Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-11 | 222 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Византийская историографическая традиция так же, как и западноевропейская, развивалась под влиянием трудов ранних христианских писателей, особенно Евсевия Кесарийского, Августина, Оро-зия. Кроме того, она впитала черты античного наследия. Одним из самых известных историков раннего периода Византии был Про-копий Кесарийский (между 490 и 507 – после 562 г.), преуспевший на службе при дворе императора Юстиниана I, периоду правления которого и посвящены главные произведения Прокопия. В VI в. именно при Юстиниане, названном Великим, был период наивысшего подъема Византийской империи, когда казалось, что удастся возродить Римскую империю в полном объеме и на Востоке, и на Западе. Однако Юстиниан надорвал силы империи. Это определяет двойственность в позиции Прокопия. Если в своих официальных произведениях он прославляет императора, его войны и политику, то в «Тайной истории» подвергает Юстиниана и его окружение критике и резкому моральному осуждению, изображая его правление как тиранию, а результаты его политики расценивая как губительные для государства.
Теория и методология истории
С VII в. основным жанром становится всемирно-историческая хроника, ориентирующаяся на библейскую модель истории человечества. Но как теоретический уровень анализа событий, так и уровень критического метода источников был низким, хронисты широко использовали всевозможные легенды и баснословные рассказы, не отделяя их от достоверных сведений. В XI–XII вв. византийская историография переживала подъем – появился ряд выдающихся авторов, создавших яркие произведения.
В Византии, как и в Западной Европе, главными жанрами историографии были хроника и история, и также постепенно шел поиск возможностей синтеза обоих жанров. Одним из писателей, преобразовавших «хронику» в «историю», был крупнейший историк Михаил Пселл (1018 – ок. 1078 или ок. 1096), автор «Хроногра-фии», посвященной столетнему периоду византийской истории (976–1077 гг.). Каждая глава сочинения Пселла посвящена определенному императору.
|
Русская общественно-политическая и историческая литература имеет немало общих черт с европейской, поскольку: а) обе опирались на авторитет Священного Писания и произведений ранних христианских писателей (отсюда, в частности, провиденциализм, использование библейских образов и пр.); б) история Руси описывалась как часть всемирной, то есть библейской истории. Однако на формирование русской философско-исторической мысли повлиял раскол христианской церкви в XI в., в связи с чем православная Русь оказалась в другом – византийском – идеологическом лагере.
Главным жанром русской исторической литературы были летописания – погодовые записи об отдельных исторических событиях. Эта традиция сохранилась вплоть до XVI в. Летописные своды были более универсальным жанром, чем европейские хроники, так как могли произвольно расширяться за счет различных текстов или устных преданий. Они могли дополняться вставками и новыми хронологическими записями более поздних авторов. При этом все дошедшие до нас летописи являются сводами, в состав которых вошли более ранние тексты. «Повесть временных лет», созданная в начале XII в., дает начало наиболее известным летописям XIV и последующих веков. Автором первой редакции «Повести…» считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.
В период удельной раздробленности патриотизм местных летописцев переплетался с идеями общего единства всех княжеств.
Глава 1. Ранние теории
Среди политических идей русской литературы в первую очередь выделяется концепция необходимости единства Русской земли и прекращения перед лицом внешнего врага княжеских усобиц.
|
С усилением Москвы постепенно укрепляется идея подчинения всех русских государей великому князю Московскому. Москва и ее правители изображались прямыми преемниками киевских князей. В годы царствования Ивана Грозного были созданы грандиозные труды: многотомный летописный «Лицевой свод» и «Степенная книга» – династическая история московских правителей, возводимая к первым киевским князьям. Ее основой стала идея «богоизбранности Руси», которая получила развитие в теории «Москва – Третий Рим». Она была сформулирована монахом Псково-Печер-ского монастыря Филофеем около 1524 г. Вторым Римом считался павший под натиском турок Константинополь. Главой православного христианства после этого стала Москва. Филофей говорил, что «два Рима падоша, а третий (то есть Москва) стоит, а четвертому не быти».
Важное место в философии истории занимает арабская мысль. В IХ–ХI вв. мусульманская историография переживает расцвет: появляются обобщающие труды по всеобщей истории, претендующие на освещение всего исторического процесса, в том числе за пределами исламского мира. Наиболее выдающимся представителем арабской общественной мысли был Ибн Халдун (1332–1406), историк, философ и первый арабский социолог. В большом «Введении» (по сути, самостоятельном историко-социологическом произведении) к обширному историческому труду «Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» он развивал философско-исторические идеи, в ряде отношений опередившие европейскую мысль. Ибн Халдун стремился проникнуть в изучение частных явлений «через врата общих причин» и основу социальных явлений видел в материальной жизни людей, в их хозяйственной деятельности и природном окружении. Ему принадлежит глубокая мысль о циклическом развитии государственности у кочевников, обусловленном, по его мнению, тем, что каждая из кочевнических правящих династий через несколько (обычно три) поколений приходит в упадок из-за изнеженности и расточительства правителей. К власти приходят суровый правитель и его сплоченное особыми узами близости (асабией) племя. Но затем асабия слабеет, кочевники привыкают к роскоши и цикл повторяется.
