Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-06-11 | 336 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Отв. редакторы
В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гринин
Теория и методология истории: учебник для вузов / Отв. ред. В. В. Алексеев, Н. Н. Крадин, А. В. Коротаев, Л. Е. Гри-нин. – Волгоград: Учитель, 2014. – 504 с.
ISBN 978-5-7057-3876-2
Данный учебник предназначен для студентов, изучающих курс «Теория и методология истории» согласно образовательному стандарту последнего поколения по программе бакалавриата направления «История». Последовательно раскрываются различные теории исторического процесса, начиная с глубокой древности и до наиболее популярных теорий XX–XXI вв. (марксизм, цивилизацион-ный подход, теории модернизации, мир-системный анализ и др.). Детально рассмотрены основные факторы исторического процесса (природа, демография, роль личности и пр.), наиболее влиятельные теоретические парадигмы (школа «Анналов», гендерная история, история повседневности и пр.). Большое внимание уделено инструментарию историка – различным методам социального и исторического познания.
Предназначено для студентов, аспирантов и всех интересующихся теорией истории.
Рецензенты:
д-р ист. наук Ю. Е. Березкин; д-р ист. наук В. И. Дятлов
Издательство «Учитель».
400079, г. Волгоград, ул. Кирова, 143.
Формат 60×90/16. Тираж 3000 экз. (1-й завод – 1–500 экз.) Печ. л. 31,5. Заказ №
Отпечатано в ПК «Офсет». 400001, г. Волгоград, ул. КИМ, 6.
ISBN 978-5-7057-3876-2
© Издательство «Учитель», 2014
Оглавление
Введение................................................................................................................. 5
Часть 1. ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Глава 1. Ранние теории (д. ф. н. Л. Е. Гринин)............................................. 9
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в.
(д. ф. н. Л. Е. Гринин)......................................................................... 31
|
Глава 3. Марксизм (д. и. н. Л. Б. Алаев)........................................................ 55
Глава 4. Неоэволюционизм (д. и. н. А. В. Коротаев, чл.-корр. РАН
Н. Н. Крадин)....................................................................................... 90
Глава 5. Теории цивилизаций (к. и. н. И. Н. Ионов)................................... 107
Глава 6. Теории модернизации (д. и. н. И. В. Побережников).... 133
Глава 7. Мир-системный анализ (д. и. н. А. В. Коротаев,
чл.-корр. РАН Н. Н. Крадин)............................................................ 153
Глава 8. Макросоциологические теории последней трети ХХ – начала
XXI в. (д. ф. н. Н. С. Розов)......................................................... 167
Часть 2. ФАКТОРЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Глава 9. Природный фактор (д. ф. н. Л. Е. Гринин, д. и. н. А. В. Коро-
таев)....................................................................................................... 184
Глава 10. Демографический фактор (д. и. н. С. А. Нефедов,
д. и. н. А. В. Коротаев)..................................................................... 198
Глава 11. Производственно-технологический фактор
(д. ф. н. Л. Е. Гринин, д. и. н. С. А. Нефедов)............................... 216
Оглавление
Глава 12. Фактор диффузии инноваций (д. и. н. Е. В. Алексеева).. 234
Глава 13. Роль личности в истории (д. ф. н. Л. Е. Гринин)....................... 250
Часть 3. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 14. Школа «Анналов» и историческая антропология (чл.-корр.
РАН П. Ю. Уваров, д. и. н. Н. В. Трубникова)............................. 263
Глава 15. Гендерная история (д. и. н. Н. Л. Пушкарева)............................ 287
Глава 16. История повседневностей и микроистория (д. и. н.
Н. Л. Пушкарева)................................................................................ 312
Глава 17. Устная история (д. и. н. И. Б. Орлов)............................................ 335
Часть 4. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 18. Основы методологии социального и исторического позна-
ния (д. ф. н. Н. С. Розов)................................................................... 356
Глава 19. Методы исторического исследования (д. ф. н. Л. Е. Гринин, 386 д. и. н. А. В. Коротаев, чл.-корр. РАН Н. Н. Крадин)....
