История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-11 | 237 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Автор | Даты | Страна | Название произведения |
Флавио Бьондо | 1392-1463 | Италия | «История со времени падения Римской империи» |
Лоренцо Валла | 1407-1457 | Италия | Трактат «О ложности дара Константина» |
Никколо Макиавелли | 1469-1527 | Италия | «Государь» |
Франческо Гвиччардини | 1483-1540 | Италия | «История Италии» |
ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Автор | Даты | Страна | Название произведения |
Себастьан Франк | 1499-1542 | Германия | «Хроника, летопись и историческая библия» |
Жан Боден | 1530-1596 | Франция | «Метод легкого познания истории» |
Томмазо Кампанелла | 1568-1639 | Италия | «Город Солнца» |
Фрэнсис Бэкон | 1561-1626 | Англия | «Новый Органон, или истинные указания для толкования природы» |
ФИЛОСОФЫ XVII в.
Автор | Даты | Страна | Название произведения |
Гуго Гроций | 1583-1645 | Нидерланды | «О праве войны и мира» |
Томас Гоббс | 1588-1679 | Англия | «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» |
Джон Локк | 1632-1704 | Англия | «Два трактата о правлении» |
Иоганн Готфрид Гердер |
Германия |
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 53
ФИЛОСОФЫ И ИСТОРИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ | |||
Автор Даты Страна Название произведения | |||
Джамбаттиста Вико | 1668-1744 | Италия | «Основания новой науки об общей природе наций» |
Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) | 1694-1778 | Франция | «Опыт о нравах и духе народов и о главных событиях истории» |
Дэвид Юм | 1711-1776 | Англия | «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 года» |
Михаил Васильевич Ломоносов | 1711-1765 | Россия | «Древняя российская история» |
Жан Жак Руссо | 1712-1778 | Франция | «О причинах неравенства» |
Анн Робер Жак Тюрго | 1727-1781 | Франция | «Рассуждение о всеобщей истории» |
Жан Антуан Кондорсе | 1743-1794 | Франция | «Эскиз исторической картины прогресса человеческой мысли» |
1744-1803 |
«Идеи к философии ис- тории человечества»
|
ФИЛОСОФЫ И ИСТОРИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
Автор | Даты | Страна | Название произведения |
Клод Анри Сен-Симон | 1760-1825 | Франция | «Новое христианство» |
Николай Михайлович Карамзин | 1766-1826 | Россия | «История государства Российского» |
Георг Вильгельм Фридрих Гегель | 1770-1831 | Германия | «Философия истории» |
Бартольд Георг Нибур | 1776-1831 | Германия | «Римская история» |
Франсуа Пьер Гийом Гизо | 1787-1874 | Франция | «История цивилизации во Франции» |
Леопольд фон Ранке | 1795-1886 | Германия | «Немецкая история в эпоху Реформации» |
Огюст Конт | 1798-1857 | Франция | «Курс позитивной философии» |
Теория и методология истории
Рекомендуемая литература
Арьес Ф. 2011. Время истории. М.: ОГИ.
Барг М. А. 1987. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль.
Гринин Л. Е. 2012. От Конфуция до Конта: Становление теории, методологии и философии истории. М.: ЛКИ.
Илюшечкин В. П. 1996. Теория стадийного развития общества: История и проблемы. М.: Вост. лит-ра.
Кроче Б. 1998. Теория и история историографии. М.: Языки русской культуры.
Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. 2004. История исторического знания. М.: Дрофа.
Шапиро А. Л. 1993. Историография с древнейших времен до 1917 г. М.: Культура.
Глава 3 МАРКСИЗМ
В данном учебнике рассматривается та часть марксистских воззрений, которая относится к теории истории, часть, которая впоследствии стала называться историческим материализмом. Вопросы философии в узком смысле и политэкономии будут затрагиваться лишь в связи с основной темой.
