Рождение исторической феминологии (женской истории) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Рождение исторической феминологии (женской истории)

2017-06-11 253
Рождение исторической феминологии (женской истории) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В среде историков на появление нового направления откликнулись прежде всего – как это произошло и с другими гуманитарными дисциплинами – ученые-феминистки. С точки зрения феминист­ской теории нельзя объяснить социальную действительность, не поняв механизмов воспроизводства общественного неравенства, основанного на разделении людей по полу. Феминистки и фемини­сты, изучающие прошлое, принялись исследовать изменения опо­средованной полом действительности «в пространстве» и «во вре­мени» (то есть с учетом географической, этнокультурной и хроно­логической составляющих). Формированию «женской истории» как особой субдисциплины в системе исторических наук благопри­ятствовал особый контекст: это было время быстрого увеличения числа «отдельных историй», плюрализации исследовательских на­правлений.

Неслучайным был интерес к ней тех, кто изучал проблемы мас­совых движений. События конца 1960-х гг. способствовали усиле­нию позиций феминизма, а он – в свою очередь – способствовал тому, чтобы немалое количество специалистов в области Women’s Studies вышло как раз из исследователей рабочего, крестьянского движений, в которых (в отличие от истории партий и тайных об­ществ) всегда присутствовали оба пола. В исследовании создания первых женских организаций, в истории феминизма и суфражизма эти специалисты увидели ключ к пониманию острых вопросов со-


Глава 15. Гендерная история



временности: что следует понимать под пресловутым «угнетением женщин», всегда ли оно существовало, как и когда возникло, како­вы были причины его появления, формы, методы и пути преодоле­ния неравенства.

Возникновение «женской истории» было поддержано медиеви­стами, и это не случайно. Возросшие трудности исторического по­знания (расширение числа источников, диверсификация прежних итогов и результатов), устаревание методов анализа и методологи­ческих ориентиров – все это превратило медиевистику и историю раннего Нового времени в «испытательный полигон» новейших аналитических экспериментов.

В рождении исторической феминологии сыграло свою роль и резко возросшее значение исторической антропологии, позво­лившее ей выделиться в отдельное направление социальной исто­рии, стать ее частью (об исторической антропологии и ее тематике см. предыдущую главу). В рамках «новой социальной истории» са­мостоятельными направлениями изучения стали «история повсе­дневности» индивидов и социальных групп, «история детства», «история сексуальности», «старости», скажем, «вдовства» и т. п. Без «истории женщин» здесь было, конечно, не обойтись.

Самостоятельной и самоценной частью «социальной истории» стала историческая демография, пережившая в конце XX в. бук­вально второе рождение. Выводы историков-демографов, обра­тившихся впервые (благодаря включению в методы исторического исследования математических приемов обработки массовых источ­ников, прежде всего городских кадастров и церковных метриче­ских книг) к изучению демографической ситуации эпохи Средне­вековья, позволили выделить феномен, до этого не учитывавшийся исследователями. Речь идет об устойчивом дефиците лиц женского пола практически во всех социальных и возрастных группах, но в особенности в детском и зрелом возрасте. Почему он возник, какие следствия имел? Все эти и многие другие вопросы предстояло ре­шить, обратившись непосредственно к «истории женщин». История повседневности и частной жизни сделала предметом изучения – в отличие от традиционной этнографии – не просто вещи, не только материальные формы существования человека, но и «обычаи, формы и практики» повседневного быта, прежде всего отношения людей и вещей, людей к вещам и явлениям повседневности, социальный и семейный «облик человека», формировавшийся в зависимости от форм его деятельности и самовыражения.


296 Теория и методология истории

К середине 1980-х гг., когда социальная история уступила пальму первенства истории культурной и интеллектуальной (в из­вестном смысле близкой так называемой культурно-исторической антропологии, возникшей на рубеже веков), в центре внимания специалистов по интеллектуальной истории оказалось изучение изменений социальных и культурных категорий. Особое значение для них приобрела историческая и социальная психология, возник­ла так называемая «психоистория», история чувств (эмоций), в на­учный оборот оказался «вброшен» новый термин «история мен-тальностей», история представлений и образов (имагология) (см. также предыдущую главу).

«История ментальностей» неизбежно подвела исследователей к выводу о необходимости изучения разных «историй», в том чис­ле – истории переживаний не только победителей, но и побежден­ных, маргиналов – больных, заключенных, гомосексуалистов, бес­помощных стариков, нищих и люмпенов, «не-героев» прошлого. Тематизация «истории переживаний» совпала с развитием в систе­ме психологических наук интереса к «особенному», «относитель­ному», «временному», «обусловленному» (в то время как в недале­ком прошлом предлагалось всегда от этого абстрагироваться). Ис­тория в очередной раз сблизилась с психологией, и этот союз ока­зался успешным, в том числе и для «женских исследований».

В рамках появившихся «женских исследований» история жен­щин пережила невероятный бум. Публикации по этой тематике по­лучили свою постоянную рубрику в десятках научных журналов. Ежегодно стало выходить в свет множество исследований по всем периодам и регионам, а в обобщающих работах разного уровня ос­вещались практически все вопросы, имеющие отношение к жизни женщин прошедших эпох. Так сформировался предмет истории женщин (исторической феминологии) – это история изменений женского социального статуса и функциональных ролей, это история глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.

