Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-06-11 | 319 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Социально-политический контекст возникновения направления. До конца 60-х – начала 70-х гг. XX в. для историков всех стран казалось очевидным, что прошлое (как и настоящее, и будущее) – есть нечто общее для всех, без различия пола. Позиции этой научной парадигмы казались неоспоримыми; они коренились в стереотипном восприятии отношений полов как заданных биологически и потому неизменных. Но в конце 1960-х гг. социологи и социопсихологи, лингвисты и политологи ряда стран в буквальном смысле «заметили» пол, заинтересовались им и тем, как он влияет на жизнь индивида и личности. Чуть позже, в 1970-е гг., «невидимая революция» захватила и историков.
«Заметить» пол, поставить вопрос о возможности рассмотрения его как одного из «социальных определителей» (подобно классу и расе) ученых заставили события и процессы конца 1960-х гг., которые ныне именуют «бурными», «ниспровергающими». Вторая половина XX в. была отмечена сразу тремя важнейшими социальными процессами, сходными с революционными (Corbin et al. 1989: 18, 26). Во-первых, вопрос об отношениях полов был поставлен на повестку дня молодежными движениями, знаменитой «студенческой революцией 1968 г.», поставившей под сомнение всю систему ценностей и ориентиров старшего поколения. Не только научное сообщество, но и социум как таковой оказались подготовленными к восприятию новых концепций. Во-вторых, важным фактором оказалась сопровождавшая молодежные движения сексуальная революция, позволившая смело говорить о проблемах пола и открывшая для обсуждения в средствах массовой информации (а не только в научной литературе) ряд ранее табуированных тем (скажем, вопрос о сексуальной удовлетворенности женщины в браке или о толерантности к трансвестизму и операциям по смене пола)2.
|
1 Квир (англ. queer – чудной, странный) – термин для обозначения всего отличного от гете-
ронормативной модели поведения. К квир-сообществу относят геев, лесбиянок, трансве
ститов (кроссдрессеров) – то есть лиц, носящих одежду не своего пола, транссексуалов,
бисексуалов и т. п.
2 Сексуальная революция, бесспорно, дала больше именно женщинам: изменение взглядов
на сексуальность было связано с революцией в области контрацепции, с появлением гор
мональных таблеток – впервые в истории вопросы «рожать или не рожать», от кого рожать
Глава 15. Гендерная история
Связанным с вышеназванными революциями оказался третий фактор – оживление феминизма. В научной литературе это оживление и обновление женского движения именуют «второй волной феминизма». Первая волна, феминизм XIX в., был «феминизмом равенства». Он ставил вопрос о равном доступе женщин к труду и образованию, высокой зарплате и профессиональной самореализации. Век спустя, в 1960-е гг., когда равенство прав обоих полов оказалось задекларированным в законах многих стран, встал вопрос о равенстве возможностей их реализации (весьма ограниченных повсеместно). Поэтому обновленный феминизм XX в. стал именоваться «феминизмом различий». Женщины потребовали во имя действительного равенства признать отличие их социального опыта от опыта мужского, а следом – добиться аффирмативных3 (позитивных, конструктивных) действий, направленных на принятие во внимание их пола и обеспечение действительного равенства жизненных возможностей (Evans 1978).
Главной целью «шестидесятниц» XX в. стало создание и признание социумом свободной, автономной женской личности. Споры о том, достижима ли такая цель, втянули в исследования «женской темы» генетиков, психологов, антропологов, этнологов, философов, историков, социологов, филологов. На этом этапе речь шла об углублении понимания того, как иерархическая половая структура закрепляется в глубинных структурах культуры и общества, в научных дискурсах, в религиозных представлениях, в особенностях индивидуальных и коллективных ментальностей, восприятиях и ощущениях.
|
Научно-теоретический контекст возникновения нового направления. Главными теоретическими источниками нового направления считаются либеральная мысль, социалистическая традиция и психоанализ. Из дискурса Просвещения и либерализма феминистки 1960-х заимствовали представления об эмансипации, равенстве, автономии, прогрессе (Riley 1988: 6–11). Из социалистической традиции – подход к осмыслению отношений между полами как особого социального механизма господства и эксплуатации. Значимость психоанализа определяется тем, что это одна из
и как часто, стали решаться женщиной, а мужчины лишились сильнейшего рычага своей власти (Кон 2009).
3 Аффирмативный (от англ. affirm – утверждать, торжественно заявлять) – заявленно конструктивный, положительный.
Теория и методология истории
немногих теорий, в которых осмысляются социально-культурные основы формирования половой идентичности.
Однако исходной точкой рождения интереса к проблемам пола стали все-таки лишь 1960-е гг., когда (благодаря опять-таки феминисткам) было признано, что все в науке – от выбора тем до структуры академических институтов и учреждений – несет на себе «печать сексистской окраски»4.