Появление марксизма именно в 40-х гг. XIX в. было не случайным. Это был период раннего, «дикого» капитализма, когда ярко проявлялись его разрушительные по отношению к прежнему строю потенции, когда эксплуататорский характер использования наемного труда оказался особенно наглядным и когда неорганизованный еще рабочий класс уже начинал борьбу за свои права (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., чартистское движение в Англии в 1836–1848 гг.). Эти первые вспышки классового антагонизма натолкнули Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895) на мысль о том, что рабочий класс («пролетариат», как он назывался в некоторых публицистических работах) есть та сила, которая может преодолеть капитализм и установить справедливый строй.
|
Это была теория, объясняющая становление уже господствовавшего тогда в Западной Европе капитализма и обосновывавшая неизбежность его крушения.
К тому времени возникли также духовные предпосылки формирования этой концепции. В. И. Ленин отметил «три источника» марксистской теории: это немецкая философия (прежде всего, конечно, историософская концепция Г. В. Ф. Гегеля и материализм Л. А. Фейербаха), британская политическая экономия (прежде всего «трудовая теория стоимости» А. Смита и экономический детерминизм Ричарда Джонса [1790–1853]) и французский утопический социализм (Ж. Мелье, Ж.-Ж. Руссо, Г. Бабёф, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и др.). К этому списку нужно добавить также деятелей эпохи Просвещения, развивавших идеи прогрессивного развития человечества, и взгляды французских историков О. Тьерри, Ф. Ми-нье и Ф. Гизо, обнаруживших классовое деление общества и классовую борьбу (см. выше главу 2 настоящего издания).
Теория и методология истории
Влияние этих историков и британских экономистов К. Маркс признавал и сам: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном сообществе, ни та, что открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов» (Маркс, Энгельс, т. 28: 424, 427). Не мог бы Маркс отрицать и другие перечисленные выше влияния. Марксизм впитал пафос науки XIX века – веру в безграничный прогресс, во всемогущество познания, в познаваемость закономерностей всех происходящих процессов.
Таким образом, это была теория, опирающаяся на наиболее передовые взгляды в западноевропейской исторической, экономической и социологической науках того времени. В ней было мало нового. И тем не менее это был именно оригинальный синтез идей, давший новое качество, теорию, которую невозможно «растворить» в прочей европейской мысли, которой суждено занимать индивидуальную позицию. В марксизме соединяются научная методология изучения общества и политическая доктрина. Сочетание материалистической трактовки истории, классового подхода, простой и на первый взгляд неоспоримой схемы всемирной истории и пророческого провозглашения скорого наступления совершенно нового общества – все это делало марксизм притягательным для широких слоев более или менее образованной публики. Несмотря на весь свой материализм, он сохранил те черты христианской эсхатологии, которые присутствовали в концепции мировой истории Гегеля: представление о неизбежном торжестве Царства Божия на Земле (которое, правда, получило название коммунизма). Все предыдущие события – это лишь «предыстория человеческого общества» (Там же, т. 13: 8)
|
Сам Маркс так оценивал новаторство своей теории: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов (выделено Марксом. – Л. А.)» (Там же, т. 28: 427). Так что В. И. Ленин был в некотором отношении прав, когда утверждал, что только «тот марксист, кто распространяет призна-
Глава 3. Марксизм
ние борьбы классов до признания диктатуры пролетариата (выделено Лениным. – Л. А.)» (Ленин, т. 33: 34).
Маркс ошибся в своих предвидениях, которые были основаны на экстраполяции происходящих в его время процессов. Он был уверен, что крупная промышленность окончательно вытеснит мелкую, что произойдет обнищание рабочего класса, в связи с чем его революционность будет нарастать, что капитализм уже погряз в порождаемых им противоречиях, и его крушение не за горами. Его представления о будущем коммунистическом обществе, к которому он призывал, отличались утопизмом. Из его работ явствует, что апофеозом предыстории станет тоталитарно-казарменное общество (Маркс, Энгельс, т. 42: 113–127; Колонтаев 2008).
|
Учение о классах и классовой борьбе явилось ядром выстроенных над этим постулатом историософских концепций. Первый раздел «Манифеста Коммунистической партии» (январь 1848 г.) начинается фразой, выражающей существо учения: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» (Маркс, Энгельс, т. 4: 424).