Глава 20. Логические методы и средства в социальном и историче-
ском познании (д. ф. н. Н. С. Розов).............................................. 409
|
Глава 21. Кросс-культурные методы (д. и. н. А. В. Коротаев).... 432
Глава 22. Клиометрика (д. и. н. Л. И. Бородкин)......................................... 440
Глава 23. Математическое моделирование исторических процессов.
Клиодинамика (П. В. Турчин, Ph.D.)............................................ 447
Библиография........................................................................................................ 460
Авторский коллектив.......................................................................................... 504
Введение
Данный учебник предназначен для студентов, изучающих курс «Теория и методология истории» согласно последнему образовательному стандарту по программе бакалавриата по направлению «История».
Понятие методология обозначает совокупность принципов и способов организации и построения научного исследования. Методология истории – это то, с чем сталкивается всякий историк хотя бы на уровне написания квалификационной работы – бакалаврского, дипломного или магистерского сочинения, введения и автореферата кандидатской диссертации и др. Казалось бы, это достаточно формальная вещь, можно ограничиться простым перечислением использованных при разработке темы диссертации методов. Однако на практике далеко не все могут четко и грамотно описать, какой инструментарий был использован в процессе исследования. Более того, по этим нескольким строкам можно достаточно уверенно квалифицировать теоретический уровень соискателя на ученую степень.
В советское время было принято считать, что у истории (как и у других конкретных наук) не может быть собственной методологии. Функции методологии замыкала на себя философия (так называемый «исторический материализм»). Историки должны были на практике подтверждать верность марксистского учения. По этой причине никаких специальных курсов методологического характера историкам официально не читалось. Только в годы перестройки и постсоветский период встал вопрос о методологии исторической науки. Соответствующий курс появился в образовательном стандарте. Методологическая проблематика активно обсуждалась на страницах академических журналов: «Вопросы философии» (1988, № 10; 1989, № 10), «Вопросы истории» (1994, № 6) и др. В прошлом десятилетии журнал «Новая и новейшая история» провел новую дискуссию, посвященную предмету учебной дисциплины методологического характера для студентов вузов. Участники дискуссии активно делились опытом преподавания этой дисциплины в различных университетах страны (Могильницкий 2003; Ани-кеев 2006; Голиков 2006; Ипполитов 2007; Калимонов 2007; Мо-
|
Теория и методология истории
гильницкий, Бочаров 2007; Смоленский 2007; Крадин 2010). Учебник, который вы держите в руках, в этом отношении значительно отличается от всех предшествующих.
В большинстве предыдущих учебных изданий много внимания уделено таким вопросам, как особенности исторического познания или понятие исторического факта. Мы полагаем, что эпистемология исторического знания – это в большей части предмет изучения такой дисциплины, как философия истории. Нисколько не умаляя важности данной дисциплины, мы бы все-таки хотели сосредоточиться на собственно исторических теориях и вопросах применения конкретных методов в историческом исследовании.
Для исторической науки последних десятилетий характерны: отказ от жестких однолинейных теорий и схем, наличие множества концептуальных подходов, преодоление евроцентризма и колониализма. При написании этого учебника мы сделали акцент на знакомство студентов не только с классикой, но и с современным состоянием теории исторической науки и основными методами, используемыми в конкретно-исторических исследованиях.
Соответственно учебник состоит из двух основных блоков – теоретического и методологического. В первом блоке изучаются различные интерпретации исторического процесса с древности до наших дней, студенты знакомятся с рядом наиболее важных современных подходов и концепций, во втором – дается информация об общенаучных и специальных исторических методах.
