Византия, Русь, Средневековый Восток — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Византия, Русь, Средневековый Восток

2017-06-11 191
Византия, Русь, Средневековый Восток 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Византийская историографическая традиция так же, как и западно­европейская, развивалась под влиянием трудов ранних христиан­ских писателей, особенно Евсевия Кесарийского, Августина, Оро-зия. Кроме того, она впитала черты античного наследия. Одним из самых известных историков раннего периода Византии был Про-копий Кесарийский (между 490 и 507 – после 562 г.), преуспевший на службе при дворе императора Юстиниана I, периоду правления которого и посвящены главные произведения Прокопия. В VI в. именно при Юстиниане, названном Великим, был период наивыс­шего подъема Византийской империи, когда казалось, что удастся возродить Римскую империю в полном объеме и на Востоке, и на Западе. Однако Юстиниан надорвал силы империи. Это определяет двойственность в позиции Прокопия. Если в своих официальных произведениях он прославляет императора, его войны и политику, то в «Тайной истории» подвергает Юстиниана и его окружение критике и резкому моральному осуждению, изображая его правле­ние как тиранию, а результаты его политики расценивая как губи­тельные для государства.



Теория и методология истории


С VII в. основным жанром становится всемирно-историческая хроника, ориентирующаяся на библейскую модель истории чело­вечества. Но как теоретический уровень анализа событий, так и уровень критического метода источников был низким, хронисты широко использовали всевозможные легенды и баснословные рас­сказы, не отделяя их от достоверных сведений. В XI–XII вв. визан­тийская историография переживала подъем – появился ряд вы­дающихся авторов, создавших яркие произведения.

В Византии, как и в Западной Европе, главными жанрами исто­риографии были хроника и история, и также постепенно шел поиск возможностей синтеза обоих жанров. Одним из писателей, преоб­разовавших «хронику» в «историю», был крупнейший историк Михаил Пселл (1018 – ок. 1078 или ок. 1096), автор «Хроногра-фии», посвященной столетнему периоду византийской истории (976–1077 гг.). Каждая глава сочинения Пселла посвящена опреде­ленному императору.

Русская общественно-политическая и историческая литература имеет немало общих черт с европейской, поскольку: а) обе опира­лись на авторитет Священного Писания и произведений ранних христианских писателей (отсюда, в частности, провиденциализм, использование библейских образов и пр.); б) история Руси описы­валась как часть всемирной, то есть библейской истории. Однако на формирование русской философско-исторической мысли повли­ял раскол христианской церкви в XI в., в связи с чем православная Русь оказалась в другом – византийском – идеологическом лагере.

Главным жанром русской исторической литературы были ле­тописания – погодовые записи об отдельных исторических событи­ях. Эта традиция сохранилась вплоть до XVI в. Летописные своды были более универсальным жанром, чем европейские хроники, так как могли произвольно расширяться за счет различных текстов или устных преданий. Они могли дополняться вставками и новыми хронологическими записями более поздних авторов. При этом все дошедшие до нас летописи являются сводами, в состав которых вошли более ранние тексты. «Повесть временных лет», созданная в начале XII в., дает начало наиболее известным летописям XIV и последующих веков. Автором первой редакции «Повести…» счи­тают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

В период удельной раздробленности патриотизм местных лето­писцев переплетался с идеями общего единства всех княжеств.


Глава 1. Ранние теории



Среди политических идей русской литературы в первую очередь выделяется концепция необходимости единства Русской земли и прекращения перед лицом внешнего врага княжеских усобиц.

С усилением Москвы постепенно укрепляется идея подчинения всех русских государей великому князю Московскому. Москва и ее правители изображались прямыми преемниками киевских князей. В годы царствования Ивана Грозного были созданы грандиозные труды: многотомный летописный «Лицевой свод» и «Степенная книга» – династическая история московских правителей, возводи­мая к первым киевским князьям. Ее основой стала идея «богоиз­бранности Руси», которая получила развитие в теории «Москва – Третий Рим». Она была сформулирована монахом Псково-Печер-ского монастыря Филофеем около 1524 г. Вторым Римом считался павший под натиском турок Константинополь. Главой православ­ного христианства после этого стала Москва. Филофей говорил, что «два Рима падоша, а третий (то есть Москва) стоит, а четверто­му не быти».