К этой фразе в английском издании 1888 г. Энгельсу пришлось сделать примечание: «То есть вся история, дошедшая до нас в письменных источниках». Забвение в этой фразе первобытной эпохи, когда, по представлениям тех же Маркса и Энгельса, классов еще не было, Энгельс объясняет именно тем, что в 1847 г. еще практически ничего не было известно о первобытности. Это обстоятельство – отсутствие данных о первом этапе жизни человечества – объясняет то обилие формулировок, которые Маркс употреблял в отношении этого этапа, в частности, «загадку» «азиатского способа производства». Об этом будет сказано ниже.
Авторы «Манифеста» уже в этом произведении выявляют схему истории, имевшуюся в их головах, выделяют этапы, которые потом станут называться «формациями»: «Древний Рим», «Средние века», «современное буржуазное общество». Прослеживаются изменения участников классовой борьбы, постепенное выдвижение буржуазии в качестве господствующего класса, формулируется один из основополагающих постулатов марксистского понимания характера исторического развития: производительные силы развиваются до уровня, когда их дальнейшему росту начинают препятствовать сложившиеся отношения собственности. Тогда эти отношения разбиваются и возникает другое общество. Наконец, выска-
Теория и методология истории
зывается мнение, что современные авторам производительные силы уже готовы разбить буржуазный строй и что орудием этого разрушения старого строя станет пролетариат. «Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс» (Маркс, Энгельс, т. 4: 434).
Несмотря на некоторые подвижки во мнениях основоположников марксизма, Энгельс до конца жизни был уверен, что «всякая историческая борьба – совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области – в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов» (Там же, т. 21: 259). Правда, к тому времени понимание классовой борьбы изменилось. Маркс и Энгельс в 1840-х и 1850-х гг. призывали к насильственной революции и считали насилие «повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» (Там же, т. 23: 761). В 1885 г. Ф. Энгельс признает, что обстоятельства в Европе изменились, что положение рабочего класса улучшилось, что он может отстаивать свои интересы легальными средствами, и призывает германских социал-демократов развертывать парламентскую борьбу, старается удержать их от революционных выступлений (Там же, т. 22: 543–548).
|
Довольно странно, что в сочинениях Маркса и Энгельса нигде нет определения того, что же такое «общественный класс». Последователи Маркса (по крайней мере, в странах «реального социализма») вынуждены были пользоваться определением класса, которое было дано В. И. Лениным: «…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают» (Ленин, т. 39: 15). Это громоздкое определение, страдающее тавтологией, не многим помогло в «классовом анализе» конкретных обществ. «Классовый подход», как правило, сводился к объявлению одного класса «господствующим», а другого – «эксплуатируемым». Какого-либо метода классового анализа конкретного общества, метода, претендующего на полное раскрытие классового состава, никогда не предлагалось.
Глава 3. Марксизм
Почему-то в марксистской литературе нет понятия многоклассового общества.
Из тезиса о постоянной классовой борьбе вытекало и отношение к государству как к орудию в руках господствующего класса для подавления своего антипода. Этот тезис возникает еще в «Манифесте коммунистической партии» (Маркс, Энгельс, т. 4: 426) и довольно настойчиво проводится в одной из последних работ Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Там же, т. 21: 170–171). Ленинское понимание этой проблемы (государство – «машина для угнетения одного класса другим») (Ленин, т. 39: 75) стало основополагающим для отечественной исторической школы в советский период. Принятие этого тезиса фактически блокировало изучение истории института государства как самостоятельной проблемы.
В цельном виде концепция Маркса и Энгельса не была создана. Нет такого обобщающего труда, в котором авторы дали бы определения основных употребляемых ими категорий и исследовали их взаимные связи. Наиболее четкие формулировки Марксова понимания истории содержатся в его работе 1859 г. «К критике политической экономии». Это краткое изложение является одновременно и самым пространным. Более полное представление о теории марксизма приходится получать из разбросанных отдельных замечаний, намеков и проговорок. Вот эта формулировка, которая служит объектом бесконечных дискуссий среди марксистов: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – чтó является лишь юридическим выражением последних – с отноше-
Теория и методология истории
ниями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. <…> Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самогó старого общества. <…> В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, <…> но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (Маркс, Энгельс, т. 13: 6–8).
