Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-06-11 | 226 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В смысле проблематики, общих идей и подходов XVII и XVIII вв. имеют очень много общего, но многие проблемы, только намеченные в работах XVII в., в XVIII в. получают мощное и порой совсем новое звучание. Это время господства рациональности – все начинает измеряться с точки зрения соответствия разумному. Как и в XVII в., развивается стремление найти универсальные и вечные законы истории и общества. Продолжает развиваться механистический взгляд на общество как некий агрегат индивидов (а не как на систему или социальный организм). С течением времени этот взгляд перерос в убеждение о безграничных возможностях рационального переустройства общества.
В эпоху Просвещения начинает складываться философия истории. Важной для этого времени была тема единой и неизменной человеческой природы и поиска вытекающих из этого универсальных законов. Одним из таких законов некоторым просветителям (Тюрго, Кондорсе) виделся закон общественного прогресса. В отличие от единообразно формулируемых законов природы вопрос,
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 41
в чем заключается единство человеческой природы и какие следствия для общества отсюда вытекают, решался различными мыслителями по-разному. Например, одни философы видели идеал общества в коммунизме, другие – в индивидуальной свободе.
Внимание мыслителей также привлек вопрос, почему при единой природе людей столь разнообразны государственные формы и порядки. Дж. Вико, например, объяснял эту смену законом циклического развития, А. Барнав (1761–1793) – устареванием законов и отношений в связи с развитием общества. Исходя из этого, он также рассматривал революции как закономерные этапы развития. Монтескьё уделял большое внимание различию географических условий. Вольтер указывал на роль выдающихся законодателей.
|
Главными движущими силами человеческой истории просветители считали разум, просвещение, деятельность выдающихся правителей, а тормозом развития – невежество, предрассудки, суеверие, религиозный фанатизм, ошибки и прямой обман. Важную роль просветители придавали также естественным стремлениям и «интересам» людей, их страстям и идеям. Хорошо выражает такой подход афоризм П. А. Гольбаха (1723–1789): «Мнения правят миром». Реже встречаются (например, у Тюрго, Кондорсе, представителей шотландской философско-исторической школы Робертсона, Фергюсона) идеи о важной роли развития промышленности, торговли, изобретений и иных материальных движущих сил.
Одним из главных достижений философии истории Просвещения стала идея прогресса, которая до сих пор не потеряла своей актуальности во многих философских и исторических построениях. Эта теория связывается главным образом с именами Вольтера, Тюрго, Гердера и Кондорсе. Прогресс они рассматривали как поступательное развитие культуры, нравов, наук и искусств, в меньшей степени – промышленности, техники, торговли. Однако в подходах просветителей к прогрессу чувствуется недостаток историзма, так как он часто трактуется ими как бесконечное поступательное развитие.
Теория прогресса имела разную трактовку у различных ее приверженцев. В одних случаях ее распространяли на все эпохи человеческой истории, начиная с зарождения цивилизации (Кондорсе); в других случаях (Вольтер) прогресс признавали лишь для отдель-
Теория и методология истории
ных периодов (Античность, эпоха Возрождения). Тюрго в прогрессе видел всеобщий исторический закон.
Вместе с теорией прогресса формируется и идея поступательного развития человечества, которая в чистом виде встречается, в частности, у Кондорсе. Но и Вольтер основную задачу всемирной истории видел в том, чтобы показать, «через какие ступени люди пришли от грубого варварства прежних времен к культуре нашего времени». Аналогично подходили к всемирной истории Кант и Шиллер. Немецкие просветители вообще внесли важный вклад в развитие этой идеи. Виднейший представитель философии истории в Германии И. Г. Гердер (1744–1803), в чем-то предвосхищая историзм следующего века, пытался сочетать идею поступательного развития единого человечества с признанием самостоятельного значения сменявшихся в ходе истории эпох и последовательно вступавших на ее сцену народов.
|
Теория прогресса способствовала и появлению содержательных (концептуальных) периодизаций, которые теперь у отдельных исследователей строились согласно стадиям и этапам прогресса (так, периодизация Кондорсе насчитывает десять стадий). Стала относительно распространенной (Тюрго, Барнав, Фергюсон, А. Смит, Дес-ницкий) и четырехстадийная периодизация по этапам развития хозяйства: охотничье-собирательская, скотоводческая, земледельческая, промышленная (или коммерческая).