Начинается учебник с историографических глав, в которых рассматриваются основные теории исторического процесса, начиная с классических теорий Древности и Средневековья. Все эти теории могут быть сгруппированы в три больших направления: 1) теории, которые рассматривали историю как линейную эволюцию либо от золотого века к хаосу, либо наоборот (Гесиод, Конфуций, Августин и др.); 2) циклические теории (Полибий, Ибн Хал-дун и др.); 3) концепции неизменности универсальных форм (Аристотель и др.). Только в период Просвещения расцветает рациональное линейное прогрессивистское видение истории, в котором Запад представляется как венец развития человечества (концепции И. Гердера, А. Тюрго, Ж. Кондорсе, А. Смита, А. Фергюсона и др.). Анализируются истоки современного членения истории на пять фаз (первобытность, Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время), которое имплицитно встроено в систему нашего историче-
|
Введение
ского образования. Это деление происходит от трехчастной исторической схемы (Античность, Средневековье, Возрождение) Х. Келлариуса. Впоследствии оно было экстраполировано на весь остальной неевропейский мир, а после того как А. Сен-Симон наделил его социально-экономическим содержанием (первобытность, рабовладение, крепостничество, капитализм, ассоциация трудящихся), с некоторыми нюансами оно стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Особое внимание в учебнике уделено марксистской интерпретации истории. Этому вопросу посвящена третья глава. Далее в учебнике рассматриваются основные интерпретации исторического процесса в ХХ столетии. Нужно иметь в виду, что имеется два принципиально разных видения истории – линейное и циклическое. Первый взгляд предполагает выделение стадий исторического процесса (неоэволюционизм, теории модернизации и др.). Второй предполагает, что единства истории нет, есть отдельные крупные общности, которые живут жизнью отдельных организмов (цивилизационный подход). Между данными полюсами есть промежуточные теории, которые отпочковались от вышеуказанных подходов и пытаются преодолеть познавательные ограничения направлений-предшественников (теории многолинейной эволюции, мир-системный анализ). Определенное место в учебнике занимают различные современные методологические подходы – история повседневности, устная история, гендерная история и др. К сожалению, таких подходов настолько много, что далеко не вся проблематика оказалась включенной в содержание учебника. За пределами нашего рассмотрения оказались такие темы, как социальная история, макроистория, постмодернизм, постколониализм и др. Для этого пришлось бы написать еще один том. Мы также полагаем, что данные вопросы было бы уместно рассматривать в теоретико-методологических курсах для магистрантов.
Другой блок учебника посвящен методологическому инструментарию историка. Рассматриваются принципы построения научных теорий, в этой связи читатели знакомятся с работами таких авторитетов в области методологии науки, как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос. Далее рассматриваются общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, моделирование. Показывается специфика общественных и гуманитарных наук. Дается представление о методах теоретического анализа, таких как сравнение, анализ и синтез. По-
|
Теория и методология истории
сле этого студенты знакомятся с главными методами, используемыми в работах историков: нарративным (описательным), истори-ко-генетическим, сравнительным, структурным, системным, типологическим. Определенное внимание уделяется методам критики исторического источника и исторической герменевтике.
В сжатой форме даются сведения об использовании количественных методов в исторических исследованиях, а также о таких научных направлениях, как клиометрика (клиометрия) и клиоди-намика. Рассказывается о трех основных достижениях использования количественной методологии: 1) использование статистических методов при работе с массовыми источниками в истории и археологии (студенты знакомятся с работами наиболее значимых представителей отечественной школы, а также с идеями флагмана американской клиометрии – лауреата Нобелевской премии Р. Фогеля); 2) анализ кросс-культурных корреляций в современной социокультурной и исторической антропологии; 3) математическое моделирование ряда исторических систем и процессов.
Необходимо заметить, что за последние полтора десятилетия произошли важные изменения в понимании места теоретического знания в отечественной исторической науке. Многие еще помнят, что в советское время историкам фактически было отказано в праве на теоретические исследования. Специалисты по историческому материализму априори считали это своей прерогативой. В настоящее время важность теории и методологии истории глубоко осознана самим профессиональным сообществом. Сделаны важные шаги в закреплении подобных знаний на уровне образовательного процесса. Соответствующие курсы преподаются в университетах будущим историкам, издаются учебные пособия, проводятся научные и практические конференции. Однако важно помнить, что теоретическое знание важно для историков не как интеллектуальная игра с терминами, а как инструмент, с помощью которого можно получить новое знание, углубить наши представления о прошлом.
