Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-06-11 | 323 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Модернизационная парадигма была сформулирована в середине XX в. в условиях распада европейских колониальных империй и появления «молодых наций» в Азии и Африке, вставших перед проблемой выбора путей дальнейшего развития. Собственно программа модернизации (ускорения перехода от традиционности к современности) была предложена учеными и политиками США и Западной Европы странам ТМ в качестве альтернативы коммунистической ориентации. Во второй половине 1950 – начале 1960-х гг. различные аналитические течения и теоретические традиции объединились в единую междисциплинарную компаративную перспективу (теория, или точнее – теории, модернизации), которая казалась особенно полезной для обеспечения толчка в развитии стран ТМ.
В целом модернизационной парадигме 1950–1960-х гг., которую можно назвать классической (Rostow 1960; Apter 1965; Bellah 1965; Lerner 1965; Eisenstadt 1966; Levy 1966; Black 1975), было присуще фокусирование исследовательского интереса на проблематику развития, факторов и механизмов перехода от традиционности к современности; проведение анализа преимущественно на страновом, национальном уровне; использование в качестве ключевых понятия «традиция» и «современность»; оперирование эндогенными переменными, такими как социальные институты и культурные ценности; положительная оценка самого процесса модернизации как прогрессивного и перспективного, существенно расширяющего потенциал человеческих возможностей.
Теория и методология истории
В рамках созданной модели процесс модернизации рассматривался как всеобъемлющий, связанный с «революционными» по значимости, радикальными трансформациями моделей человеческого существования и деятельности (характеристику классической модели см.: Huntington 1976: 30–31). Модернизации присваивался признак комплексности, что означало несводимость ее к какому-либо одному измерению. Сторонники классической версии теории модернизации признавали, что переход от традиционности к современности вызывает изменения практически во всех областях человеческой мысли и поведения, порождая процессы структурно-функциональной дифференциации, индустриализации, урбанизации, коммерциализации, социальной мобилизации, секуляризации, национальной идентификации, распространения средств массовой информации, грамотности и образования, становления современных политических институтов, рост политического участия. В рамках данного подхода модернизация рассматривалась как системный имманентный процесс, интегрировавший в связное целое факторы и атрибуты модернизации. Модернизация характеризовалась как глобальный процесс, который обеспечивается как распространением современных идей, институтов и технологий из европейского центра по всему миру, так и эндогенным развитием неевропейских сообществ. Процесс модернизации изображался как линеарный; соответственно все общества можно было распределить вдоль оси, идущей от традиционности к современности. Представители классической версии рассматривали процесс модернизации как эволюционный, протяженный по скорости осуществления «революционных» изменений. Предполагалась стадиальность модернизации, которая должна была осуществляться в рамках определенных стадий или фаз. В контексте классической модели модернизация рисовалась как необратимый и прогрессивный процесс унификации, постепенной конвергенции обществ. Таким образом, классическая теоретическая схема требовала рассмотрения модернизации как единого универсального восхождения обществ от недостаточной развитости (традиционности) к современности и развитости согласно универсальным закономерностям эндогенного характера (метафора эскалатора способствует пониманию смысла данного подхода так же хорошо, как и пониманию классического эволюционизма).
|
|
В рамках модернизационной теории параметры традиционного и модерного обществ характеризовались как диаметрально проти-
Глава 6. Теории модернизации
воположные. Предполагалось, что в процессе модернизации должен произойти полный демонтаж традиционного общества, перестройка его институциональных и социокультурных основ. При разработке проблем модернизации осуществлялись попытки идентификации отличительных черт традиционного и современного обществ. Собственно параметры того и другого и выступают критериями модернизационного процесса. Общество, обладающее характеристиками современного, рассматривается как модернизированное. Соответственно традиционное общество такими параметрами обладать не должно. Сущностное различие между современными и традиционными обществами заключается, как считало большинство теоретиков модернизационной парадигмы, в большем контроле современного человека над своим природным и социальным окружением. В свою очередь этот контроль основывается на более широком внедрении в практику научных и технологических знаний.