В этом отрывке содержатся все категории, необходимые для построения теории: производительные силы, производственные отношения (и, что то же самое (?), отношения собственности), способ производства, базис и надстройка, формация, наконец, представление о взрывчатом характере исторического процесса, о необходимости «социальной революции». Однако все они не раскрыты, лишь названы. В дальнейшем марксисты пытались дать более развернутые определения этих категорий, но мало преуспели, поскольку Маркс и Энгельс в других работах давали противоречивые разъяснения, а также потому, что марксисты пытались согласовать это жесткое логическое построение с многообразием общественных отношений и сложностью человеческой личности.
Категория «производительные силы» задает конструкцию общественной системы и лежит в основе всей концепции смены формаций. Но она же наиболее загадочна. В приведенной выше цитате содержится выражение «материальные производительные силы», что можно понять как орудия труда и иные употребляемые людьми приспособления. Такое понимание опирается также на ряд других высказываний Маркса и Энгельса. Например, «приобретая (у кого? – Л. А.) новые производительные силы, люди изменяют
Глава 3. Марксизм
свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, – они изменяют все свои общественные отношения. Ручная мельница дает нам общество с сюзереном во главе, паровая мельница – общество с промышленным капиталистом (выделено мною. – Л. А.)» (Маркс, Энгельс, т. 4: 133). Энгельс также, по существу, сводит понятие производительных сил к орудиям: «Орудия дикаря обусловливают его общество совершенно в той же мере, как новейшие орудия – капиталистическое общество (выделено Энгельсом. – Л. А.)» (Там же, т. 36: 146).
Неудивительно, что последователи Маркса понимали эту проблему аналогичным образом. Например, Н. И. Бухарин писал: «…Исторический способ производства, т. е. форма общества, определяется развитием производительных сил, т. е. развитием техники» (Бухарин 1924: 133, см. также с. 131).
Однако в работах Маркса встречается и иное понимание производительных сил, в частности признание того, что «главной производительной силой» является сам человек (Маркс, Энгельс, т. 46, I: 403), что «всестороннее развитие человека» – это и есть «всеобщая производительная сила» (Там же, т. 46, II: 213–214). Маркс понимает, что «вещные элементы производительных сил» – это «созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания» (Там же, т. 46, I: 215). Однако все эти прого-ворки не заслонили тех формулировок, где орудия труда или «средства производства» получали как бы самостоятельное существование.
Главным недостатком марксистского понимания своей же основной категории является недооценка человека как личности и, следовательно, как центральной фигуры любого производства. Особенно недооценка творческого труда, творчества вообще, роли изобретений в развитии экономики. «Труд» фигурирует во многих положениях марксизма, но это практически всегда именно физический труд. «Рабочая сила» заменяет в рассуждениях человека с его менталитетом и способностями. В политэкономических работах Маркса делается некоторое различие между «простым трудом» и «сложным трудом», но ведущая роль второго, творческого, не отмечается. Сама трудовая теория стоимости, основанная на понятии «абстрактного труда», исходящая из возможности определения стоимости товара количеством рабочего времени, затраченного на его производство, по существу, означает непонимание творчества как важнейшего вида труда.
Теория и методология истории
Непонимание значения творчества и даже враждебное отношение Маркса к творческим личностям видно из следующего пассажа: «Исключительная концентрация художественного таланта в отдельных индивидах и связанное с этим подавление его в широкой массе есть следствие разделения труда». «В коммунистическом обществе не существует живописцев, существуют лишь люди, которые занимаются и живописью как одним из видов своей деятельности» (Маркс, Энгельс, т. 3: 393).
