Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-11 | 556 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Сбор информации путем опросов, интервью, бесед или инициированных воспоминаний, записываемых на видео- и аудионосители, применяется историками чаще всего для того, чтобы восполнить отсутствие или недостаточную правдивость письменных источников. Сегодня устная история является междисциплинарной практикой, позволяющей извлекать информацию из устных источников. Устная история по своей сути является диалогом. Полнота ответа на вопросы интервьюера, являющиеся продуктом его знаний и исторического интереса, зависит от желания информанта рассказать и ощущения важности вопроса. И наоборот, ответ респондента позволяет интервьюеру не только четче сформулировать вопрос, но и сменить его, чтобы подойти к желаемому ответу с другой стороны. В основе наиболее информативных интервью лежат: правильно сформулированные вопросы, готовность интервьюера и информанта к интервью и те взаимоотношения, которые возникают между ними.
Методологические трудности, связанные с использованием воспоминаний в качестве исторических источников, известны многим исследователям, работающим в русле устной истории, однако в целом господствует убеждение, что эти рассказы способствуют установлению истины. То есть устная история позволяет, с одной стороны, исследовать определенные сферы, по которым отсутствуют иные источники, а с другой стороны, расширить возможности социокультурной обработки недавнего прошлого. Впрочем, энтузиазм в отношении возможностей устной истории постоянно соседствует с критикой существующих подходов к интерпретации воспоминаний и поиском новых методов их анализа.
Во-первых, речь идет о допущении в историческую науку множества субъективностей – от жизненного опыта разных людей до личных интерпретаций исследователя. Признание за каждым респондентом равных прав на свой взгляд, оценку и опыт ведет к отказу от построения единой картины прошлого. В результате длительной работы по формированию вопросника, поиску респондентов, проведению интервью с ними и сопоставлению множества высказываний возникает исследование, которое не претендует на обоб-щаемость, фактическую точность и статистическую репрезентативность своих данных.
|
Глава 17. Устная история
Во-вторых, звучат сомнения относительно надежности сведений, полученных интервьюерами от людей в устной беседе. Сжимая годы жизни в часы рассказа о ней, рассказчик часто путает даты и названия, соединяет разные факты в одно событие и т. п. Надо учитывать и то, с чем мы имеем дело: с воспоминаниями очевидцев или историями «трансляторов» чужих воспоминаний.
В-третьих, возникают проблемы соотношения устной истории с историей «обычной». Можно говорить о «сопротивляемости интервью по отношению к упрощающим обобщениям». Жизненный опыт респондентов часто предстает совсем не таким гомогенным, каким его описывают профессиональные историки. Да и интерпретация ответов респондентов может быть расширена до масштабов «большой» истории лишь в той мере, в какой исследователю удастся путем анализа многочисленных интервью продемонстрировать регулярность тех или иных проявлений.
В-четвертых, мнения, высказанные интервьюируемыми, в большинстве случаев отражают их сегодняшний жизненный опыт, а не то, что было ценно для них в прошлом. Кроме неосмысленных воспоминаний о важных моментах своей жизни, нередки и скрытые интерпретации пережитого, относящиеся к прежним жизненным установкам. Подобные паттерны иногда довольно сложно связать с определенными контекстами былого опыта.
В-пятых, необходим учет ситуационного контекста интервью – сочетания ожиданий участников, социальной обстановки, интерактивной процедуры, цели встречи и т. п. Вполне обоснованы и опасения по поводу этических проблем, встающих перед устными историками. Ведь в ходе интервью может возникнуть ситуация, когда воспоминания слишком мучительны для интервьюируемого.
|
В-шестых, существует и проблема перевода устной речи в письменный текст. Ведь в тексте невозможно передать многие нюансы устной речи. Часто важно не только то, что сказано, но и то, как сказано: интонация, паузы, тембр голоса, темп и громкость речи. Все это трудно отразить без потерь при переводе интервью в письменную форму. Более того, транскрипт не может иметь самостоятельного значения для психологов, этнологов или линг-вистов.
Следует учитывать и ту ответственность, которую берет на себя историк, интерпретирующий слова респондента. Нередко одно
Теория и методология истории
и то же утверждение может обладать совершенно разными значениями в зависимости от интонации респондента. В аудиозаписи могут неясно звучать фамилии и географические названия. Восприятие затрудняют как повторы, так и неожиданные переходы с одного предмета на другой.
Современные архивы постепенно переходят к цифровым технологиям аудиозаписи, что позволяет сохранять «живой» текст документа. Но транскрипция значительно облегчает анализ полученных материалов. Понятие «транскрибирование» означает дословное воспроизведение аудиозаписи интервью в письменной форме, однако на практике после транскрибирования воспроизведенный текст приходится редактировать. Да и сама транскрипция (расстановка знаков препинания, разбивка текста на предложения и абзацы) является истолкованием мысли рассказчика.
Историк, начиная работу по сбору устных источников, формулирует для себя интересующую его проблему и определяет конкретные цели и задачи. Кроме того, он может иметь уже готовую гипотезу, которую хочет подтвердить или опровергнуть в ходе получения устной информации. Соответственно этому он подбирает респондентов. Если же речь идет о тотальном сборе устной информации (например, для архивов), опрашиваются люди из самых разных слоев. Респондентам предлагается рассказать о том, как в целом сложилась их жизнь. При этом любая записанная информация рассматривается как имеющая потенциальное значение для исследования всевозможных проблем гуманитарных и социальных наук.
|
Методика интервьюирования, вопросник, способ транскрибирования и, в конечном счете, интерпретация материалов в значительной степени зависят от исходных целей исследования, опирающегося на ту или иную академическую традицию. Устные источники – непростой материал для анализа. При анализе интервью необходимо обращать внимание на надежность рассказчика, достоверность темы рассказа, личную заинтересованность в интерпретации событий.