Часть 1
ТЕОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Глава 1 РАННИЕ ТЕОРИИ
Древний Восток
Прообраз историографии появляется на Ближнем Востоке (в Шумере, Аккаде и Египте) вместе с появлением письменности, в III– II тыс. до н. э. Списки правителей, исторические надписи царей, древнейшие погодовые и иные записи о важнейших событиях, а также хроники можно считать первыми историческими текстами. При этом возникают целенаправленный отбор и интерпретация исторических фактов (например, в надписях эпохи Древнего, Среднего и особенно Нового царства в Египте, прославлявшие деяния и завоевательные походы фараонов). Крайне важно отметить появление государственных, храмовых и частных архивов. Постепенно происходят усложнение и смена форм исторических сочинений, в которых появляются уже и первые – еще очень неразвитые – идеи о причинах исторических событий, которые объяснялись «волей богов».
Мыслители Ближнего Востока не оставили полноценных исторических сочинений, подобных античным. Однако для понимания преемственности развития мировой мысли об истории важно учитывать, что греки многое заимствовали из государств Ближнего Востока. А исторические книги Библии («Книга Царств» и др.) оказали впоследствии огромное влияние на средневековую историографию и теологию истории.
В Индии, как и в целом в Южной Азии, при всех достоинствах древнеиндийской культуры интерес к прошлому так и не привел к возникновению осмысленной исторической письменной традиции (не говоря об историописании). Исторические события упоминаются в литературе довольно редко и обычно в полулегендарных повествованиях. Хроники составлялись лишь в буддийских монастырях на Цейлоне в первые века н. э., и посвящены они были пре-
Теория и методология истории
имущественно распространению учения Будды и взаимоотношениям между монастырями.
Интересно, что некоторые философско-мифологические идеи об историческом процессе у различных народов древности перекликались между собой. Например, золотой век человеческого общества некоторым мыслителям виделся в идеализированном далеком прошлом, когда люди еще жили счастливо, не знали неравенства, притеснений и несправедливостей. Согласно идее, возникшей в раннем буддизме в Индии, золотой век предшествовал появлению имущественного неравенства и государственной власти. В Китае Конфуцию, или Кун-цзы (551–479 гг. до н. э.) приписывается идея о существовании в далеком прошлом некоего счастливого патриархального общества «великого единения», которое изображалось затем в течение многих веков в качестве недосягаемого идеала социальной жизни. В Индии была широко распространена концепция, условно говоря, «исторического регресса», аналогичная древнегреческой концепции Гесиода о четырех (пяти) веках человеческой истории.
В Древнем Китае роль исторического знания была совершенно иной. Об этом свидетельствует уже то, что древнекитайские философы V–III вв. до н. э. в полемике со своими идейными противниками постоянно апеллировали к событиям исторического прошлого, что сделало их произведения ценным историческим источником. В китайской историографии начиная с древности и в течение многих последующих веков мы встречаем идеи, которые вполне можно рассматривать как теоретические: во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов; во-вторых, намеренное отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было неправомерное удревнение истоков государственности в Китае. Такие подходы позднее были заимствованы японской историографией, где правление первого императора отнесено к очень далеким временам.
В Китае фактически государственной идеологией являлось конфуцианство. Оно оказало на китайскую историографию огромное влияние. Для того чтобы понять особенность всей последующей китайской мысли, надо иметь в виду ситуацию вокруг конфуцианства и конфуцианских текстов. Конфуцианская идеология со II в. до н. э. утвердилась в качестве официальной (государственной)
Глава 1. Ранние теории
и оставалась таковой для всей последующей истории императорского Китая. Но она постоянно развивалась и существенно обогащалась идеями других школ. А до своей победы конфуцианство испытало гонения. В 213 г. до н. э. по приказу императора Цинь Ши-хуанди было сожжено большинство исторических трудов конфуцианцев по причине их враждебности политике императора. Когда же в Китае воцарилась династия Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), вновь поднявшая на щит конфуцианство, потребовалось, чтобы ученые приступили к огромной кропотливой работе по восстановлению утраченных текстов. А это привело также к появлению новых произведений.