Ученики Маркса почувствовали его пренебрежительное отношение к творческому труду. Н. И. Бухарин, например, считал, что «интеллектуальный труд постоянно как бы вытекает и затем обособляется от материального производства». Он презрительно называл его «нематериальным трудом», «надстроечным трудом» (Бухарин 1988: 44–46; об отношении марксизма к роли личности см. также главу 13).
Работа И. В. Сталина (1879–1953) «О диалектическом и историческом материализме», опубликованная в 1938 г., была воспринята в СССР как последнее слово марксистской теории, окончательно разъясняющее все вопросы. Там было сказано: «Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, – все эти элементы вместе составляют производительные силы общества (выделено Сталиным. – Л. А.)» (Сталин 1939: 550). «…Изменения и развитие начинаются всегда с изменений и развития производительных сил, прежде всего – с изменений и развития орудий производства» (Там же: 552). Эти формулировки стали догмой и глубоко укоренились в сознании советских философов и «истматчи-ков», так что они употребляются вплоть до сего дня. Например, современный энциклопедист в области истории, антропологии и историософии Юрий Иванович Семенов (р. 1929) пишет: «…человек является производительной силой лишь в том случае, если он знает, как приводить в движение и умеет приводить в движение средства труда, т. е. обладает культурой труда и т. п.» (Семенов 1995: 31).
После смерти Сталина стало возможным дискутировать и по вопросу о том, что такое производительные силы как движущая сила исторического процесса. Прошло несколько дискуссий по
Глава 3. Марксизм
этой проблеме (см., например, Производительные… 1981; Обмен… 1983; см. об этих проблемах также в главах 9 и 11). Дискуссия велась в основном по вопросу о приоритете «объективных» и «субъективных» производительных сил, то есть о роли человека и его интеллекта в этом конгломерате. Так как цитаты классиков противоречили друг другу, некоторые марксистские историософы выдвигали иезуитскую формулу: материально-техническая база – определяющий фактор производительных сил, а человек – главный фактор (М. Я. Ковальзон, В. Г. Марахов).
На протяжении всего существования марксизма как системы взглядов оставался невыясненным кардинальный вопрос: почему развиваются производительные силы? Особенно трудным был этот вопрос для тех, кто считал орудия труда или средства производства главным элементом производительных сил и движущей силой. Всякому было ясно, что орудия труда не могут совершенствоваться сами по себе, что их должен совершенствовать человек. В свете этого самоочевидного аргумента очень трудно понять, как могло выживать мнение о приоритете орудий труда. Но ненамного легче было и тем, кто считал главной производительной силой человека, потому что надо было объяснить его желание совершенствовать орудия. Этот вопрос не решен до сих пор. Возможно, ответ лежит в области человеческой психологии, т. е. в области, далекой от материалистического понимания истории.
Производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил и являются объективными, не зависящими от воли людей. Они «материальны» в отличие от других, «волевых». Но границы между этими двумя видами отношений не ясны. Производственные отношения понимаются либо как отношения, возникающие на конкретном производстве – на фабрике, в поместье и т. д., либо как вся совокупность экономических процессов – собственно производство, распределение, обмен и потребление, с которого начинается новое производство (Маркс, Энгельс, т. 46, ч. I: 25). В последнем случае совпадают понятия «производственные» и «экономические отношения», что размывает данную категорию, поскольку экономические отношения охватывают также, например, отношения господства-подчинения, даннические отношения и т. п. А кроме того, в круговороте от производства до потребления и обратно неизбежно участвуют желания человека, его «воля». Интуитивно ясно, что огромную роль в любом производст-
Теория и методология истории
ве играют личностные отношения, особенно при феодализме. Однако они не признаются марксистами частью производственных отношений.
Осталась неясность также в роли отношений собственности в этом конгломерате. В разбираемом отрывке как будто бы все ясно: отношения собственности – лишь юридическое выражение (форма) производственных отношений. Но Маркс нередко употребляет выражение «формы собственности» как синоним производственных отношений (Маркс, Энгельс, т. 3: 20) или же понимает под собственностью «совокупность общественных отношений» (Там же, т. 27: 406).