В частности, достоверность интервью может быть проверена при сопоставлении с другими рассказами на сходную тему, а также документальными свидетельствами. Среди методик анализа собранных устных свидетельств присутствуют контент-анализ, линг-
Глава 17. Устная история
вистический анализ и дискурс-анализ, учитывающий особенности речевых оборотов и используемых фраз.
Можно констатировать, что в последнее время устная история, следуя теории социальной памяти, развита до комплексно аргументирующего исследовательского направления. Своим методическим инструментарием она пытается реконструировать коллективные следы и фрагменты памяти, оставленные определенными историческими событиями в сознании тех или иных действующих лиц. Другими словами, главная ценность устных источников заключается не в информации о самих событиях прошлого, а в том, как они отражаются в общественном сознании. Поэтому устная история остро ставит проблему выявления содержащейся в источнике скрытой информации.
Устные источники позволяют зафиксировать уникальную информацию, не передаваемую другим путем. Если письменные источники официального происхождения чаще всего отражают историю государства и его институтов, то устные источники обращаются к истории народа, причем позволяют сделать это глазами очевидцев происходивших событий. Прошлое живет в настоящем разными способами, поэтому суждения о событиях, которые сами по себе есть лишь изображения прошедшего, также могут быть видом действия. Устная история показывает, как меняется оценка людьми событийного ряда в зависимости от времени и общественной ситуации. Тем самым истории возвращается человеческое измерение.
|
Устные источники имеют особое значение при создании локальных и региональных исследований, в изучении вопросов традиционной культуры и быта народа, личной истории и социально-психологических вопросов. Использование устных источников позволяет исторической науке не только ставить и изучать новые проблемы, но и раздвигает ее исследовательские горизонты в целом. Поэтому перспективы развития устной истории определяются не ее противостоянием с традиционной историографией, а, напротив, их тесным сотрудничеством и взаимодействием при сохранении относительной самостоятельности. Устная история как научное направление делает возможным междисциплинарное взаимодействие, обмен методами и подходами, сформулированными в тех или иных научных областях.
Теория и методология истории
Для большинства направлений исторических исследований устная история означает определенное «смещение фокуса». Например, для специалиста по социальной истории перейти от политиков и бюрократов собственно к проблеме бедности. В некоторых отраслях устная история позволяет не только изменить угол зрения, но и открыть новые важные направления для исследования. Так, историки рабочего движения получают возможность изучать повседневную жизнь на производстве и ее воздействие на семью и общество.
Для историков интервью является не только ценным источником новых знаний о прошлом, но и открывает новые перспективы интерпретации известных событий. Интервью особенно обогащают социальную историю, давая представление о повседневной жизни, ментальности так называемых «простых людей», которое недоступно в «традиционных» источниках. При этом субъективность воспринимается исследователем из области устной истории как неотъемлемая часть и качество, именно из-за которого и проводятся беседы с очевидцами событий. Устные воспоминания «независимее» письменных, потому что когда человек берется за перо, в нем невольно начинают работать и редактор, и цензор. Они ценны самой случайностью набора фактов и густотой подробностей. Благодаря сообщению, переданному устами свидетеля, историк получает возможность придать описанию истории более индивидуальный характер. Кроме того, значимость устных источников состоит в том, что они позволяют выделить и сопоставить два пласта исторического знания – обыденного и научного.
В исследовательском поле устной истории открывается особая роль исследователя, который изначально принимает решение о проведении интервью. В свою очередь, полученная информация во многом зависит от возникшего диалога и профессионализма ученого. Отбор носит целевой характер и проводится с учетом принципа информированности. Поэтому проблема репрезентативности требует качественной оценки структуры респондентов, их типичности и информированности. Также важен учет того, насколько широк спектр воспроизводимых ими мнений.
|
Кроме того, коммуникативные возможности устной истории открывают существенный потенциал интеграции науки и образования. Обладает устная история и мощным потенциалом гражданственности, символизируя собой встречу двух поколений. Устная
Глава 17. Устная история 355
история интересна для нас как возможность выявить некую преемственность и механизм отождествления, самоидентификации как отдельного человека, так и коллектива. Это попытка сохранить личную и коллективную память, зафиксировать ценности уходящей культуры, красоту и богатство разговорного языка. Память о прошлом – это кропотливая историческая и культурная работа.
Рекомендуемая литература
Память о блокаде. Свидетельства очевидцев и историческое сознание общества / отв. ред. М. В. Лоскутова. М., 2006.
Томпсон П. 2003. Устная история. М.
Урсу Д. П. 1989. Методологические проблемы устной истории. Источниковедение отечественной истории, с. 3–32. М.
Фольклор Великой Отечественной войны: сб. науч. тр. / под ред. О. Е. Лебедевой и М. В. Строганова. Тверь, 2005.
Хрестоматия по устной истории. СПб., 2003.
Часть 4
МЕТОДЫ
ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Глава 18
ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО
ПОЗНАНИЯ
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!