На рубеже II–I вв. до н. э. был создан первый обобщающий труд по истории Китая. Им стали «Исторические записки» Сыма Цяня (145–86 гг. до н. э.), всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь опирался на довольно долгую историческую традицию, в том числе комментированного летописания, появившегося в I тыс. до н. э. Сыма Цянь стал основоположником китайской историографии и по праву может называться «отцом китайской истории». «Исторические записки» – сложное произведение, оно включает в себя повествования о важнейших деяниях правителей различных династий; биографии исторических личностей и крупнейших представителей наследственной аристократии; «Трактаты», посвященные отдельным сторонам общественной жизни, культуры, науки; «Таблицы», в которых рассматриваются проблемы хронологии. «Исторические записки» Сыма Цяня оказали огромное влияние на развитие исторической мысли в Китае и некоторых других странах Дальнего Востока. Их стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания.
Историографический метод Сыма Цяня был использован уже другим крупным китайским историком – Бань Гу (32–92 гг. н. э.). Однако сочинение Бань Гу «История Ханьской династии» посвящено истории только одной династии – Хань, точнее, даже только Западной, или Ранней, Хань (206 г. до н. э. – 25 г. н. э.). Бань Гу является основоположником нового жанра китайской историографии, получившего название «династийных историй». Начиная с III в. н. э. они составлялись официально (по заказу правительства) по образцу «Ханьской истории» Бань Гу. Основными разделами в них являются «Анналы», посвященные изложению деяний правителей, и «Биографии» – жизнеописания наиболее выдающихся деятелей эпохи.
Теория и методология истории
Такая преемственность сильно отличает китайскую историографию от греческой и римской, где каждый историк писал по-своему и в итоге твердой исторической традиции, по сути, не сложилось1.
В отличие от историков античности (писавших прежде всего о современных им событиях) китайские историки изначально применяли метод компиляции, с помощью которого создавали обобщающие труды, охватывающие события очень большой длительности, но, разумеется, они описывали и современные им события.
Античность
Для понимания преемственности развития мировой мысли об истории важно учитывать, что греки многое заимствовали с Ближнего Востока. В частности, «отец истории» Геродот считал, что эллины заимствовали имена своих богов и многие обычаи, письменность и иные знания у древних египтян, финикийцев и др., а Диодор Сицилийский утверждал, что прославленные мудрецы, поэты и законодатели далекой древности – Гомер, Ликург, Солон и др., равно как и известные ученые и мыслители более поздних времен – Платон, Демокрит и иные, побывали на Востоке, беседовали с восточными мудрецами, заимствовали у них мудрость, знания и т. д.
С другой стороны, греческое влияние в период эллинизма вызвало появление отдельных историков на Ближнем Востоке, знакомых с античной традицией историописания, которые знали греческий и местный языки. Среди них можно упомянуть вавилонского историка Бероса (ок. 350–280 гг. до н. э.), составившего на греческом языке для царя Антиоха I историю Вавилонии на основе местной легендарной и исторической традиции. Но этот труд до нас, к сожалению, не дошел (только отдельные факты и данные в разных произведениях). Еще одним известным древневосточным (египетским) историком является Манефон, составивший на греческом языке «Историю Египта», отрывки из которой сохранились у некоторых историков Античности. Заслуга Манефона заключается в разделении истории Египта на 30 династий (эта периодизация
Вот два факта, которые хорошо демонстрируют различия в традиции работы историков Китая и Греции. Сыма Цянь происходил из семьи потомственных историографов. Собирать исторические материалы по династии Хань начал еще отец Бань Гу – Бань Бяо. В этой работе принимала участие после смерти Бань Гу его сестра, известная поэтесса Бань Чжао. И подобных фактов много. Зато в историографии Античности такие факты, вроде того, что сын историка Эфора (IV в. до н. э.) написал за отца последнюю из 30-ти книгу его труда, исключительно редки.
