История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-11 | 244 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Гуманистическая историография в Италии представлена именами Л. Бруни, Ф. Бьондо, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. Термины «гуманизм» и «гуманисты» означают, что именно человек и его земные проблемы (а не проблемы веры) оказались теперь в центре внимания интеллектуалов.
Историческое сознание в период Возрождения (особенно раннего) характеризуется стремлением вернуться к античному наследию как к некоему идеалу. В некоторой степени это объяснялось сходством политического устройства античных и итальянских городов-государств. Отсюда и название эпохи – Возрождение, или Ренессанс, так как представители новой культуры – гуманисты – расценивали этот период как возврат к античным культурным и духовным ценностям.
Существуют общие черты между теорией, методологией истории и историографией раннего Возрождения и Средних веков. Для них было характерно:
а) взгляд на историю не как на науку, а как на интеллектуаль
ное занятие, призванное влиять на читателей путем произвольного
подбора примеров; отсюда и недостаточное уважение к точности
фактов;
б) идеологи Возрождения продолжали принимать как данность
истории ряд церковных догм;
в) продолжалась традиция написания всемирных историй, хотя
и более совершенных, чем средневековые, но в целом столь же
компилятивных.
В период раннего Возрождения также усилился процесс политизации истории и, к сожалению, даже сознательной ее фальсификации. В эту эпоху каждый город-государство стремился обзавестись собственной историей. Гуманисты, многие из которых служили при папском и княжеских дворах, часто получали соответствующие заказы составить официозную историю государств или династий в риторическом стиле для тех или иных республик
|
Теория и методология истории
или княжеств. Кроме того, они часто писали историю в соответствии с запросом тех правителей, которые были заинтересованы в определенной интерпретации событий, поскольку это придавало притязаниям определенной династии или группы бóльшую достоверность. Тем не менее это не дает основания умалять реальных заслуг гуманистов.
Для периода раннего Возрождения XV – начала XVI в. можно говорить о ряде достижений исторической мысли:
1) Появление новой методологии истории, связанной с филологической критикой источников и текстов.
2) Развитие источниковедения, поскольку было найдено, возрождено и спасено от забвения и гибели огромное количество античных текстов и других реликтов Античности – надписи на твердом материале, статуи, здания.
3) Формирование нового подхода к периодизации истории и переоценка эпох. Историю, начиная с трудов Ф. Бьондо, делят на периоды уже не по библейским легендам, а на три реальные исторические эпохи: Античность, Средние, или «темные», века и Новое время (возрождения идеалов Античности). При этом эпоха Средних веков была коренным образом переоценена как время варварства, ее авторитеты перестали быть кумирами; одновременно античная эпоха признается выдающимся периодом и даже чрезмерно идеализируется. Новая периодизация истории с некоторыми хронологическими изменениями стала позже (в XVII–XVIII вв.) очень распространенной (древняя, средняя и новая история), она играет свою роль и в настоящее время.
4) Формирование нового отношения к человеку и начало секуляризации истории. Человек вновь стал центральной фигурой истории, а дела людей рассматривались как имеющие самостоятельный интерес, а не только в связи с замыслом Божьим.
В то же самое время мысль итальянских деятелей Возрождения не дала оригинальной теории и философии истории. Фактически они и не стремились к разработке такой теории, главным для них было противопоставление Античности и Средневековья.
|
Зарождение новой методологии истории было связано с введением в оборот большого количества древних текстов, в частности из практической потребности к установлению достоверности таких текстов. Новая методика основывалась прежде всего на блестящем знании латыни и древних языков и достижениях филологии. Новая
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 33
методология была успешно применена для установления подложности одного из самых важных для папского влияния документов – так называемого «Константинова дара». Этот документ обосновывал права папы на Рим. Церковь относила этот документ к IV в., когда жил император Константин, а на самом деле он был сфабрикован папской канцелярией в VIII в. Согласно этому тексту, римский император Константин якобы передал город Рим и светскую власть над западной частью Римской империи, в том числе и над Италией, в управление римскому папе Сильвестру I (314– 335) в благодарность за исцеление и в связи с принятием Константином христианства, а сам император переезжал на Восток в город Константинополь.
Данный документ тем самым не только обосновывал права римских пап на Рим, но и служил для них юридическим основанием в претензиях на светскую власть (а также был аргументом в спорах о том, чья власть выше – папы или императора). В подлинности этого документа сомневались давно. В 1440 г. Лоренцо Валла (1407–1457) по заказу арагонской династии Неаполитанского королевства, которая выступала против притязаний папы, написал знаменитый «Трактат о ложности дара Константина». Среди разных аргументов наиболее важным стала филологическая критика текста. В частности, грамматически анализируя отдельные фразы, Валла обнаруживает варварский характер латыни «Константинова дара», на которой римлянин IV в. писать не мог; историк сравнивает язык некоторых мест «Константинова дара» с языком «Апокалипсиса» Библии и указывает, что оттуда взяты целые фразы, и т. п. Новый способ анализа в период раннего Возрождения не получил распространения, но в дальнейшем не раз использовался для разоблачения исторических фальшивок и преодоления концепций и представлений, выработанных средневековой историографией.
|
Важное значение для философии истории сыграла политическая теория Никколо Макиавелли (1469–1527). Макиавелли был не только одним из крупнейших историков эпохи итальянского Возрождения, но и самым крупным теоретиком этого времени. Его труд «Государь» стал наиболее известным политологическим произведением начала XVI в. Макиавелли исходил из признания того, что в истории действуют объективные закономерности, независимые от воли людей и богов. Он также развивал сход-
Теория и методология истории
ную с идеей Полибия концепцию о циклическом развитии форм политической организации общества (см. главу 1). В частности, по его мнению, демократия вырождается во власть черни и в анархию. После этого государство должно погибнуть, если к власти не придет сильная личность, способная установить порядок и провести должные изменения в этом раздираемом враждой обществе. Выход для Италии он видит в ее объединении под властью сильного и лишенного угрызений совести государя, которому для достижения этой цели дозволено использовать все средства.
У Макиавелли много ценных и глубоких идей. Однако именно в этом моменте позволительности совершать преступления ради цели и заключается новый и ставший знаменитым подход Макиавелли как политического теоретика. Так возникло понятие «макиавеллизма» как олицетворения политического коварства. Однако в реальности Макиавелли писал не о моральной вседозволенности правителя, а показывал, что любая власть внемо-ральна по своей сути. Эта теория срывала лицемерный покров таинственности, божественной благодати и ореола с политической власти вообще и власти монархической в частности. Политика представала во всей ее противоречивости и реальности, а ее изучение переходило на уровень научного анализа. Откровенно и грубо описав соотношение моральных норм и политической целесообразности, он поставил перед политической наукой одну из самых сложных и дискуссионных проблем, которая уже несколько веков не может оставить никого равнодушным.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!