Важное место в философии истории занимает арабская мысль. В IХ–ХI вв. мусульманская историография переживает расцвет: появляются обобщающие труды по всеобщей истории, претен­дующие на освещение всего исторического процесса, в том числе за пределами исламского мира. Наиболее выдающимся представи­телем арабской общественной мысли был Ибн Халдун (1332–1406), историк, философ и первый арабский социолог. В большом «Вве­дении» (по сути, самостоятельном историко-социологическом про­изведении) к обширному историческому труду «Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» он развивал философско-исторические идеи, в ряде отно­шений опередившие европейскую мысль. Ибн Халдун стремился проникнуть в изучение частных явлений «через врата общих при­чин» и основу социальных явлений видел в материальной жизни людей, в их хозяйственной деятельности и природном окружении. Ему принадлежит глубокая мысль о циклическом развитии госу­дарственности у кочевников, обусловленном, по его мнению, тем, что каждая из кочевнических правящих династий через несколько (обычно три) поколений приходит в упадок из-за изнеженности и расточительства правителей. К власти приходят суровый прави­тель и его сплоченное особыми узами близости (асабией) племя. Но затем асабия слабеет, кочевники привыкают к роскоши и цикл повторяется.



Теория и методология истории


Многие черты средневековой китайской историографии и фи­лософии были заложены еще при династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), то есть в период древнего мира. В частности, известный конфуцианский мыслитель Дун Чжун-шу (ок. 179–104 гг. до н. э.), используя наработки своих предшественников, например Кун-цзы (Конфуция), Мэн-цзы и Хань Фэя, выдвинул концепцию общест­венного устройства. Оно должно руководствоваться «тремя устоя­ми»: властью монарха над народом, отца над детьми и мужа над женой; «пятью постоянствами» (незыблемыми правилами): челове­колюбием, справедливостью, этикетом, мудростью и доверием; а также жизнью согласно правилам: «почитая Небо и следуя древ­ности». Таким образом, в подход Конфуция к прошлому был прив­несен новый элемент – Небо, что сакрализовало данное построение и подняло его на более высокий уровень, позволив создать устой­чивую идеологему (см. ниже).

Значимость философских и исторических знаний поддержива­лась государством разными способами, включая финансирование, систему экзаменов, создание библиотек и архивов, периодами су­ществовала монополия на создание исторических трудов. Назнача­лись особые чиновники-историки, имелись историографические канцелярии, собирающие сведения о текущих событиях. Благодаря этому в китайской историографии существовала практика, мало использовавшаяся в историографии других стран до XVIII в. (и ставшая распространенной только в XIX–ХХ вв.), – над крупны­ми сводными историческими произведениями по заказу правитель­ства трудились нередко коллективы ученых.

Длительность традиции и накопление материала, с одной сто­роны, и потребность в создании новых трудов – с другой, привели к большому разнообразию жанров, расширению предмета филосо­фии и истории, развитию критических методов и источниковеде­нию, фактически к сложению таких вспомогательных дисциплин, как эпиграфика, археография, наконец, к возникновению историо­графии в узком смысле слова, то есть истории исторической науки. Крупный сановник, историк, член нескольких комиссий по состав­лению официальных исторических произведений Лю Чжи-цзи (661–721) стал основоположником этого направления. В 710 г. он составил труд «Проникновение в историю», где детально рассмот­рел и критически проанализировал предшествующие исторические труды. Его подход к научному исследованию и указанная книга служили образцом для последующих поколений ученых.


Глава 1. Ранние теории



Устойчивая политико-историческая идеологема, которая воз­никла еще в Древнем Китае, просуществовала все Средние века и Новое время. Согласно этому взгляду, исторический процесс рассматривается как повторение династических циклов, каждый из которых продолжался, пока данная династия следовала «воле Неба», и заканчивался ее гибелью, когда она нарушала «волю Не­ба» и потому утрачивала «небесный мандат» на управление стра­ной. В этом плане очень интересны династийные истории, кото­рые составлялись уже после падения династии (по приказу мо­нарха из новой династии), когда появлялась возможность крити­чески оценить результаты деятельности прошлых правителей и применить концепцию «мандата неба». Первая из них, «Хань шу» («История династии Хань»), принадлежит еще знаменитому древ­некитайскому историку Бань Гу (32–92), последняя, «Мин ши» («История династии Мин»), была составлена в XVIII в. при мань­чжурской династии Цин (1644–1911). «Истории», как уже сказа­но, построены, в принципе, по одному плану, подражающему произведению первого китайского историка Сыма Цяня «Истори­ческие записки» («Ши цзи»). Во всех них присутствуют два глав­ных раздела – «Основные записи» и «Биографии».

Наиболее плодотворным временем для исторической и общест­венной мысли был первый период Средних веков (с III по X в.), особенно время династии Тан (618–907 гг.), когда благодаря труду большой плеяды историков китайская историография достигла зрелости. Одним из примеров плодотворности указанного периода было составление тринадцати из двадцати четырех династийных историй. Собственно говоря, почти все основные жанры историче­ских произведений, их конструкция, теоретические установки, принципы отношения к изучаемому материалу, многие конкретные приемы появились именно в указанную эпоху, став прочным бази­сом дальнейшего развития китайской историографии.