Из просветителей идею прогресса разделяли не все. Но даже те, кто ее принимал, иногда одновременно развивали и иные подходы. Например, в некоторых работах Ж. Ж. Руссо изображал историю общества по аналогии с развитием индивидуального человеческого организма: детство, юность, зрелость, старость. Детство человечества, по Руссо, – счастливый «золотой век», когда первобытные люди жили в «естественном состоянии», а современная цивилизация представлялась ему переходом к старости.
Значительно отличается от подходов просветителей теория итальянского мыслителя Дж. Вико (1668–1744). В основе концепции Вико лежат следующие идеи: 1) историческое развитие (процесс) происходит в виде круговорота от зарождения до гибели общества; 2) все народы развиваются по одной и той же схеме согласно вечной природе людей; 3) следовательно, зная историю одних народов, можно реконструировать историю других; 4) новые молодые народы начинают свой цикл уже с более высокого уровня развития (хотя эта идея высказывается им недостаточно четко
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 43
и последовательно). Последнее утверждение фактически делает исторический процесс, по Вико, спиралевидным.
|
Вико различает, кроме первичного «звериного состояния», три эпохи развития общества – божественную, героическую и человеческую. После их прохождения наступает упадок общества, и у новых народов история повторяется вновь. Этот круговорот уже проделан античным миром, и теперь происходит повторение того же круговорота в современной ему Европе. По мысли Вико, соответственно такой Вечной Истории все народы, независимо от расы и географических условий, проходят одни и те же фазы (от зарождения до полного упадка), причем в изменениях форм семьи, собственности, производства, политического строя, языка, мышления у разных народов существует параллелизм. Фактически им была сформулирована циклическая концепция истории цивилизаций.
В XVIII в. складывается национальная историографическая школа в России. Российские историки и публицисты XVIII в. использовали идеи, заимствованные из сочинений европейских просветителей. В. Н. Татищев (1686–1750) в своей «Истории Российской с самых древнейших времен», над которой работал около тридцати лет, активно использовал идею общественного договора – добровольной передачи части естественных прав государству и определенным сословиям. Из нее и из теории Монтескьё о влиянии климата на уклад жизни в каждой стране Татищев выводил заключение о необходимости монархического правления для России и неизменности существовавших порядков.
Предтечей славянофильства выступил М. М. Щербатов (1733– 1790), автор семитомной «Истории России от древнейших времен», который (трансформируя взгляды Руссо о естественном человеке) считал, что реформы Петра I вызвали в России упадок прежних естественных добродетелей и распространение дурных нравов. Важную роль сыграла дискуссия о происхождении Русского государства. Она развернулась между известным немецким историком, работавшим в России, Г. Ф. Миллером (1705–1783), опиравшимся на позицию своего предшественника Г. З. Байера (1694–1738), также служившего в Российской академии наук, и М. В. Ломоносовым. Немецкие историки выдвинули так называемую норманнскую теорию. Исходя из распространенной идеи о завоевании как исходном моменте возникновения государственности, они интерпретировали призвание варяжских князей Рюрика и его братьев (согласно «По-
|
Теория и методология истории
вести временных лет») как «завоевание», которое положило начало российской государственности. Ломоносов доказывал древность происхождения славян, считал, что русская история началась задолго до княжения Рюрика, а сам Рюрик имел славянское происхождение (однако в целом эти идеи не подтвердились историческими данными). Полемика по вопросу о норманнском завоевании в российской историографии не закончилась вплоть до настоящего времени.
Первая половина XIX в.