Эта неясность привела к тому, что в работах эпигонов и «продолжателей» Маркса нередко производственные отношения стали пониматься как юридические нормы. И. В. Сталин в 1938 г. дал формулировку, которая утвердила такое понимание. «Состояние производственных отношений отвечает <…> на <…> вопрос: в чьем владении находятся средства производства, <…> в чьем распоряжении находятся средства производства» (Сталин 1939: 554), а последовательно рассматривая «типы производственных отношений», он каждый раз утверждает, что «основой производственных отношений (выделено мною. – Л. А.)» в них является та или иная «собственность на средства производства» – общественная, рабовладельческая, феодальная или буржуазная (Там же: 556).
Эти положения стали обязательными в советской исторической литературе. Это, в частности, определило юридический, правовой уклон в изучении аграрных отношений в древности и Средневековье.
Способ производства. Производительные силы и производственные отношения вместе составляют «способ производства материальных благ», две его «стороны». Их взаимодействие противоречиво. С одной стороны, производительные силы определяют тип производственных отношений. С другой – производственные отношения могут «давать простор» развитию производительных сил, а могут и тормозить его. И тогда новые производительные силы «взрывают» старый способ производства. Но, во-первых, нет четкого отделения производительных сил от производственных отношений. Например, «способ совместной деятельности» (Маркс, Энгельс, т. 3: 28) или кооперация в процессе труда могут рассматриваться как «производительные силы» (Там же, т. 23: 337). Высво-
Глава 3. Марксизм
бождение человека из общинных уз тоже понимается Марксом как развитие производительных сил (деятельности) (Маркс, Энгельс, т. 46, I: 486).
Как уже говорилось, двигатель исторического процесса в марксизме так и не был определен. Одним из вариантов объяснения этой динамики стало положение о диалектическом взаимодействии производительных сил и производственных отношений, которые будто бы подталкивают друг друга. «Источник развития общественного производства заключен в самом производстве». «В основе развития человеческой истории лежит саморазвитие общественного производства (выделено мною. – Л. А.)» (Семенов 1999: 201).
Переход с этапа на этап и революция. Когда производственные отношения «превращаются в оковы» производительных сил, «наступает эпоха социальной революции». Эту фразу и подобную ей в других сочинениях К. Маркса и Ф. Энгельса их ученики и последователи воспринимали как необходимость политических революций, свержения устаревшего строя. Между тем смысл этого пассажа чуть ли не обратный: «социальная революция» заключается прежде всего в «изменении экономической основы», и лишь затем «более или менее быстро» происходит переворот в надстройке, в том числе и политической. Однако же Маркс и Энгельс были также и политическими деятелями, революционерами, призывали к пролетарской революции и ожидали уничтожения власти буржуазии. Развертывание классовой, то есть сознательной, борьбы за переход к «диктатуре пролетариата» они считали своей главной миссией. И в этом тоже заключалось противоречие в теории.
С одной стороны, исторический процесс понимался как «естественно-исторический», идущий независимо от воли людей. Некие безликие «производительные силы» взрывают некие безличностные «производственные отношения», разрушение старого неизбежно, потому что это соответствует неумолимым законам истории. С другой стороны, чтобы это произошло, нужны конкретные усилия, классовая борьба, исход которой заведомо неизвестен нужна сознательная деятельность профсоюзов, партий, вождей и т. п. Такое сочетание уверенности в неумолимом ходе событий и призывов к борьбе уместно, если речь идет о лозунгах типа «С нами Бог!», «Враг будет разбит, победа будет за нами!». Но такое сочетание в рамках единой социальной теории выглядит противоречием. Это противоречие связано с отмеченным выше сочетанием в учении Маркса научной теории и политической доктрины.
