Теория и методология истории в XVII в. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Теория и методология истории в XVII в.

2017-06-11 254
Теория и методология истории в XVII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия и наука XVII в. основывались на рационализме, то есть на представлениях о том, что мир познаваем, что любое знание не должно браться на веру, а должно быть проверено разумом и логи­кой. Рационалистический подход стал проникать и во взгляды на проблемы развития общества и государства. Не имея еще доста­точной базы исторических фактов, находясь под впечатлением ус­пехов физики, мыслители выдвинули идею уподобления общества механизму. Такой подход перенесения принципов механики на изучение общества получил позже название механицизма. При этом: 1) законы общества в целом считались подобными законам природы, особенно физики; 2) общество рассматривалось как про­стая сумма равновеликих единиц-индивидов, между которыми дей­ствуют силы волеизъявлений людей; 3) как и в механике, эти силы действуют лишь в двух направлениях – притяжения и отталкива­ния; 4) из свойств индивидов выводились универсальные законы общества; 5) эти идеи давали убеждение, что общество можно пе­рестроить в соответствии с требованиями разума. Понимая эту ло­гику, гораздо легче понять и основные идеи социальных филосо­фов не только XVII, но и следующего – XVIII в.

На Западе XVII в. был веком революций и социальной борьбы, поэтому общественная мысль была прикована к проблеме правиль-



Теория и методология истории


ного устройства государства, сохранения порядка, обеспечения нужного баланса интересов между различными социальными си­лами. Это привело к созданию теорий общественного договора. Существует три теории общественного договора: консервативная, либеральная и социалистическая (она была высказана Ж. Ж. Руссо в XVIII в.).

Консервативная теория общественного договора принадлежит английскому философу Т. Гоббсу (1588–1679). В 1651 г., осмыслив тяжелый опыт ожесточения революции и гражданской войны в Англии, он опубликовал книгу «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», в которой пред­ставлял государство в образе библейского великана Левиафана. Формулировка Гоббса о том, что до государства в обществе царила «война всех против всех», стала знаменитой. Общественный и ис­торический опыт братоубийственных войн в государствах Европы привел Гоббса к заключению, что государство возникло в резуль­тате общественного договора с целью положить конец сущест­вовавшей до того разобщенности и вражды между людьми, оно призвано поддерживать мир и безопасность граждан. Гоббс факти­чески исходил из того, что «худой мир лучше доброй ссоры» и «из двух зол выбирают меньшее», поэтому утверждал, что граждане обязаны беспрекословно подчиняться воле государства, а оно, в свою очередь, обязано заботиться о благе народа.

Более взвешенную, либеральную теорию взаимоотношения го­сударства и общества (индивида) создал английский философ Дж. Локк (1632–1704), который, как и Гоббс, осуждал английскую революцию 1640–1660 гг. как безумие, но всячески приветствовал так называемую «Славную революцию» 1688 г., в результате кото­рой в Англии бескровно был свергнут тиран Яков II и затем уста­новлена конституционная монархия с достаточно сбалансирован­ным разделением власти. Локк пришел к выводу, что государст­венная власть обязана охранять такие «естественные права» людей, как их личную свободу и частную собственность, а если она не вы­полняет этих обязанностей, то народ вправе свергнуть ее и создать новое правительство.

В целом для историко-теоретической мысли XVII в. были ха­рактерны следующие достижения:


Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 39

1. Переход к «научному» исследованию общества с позиции открытия фундаментальных универсальных научных законов его функционирования.

2. Продвижение в области теории истории, включая формули­рование новых, нетеологических движущих сил истории; углубле­ние представлений о периодизации истории.

3. Разработка новых теорий происхождения государства и пра­ва, разработка исторического взгляда на формирование важнейших институтов общества.

4. Попытки использования общественной науки для реформи­рования общества. Впервые общественная мысль стала всерьез ста­вить вопрос рационального переустройства общества.

Другим важным достижением XVII в. стало развитие архивных изысканий и особых методов источниковедческого анализа. Нача­лась регулярная обработка, а затем и публикация обширных серий средневековых документов, что сделало их доступными для изуче­ния. В результате распространилась практика цитирования под­линных документов, прежде всего, конечно, в трудах ученых эрудитов. Особую роль в этих публикациях массы документов сыграли общества – публикаторы религиозных орденов бенедик­тинцев во Франции и иезуитов в Антверпене. Они ставили своей целью собирание документов по истории орденов, религиозных движений, житий святых и т. п. Эта деятельность объективно име­ла определенное научное значение, так как при этом формирова­лись методы установления подлинности документов (их аутентич­ности, сверки разных вариантов текстов и т. п.), прежде чем они публиковались. Религиозные эрудиты издавали также руководства по датировке и установлению достоверности рукописей.

Постепенно началось развитие вспомогательных исторических дисциплин, таких как дипломатика и палеография. Кроме того, со­биратели древностей (антиквары XVI–XVII вв.) заложили основы для введения в оборот изучения неписьменных источников (монет, древних надписей и особенностей писчего материала, печатей и т. п.).

В последней четверти XVII – начале XVIII в. была также про­делана важная работа в области периодизации: немецкий историк Х. Келлер (Келлариус, Целлариус) (1634–1706) развил, углубил и систематизировал идеи эпохи Возрождения о трех крупных эпохах истории древности, Средневековья и Нового времени. Его периоди-



Теория и методология истории


зация датировала конец древности кризисом Римской империи IV в. н. э., а Новое время – серединой XV в. (падением Константи­нополя в 1453 г.). Эта периодизация прочно вошла в несколько из­мененном виде в историческую науку. Однако необходимо иметь в виду, что она была выработана на материалах европейской истории (евроцентризм) и не учитывала особенности развития незападных обществ.

Как известно, XVII в. был временем контрреформации и инкви­зиции, которая боролась с научными идеями. В то же время впер­вые борьба теологической и антирелигиозной (научной) мысли шла с применением научных достижений с обеих сторон. Наиболее дальновидные церковные идеологи уже не могли не считаться с ре­зультатами научных наблюдений и открытий. Вот почему они ак­тивно использовали научную идею первотолчка (которую развива­ли и физики, в частности Исаак Ньютон), трактуя ее в провиден-циалистском смысле, что уже «первым толчком» Бог предопреде­лил все дальнейшее развитие мира согласно собственному замыслу. Такая трактовка указанной идеи содержалась, в частно­сти, в книге епископа Ж. Б. Боссюэ (1627–1704) «Рассуждения о всеобщей истории».


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.