Если между XVII и XVIII вв. не было принципиального различия в подходах к истории и обществу, то между XVIII и XIX вв. – при определенной преемственности – пролегла довольно резкая духовная грань. Это во многом объяснялось реакцией на Великую французскую революцию и последовавшие за ней события. Идеи просветителей оказались во многом не соответствующими реальной истории. Стало ясно, что роль рациональности и разума в истории оказалась очень преувеличенной. Существующие институты, отношения и учреждения, какими бы неразумными они ни казались, нередко оправданы, поскольку опираются на определенные исторические реалии, а их изменение должно быть глубоко обоснованными. Волевое преобразование общества имеет свой предел, переход за который в конце концов ведет к откату назад, к старым институтам. Вышеуказанные выводы активно использовались консерваторами для оправдания роли церкви, религии, аристократии и монархии.
Значительным событием первой половины XIX в. стало появление принципа историзма. Принцип историзма требует рассматривать всякое явление в его развитии: зарождении, становлении и отмирании. Историзм как способ осмысления прошлого, современности и вероятного будущего предполагает поиск корней всех явлений в прошлом.
Историзм и новый тип историографии в начале XIX в. наибольшее развитие нашел в романтизме. Романтизмом называют довольно широкое неоформленное течение в философской и исторической мысли, художественной литературе и искусстве первых десятилетий XIX в. В философии и социальной мысли романтизм выражался во взгляде на общество как на нечто взаимосвязанное и в представлении об историческом процессе как о разумном по-
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 45
ступательном развитии, где каждой эпохе отведено свое особое место. Историография стремилась увидеть особенности жизни, психологии и быта каждой эпохи; современное состояние каждого народа объяснялось результатом медленного и длительного развития, а также реализацией изначально присущего этому народу особого «духа». В романтизме выделяют консервативное и либеральное направления. В выработке идейно-политической основы романтической консервативной историографии очень важную роль сыграли англичанин Э. Бёрк, французы-эмигранты Ж. де Местр, Ф. Шатоб-риан, немцы Ф. Шлегель, К. Л. Галлер, А. Мюллер. Идеи либерального романтизма выработали французские историки эпохи Реставрации (см. ниже).
|
Идеи романтизма были распространены по всей Европе, включая Россию, но наибольшее распространение они получили в Германии, оказав огромное влияние на всю дальнейшую немецкую историографию XIX в.
С точки зрения романтизма историю нужно изучать и развивать ради того, чтобы знать прошлое, а не ради воспитательных целей. Каждая эпоха имеет неповторимые черты, которые отражаются в языке, обычаях, быте, образе мыслей и т. д. Романтизм предполагает поиск в национальной истории особых черт данного народа, которые составляют его особый национальный дух. Кроме этого, романтизм способствовал введению в науку понятия органического развития (то есть медленного и определенного всем предшествующим ходом истории).
Романтизм стимулировал смещение интереса исследователей от всемирной истории к локальным, национальным историям, а также совпал со становлением национализма. Со временем национализм превратился в одну из наиболее популярных идеологий для развития исторической науки, а история стала частью идеологии национализма. Неудивительно, что романтизм особенно расцвел в Германии (и имел развитие также в России, где шел рост национального самосознания). При этом в Германии романтизм был по преимуществу консервативным (восхвалявшим прошлое), а во Франции, где продолжалась революционная эпоха, он стал либеральным.
Романтизм оказал влияние на развитие ряда известных научных школ, среди которых была историческая школа права. Она возникла в Германии в первой половине XIX в. Ее теоретические основы
Теория и методология истории
были разработаны Ф. К. Савиньи (1779–1861) и К. Ф. Эйхгорном (1781–1854). Данная школа придавала исключительное значение изучению исторических первоисточников и особое внимание уделяла их критике, она сделала много полезного в разных областях. В частности, историки этой школы много сделали для изучения обычного права, чем существенно углубили представления о начальных периодах истории. В основе построений исторической школы права лежит понятие о «народном духе», который дан народу с самого начала, в дальнейшем имеют место лишь проявления этого «духа» народа, соответствующие отдельным ступеням его развития. Вследствие этого основные законы страны медленно вызревают и создаются на протяжении веков. Отсюда у представителей исторической школы права повышенное внимание ко многим сторонам исторической действительности, включая и экономические изменения. В целом ее основные идеи можно считать консервативными, направленными на оправдание действительности (что было вообще свойственно немецкой мысли этого времени).
