
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Кумулятивная наука, она же наука быстрых открытий (Коллинз 2002: гл. 10), появилась в результате прорыва начиная с XVI в. в математике (Ф. Виет, Н. Тарталья, Дж. Кардано, Р. Декарт), а затем также в механике, астрономии, оптике и т. д. (Г. Галилей, И. Кеплер, Н. Ньютон, Г. Лейбниц). Появляется машинерия быстрых открытий – манипулирование формулами в математике и экспериментальная техника, использование приборов в естествознании.
Открытия получают статус открытий именно потому, что они проверяются и перепроверяются другими исследователями. Новое поколение ученых предпочитает согласиться с доминирующей, отвечающей текущим критериям достоверности позицией и, основываясь на ней, продвигаться дальше, а не возвращаться к старым спорам (пусть и в новой терминологии), как это происходит до сих пор в философии, социальных и гуманитарных науках.
Таким образом, в математике и естествознании достигается научный консенсус об открытиях (доказана ли теорема, происходит ли определенный феномен при заданных экспериментальных условиях) и появляется быстро сдвигающийся передовой фронт исследований. Результаты, по которым достигнуто согласие, попадают в энциклопедии и учебные пособия уже не как мнения отдельных исследователей или направлений, а как непреложные научные знания, относительно которых уже никто не спорит. В этом и состоит накопление положительных знаний (причем не только эмпириче-
358 Теория и методология истории
ских, но и теоретических) как важнейшее свойство кумулятивной науки (значение 4, см. выше).
Как уже говорилось, социальные и исторические дисциплины в своем большинстве не попадают в этот круг. Если многие эмпирические факты и события могут считаться непреложными и, как правило, неоспоримыми, то в интерпретациях относительно исторических явлений и социальных процессов нет даже намеков на достижение общего согласия.
Следует ли вообще к этому стремиться? Мы подходим к центральной проблеме и важнейшему интеллектуальному конфликту в методологии социального и исторического познания.
«Спор о методе» - конфликт между сторонниками номотетики и идиографии
Исторический контекст Спора о методе (Methodenstreit) в Германии второй половины XIX в. - активная экспансия идеологии естественно-научного подхода на философию и гуманитарное познание с позиций материализма, позитивизма, физикализма, эволюционизма, психологического ассоцианизма. Контрудар со стороны немецкой гуманитарной профессуры выразился в появлении в 1883 г. первого тома книги Вильгельма Дильтея «Введение в науки о духе», идеи которой позже были развиты в «Описательной психологии» (Дильтей 1987; 2000). Главная тема этих книг - различение Geisteswissenschaften («науки о духе» - перевод термина “moral sciences” Милля) и Naturwissenschaften («науки о природе»).
|
Таким образом, науки различались Дильтеем по предмету, причем предмету должен соответствовать метод. Эксперименты, выявление численных закономерностей, причинное объяснение, выведение и проверка формул - все эти методы подходят только для «наук о природе», изучающих внешние, объектные, лишенные духа фрагменты природы. В «науках о духе» такие подходы бесполезны и бессмысленны. Дух может быть исследован только как дух не внешним, а внутренним образом, он должен быть понят. Отсюда знаменитое различение Verstehen (понимания) и Erklären (объяснения) как визитная карточка данного, идущего от Дильтея подхода в философии и методологии социогуманитарных наук. Будучи одним из отцов «философии жизни», Дильтей также подчеркивает «тотальность», «целостность», «жизненную полноту» духовной стороны человеческого существования.
Глава 18. Основы методологии
При этом «духовное» понималось Дильтеем как сознание, познающая, интеллектуальная сторона которого дополнялась переживаниями, надеждами, страхами и т. п. Поскольку предметным изучением сознания всегда занималась психология, Дильтей вслед за Юмом и Миллем пытался выстроить все здание гуманитарных наук на психологической платформе. Тут обнаружилась существенная трудность. Благодаря Вундту и его ученикам как раз в то время бурно развивалась экспериментальная, численная, объяснительная психология, построенная по естественно-научным канонам. Неприятный парадокс: психология – главная, базовая «наука о духе», а развивается (причем весьма успешно и убедительно) как самая заядлая «наука о природе».