Таблица. Выдающиеся историки, философы и мыслители

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

 

Автор Даты Государство Название произведения
       
Конфуций (Кун-цзы) 551–479 гг. до н. э. Китай «Лунь юй» («Беседы и суждения»)
Каутилья IV–III в. до н. э. Индия «Артхашастра» («Наука о пользе»)


Теория и методология истории


Продолжение табл.

 

       
Сыма Цянь 145–86 гг. до н. э. Китай «Исторические за­писки»
Бань Гу 32–92 гг. н. э. Китай «История Ханьской династии»

АНТИЧНОСТЬ

 

Автор Даты Страна Название произведения
Гесиод VIII–VII вв. до н. э. Греция (Беотия) «Труды и дни»
Гекатей ок. 546–480 гг. до н. э. Греция (Милет) «Описание земли»
Геродот Род. 490–480 гг. до н. э. – ум. 430– 424 гг. до н. э. Греция (Афины и др. места) «История»
Фукидид 460–400 гг. до н. э. Греция (Афины) «История Пелопоннес­ской войны»
Платон 428–348 гг. до н. э. Греция (Афины) «Государство»
Аристотель 384–322 гг. до н. э. Греция (Афины) «Политика»
Полибий 200–120 гг. до н. э. Греция (Арка­дия), Рим «Всеобщая история»
Лукреций Кар Род. ок. 99–95 гг. – ум. 55 гг. до н. э. Римская рес­публика (римский поэт и фило­соф) «О природе вещей»
Тит Ливий 59 г. до н. э. – 17 г. н. э. Римская республика, ранняя империя «Римская история от основания города»
Плутарх Ок. 45 – ок. 127 гг. н. э. Ранняя Рим­ская империя (греческий ис­торик из Бео­тии) «Сравнительные жизнеописания»
Тацит Ок. 56 – ок. 117 гг. н. э. Ранняя Рим­ская империя (римский ис­торик) «История»

Глава 1. Ранние теории



Продолжение табл.

1 2 3 4

Лукиан Прибл. 120–125– после 180 гг. н. э. Римская импе­рия (греческий философ и пи­сатель из Са-мосаты) «Как следует писать историю»
Аммиан Мар-целлин ок. 330 – ок. 400 гг. н. э. Поздняя Рим­ская империя «Деяния»

СРЕДНИЕ ВЕКА

 

Автор Даты Страна Название произведения
       
Евсевий Кесарий- ский ок. 260–340 гг. Римская империя «Церковная история»
Августин 354–430 гг. Римская империя «О граде Божьем»
Павел Орозий ок. 380–420 Римская империя «История против язычников в семи книгах»
Прокопий Кесарий- ский между 490 и 507 – после 562 гг. Византия «Тайная история»
Лю Чжи-цзи 661–721 гг. Китай «Проникновение в историю»
Беда Дос-топочтен-ный 672/73 – ок. 735 гг. Англия «Церковная история народа англов»
Хань Юй 768–823 гг. Китай «О человеке»
Абу Али ибн Миска-вайх ум. 1030 г. Арабский халифат «Книга опытов наро­дов»
Михаил Пселл 1018 – ок. 1078 или ок. 1096 гг. Византия «Хронография»
Нестор XI–XII вв. (гг. рожд. и смерти не уст.) Древняя Русь «Повесть временных лет»
Оттон Фрейзин- генский после 1111– 1158 гг. Германия «Хроника»


Теория и методология истории


Окончание табл.

 

       
Иоахим Флорский Ок. 1132–1202 гг. Италия «Пособие к Апокалипсису»
Ибн Халдун 1332–1406 гг. Египет «Мукаддима» («Введение» к историческому труду)
Жан Фруас-сар ок. 1337 – после 1404 гг. Франция «Хроники»
Филипп де Коммин 1447–1511 гг. Франция «Мемуары»
Андрей Михайло­вич Курб­ский 1528–1583 гг. Российское государство «История о великом князе Московском»
Иннокентий Гизель Ок. 1600–1683 гг. Польско-Литовское государство/ Российское государство (Киев) «Синопсис» (краткое собрание от разных летописцев)

Рекомендуемая литература

Вайнштейн О. Л. 1964. Западноевропейская средневековая историогра­фия. М.; Л.

Гринин Л. Е. 2012. От Конфуция до Конта: Становление теории, мето­дологии и философии истории. М.: ЛКИ.

Коллингвуд Р. Дж. 1980. Идея истории. Автобиография. М.: Наука.

Лосев А. Ф. 1977. Античная философия истории. М.: Наука.

Немировский А. И. 1986. Рождение Клио: у истоков исторической мыс­ли. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та.

Шапиро А. Л. 1993. Историография с древнейших времен до 1917 г. М.: Культура.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.