В известной мере с исторической школой права было связано творчество Л. Ранке (1795–1886). Однако его собственное влияние на историографию было столь велико, что нередко говорят об исторической школе Л. Ранке в Германии. Кредо работы этого историка выражено в его известной фразе, ставшей девизом историков: историю надо писать так, как это было на самом деле. Иными словами, его подход выражает идею уважения к фактам. Его работы в основном посвящены политической истории стран Западной Европы XVI–XVII вв. Ранке обосновывал принципы, которые можно назвать геополитическими: развивал идею сильного государства, считал, что внешняя политика преобладает над внутренней, а каждое государство стремится быть могущественным; это приводит к войнам, которые являются вечным законом существования государств. Как и многие другие, Ранке считал, что роль идей (прежде всего религиозных) в развитии общества является решающей.
Другой крупной фигурой был Б. Г. Нибур (1776–1831), крупнейший исследователь Древнего Рима и отчасти Греции. Нибур по праву считается основателем критического метода в изучении истории. Суть метода заключалась в разделении работы с источниками на две части: 1) аналитическую, то есть отделение легенд от достоверных свидетельств; 2) синтетическую, то есть восстановление
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 47
реальной картины исторической жизни. При этом историк должен иметь в виду, что в легендах можно встретить разбросанные «следы» реальности. Нибур также разрабатывает теорию исторического метода, показывает, что для правильного анализа необходимо знать историю самого источника и той традиции, в которой он создан.
Важное место в философии истории занимают взгляды Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Его воззрения на историю изложены главным образом в работе «Философия истории». Гегель применил новый диалектический метод к историческому процессу. Историческое развитие предстало как борьба противоположных начал, как переход количественных изменений в качественные. Выделив в качестве основного закона самодвижения истории единство и борьбу противоположностей, Гегель показал, каким образом объединяются, «примиряются» и составляют единую систему, казалось бы, такие абсолютно противоположные характеристики, как прогресс и регресс в истории, спокойные и социально бурные периоды, подъем одних обществ и упадок других. В концепции Гегеля противоречия исторического процесса выступали не как аномалия, а как его сущность и движущая сила. В этом Гегель сделал огромный шаг вперед, обнаружив внутренние источники развития, причем источники постоянные.
В гегелевской концепции каждая историческая эпоха является необходимым этапом исторического процесса, а весь процесс есть развитие представлений о свободе. Общество органически и закономерно развивается, причем «развитие является движением вперед от несовершенного к более совершенному» (прогресс). В развитии исторического процесса обнаруживается саморазвитие абсолютного (мирового) духа. Гегель выделял определенные ступени саморазвития абсолютного духа и соответственно этапы мировой истории. Носителем абсолютного духа в истории являлось несколько избранных (исторических) народов. Но этот дух проявлялся в них не одновременно, а последовательно.
Ход исторического процесса, по Гегелю, был следующим. «Мировой дух» прошел детский возраст в истории Древнего Востока (в Передней Азии и Египте), юность – в Греции, а его зрелость прошла в Риме. Наконец, в германско-христианском мире он обретает старость, которая, однако, может продолжаться еще очень долго. Прогресс истории Гегелем представлен как прогресс осознания свободы, идущий вместе со ступенями саморазвития миро-
Теория и методология истории
вого духа. На Древнем Востоке общество составляло бесправную массу, а свободен был только один человек – монарх. В Греции и Риме были рабы, а свободной оставалась лишь часть людей. Полной свободы «мировой дух» достигает только в германской Европе, особенно после Реформации. Согласно Гегелю, в современной ему Пруссии «мировой дух» окончательно должен познать свою свободу и осуществить цель своего развития. Тем самым он достигает высшей и последней ступени своего развития.