В 1887 г. появляется и сразу завоевывает авторитет книга немецкого социолога Фердинанда Тённиса “Gemeinschaft und Gesellschaft”. Тённис попросту отказывает истории в праве называться наукой. Сам же он строит классификации и выводит закономерности вполне в духе стандартов естествознания. Таким образом, уже две «науки о духе» – психология и социология – заявляют о себе как классифицирующие, объясняющие и выявляющие законы, а вовсе не «понимающие».
|
В 1894 г. выходит в свет книга основателя Баденской школы неокантианства Вильгельма Виндельбанда «История и наука о природе». Виндельбанд продолжает тему принципиального различения наук и сосредоточен на возникшем затруднении. Ход Вин-дельбанда состоит не в расщеплении предметов познания, а в обращении к специфике познавательных методов. Один и тот же предмет может изучаться разными науками, важно, какими методами при этом пользуются исследователи.
Так возникает знаменитое, используемое до сих пор различение номотетики и идиографии 1. Науки, преимущественно использующие номотетический метод, ищут общие закономерности, пользуясь для этого экспериментами, математикой, статистикой, постановкой и проверкой гипотез. Науки, следующие идиографическому методу, сосредоточены на описании единичных и неповторимых явлений, проникновении в их скрытые глубинные смыслы, всегда связанные с ценностями. Таким образом, Виндельбанд также счи-
Иногда даже в солидных изданиях это слово пишут неверно (с третьей буквой е). Дело в том, что первый корень в «идиографии» происходит не от слова «идея», а от «идиос» (единичный, неповторимый).
360 Теория и методология истории
тается создателем философии ценностей (Wertphilosophie). Он не привязывал жестко методы к наукам: так, исторические науки о природе могут использовать идиографические методы, а в истории каждое событие может быть понято только в контексте общих – номотетических представлений об истории (Виндельбанд 1996).
Ученик Виндельбанда Генрих Риккерт в книге «Границы естественно-научного образования понятий» (1896 г.) показал, что в различении номотетики и идиографии реально скрыты два критерия: между генерализующим и индивидуализирующим подходом к образованию понятий, между оценивающим и неоценивающим мышлением. Риккерт также предложил вместо «наук о духе» говорить о «науках о культуре» («культуроведении») – прямом аналоге не современной культурологии, но всего комплекса социогумани-тарных наук (Риккерт 1998). Согласно Риккерту, «науки о культуре» суть взгляд на мир через тотальную отнесенность к ценностям, тогда как «науки о природе» рассматривают мир в отношении к законам и закономерностям.
В первой половине XX в. Спор о методе по многим причинам угас. Последователи «философии жизни» Дильтея (О. Шпенглер, экзистенциалисты) все больше отходили от рационализма, тогда как приверженцы строгой научности (Б. Рассел, логицисты и непозитивисты), напротив, сосредоточились на поиске абсолютных рациональных и логических оснований научного языка. Общее поле дискуссии было утеряно.
|
Второй этап Спора открывает статья Карла Гемпеля «Функция общих законов в истории», впервые опубликованная в 1942 г. (Гемпель 1998). Начиная с 1949 г. она многократно переиздавалась в сборниках и хрестоматиях и до сих пор по праву считается одной из самых ярких и фундаментальных работ в сфере логики и методологии социально-исторических наук.