Глава 1. Ранние теории
в основе своей сохраняется и по сей день). Вероятно, наиболее известный восточный историк античного типа – это романизированный иудей I в. н. э. Иосиф Флавий, который в результате войны попал в Рим. Его произведения об истории Иудеи «Иудейские древности» и о современных ему событиях – «Иудейская война» – являются ценными, а для некоторых событий – даже единственными источниками наших знаний об этом регионе.
Исторический способ осмысления общественной жизни впервые наиболее ярко проявил себя в Древней Греции, чему, по мнению некоторых исследователей, способствовал динамизм древнегреческого общества. В VI в. до н. э. в греческих ионийских колониях Малой Азии, на родине философии, появилась история как разновидность принципиально нового литературного жанра «научной» прозы. Первые историки получили название логографов. Одним из самых выдающихся логографов был Гекатей из Милета (ок. 546–480 гг. до н. э.). В своих прозаических сочинениях «Описание земли» и «Родословные» он первым привлек обширный материал народного эпоса, преданий, генеалогических и мифологических рассказов, описаний путешествий и местных хроник. Заслуга логографов заключалась в создании первых письменных произведений об исторических событиях и явлениях жизни общества; в пробуждении интереса к историко-социальным явлениям; в развитии первых методов исследования (критика мифов, хронология). Конечно, их методология была достаточно наивной: предполагалось, что для установления истины достаточно лишь механически устранить все сверхъестественное и неправдоподобное. История в их работах не была еще хоть как-то четко отделена от других аспектов общественной жизни, а главное, их работы не были объединены общей идеей, что в дальнейшем стало характерным для античной историографии.
Первым трудом, который стал началом подлинной историографии, по праву считается «История» Геродота из Галикарнаса (V в. до н. э.). Произведение Геродота, условно называемое «Историей», посвящено греко-персидским войнам. Хотя в подходах Геродота немало черт и заимствований, которые роднят его с логографами, его произведение представляет уже решительный переход от разрозненного описания отдельных местностей и народностей к истории в собственном смысле слова. Ведь в центре его внимания находится именно изложение исторических событий, объединенное
Теория и методология истории
общим замыслом – дать описание предыстории и истории греко-персидских войн.
В чем главные заслуги Геродота? Он сформулировал задачи истории и историка, поставив перед своим произведением цели, важнейшая из которых в том, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение». Он стремился не только доставить слушателям наслаждение, но и установить истину. Геродот первый поставил в центр исторического исследования человека (а не божественные силы или мифических героев). Его «История» объединена общей важной проблемой – понять, почему «эллины воевали с варварами», то есть в центр своего огромного труда он фактически положил идею борьбы Востока и Запада. Отметим, что эта проблема и до сих пор не потеряла своей актуальности.
В целом греки не рассматривали историю как науку (никаких наук в то время еще не было). На историю смотрели как на вид искусства (недаром Клио – одна из девяти муз) или разновидность публицистического произведения назидательного жанра. Произведения античных историков не утратили своей прелести и для современного читателя. Роль историографии в общем контексте интеллектуальных занятий была не особенно высока, философия, риторика стояли выше. В отличие от Китая и средневековой Европы, в Античности прямого влияния и давления власти или какой-то сильной корпорации на автора и его произведение не было.
Так или иначе, это была первая в истории западной мысли реальная историософская мысль. Античные историки много сделали для развития методологии истории, выработали практические наставления по ее написанию, разработали идеи назначения истории. Требования к истории быть наставником читателя заставляли античных историков привлекать для объяснения причин событий философские, политические или нравственные концепции (например, идею судьбы). Это вело к значительному развитию теории истории и политической философии. Свобода творчества позволяла критиковать недостатки предшественников, что развивало методы историографии.