Ф. Саттон суммировал параметры «агрикультурного» и «индустриального» обществ. Первое, по его мнению, характеризуется:
1) доминированием аскриптивных (предписанных, а не усвоенных благодаря своим личным качествам способностей), партикулярист-ских, диффузных моделей поведения; 2) стабильностью местных групп и ограниченной пространственной мобильностью; 3) относительно простой и стабильной «профессиональной» дифференциацией; 4) «почтительной» системой стратификации. «Индустриальному» обществу, как считает Ф. Саттон, присущи: 1) доминирование универсалистских, специализированных, достижительских норм;
2) высокая степень социальной мобильности; 3) высокоразвитая профессиональная структура, изолированная от прочих социальных структур; 4) «эгалитаристская» классовая система, основанная на общих моделях профессионального достижения; 5) превалирование «ассоциаций», функционально специализированных, неаск-риптивных структур (Sutton 1963: 67; 1966: 24–25).
М. Леви была продолжена работа по идентификации параметров традиционного (относительно немодернизированного) и современного (относительно модернизированного) обществ. Сравнив те и другие, автор пришел к выводу о том, что они существенно различаются по ряду признаков. Традиционному обществу присущи: 1) низкая специализация организации, компартментализация (изолирование, замкнутость, отделение) жизни; 2) низкая взаимоза-
|
138 Теория и методология истории
висимость организаций (высокий уровень самообеспеченности, самодостаточности); 3) акцент в сфере социальных отношений и культурных норм на традицию, партикуляризм, функциональную диффузность; 4) низкая степень централизации; 5) неразвитость денежного обмена и рынка; 6) превалирование семейных связей, норм; непотизм (кумовство, семейственность, протекция родственникам) как ценность; 7) односторонний поток продуктов и услуг из сельской местности в города.
К характеристикам относительно модернизированного общества соответственно можно отнести: 1) высокую специализацию организации; 2) высокую взаимозависимость организаций; 3) рационализм, универсализм, функциональную специализацию как ведущие социокультурные нормы; 4) высокую степень централизации; 5) высокую степень развития денежного обмена и рынка; 6) изолирование, отделение бюрократии от прочих контактов; 7) обоюдный поток товаров и услуг между городом и деревней (Levy 1965).
Подобный дихотомический подход формировал крайне пессимистический взгляд на перспективы использования интегративных механизмов, существовавших в традиционном обществе, в контексте модернизации. Традиционные институты и ценности рассматривались в качестве барьеров, которые в ходе модернизации должны подвергнуться эрозии, трансформации.
Классическая модернизационная перспектива ориентировалась на опыт западной «атлантической» цивилизации и слабо учитывала многообразие цивилизационного опыта за пределами Западной Европы и Северной Америки. К существенным недостаткам данного подхода необходимо отнести недооценку меняющихся условий международной среды для конкретных обществ, стремящихся модернизироваться. Упрощенным представляется и эволюционистское представление о единой для всех лестнице к высотам современности, исключающее возможности «параллельного» развития или «неразвития» («недоразвития»).
|
Второй этап развития модернизационной парадигмы (конец 1960-х – 1970-е гг.) протекал в неблагоприятном международном контексте. Реализация на практике – в странах ТМ – программы модернизации столкнулась с непредвиденными трудностями. Несмотря на то, что элиты «новых наций» в большинстве своем откровенно и настойчиво стремились модернизировать свои страны, институциональные структуры и коллективная ментальность по-
Глава 6. Теории модернизации
следних зачастую оказывались неадекватными задачам модернизации. Нередко местные элиты, декларируя на словах приверженность программам модернизации, в действительности заботились лишь о собственном обогащении. Все это зачастую приводило к усилению традиционных структур и лояльностей.
Сбои в осуществлении модернизационных программ, идеологические факторы, а также изменение политического климата на Западе в конце 1960-х и начале 1970-х гг. сопровождались массированной критикой теорий модернизации, которые на некоторое время (в 1970-е гг.) были отодвинуты в тень другими теориями, в частности теорией зависимости и мир-системным анализом.