Статью об общих законах в истории (позже их стали называть covering laws – охватывающими законами) Гемпель, принадлежавший к младшему поколению членов Венского кружка, опубликовал уже в США, где в середине XX в. шло становление университетского образования и ощущалась острая потребность в методологическом обосновании принципов построения и преподавания социальных наук. Статья вызвала резонанс уже после войны, в конце 1940-х и особенно в 1950–1960-х гг. в связи с широким развертыванием англоязычной аналитической философии, включающей анали-
Глава 18. Основы методологии
тическую философию истории. Утерянное ранее общее поле для Спора вернулось вновь, но, как обычно бывает, в новом обличье.
Карл Гемпель развивал свою версию логического эмпиризма и приложил соответствующую дедуктивно-номологическую схему к проблеме научности исторических объяснений. В своей статье он утверждает, что обычные исторические объяснения являются неполноценными (defective), а научно полноценными станут только при использовании универсальных гипотез и универсальных законов (тех самых covering laws). Главные тезисы Гемпеля: единство эмпирических наук и соответственно общность методологии, необходимость формулирования и проверки общих гипотез (соответственно получение законов) для полноценного научного объяснения. Понимание (Verstein) в этом аспекте – это только предварительная, возможная, но необязательная эвристика. Номологический2 подход Гемпеля оставил далеко позади прежние наивные версии номоте-тики, теперь уже стало невозможно объявлять не выверенные и не операционализируемые, часто тривиальные суждения «историческими законами».
Гемпелевская методология «охватывающих законов» не получила поддержки у историков, встретила шквал критики со стороны аналитической философии истории, после чего была почти забыта как устаревшая и надоевшая всем тема. В то же время в самой исторической науке (особенно в школе «Анналов») и в социальных науках с 1950-х гг. бурно развивались количественные методы, предпринимались многочисленные попытки применения математического моделирования и структурно-системных представлений. За исключением нескольких областей (экономическая история, историческая демография) численные методы к концу 1970-х гг. скорее разочаровывают исследователей. От системных и математических моделей, от поисков закономерностей многие историки отворачиваются. Популярная в 1960–1970-е гг. книга Ч. Сноу «Две культуры», советские дискуссии о «физиках и лириках» – это части и ответвления все того же классического Спора о методе.
|
Важнейшим событием в философии науки 1960-х гг. была публикация книги Томаса Куна «Структура научных революций» (Кун 1977), знаменовавшая общее разочарование в неопозитивистских
Номология – гемпелевский аналог номотетики с новым уровнем логических стандартов, упором на необходимость формулирования и проверки универсальных гипотез, учета начальных условий и применения дедукции.
Теория и методология истории
идеалах. Благодаря Куну широко распространилось понятие парадигмы как целостной совокупности базовых понятий, подходов и методов, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции. С релятивистскими и антиобъективистскими идеями Куна, с антисциентизмом позднего Витгенштейна, структурализмом Фуко и Лакана связаны положения о «несоизмеримости» – принципиальной несводимости друг к другу парадигм и теорий, о непереводимости соответствующих кодов, о науке как лишь одной из «языковых игр» или версий «дискурса» и т. п. Такие взгляды, особенно широко распространившиеся в социальных и гуманитарных науках, не только способствовали отгораживанию разных направлений друг от друга, но и послужили (а многим служат и до сих пор) мощной «броней», защищающей от строгих методологических требований. Краткий взлет номотетики, системного подхода, бурных споров об «охватывающих законах» завершается, что означает и конец второго этапа Methodenstreit.
С 1970-х гг. исподволь начинается третий этап Спора, причем с разнородных и противоречивых процессов. Прежние протестные и достаточно революционные, устремленные к новшествам и перспективам подходы «нео» сменились ироническими, скептическими, в определенном смысле «усталыми» подходами «пост», первую скрипку среди которых до сих пор играет постмодернизм. С тех пор ведутся нескончаемые атаки на «просвещенческие» – объективистские и рационалистические – претензии научного познания, причем не только в социально-гуманитарной области, но и в святая святых сциентизма – в цитадели естествознания. Соответствующие «научные войны» между истеблишментом классической науки и радикалами от постмодернизма – часть того же Спора о методе в новом обличье.