К сожалению, для античных историков было характерно нестрогое отношение к фактам, готовность их искажать или замалчивать ради общей идеи или красоты произведения. Не существовало идеи всемирной истории в истинном смысле слова. Самое большее, до чего дошла античная историография, – это всеобщая история
Глава 1. Ранние теории
определенных периодов и регионов (напротив, в средневековой историографии идея именно всемирной истории стала центральной).
Помимо этого, в произведениях античных авторов можно вычленить определенный пласт идей и проблем, которые относятся к философии истории. Первый из них – концепция исторических циклов и идея судьбы. Согласно представлениям античных авторов, разумный порядок не только в природе, но и в обществе как ее части поддерживается путем постоянного возвращения вещей к прежнему состоянию без качественного развития. Античные мыслители были склонны к фатализму, исходя из того, что судьба всего на свете предначертана еще до совершения событий.
Другая важная идея – динамика исторического процесса. В поэме Гесиода (VIII–VII вв. до н. э.) «Труды и дни», говоря современным языком, изображено регрессивное развитие человечества. Согласно Гесиоду, на Земле последовательно сменяли друг друга золотой, серебряный, медный, героический и, наконец, железный века. При этом с каждым веком нравы и условия жизни людей ухудшались. Если в золотом веке люди жили беззаботно, то постепенно из-за того, что со временем они стали заносчивыми, перестали почитать богов, жизнь людей и их нравы все ухудшались. Эта пессимистичная концепция веков, или возрастов исторического развития человеческого общества, была популярна в течение всей Античности.
В то же время в Античности имела распространение идея прогресса. В частности, римский поэт и философ Лукреций Кар (I в. до н. э.) в философской поэме «О природе вещей» в отличие от Ге-сиода и большинства античных авторов считает первоначальное состояние человечества не золотым веком, а периодом дикости. Основу прогресса Лукреций Кар видит в необходимости трудиться из-за нужды (особенно в жилище, огне и одежде), важным фактором выступает также «разум пытливый». В ходе этого процесса возникают язык, государство и право (происхождение которых философ объяснял договором людей).
Античные историки и философы выдвинули целый ряд важных для понимания хода истории причин, которые условно можно разбить на четыре группы.
1. Материальные и социальные факторы, роль институтов. Выше уже было сказано, что Лукреций Кар выделял нужду и изобретения как двигатель развития. Он один из немногих, кто при
Теория и методология истории
объяснении причин хода человеческих дел пытался обойтись без вмешательства богов. Достаточно часто результат событий объясняется особенностями государственного устройства. Ряд авторов отмечали значение географических условий (см. в главе 9).
2. Психологические, моральные и духовные причины. Ряд историков, таких как Саллюстий, Тацит и Плутарх, большое внимание уделяли психологическим причинам событий, нередко объясняя их результат психологией и особенностями участвовавших в них лиц. Римские историки также подчеркивали роль высоких нравов предков и объясняли упадок государства моральным упадком государственных деятелей. Античная историография добилась больших успехов в развитии биографической истории. Особенно надо отметить Плутарха (ок. 45–127 гг. н. э.), автора сравнительных жизнеописаний выдающихся деятелей (их биографии объединены попарно: в каждой паре один греческий и один римский деятель).
3. Особенности человеческой природы. Начиная с Античности, попытки объяснить историческое развитие общими свойствами человеческой натуры становятся важным направлением философии истории. В этом плане труд Фукидида «История Пелопоннесской войны» оказал большое влияние не только на античную мысль, но и на историков Нового времени. Фукидид рассматривал человеческую природу как неизменную и полагал, что ее качества могут быть причиной повторяемости исторических судеб государств и народов. Фукидид подчеркивал прежде всего отрицательные качества: стремление угнетать окружающих, склонность к честолюбию, корысти, властолюбию.