Оппоненты обратили внимание на многие ошибочные и некорректные эволюционистские и функционалистские допущения, методологические проблемы и идеологическую тенденциозность мо-дернизационной перспективы: западоцентризм, упрощенчество, наивный эволюционизм, дихотомическое – примитивное – видение проблемы взаимоотношений «традиции» и «modernity» (эпоха Модерна, которую у нас обычно называют Новым временем или стадией индустриального общества), неспособность объяснять реальные социальные сдвиги. Данная критика оказалась полезной для развития и совершенствования модернизационного подхода. Впоследствии его сторонники направили собственные усилия на изживание неприемлемых теоретических посылок, в особенности эволюционного телеологизма и жесткого противопоставления традиционности и современности.
1980-е гг. ознаменовались своеобразным возрождением модерниза-ционной перспективы, которая постепенно дистанцировалась от телеоло-гизма, расширяла диапазон учитываемых факторов исторической динамики, переходила от линеарных к многолинеарным интерпретациям развития. Динамику развития подхода можно рассматривать в русле избы-вания первоначальной односторонности теоретических представлений и движения в сторону более панорамного, контекстного и исторического объяснения процессов социальных изменений. В модернизационных исследованиях посткритического периода произошел переход от однозначно негативного отношения к социокультурной традиции к более гибкой и конструктивистской трактовке роли традиций в ходе модернизационного перехода (Gusfield 1973: 333–341; Оси-пова 1985). Изменение оценок роли и места традиций в процессе модернизации привело к появлению ряда новых исследовательских
|
Теория и методология истории
тем, а также к большему вниманию по отношению к традиционным чертам (народные религии, семейственность). Благодаря более внимательному изучению широкого спектра национальных культурных традиций сторонники школы модернизации отказались от одностороннего представления о модернизации как движении в сторону западных институтов и ценностей и пришли к убеждению о возможности собственных оригинальных путей развития.
Произошли и определенные методологические сдвиги. Вместо типологизирования и ведения дискуссий на достаточно высоком уровне абстракции сторонники модернизационного подхода стали проявлять склонность к рассмотрению конкретных ситуаций. Исследования 1980-х гг. отличались большим историзмом. Вместо того, чтобы иллюстрировать теорию конкретными примерами, специалисты использовали теорию для объяснения уникальных конкретных ситуаций. История возвращалась в работы, дабы продемонстрировать специфичность развития в конкретных странах. Нередко углубленные ситуационные исследования дополнялись компаративной перспективой с целью выяснения, например, почему один и тот же институт играет различные роли в разных странах. Большее, чем прежде, внимание стало уделяться внешним, международным, факторам. Гораздо больше места, чем прежде, стало отводится феномену конфликтов.
Примером новых модернизационных штудий 1980-х гг. может служить исследование С. Хантингтона, посвященное тенденциям развития демократии в развивающихся странах. В данной работе автор в известном смысле полемизирует с прямолинейными схемами демократизации, распространенными в исследованиях классического периода, в частности с оптимистической гипотезой Сеймура Липсета (Lipset 1963: 27–63), согласно которой экономическое развитие непосредственно ведет к демократии (причина – экономическое благосостояние; последствие – демократия). С. Хантингтоном была предложена более сложная концептуальная схема демократизации, опять же структурного характера, которая расширила спектр факторов, приводящих в конце концов к инсталляции демократических режимов (Huntington 1984: 193–218; Хантингтон 2003 а). В дополнение к экономическому росту, уже присутствовавшему у С. М. Липсета, Хантингтон включил в свою модель социально-экономическую структуру, внешнюю среду (таким обра-
Глава 6. Теории модернизации
зом, здесь учитывалось воздействие экзогенных факторов) и культурный контекст.