Теория и методология истории
Базис и надстройка. Итак, производственные отношения образуют «реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Политические, религиозные, социально-экономические и прочие идеи, а также институты, в том числе государство, «надстраиваются» над экономическим базисом, причем над разными базисами все эти «надстройки» обязаны быть разными. «Надстройка» настолько зависит от меняющихся «базисов», что право и религия «не имеют своей собственной истории» (Маркс, Энгельс, т. 3: 64)
Этот постулат опирается на общефилософский принцип: «Общественное бытие определяет сознание». Возникает вопрос: почему «общественное бытие» следует понимать как «производственные отношения» или как «способ производства»? Существует масса явлений и феноменов, не относящихся к экономике (тех же идей, институтов и явлений искусства), которые существуют помимо воли и сознания конкретных людей, являются для них «бытием» и, безусловно, влияют на их сознание.
Немецкая философия XVIII в. излишне остро поставила вопрос о противоположности материального и идеального. Это отразилось и на подчеркнутом «материализме» Маркса. Отсюда и формулировка в советской философской науке: основной вопрос философии – это вопрос о первичности материи или сознания. Но практически разделить идеальное и материальное трудно, если возможно вообще. Например, выдвижение идей, в том числе и производственных, можно вполне отнести к материальному производству. Имущественные отношения пронизывают сферы семейных отношений, искусства и т. п., и в этом смысле они тоже экономические. Власть и престиж часто служат движущими силами деятельности людей. Следует ли отнести их к экономическим интересам? Труд – это сознательная деятельность, без участия мозга никакая работа невозможна. Следовательно, это и физическая, и духовная деятельность одновременно.
То, что духовное невозможно отделить от материального, увидел один из ранних марксистов – А. А. Богданов (1873–1928). Он заметил, что «социальная жизнь во всех своих проявлениях есть сознательно-психическая» (Богданов 1904: 50–51)
Ю. И. Семенов пытается обосновать марксистское понимание соотношения бытия, производства и надстройки, вводя некоторое усложнение схемы. Во-первых, он употребляет выражение «соци-
Глава 3. Марксизм
ально-экономические отношения» вместо «производственные» и тем несколько расширяет «базис». Во-вторых, он предлагает разделить бытие на два «уровня» – социально-экономические отношения, которые образуют социальную материю, и другие, тоже объективно существующие, но созданные общественным сознанием общественные отношения, которые он предлагает именовать социальной постройкой (конструкцией). Социальная материя определяет общественное сознание, а оно определяет «социальную конструкцию», которая, напомним, существует объективно, помимо сознания людей (Семенов 1995: 23). От этой трактовки веет искусственностью.
По духу концепции каждой ступени человеческого общества должны соответствовать не только особый способ производства, но и особая надстройка. Скажем, должны были бы разрабатываться такие понятия, как рабовладельческая идеология, феодальная идеология, а также рабовладельческое государство, феодальное государство и т. п. Речь идет не о конкретных формах государственности (например, полис или сословная монархия), а о типах, характерных для данной ступени развития. Таких исследований не проводилось. Маркс и Энгельс не имели возможности подробно разрабатывать вопрос о структуре каждой из формаций. Но их последователи имели достаточно времени, чтобы предпринять попытки определить основные типы «надстроек», будто бы образуемых каждым из выделяемых марксизмом «базисов». Однако таких попыток не делалось, несомненно, потому, что это бесперспективное занятие.
Жесткость тезиса о вторичности всей духовной жизни по сравнению с экономикой стала ощущаться к концу XIX в. Энгельс в конце жизни в письме И. Блоху попытался смягчить сей постулат. «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс бóльшего никогда не утверждали. Если же кто-то искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто единственным определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение – это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные момен-
Теория и методология истории
ты надстройки: политические формы классовой борьбы и ее результаты – государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения, и т. п., правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм (выделено Энгельсом. – Л. А.)» (Маркс, Энгельс, т. 37: 394–395). Энгельс признает отчасти вину свою и Маркса в том, что их поняли так примитивно (Там же: 370). В другом письме, Ф. Мерингу в 1893 г., Энгельс оправдывается в том, что они с Марксом делали «главный упор» на экономический фактор, лежащий «в основе», и не обратили внимания на «обратное воздействие» того
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!