на английский язык в 1950 г., и еще чаще – книга М. М. Бахтина (1895– 1975) о карнавальной культуре («Франсуа Рабле и народная культура Средневековья», англ. перевод – 1968 г.). Примечательно, что в свое время эта книга явилась ответом на работу Люсьена Февра «Франсуа Рабле и проблема неверия в XVI в.», теперь она прочно вошла в арсенал исследователей ментальностей, и Э. Ле Руа Ладюри
Глава 14. Школа «Анналов» и историческая антропология 281
называл Бахтина главным вдохновителем его книги «Карнавал в Романе».
Несмотря на существование «железного занавеса» и языковой барьер, советские и французские историки не были полностью изолированными друг от друга. Удостоенная Сталинской премии книга Б. Ф. Поршнева «Народные восстания во Франции перед Фрондой» (1949 г.), в которой он среди прочего писал о замалчивании массовых народных движений французской «буржуазной историографией», была переведена на французский язык с предисловием Р. Мандру и стала предметом оживленной дискуссии в самом начале 1960-х гг., как тогда писали, поделив французских историков на «поршневистов» и «антипоршневистов». Но в результате дискуссии французские исследователи всерьез занялись народными восстаниями, и вскоре помимо анализа их социально-политических аспектов перешли к изучению различных фольклорных особенностей «ритуалов насилия», то есть к излюбленному предмету «исторических антропологов». Но и Б. Ф. Поршнев, ранее писавший в основном о «политэкономии феодализма», под влиянием общения с Р. Мандру обратился к историко-психологической проблематике, написав книгу «Социальная психология и история» (1966), и создав в Москве семинар по исторической психологии.
|
Пример эволюции взглядов А. Я. Гуревича (1924–2006) заслуживает особого внимания. В 1950-х гг. он изучал процессы феодализации в странах Северной Европы и постепенно вполне самостоятельно пришел к пониманию того, что общество лучше описывать в его собственных категориях, не отбрасывая, как это делали ранее, различные «экзотические» элементы из правовых документов, эпоса и исторических хроник, но, наоборот, обращая на них самое пристальное внимание. Например, тот факт, что англосаксы при письменном оформлении прав земельного участка клали грамоту на землю или вместе с полем передавали чистый лист пергамента, легко находил объяснение в трудах этнографов. А ключ к пониманию института королевских разъездных пиров – «вейц-лы», ставшего специфическим путем феодализации скандинавского общества, следует искать в трудах Марселя Мосса и его последователей, описывающих этнографические институты дара и потлача. Сейчас это кажется само собой разумеющимся, но в советской историографии середины 1960-х гг. воспринималось с настороженностью. По собственному признанию Гуревича, в эти годы на него произвело большое впечатление знакомство с «Цивили-
Теория и методология истории
зацией средневекового Запада» Ж. Ле Гоффа. Подход, при котором не только агрикультуре и сеньориальным отношениям, но и картине мира средневекового человека придавался структурообразующий характер, был созвучен наблюдениям советского историка.
В 1970 г. Гуревичем было подготовлено учебное пособие «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе», имеющее целью показать возможные пути создания «другой истории», истории, пропущенной сквозь призму представлений современников. Неудивительно, что книга была принята официальной наукой враждебно (с нее был снят гриф учебного пособия), поскольку ее выводы шли вразрез с постулатами советской медиевистики. Сам термин «собственность на землю» вообще объявлялся для Средневековья неприемлемым, вместо него говорилось о “dominium”, бывшем одновременно и собственностью, и властью, и господством. Провозглашалось, что для понимания раннесредневекового общества межличностные связи куда важнее связей вещных. И вообще наши привычные термины – «собственность», «богатство», «свобода», «государство», «индивид» и проч. не помогут нам ничего понять в средневековом обществе. Только дешифровка культуры дает ключ к восприятию раннесредневековых обычаев, ритуалов, поступков, иррациональных с нашей точки зрения, но образующих достаточно строгую систему. Это не означало отказа от изучения средневековой экономики, которая оставалась в центре внимания историка, но важно было осознать, что она функционирует не сама по себе, а лишь будучи насыщена человеческим содержанием. Для этого нужна экономическая антропология, ключ к которой надо искать с помощью культуры. Причем под культурой А. Я. Гуревич понимал не столько шедевры готики или философские трактаты, а нечто неотрефлексированное, разлитое в сознании любого члена данного общества.
|
Так А. Я. Гуревич вполне самостоятельно подходил к необходимости изучения истории «менталитета», как предпочитали говорить у нас. Следующим шагом стала его книга «Категории средневековой культуры» (1972), в которой речь шла о представлениях о времени и пространстве, об отношении средневекового человека к бедности и богатству, к праву и власти. Затем последовал ряд блестящих исследований о народной культуре Средневековья. Значило ли это, что Гуревич встал под знамена «Анналов», став представителем этого движения в Москве, а то и вовсе его эпигоном?