Новизна подхода С. Хантингтона состояла также в том, что, борясь против социологических автоматизмов и пытаясь преодолеть ряд противоречий между теориями и реальностью (отсутствие демократии там, где она вроде бы в силу достигнутых экономических успехов уже должна была установиться; или, наоборот, демократизации при дефиците предпосылок), он предложил новую концепцию зоны перехода (транзиции, транзита), в которой по мере экономического развития традиционным политическим институтам становится все труднее обслуживать новые функциональные потребности, что вынуждает общество делать выбор из множества альтернатив по поводу собственного политического будущего. То есть экономическое развитие само по себе не в состоянии детерминировать процесс замены традиционных учреждений определенной моделью политической системы, например демократической; выбор осуществляют люди, в первую очередь элиты, которые демократическому устройству могут предпочесть деспотический режим, авторитаризм, тоталитарную диктатуру, военную хунту и т. д.
Разработка современной версии модернизационных исследований (неомодернизационный анализ) связана с именами Э. Тириакь-яна, П. Штомпки, В. Цапфа, У. Бека, К. Мюллера и др. (вторая половина 1980-х – 2000-е гг.). Теоретическое ядро современной версии модернизации включает следующие положения (Tiryakian 1985: 131–147; Müller 1992: 109–150; Grancelli 1995; Штомпка 1996; Цапф 1998: 14–26; Инглегарт 1999: 267–268; Бек 2000; Цапф и др. 2002: 19–37 и др.):
1. Возможность национальных моделей модернизации, естественно, имеющих местную социокультурную окраску.
2. Признание конструктивной, положительной роли социокультурной традиции в ходе модернизационного перехода; придание ей статуса дополнительного фактора развития.
3. Большее, чем прежде, внимание внешним, международным факторам, глобальному контексту. Модернизация рассматривается современными исследователями скорее как эндогенно-экзогенный процесс (Р. Робертсон). Подобное видение существенно отличается от классического, в рамках которого ученые анализировали пре-
Теория и методология истории
имущественно внутренние переменные, такие как социальные институты и культурные ценности.
4. Отход от эволюционистского телеологизма. Акцентирование внимания не на анонимных законах эволюции, а на роли социальных акторов (коллективов и индивидов), всегда обладающих возможностью обеспечить рост или трансформацию ситуации посредством волевого вмешательства.
5. Инкорпорация в теоретическую модель фактора исторической случайности; признание необходимости рассмотрения трансформационных процессов в рамках конкретной «исторической констелляции». Акцент на пространственно-временной горизонт акторов, в соответствии с которым выстраиваются новые линии развития.
6. Отказ от трактовки модернизации как единого процесса системной трансформации. Признание возможности различного поведения сегментов конкретного общества в условиях модернизации.
7. Осознание некорректности интерпретации модернизации как непрерывного процесса. Признание необходимости более внимательного отношения к такому аспекту динамики модернизации, как циклическая природа данного процесса.
Итак, классическая и современная версии модернизационного анализа существенно разнятся. Модификация теоретических основ модернизационного подхода способствовала превращению первоначально достаточно односторонней и абстрактной теоретической модели, не игравшей существенной роли в эмпирических исследованиях, в многомерную и эластичную по отношению к эмпирической реальности. Модернизационная перспектива выжила за счет принесения в жертву серьезных посылок, входивших в состав ее теоретического ядра. К числу наиболее важных особенностей эволюции школы модернизации можно отнести: 1) пересмотр роли и места традиционного социокультурного и институционального контекста модернизации, придание ему большего значения в сравнении с ранними концептуальными схемами; 2) переход от достаточно абстрактного теоретизирования к рассмотрению конкретных ситуаций; 3) рост внимания к конфликтам в процессе модернизации и влиянию на данный процесс внешних (по отношению к изучаемой стране) факторов; 4) инкорпорацию в теоретическую мо-
Глава 6. Теории модернизации
дель фактора исторической случайности; 5) акцент на циклическую природу процесса модернизации.
Механизмы модернизации
Один из механизмов модернизации – рост нормы накопления – был обоснован в классическом исследовании У. Ростоу «Стадии экономического роста» (Rostow 1956; 1960). В своем исследовании он выступил как сторонник либерального экономического детерминизма, уверенный в том, что достижение «высокого массового потребления» автоматически ведет к исчезновению институциональных различий между обществами и направляет их в сторону модели, достигнутой странами ранней модернизации.