Концепцию Гегеля отличает преувеличение роли идеального фактора и соответственно занижение материальных факторов. Для Гегеля были характерны провиденциализм, телеология, истори-цизм и финальность истории, по которым исторический процесс развивается согласно свойствам «мирового духа», его цель уже заранее известна; саморазвитие «мирового духа» заканчивается в современной Гегелю Пруссии. Любопытно обратить внимание на то, что даже не в Англии, США или Франции, где имелись демократические институты, а именно в Пруссии, где еще существовала абсолютная монархия.
Если немецкие ученые под влиянием объективной задачи создания единого германского государства больше интересовались политико-правовыми аспектами истории, то французские мыслители под влиянием прошедших и назревающих революционных событий сосредоточивались на социально-политических аспектах действительности. Это выразилось также в разном представлении о ходе исторического процесса в немецкой и французской науках.
Анри Сен-Симон (1760–1825) принадлежит к лагерю социалистов-утопистов, он также оставил весьма заметный след в философии истории, многие его идеи оказали огромное влияние на целую плеяду историков и философов, а также стали одной из составных частей марксистского учения. На мировоззрение самого Сен-Симона оказали особое влияние Французская революция и промышленный переворот. Главные критерии прогресса, по Сен-Симону, – степень эксплуатации (и уровень личной свободы) производителей, а также производительность труда (так, труд крепостного производительнее труда раба; наемного рабочего – труда крепостного).
Сен-Симон считал, что общественно-политическое устройство общества зависит от отношений к собственности, а изменения последних приводят к смене стадий истории и в конце концов неиз-
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 49
бежно должны привести к социалистической организации общества. Классовая борьба, по его мнению, играла важную роль в истории. Сен-Симон обосновывал крайне важную для того времени мысль, что будущее – за классом индустриалов.
Исторический процесс, согласно Сен-Симону, осуществляется в виде поступательного движения, нарушаемого резкими кризисами (в том числе революциями). Эти кризисы наступают в результате противоречий между реальным соотношением социальных сил в обществе и формой его политической организации. Это коренным образом отличает его от романтиков, которые делали упор только на медленное (органическое) развитие.
Огюст Конт (1798–1857) был одно время секретарем Сен-Симона и развивал некоторые его идеи. Главной его заслугой является обоснование необходимости создания новой положительной (позитивной) философии, ему принадлежит идея и название новой науки об обществе – социологии. Взгляды Конта были реакцией на те исторические школы, которые увлеклись собиранием фактов и подготовкой к изданию исторических документов. Конт настаивал на том, что исторические факты должны использоваться в качестве исходного сырья для открытия законов социальной жизни. Для решения этой задачи он и предложил создать новую науку – социологию, которая должна сначала открыть факты о жизни человека, а затем обобщить эти факты в научные законы. Позитивная философия Конта послужила важным идеологическим стимулом для развития нового направления историографии – позитивизма. Однако с развитием позитивизма история (как познание индивидуальных фактов) постепенно отделилась от науки (как познание общих законов).
Сен-Симон и Конт предложили новые подходы к периодизации, хотя и исходили из разных оснований и критериев. Но важно, что и та и другая являются уже действительно научными периодизациями. Сен-Симон переосмыслил понятия «рабовладение» и «феодализм» в определенные стадии развития. Его схема стадий исторического развития состояла из: 1) первобытной догосударст-венной стадии; 2) рабовладельческой Античности (греко-римская стадия); 3) крепостнического феодализма (средневековая стадия); 4) «промышленного» общества (современная стадия). Эта периодизация с некоторыми изменениями была фактически заимствована марксизмом.
Теория и методология истории
Вслед за Сен-Симоном Конт также считал основной и главной причиной исторического развития общества прогресс разума. Поэтому Конт в своей периодизации исходит из сформулированного им «великого закона трех фазисов развития знаний – религиозного, метафизического и позитивного». Соответственно всю историю он делит на три стадии цивилизации: религиозную, метафизическую и научную.