Глава 14. Школа «Анналов» и историческая антропология 283
Нет, поскольку путь его был самостоятельным, он опирался на англо-саксонский и скандинавский материал, в ту пору малознакомый французским историкам. Его статьи публикуются в «Анналах» с 1972 г., а книги, начиная с «Категорий», регулярно переиздаются на Западе. Но, конечно, А. Я. Гуревич весьма способствовал популярности работы историков школы «Анналов», в особенности третьего их поколения, публикуя реферативные обзоры и рецензии (порой вполне критические) на их издания. Впрочем, здесь он был не одинок – Ю. Л. Бессмертный, В. М. Далин, А. Д. Люблинская, В. Н. Малов, А. Л. Ястребицкая много делали для того, чтобы российские историки были в курсе достижений французских представителей «Новой исторической науки».
|
С творчеством представителей «школы Анналов» советские историки могли ознакомиться также из работ, выдержанных в духе поощряемого в СССР жанра «критики буржуазных теорий», призванных показать разложение буржуазной науки и триумф метода исторического материализма. Но, как это не раз бывало в истории, критика давала читателям шанс составить представление о взглядах критикуемых. Если в книге М. Н. Соколовой «Современная французская историография» (1979) критике подвергались представители разных поколений анналов без разбора – Мунье, Бро-дель, Фюре, Лабрусс, Ле Гофф, Ле Руа Ладюри), – то в работе Ю. Н. Афанасьева акценты были расставлены иначе. Несмотря на весьма боевое название – «Историзм против эклектики. Французская историческая школа “Анналов” в современной буржуазной историографии» (1980), где под историзмом понимался марксизм, а под эклектикой – «школа Анналов», автор вполне четко отделял «вторые Анналы» Броделя и Лабрусса, не утратившие свой прогрессивный характер, и «третьи Анналы», противопоставившие себя марксизму.
В дальнейшем, однако, взгляды Ю. Н. Афанасьева претерпели значительное изменение, а идеи «Анналов» становились все более популярными в СССР. Когда наступила перестройка, к их методологическому арсеналу обратились многие историки, призывавшие к обновлению исторической науки. Ю. Н. Афанасьев обеспечил перевод и публикацию «Материальной цивилизации и капитализма» Броделя, медиевист Ю. Л. Бессмертный работал над книгой по исторической демографии – «Жизнь и смерть в Средние века» (1991) во многом созвучной идеям Ф. Арьеса и его оппонентов. А. Я. Гу-
284 Теория и методология истории
ревич все чаще публиковал методологические манифесты, ратующие за историческую антропологию.
Правда, выяснилось, что в отечественной науке уже существовало направление, имевшее точно такое название. В русской традиции «антропологией» именовался раздел биологии, изучавшей происхождение человека и особенности его физического облика. Антропологи измеряли параметры строения тела представителей различных рас и народов, населяющих землю. А исторические антропологи занимались тем же применительно к черепам и скелетам, добытым археологами (такими наиболее известными результатами являются скульптурные реконструкции М. М. Герасимова – неандертальского мальчика, Андрея Боголюбского, Тамерлана и других персонажей). Академик В. П. Алексеев, антрополог, еще в 1979 г. опубликовавший книгу под названием «Историческая антропология», поддержав исследовательское направление, за которое ратовал А. Я. Гуревич, предлагал называть его «исторической психологией», чтобы не создавать путаницы. Однако несмотря на то, что с 1987 г. А. Я. Гуревич воссоздал в Институте всеобщей истории семинар по исторической психологии, он настаивал именно на термине «историческая антропология» как на наиболее удачном лозунге преобразований советской исторической науки. При этом часто цитировались слова Ж. Ле Гоффа о том, что « историческая антропология представляет собой общую глобальную концепцию истории. Она объемлет все достижения новой исторической науки, объединяя изучение менталитета, материальной жизни, повседневности вокруг понятия антропология».
|
1989 г. был «годом великого перелома» для исторической антропологии в нашей стране. По инициативе А. Я. Гуревича, Ю. Л. Бессмертного и Л. М. Баткина начал выходить альманах «Одиссей. Человек в истории», получивший прозвище «русских “Анналов”» и завоевавший большую популярность как рупор исторической антропологии. В том же 1989 г. в Москве усилиями Ю. Н. Афанасьева, Ю. Л. Бессмертного, А. Я. Гуревича была проведена масштабная конференция, посвященная юбилею школы «Анналов», собравшая со всего мира цвет «новой исторической науки». Советские историки обсуждали пути синтеза лучших традиций отечественной науки с достижениями школы «Анналов».
Глава 14. Школа «Анналов» и историческая антропология 285
Ю. Н. Афанасьев, возглавивший только что созданный Российский государственный гуманитарный университет, на рубеже 1991–1992 гг. открывает в нем Российско-французский центр исторической антропологии им. Марка Блока, призванный стать форпостом нового подхода к истории, идущего на смену «обветшавшей традиции советского марксизма». В 1991 г. на русский язык переводят «Цивилизацию средневекового Запада» Жака Ле Гоффа, а затем и остальных классиков французской исторической антропологии. А. Я. Гуревич с коллегами работает над альтернативным школьным учебником по истории Средних веков, написанным в духе исторической антропологии. Затеваемый «Словарь средневековой культуры», где лучшие специалисты должны были дать описание Средневековья с позиций исторической антропологии, обязан был, по мнению авторов, показать, что изучать и преподавать историю по-старому станет невозможно.