Теория и методология истории
Многие черты средневековой китайской историографии и философии были заложены еще при династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), то есть в период древнего мира. В частности, известный конфуцианский мыслитель Дун Чжун-шу (ок. 179–104 гг. до н. э.), используя наработки своих предшественников, например Кун-цзы (Конфуция), Мэн-цзы и Хань Фэя, выдвинул концепцию общественного устройства. Оно должно руководствоваться «тремя устоями»: властью монарха над народом, отца над детьми и мужа над женой; «пятью постоянствами» (незыблемыми правилами): человеколюбием, справедливостью, этикетом, мудростью и доверием; а также жизнью согласно правилам: «почитая Небо и следуя древности». Таким образом, в подход Конфуция к прошлому был привнесен новый элемент – Небо, что сакрализовало данное построение и подняло его на более высокий уровень, позволив создать устойчивую идеологему (см. ниже).
|
Значимость философских и исторических знаний поддерживалась государством разными способами, включая финансирование, систему экзаменов, создание библиотек и архивов, периодами существовала монополия на создание исторических трудов. Назначались особые чиновники-историки, имелись историографические канцелярии, собирающие сведения о текущих событиях. Благодаря этому в китайской историографии существовала практика, мало использовавшаяся в историографии других стран до XVIII в. (и ставшая распространенной только в XIX–ХХ вв.), – над крупными сводными историческими произведениями по заказу правительства трудились нередко коллективы ученых.
Длительность традиции и накопление материала, с одной стороны, и потребность в создании новых трудов – с другой, привели к большому разнообразию жанров, расширению предмета философии и истории, развитию критических методов и источниковедению, фактически к сложению таких вспомогательных дисциплин, как эпиграфика, археография, наконец, к возникновению историографии в узком смысле слова, то есть истории исторической науки. Крупный сановник, историк, член нескольких комиссий по составлению официальных исторических произведений Лю Чжи-цзи (661–721) стал основоположником этого направления. В 710 г. он составил труд «Проникновение в историю», где детально рассмотрел и критически проанализировал предшествующие исторические труды. Его подход к научному исследованию и указанная книга служили образцом для последующих поколений ученых.
|
Глава 1. Ранние теории
Устойчивая политико-историческая идеологема, которая возникла еще в Древнем Китае, просуществовала все Средние века и Новое время. Согласно этому взгляду, исторический процесс рассматривается как повторение династических циклов, каждый из которых продолжался, пока данная династия следовала «воле Неба», и заканчивался ее гибелью, когда она нарушала «волю Неба» и потому утрачивала «небесный мандат» на управление страной. В этом плане очень интересны династийные истории, которые составлялись уже после падения династии (по приказу монарха из новой династии), когда появлялась возможность критически оценить результаты деятельности прошлых правителей и применить концепцию «мандата неба». Первая из них, «Хань шу» («История династии Хань»), принадлежит еще знаменитому древнекитайскому историку Бань Гу (32–92), последняя, «Мин ши» («История династии Мин»), была составлена в XVIII в. при маньчжурской династии Цин (1644–1911). «Истории», как уже сказано, построены, в принципе, по одному плану, подражающему произведению первого китайского историка Сыма Цяня «Исторические записки» («Ши цзи»). Во всех них присутствуют два главных раздела – «Основные записи» и «Биографии».
Наиболее плодотворным временем для исторической и общественной мысли был первый период Средних веков (с III по X в.), особенно время династии Тан (618–907 гг.), когда благодаря труду большой плеяды историков китайская историография достигла зрелости. Одним из примеров плодотворности указанного периода было составление тринадцати из двадцати четырех династийных историй. Собственно говоря, почти все основные жанры исторических произведений, их конструкция, теоретические установки, принципы отношения к изучаемому материалу, многие конкретные приемы появились именно в указанную эпоху, став прочным базисом дальнейшего развития китайской историографии.
Таблица. Выдающиеся историки, философы и мыслители
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Автор | Даты | Государство | Название произведения |
Конфуций (Кун-цзы) | 551–479 гг. до н. э. | Китай | «Лунь юй» («Беседы и суждения») |
Каутилья | IV–III в. до н. э. | Индия | «Артхашастра» («Наука о пользе») |
Теория и методология истории
Продолжение табл.