В течение 1820-х гг. сформировалась знаменитая либеральная историческая школа эпохи Реставрации (Ф. Гизо, Ф. Минье, О. Тьерри и др.) В ряде моментов эти историки продолжали традиции просветителей, восприняли антифеодальный дух и исторический оптимизм. Но в целом они относились к романтизму и рассматривали исторический процесс как органическое развитие. Сходными с романтическими выглядят их представления о решающей движущей силе истории, которой, по мнению некоторых из них, было Провидение. Они стремились выявить исторические корни важнейших моментов французской истории и современного состояния общества, показать, как в Средние века возникли и развивались юридические и политические учреждения, соответствующие интересам буржуазии и либеральных слоев.
Вслед за Сен-Симоном представители этой школы выдвинули на первый план социальную историю. Особенно важной оказалась идея Сен-Симона о классовой борьбе, которая рассматривалась как важнейшая движущая сила развития. Либеральные историки исследовали классовую борьбу в феодальном обществе и понимали ее как борьбу «третьего сословия» во главе с буржуазией против феодальной аристократии. Разработка теории классовой борьбы стала важным шагом, способствующим углублению понимания одного из ведущих аспектов социальной жизни. Конечно, представления о классах и происхождении последних у них еще были довольно примитивными и неполными. Например, Тьерри объяснял происхождение классов во Франции и Англии результатом завоеваний (то есть в конечном счете представители победившего этноса – франки и норманны – становились аристократией, а побежденные – эксплуатируемым классом).
Ф. Гизо (1787–1874) в «Истории цивилизации во Франции» дал определение трех важных признаков феодализма: 1) условный характер земельной собственности; 2) слияние государственной власти с земельной собственностью (феодал был не только земельным
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 51
собственником, но и правителем для тех, кто сидел на его земле); 3) установление иерархии среди земельных владельцев, поскольку в феодальном обществе существовали договорные отношения между сеньорами и вассалами. Эти характеристики развивали понимание феодального строя и не случайно получили широкое распространение.
Нужно сказать несколько слов о русской исторической мысли первой половины XIX в. В этот период развивалась отечественная историография. Наиболее выдающимся трудом была двенадцатитомная «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (1766–1826). В основе труда лежала трансформированная на русский лад романтическая концепция консервативного плана о достоинствах монархии и аристократии. Карамзин доказывал преимущества абсолютной монархии для России. Он считал, что процветание и могущество страны имело место только при сильной центральной власти (и был тут, безусловно, прав). При этом, правда, он модернизировал историю, относя к самодержавию строй Киевской Руси при первых князьях. Роль самодержавия в России действительно была исключительно важной, но в XIX в. такая позиция оказывалась все-таки обращенной в прошлое, а не в будущее, что в итоге сделало труд Карамзина охранительным и консервативным.
Т. Н. Грановский (1813–1855) являлся одним из основателей русской школы всеобщей истории, заслугой которой было уже то, что впервые российские историки на научном уровне и вполне самостоятельно писали об истории европейских стран (до этого существовала главным образом историография России).
В 30–40-е гг. XIX в. российские писатели, мыслители и историки так или иначе были вовлечены в идеологические споры о путях развития России, оценке значимости петровских преобразований, отношениях России с государствами Европы. Характерно, что все стороны использовали современные им европейские идеи. Историки, литераторы, философы, относившие себя к славянофилам – А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, П. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, – развивали идеи самобытности России. Они считали реформы Петра I роковыми для страны, а пример Европы, которая начинает «загнивать» и погрязла в социальной вражде, неприемлемым. Особенностями русского пути они считали православие и русскую сельскую общину. Сторонники этого течения стремились изучать быт, характер народа, его нравы и обычаи.
52 Теория и методология истории
Противоположные взгляды отстаивали западники: литераторы и публицисты Н. В. Станкевич, И. С. Тургенев, историки Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин. Западники считали, что Россия пойдет тем же путем, что и Европа, а для преодоления ее отсталости необходимо по возможности использовать западные формы государственного управления, устройства социальной и экономической жизни. В ряде важных вопросов (ограничение крепостного права и самодержавия) славянофилы и западники фактически были довольно близки.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!