По мнению У. Ростоу, существует пять основных стадий экономического развития: 1) традиционное общество; 2) подготовка предпосылок для «взлета»; 3) стадия «взлета»; 4) «зрелость»; 5) «век высокого потребления», – которые начинаются традиционным обществом и завершаются обществом массового потребления. Центральное место в его схеме занимает так называемая стадия «взлета» (takeoff stage). Вероятно, что озарение, связанное с выделением данной стадии, посетило Ростоу в то время, когда он сидел в самолете. Действительно, вначале самолет неподвижен, затем он начинает медленно двигаться, разгоняясь на летном поле, и, наконец, взмывает в небо. По мнению Ростоу, развивающиеся страны демонстрируют подобную же траекторию движения в ходе своего развития. Первая стадия – традиционная – характеризуется минимумом социальных изменений. Затем изменения нарастают – появляется группа новых предпринимателей, растет рынок, развиваются новые отрасли промышленности и т. д. Ростоу идентифицирует эту стадию как «подготовительную для толчка». Это действительно стадия подготовки: хотя экономический рост уже начался, однако одновременно наблюдаются понижение смертности и рост численности населения. Это еще недостаточный импульс для самоподдерживающегося экономического роста, поскольку увеличивающееся население потребляет все экономические излишки.
По мнению У. Ростоу, необходим дополнительный толчок, чтобы вывести общество за пределы подготовительной стадии. Таким стимулом может быть политическая революция, преобразующая наиболее важные институты; технологическая инновация, например такая, как внедрение паровой машины в процессе промыш-
Теория и методология истории
ленной революции; благоприятное в плане цен и растущего экспортного спроса внешнее окружение. Далее, согласно Ростоу, после прохождения подготовительной стадии страна, желающая добиться самоподдерживающегося экономического роста, должна создать соответствующую структуру для осуществления толчка: капитал и ресурсы должны быть мобилизованы для того, чтобы поднять удельный вес производственных инвестиций до 10 % национального дохода, иначе экономический рост не сможет догнать рост народонаселения.
Производственные инвестиции могут первоначально поступить в наиболее передовые сектора экономики, а затем быстро распространиться и в других секторах. Как только экономический рост приобретает характер автоматизма, достигается четвертая стадия: движение к зрелости. Последнюю стадию Ростоу определяет как высокое общество массового потребления. Необходимо признать, что идеи У. Ростоу вызвали плодотворные научные дискуссии и таким образом стимулировали развитие подходов в рамках теории модернизации и экономического роста.
Социологический подход при объяснении механизмов модернизации предложил Н. Смелзер (Smelser 1966: 110–121). По его мнению, стержнем модернизации является структурная дифференциация: в процессе модернизации сложные структуры, выполнявшие прежде множество функций, делятся на специализированные структуры, каждая из которых может отвечать за выполнение одной функции; новая совокупность специализированных структур в целом выполняет те же функции, что и прежние структуры, но с большей эффективностью.
Классическим примером структурной дифференциации является институт семьи. В прошлом традиционная семья имела усложненную структуру – она была большой и многопоколенной, включала родственников, живущих под одной крышей. К тому же она была многофункциональной, отвечая не только за репродукцию и эмоциональную поддержку, но и за производство (домохозяйство), образование (неформальная родительская социализация), социальное благополучие (забота о старших), религию. В современных обществах институт семьи подвергается структурной дифференциации. Структура семьи существенно упростилась: она стала небольшой по размерам и нуклеарной. Современная семья утратила множество прежних своих функций. Функция трудоустройства
Глава 6. Теории модернизации
перешла к корпоративным институтам. Система формального образования обеспечивает школьное обучение детей. Правительство взяло на себя ответственность за обеспечение благоденствия и т. д. Каждый институт специализируется на выполнении одной функции, и в совокупности они выполняют эти функции более качественно, чем это делала прежде семейная структура. Современное общество более производительно, дети обучаются лучше, а нуждающиеся получают лучшее социальное обеспечение, чем прежде.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!