4. Античные мыслители не отрицали идеи божественного вмешательства в исторический процесс (исторический фатализм). Все они склонялись к признанию существования последней причины исторических событий, отождествляемой с высшей слепой необходимостью (судьбой), которой подчиняются даже боги и которую невозможно познать. Однако различные историки и мыслители придавали разное значение роли высших сил.
Поскольку для Античности было характерно понимание истории как «наставницы жизни», то от историка требовалось не беспристрастное и объективное исследование, а интерпретация исторических событий в определенных целях, прославление того или иного героического прошлого и т. п. Поэтому большинство историков очень часто опускали неблагоприятный для их замысла ма-
Глава 1. Ранние теории
териал и использовали порой даже сомнительные сведения, развивающие идею их труда.
Лишь немногие историки, такие как Фукидид, считали тщательную проверку фактов совершенно обязательным делом. Но даже Фукидид приводил длинные речи исторических деятелей, точное содержание которых не сохранилось. Среди тех немногих, кто считал точность фактов важной, надо назвать выдающегося философа и публициста Лукиана (II в. н. э.). В трактате «Как следует писать историю» он говорит об истории как о науке, основанной на точных фактах и не нуждающейся ни в каких вымыслах, мифах, гиперболических выражениях и риторических украшениях.
Греческие и римские историки считали, что историк должен либо сам быть участником событий, либо по меньшей мере посетить места событий и побеседовать с очевидцами. Такие требования в принципе подразумевали написание сочинения только на тему событий, близких по времени писателю. Вот почему основное количество историков, в том числе такие выдающиеся, как Фуки-дид, Ксенофонт, Тацит, предпочитали исследовать сравнительно небольшие исторические периоды – максимально несколько десятков лет (а часто и весьма ограниченное географическое пространство). Даже у Полибия основной период его «Всеобщей истории» охватывает меньше 80 лет (между 220 и 146 гг. до н. э.). Все это ставило колоссальные препятствия для развития историографии и значительно сужало ее рамки. Неудивительно, что из многих античных историков лишь некоторые в своих произведениях пытались охватить большой диапазон времени и пространства (среди них Геродот, Полибий, Посидоний, Тит Ливий).
С Полибием эллинистическая традиция исторической мысли перемещается в Рим. Оригинальное ее развитие происходит в трудах Тита Ливия (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.), который поставил перед собой масштабную задачу – создать полную историю Рима с момента его основания. Римское государство на рубеже нашей эры переживало сложные времена, требовалось создать новую идеологию. Главная задача Ливия – собрать предания ранней римской истории и сплавить их в единый связный рассказ об истории Рима. Это способствовало и развитию нового историографического метода. В отличие от своих предшественников, которые писали о современных или близких к ним событиях, а указания о более далеких событиях помещали во введение, Ливий описывает отда-
Теория и методология истории
ленные от него эпохи именно в основной части своего труда. В методе Ливия было много недостатков, тем не менее его труд остался в Античности уникальным.
Среди последующих римских историков видное место занимает Публий Корнелий Тацит (ок. 56 – ок. 117 гг. н. э.). Славу Тациту принесли два произведения: «История», которая описывала жизнь Рима и империи последней трети I в. н. э., и «Анналы», посвященные предшествующим десятилетиям этого века. Императоры в его книгах изображаются не столько как государственные деятели, утверждающие величие империи, но главным образом как кровавые тираны, которые, опираясь на грубую силу, на доносчиков и продажных магистратов, губят лучших людей государства.
«Последний римский историк» – Аммиан Марцеллин (ок. 330 – ок. 400 гг. н. э.) – писал в IV в., в эпоху поздней империи, и, образно говоря, герой его истории – Империя. Он сторонник язычества и императора Юлиана Отступника, пытавшегося возродить язычество в Риме. Как и предшествующие ему историки, он пытался объяснить упадок империи порчей нравов стоящих у власти людей. Таким образом, римской историографии не удалось выйти за рамки морализаторской интерпретаци
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!