В первой половине 1990-х гг. историческая антропология переживала апогей своего могущества в нашей стране. Даже в лексикон депутатов Государственной думы прочно вошел термин «менталитет». Могло сложиться впечатление, что историческая антропология вполне способна стать осью нового исторического знания в нашей стране, где большинство исследователей и преподавателей все еще были уверены, что истинно научный метод должен быть всегда один-единственный.
Но и движение «Анналов», и историческая антропология оказались вовсе не приспособленными для такой роли. Прежде всего из-за отсутствия жесткой понятийной структуры и строгости в определениях и даже общепринятой системы ценностей. Выяснилось, что традиции школы «Анналов» каждый склонен понимать по-своему, и между вчерашними единомышленниками возникли серьезные трения. Так, Ю. Н. Афанасьев и А. Я. Гуревич резко разошлись в оценке роли Ф. Броделя, творчество которого последний считал досадным отступлением от традиций Блока и Февра, затормозившим развитие исторической антропологии. Разногласия в редколлегии «Одиссея» привели к созданию альманаха «Ка-зус» (под ред. Ю. Л. Бессмертного и М. А. Бойцова), осмысляемого как альтернатива не только традиционной истории, но и исторической антропологии. Понятие культуры как надличностной системы, налагающей на человека готовую сеть смыслов, постепенно сменялось представлением о культуре как о пространстве свободы, даю-
286 Теория и методология истории
щей индивиду возможность выбора. «Период исканий», характеризовавший во Франции переход к «четвертым Анналам», затруднял обращение к готовым матрицам и схемам исторической антропологии (никогда, впрочем, не существовавшим) с целью их переноса на российскую почву. Выяснилось, что ни культурная, ни социальная, ни политическая антропологии, внедряемые в программы университетов, не походят на антропологию историческую в ее французском звучании. Попытки представить историческую антропологию неким монолитным учением, четко противостоящим другим исследовательским школам, оказались не более успешными, чем стремление создать историко-антропологическую специализацию в университетах. В итоге выяснилось, что исследователи предпочитают говорить не об исторической антропологии, но об «антропологически ориентированной истории».
Успехи, достигнутые в нашей историографии с опорой на наследие «третьих Анналов», неоспоримы. Среди прочих можно буквально наугад взять несколько имен ведущих медиевистов (таких как М. А. Бойцов, С. И. Лучицкая, М. Ю. Парамонова) или специалистов по русской истории (М. М. Кром, Е. С. Сенявская, Е. Б. Смелянская, А. Л. Юрганов), и в творчестве всех эти историков, как и многих других, увидеть влияние исторической антропологии (хотя сами авторы с этим не согласятся). Но привести их работы к какому-то общему знаменателю, объединить под каким-либо общим определением крайне сложно. Это означает, что наблюдение, сделанное Морисом Эмаром, вполне справедливо и для нашей страны.
Рекомендуемая литература
Блок М. 2003. Феодальное общество. М. Ле Гофф Ж. 1992. Цивилизация средневекового Запада. М. Гуревич А. Я. 1972. Категории средневековой культуры. М. Гуревич А. Я. 1993. Исторический синтез и школа «Анналов». М.
Глава 15 ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ
Что значило быть мужчиной или женщиной в разные времена? Как и почему происходит воспроизводство социального порядка, основанного на социально-половом неравенстве? Как проявления этого неравенства изменяются в разные эпохи, от одной культуры к другой? Возможно ли преодоление такой социальной асимметрии? Все это вопросы, которые обсуждаются сторонниками данного направления в науках о прошлом, которое развивается и обогащается в течение более чем 30 лет.
Женские и гендерные исследования в исторических науках ставят в центр изучения проблему социального конструирования половых различий, взаимосвязь и влияние этих процессов на общую картину исторического развития человечества. В центре изучения историков-гендерологов – анализ представлений о каждом из полов в разные исторические времена, самопредставлений каждого пола, изучение неравного распределения материальных и духовных благ, власти и престижа между полами, а также институтов социального контроля, регулировавших это распределение. Гендерологи изучают возникавшие в связи с этим социальные иерархии – как в масштабе всего общества, так и класса, социальной, этнической, родственной или иной группы.
Однако существуют определенные расхождения в терминологическом аппарате, поэтому необходимо привести наиболее важные определения, относящиеся к предмету исследования данной главы.
Женские исследования прошлого – направление в гуманитарном знании, предметом изучения которого является история изменений женского социального статуса и функциональных ролей, это история, увиденная глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.
Гендерные исследования в исторических науках – направление в исследованиях прошлого, предметом изучения которого является система отношений и взаимодействий, стратифицирующих общество по признаку пола.
Гендерная история включает в себя историю женщин (историческую феминологию), историю мужчин (историческую андро-
Теория и методология истории
логию), историю квир-сообществ1 и отчасти историю сексуальной культуры.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!