Сильнейшим теоретическим импульсом к дискуссиям по этому поводу стал кризис марксизма. Он так и не дал ответа на вопрос, почему неравное положение полов сохраняется в современном обществе. Стремление к «усреднению» и отбрасыванию всех погрешностей, не умещающихся в схему, заставляло классиков марксизма рассматривать прежде всего классический вариант развития западного общества, ведущей движущей силой которого (в марксистской терминологии – гегемоном) следовало считать пролетария, борющегося против своих угнетателей. Тех, кто не вмещался в схему – крестьян, интеллигенцию и… женщин, в том числе жен пролетариев, – теоретики марксизма либо старались подтянуть под эту схему, либо оставляли «за бортом» своего рассмотрения. Понимая, что все жизненные аспекты одной экономикой не объяснишь, марксисты (во имя «чистоты схемы») просто отбрасывали то, что невозможно было объяснить экономикой, в том числе и проблему личностного становления женщин, проблемы женского самосознания, идентичности. Не тема женского самосознания, но тема женского труда была в центре многих европейских научных и публицистических дебатов XIX – начала XX в.
|
Существование частной собственности и классовой структуры общества – основные, согласно Ф. Энгельсу, причины дискриминации индивидов по признаку пола. Эти положения были сформулированы в его работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Маркс, Энгельс 1955–1981, т. 21). Изменение производственных отношений в условиях ликвидации частной собственности, ликвидации классового деления – главный и, по сути, единственный путь спасения женщин от векового неравенства. Эн-гельсова концепция не объясняла, почему – несмотря на то, что рабство как формация в течение некоторого времени изжила себя, – рабство женщин в семье продолжало существовать веками. Почему
Сексизм – дискриминация человека по признаку пола, практики (в том числе скрытые) такой дискриминации.
Глава 15. Гендерная история
мужчина даже в самой бедной семье присваивал и присваивает через семью как социальный институт часть времени, труда, сил женщины (Пушкарева 2002: 34–51).
Взгляды классиков марксизма отражали мужской взгляд на мир, который не принимал во внимание женские социальные потребности и женский опыт, центрировались на приоритете экономических классовых интересов, не учитывая возможности объединения индивидов по половому признаку.
Пытаясь найти объяснение тому, как придали статус научности теории биологической предопределенности, теоретики феминизма обратили внимание на модернистские концепции в социологии. Структурный функционализм Т. Парсонса (2002) заставлял увидеть в обществе цельную социальную систему, имеющую свою структуру, механизмы взаимодействия элементов, которые находятся в неустойчивом равновесии, обеспечивающем – в случае баланса – «социальный порядок» (о взглядах Парсонса см. также в главе 6 настоящего издания). Оба пола были представлены в концепции постоянно включенными в него – исполняющими свои структурно-функциональные роли. От теории конструирования социальной реальности (теории П. Бергера и Т. Лукмана [1995], в которой общество понимается как процесс непрерывного конструирования: значений и символов, лежащих в основе человеческой деятельности), теоретический феминизм легко сделал шаг к теории социального конструирования половых различий.
|
Помимо этих основных теорий большое значение имела также концепция ситуативной драматургии или символического интерак-ционизма И. Гофмана. Гофман отождествил элементы сценического действия и социального взаимодействия, ввел понятия конвенциональной (условной, «договорной»; от англ. conventional – обусловленный) социально-половой (теперь говорят: гендерной) роли и ее проявлений (дисплея) – в стереотипах (образах), нормах (предписаниях) и идентичностях. Социально-половой дисплей у И. Гофмана – это набор ритуализованных действий, совершаемых индивидом в ситуации взаимодействия с другим индивидом.
В итоге использования модернистской социальной теории в создании собственных подходов к объяснению существования социально-половой асимметрии теоретики феминизма были поставлены перед необходимостью найти собственные объяснения того, как идее о биологической предопределенности жизни человека его полом придали статус научности.
Теория и методология истории
Особую роль в поисках ответа на этот и схожие вопросы сыграли в то время модернистские и психологические теории, опровергнувшие многие постулаты фрейдизма и поставившие на повестку дня обсуждение таких вопросов, как относительность истины, возможность типизировать индивидуальное, проявлять интерес к роли «случайного» в судьбе человека
Наиболее заметные труды психологов-модернистов 1960-х гг. относят к так называемой гуманистической психологии (или движению за человеческий потенциал). Они представлены именами К. Роджерса, А. Маслоу и других. Суть концепции Роджерса – в том, что ядро человеческой природы по сути позитивно (он категорически разошелся в этом с З. Фрейдом). Человек постоянно развивается, считал К. Роджерс (опять-таки в противовес Фрейду, который считал наиболее существенные компоненты личности постоянными), целью его является самоактуализация, он испытывает постоянную потребность в позитивной оценке – уважении и принятии со стороны других людей. Главный принцип гуманистической психологии А. Маслоу – признание права каждого человека быть самим собой, пестовать свою уникальность, неповторимость, не подстраиваться, сопротивляться давлению среды, ее ограничениям права на свободу выбора решений и права ответственности за этот выбор. Все это оказалось очень созвучным феминистским идеям.
|
Социально-демографические предпосылки. Гуманитарные науки во второй половине XX в. заметно феминизировались практически во всей Западной Европе. Во всем мире число представительниц интеллектуальной элиты быстро росло: в жизнь вступило поколение, рожденное после войны, не знавшее препон в получении образования, связанных с дискриминацией по признаку пола. Правда, в основном это были женщины, пришедшие в систему «научного обслуживания»: доля исследовательниц с должностями и званиями увеличивалась очень медленно. Вот почему обращение к опыту предшественниц оказывалось основой для пробуждения социального женского самосознания и коллективных действий. «Личное» становилось «профессиональным», а следом и «политическим». Женщины-ученые задумались о причинах и особенностях неравенства в их профессиональной среде (Пушкарева 2006).
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!