Одновременно в самих социальных науках происходят важные сдвиги в концептуальном осмыслении разных аспектов социально-исторической действительности. Багаж концептуальных средств как бы «дорастает» до применимости номологического подхода. Эти сдвиги во многом происходили за пределами академической истории. Социологи, обратившиеся к историческому материалу, а также специалисты по сравнительной политологии получили но-мологическую «закваску» в процессе своего профессионального обучения: споры по поводу преодоления гемпелевской схемы «охватывающих законов» остались им практически неизвестны, ис-
|
Глава 18. Основы методологии
следовательской азбукой для них были и остаются обобщение эмпирических данных, формулирование и проверка объяснительных гипотез, систематические сравнения случаев, совместное использование качественных и количественных методов. Работы Р. Коллинза, Ч. Тилли, И. Валлерстайна, Т. Скочпол, М. Манна, А. Стинч-комба, П. Кеннеди и др. в конце 1970-х – начале 1980-х гг. положили начало расцвету исторической макросоциологии (см. главу 8 настоящего издания).
Начинается третий этап Спора о методе, длящийся по настоящее время. Появилось достаточное количество работ, открыто защищавших ту или иную сторону в Споре. Несколько сменилась терминология, но суть противоречия осталась той же. На стороне номотетики и номологии теперь выступают «натуралисты» и «сциентисты», на стороне идиографии – «локалисты», «гуманисты», «интерпретативисты». Дискуссии в отечественном обществознании и исторической науке между «качественниками» и «количествен-никами» являются продолжением все того же Спора.
Появляется ряд работ, которые в целом направлены (часто независимо друг от друга) на преодоление Спора, поиск некоторой средней или же преодолевающей «ложную дилемму» позиции. Так, Иммануил Валлерстайн критикует так называемый «номотетико-идиографический консенсус», разделяющий области исследования на «всеобщности», управляемые постоянными социологическими законами, и «последовательности», состоящие из уникальных событий. Вместо этого он предлагает сосредоточить внимание на срединной области: на «системных каркасах» – крупных пространственно-временных целостностях (читай – миросистемах) с единой внутренней логикой, но подверженной историческому изменению (Валлерстайн 2001; 2006; см. также главу 7 настоящего издания).
Третий этап Спора еще продолжается, поэтому не поддается целостному осмыслению. Однако в первое десятилетие XXI в. уже можно сделать некие предварительные выводы на основе видимых тенденций. Волна антисциентистского скепсиса (с «авангардом» в лице постмодернистов) явно спала. После отлива практически не осталось значимых результатов, которые стоило бы развивать, все шире распространяются растерянность и тревога, ощущение пустоты и кризиса, даже плохо скрываемые. Судя по всему, собственной линии развития многочисленные движения «пост-» не имеют. Линия идиографии, связанная с постмодернистским мышлением оказалась в научном отношении бесплодной и тупиковой.
364 Теория и методология истории
Совсем иначе обстоят дела с бурным развитием “case studies”, историей «казусов», детальными, насыщенными описаниями разнообразных исторических явлений и процессов. Данное направление процветает, но, как правило, уже не противопоставляется учету и поиску общих паттернов и закономерностей.
Во многом благодаря накопленному разнообразию методологических приемов в передовой школе «Анналов» утверждаются новые стандарты исторического исследования: гибкая смена масштабов видения и описания, совмещение количественных и качественных подходов, опора на разнородные данные и т. д. Одновременно есть свидетельства подъема новой волны номотетики в социальных и исторических науках, но уже без наивных амбиций 1960-х гг., а со зрелой рефлексией относительно трудностей и ограничений выявления закономерностей в этой сфере, с повышенным вниманием к накапливающейся базе качественных и количественных исторических данных (см. главы 21–23 настоящего издания).
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!