Сыма Цянь | 145–86 гг. до н. э. | Китай | «Исторические записки» |
Бань Гу | 32–92 гг. н. э. | Китай | «История Ханьской династии» |
АНТИЧНОСТЬ
|
Автор | Даты | Страна | Название произведения |
Гесиод | VIII–VII вв. до н. э. | Греция (Беотия) | «Труды и дни» |
Гекатей | ок. 546–480 гг. до н. э. | Греция (Милет) | «Описание земли» |
Геродот | Род. 490–480 гг. до н. э. – ум. 430– 424 гг. до н. э. | Греция (Афины и др. места) | «История» |
Фукидид | 460–400 гг. до н. э. | Греция (Афины) | «История Пелопоннесской войны» |
Платон | 428–348 гг. до н. э. | Греция (Афины) | «Государство» |
Аристотель | 384–322 гг. до н. э. | Греция (Афины) | «Политика» |
Полибий | 200–120 гг. до н. э. | Греция (Аркадия), Рим | «Всеобщая история» |
Лукреций Кар | Род. ок. 99–95 гг. – ум. 55 гг. до н. э. | Римская республика (римский поэт и философ) | «О природе вещей» |
Тит Ливий | 59 г. до н. э. – 17 г. н. э. | Римская республика, ранняя империя | «Римская история от основания города» |
Плутарх | Ок. 45 – ок. 127 гг. н. э. | Ранняя Римская империя (греческий историк из Беотии) | «Сравнительные жизнеописания» |
Тацит | Ок. 56 – ок. 117 гг. н. э. | Ранняя Римская империя (римский историк) | «История» |
Глава 1. Ранние теории
Продолжение табл.
1 2 3 4
Лукиан | Прибл. 120–125– после 180 гг. н. э. | Римская империя (греческий философ и писатель из Са-мосаты) | «Как следует писать историю» |
Аммиан Мар-целлин | ок. 330 – ок. 400 гг. н. э. | Поздняя Римская империя | «Деяния» |
СРЕДНИЕ ВЕКА
Автор | Даты | Страна | Название произведения |
Евсевий Кесарий- ский | ок. 260–340 гг. | Римская империя | «Церковная история» |
Августин | 354–430 гг. | Римская империя | «О граде Божьем» |
Павел Орозий | ок. 380–420 | Римская империя | «История против язычников в семи книгах» |
Прокопий Кесарий- ский | между 490 и 507 – после 562 гг. | Византия | «Тайная история» |
Лю Чжи-цзи | 661–721 гг. | Китай | «Проникновение в историю» |
Беда Дос-топочтен-ный | 672/73 – ок. 735 гг. | Англия | «Церковная история народа англов» |
Хань Юй | 768–823 гг. | Китай | «О человеке» |
Абу Али ибн Миска-вайх | ум. 1030 г. | Арабский халифат | «Книга опытов народов» |
Михаил Пселл | 1018 – ок. 1078 или ок. 1096 гг. | Византия | «Хронография» |
Нестор | XI–XII вв. (гг. рожд. и смерти не уст.) | Древняя Русь | «Повесть временных лет» |
Оттон Фрейзин- генский | после 1111– 1158 гг. | Германия | «Хроника» |
Теория и методология истории
Окончание табл.
Иоахим Флорский | Ок. 1132–1202 гг. | Италия | «Пособие к Апокалипсису» |
Ибн Халдун | 1332–1406 гг. | Египет | «Мукаддима» («Введение» к историческому труду) |
Жан Фруас-сар | ок. 1337 – после 1404 гг. | Франция | «Хроники» |
Филипп де Коммин | 1447–1511 гг. | Франция | «Мемуары» |
Андрей Михайлович Курбский | 1528–1583 гг. | Российское государство | «История о великом князе Московском» |
Иннокентий Гизель | Ок. 1600–1683 гг. | Польско-Литовское государство/ Российское государство (Киев) | «Синопсис» (краткое собрание от разных летописцев) |
Рекомендуемая литература
Вайнштейн О. Л. 1964. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л.
Гринин Л. Е. 2012. От Конфуция до Конта: Становление теории, методологии и философии истории. М.: ЛКИ.
Коллингвуд Р. Дж. 1980. Идея истории. Автобиография. М.: Наука.
Лосев А. Ф. 1977. Античная философия истории. М.: Наука.
Немировский А. И. 1986. Рождение Клио: у истоков исторической мысли. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та.
Шапиро А. Л. 1993. Историография с древнейших времен до 1917 г. М.: Культура.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!