Энтузиастки-первопроходчицы «перелопатили» сотни архив­ных дел, находя источники, проливающие свет на положение жен­щин в разные эпохи; они описывали отдельные судьбы и анализи­ровали опыт женских общностей (например, в монастырях и пер­вых женских союзах), старались пересмотреть в свете новых дан­ных даже хронологию. Сторонницы нового направления чаще


Глава 15. Гендерная история



всего говорили о желании преодолеть «безусловное господство старой истории», «переписать ее». Дело дошло до готовности за­менить слово history (который феминистки прочитывали как his-story, дословно: «Его история», история мужчины) новым терми­ном, характеризующим новый подход к изучению прошлого, а именно термином herstory (то есть «Ее история», история женщи­ны) (Davin 1988: 60–78). Так или иначе, но в представлениях о прошлом случился настоящий переворот, закрепленный создани­ем на конференции в Белладжио (Италия), а затем конституирова-нием в рамках Международного конгресса исторических наук в Мадриде в 1990 г. Международной федерации исследователей женской истории.

Историческая феминология «вернула женщин» (прежде всего – выдающихся, хотя не только их) общим курсам истории. Задача восстановления исторической правды, выявления женских имен, забытых или вычеркнутых из официальной, «мужской» историо­графии, была решена: в учебниках появилось много женских имен. Полученное ранее «единое и полное» знание о прошлом перестало выглядеть таковым, в исследованиях доказывалось, что женщины имели во все эпохи свое мировидение и свою систему ценностей, порой не совпадавшую с мужской.

Вместо описания того, как оба пола взаимно дополняли друг друга (как это делала традиционная наука, этнография), внимание было обращено на их различия. Так был внесен важный вклад в подрыв стереотипа о «природном предназначении» женщины (вынашивание детей, продолжение рода, ответственность за семью и домашний очаг). История женщин придала иной смысл изучению истории повседневности, еще раз убедила в историчности разделе­ния социальной жизни на публичную и приватную сферы. Факты постоянного нарушения границ между ними показали историче­скую обусловленность этих границ и невозможность однозначно определить направление, в котором развивается их взаимодей­ствие.

Изучив исторически сложившиеся отношения господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархатных структурах классовых обществ, историки женщин увязали «жен­скую историю» с историей общества. Чаще всего это делалось, од­нако, в духе неомарксизма, и половое неравенство объяснялось его укорененностью в неравенстве экономическом. Многие факты, со-


298 Теория и методология истории

бранные «историками женщин», подорвали мужское мифотворче­ство в социальной истории, поставив под сомнение оценку важ­нейших эпох и процессов.

Однако постепенно историко-феминологические штудии ста­новились все более кастовыми. Из «истории женщин» историче­ская феминология медленно превращалась в «историю подавления женщин». Исследования феминологов создавали впечатление, что роль женщины как жертвы является исторической константой. То и дело со страниц феминологических исследований проступали мизоандринные (мужененавистнические) настроения, «доказатель­ства» женской исключительности, утверждения о том, что история, написанная женщиной, точнее и объективнее, чем написанная мужчиной, «так как знание угнетенного точнее и глубже знания угнетателя». Как ответ на подобный подход к прошлому в мировой исторической науке появилась «история гомосексуальности», а также «история мужчин и мужественности» (историческая анд-рология, History как His Stоry). Так история женщин своим появле­нием заставила и мужчин задуматься над отсутствием «их соб­ственной истории», заставила стать видимыми и их (подробнее см.: Gilmore 1990).

Методические трудности реконструкции «истории маскулин­ности» оказались большими, чем «истории женственности», так как мужчины (в отличие от женщин) считались той «непроблема-тизированной нормой», которую не стоило и описывать (она под­разумевалась). Ограничений вследствие принадлежности к своему полу мужчины не испытывали, так что подразумеваемое трудно поддавалось исторической реконструкции.

«Мужские истории», историческая андрология испытали те же сложности признания и тот же скептицизм, что и история женщин. «Истории отцовства», «истории мужской чести», «истории маску­линности» доказывали, что до последнего времени не было создано не только объективной истории Женщины, но и истории Мужчины, культуры мужской. Предметом «мужской истории» стала ис­тория изменений социального статуса мужчин и их функцио­нальных ролей, это история глазами мужчин, написанная с по­зиций осознанного мужского опыта.

К концу 1970-х гг. раздельное существование историй полов -«мужской» и «женской», отсутствие собственной истории сексу­альных меньшинств (ныне эта часть гендерной истории именуется


Глава 15. Гендерная история



квир-историей) грозили стать методологическим тупиком. Изме­нился и общий социально-политический контекст. Идеи противо­стояния, которые владели умами с 1968 г., как в мировой политике, так и в науке к началу 1980-х гг. стали уступать место идеям балан­са, терпимости, неагрессивности и допущения за другим права на существование. Границы дисциплин к концу XX в. стали расплыв­чатыми, идея междисциплинарных исследований обрела огромную популярность.

«Гендер - полезная категория исторического анализа»

К концу 1970-х гг. в исторических исследованиях стран Европы и США стало все чаще мелькать слово «гендер», дословно перево­димое с английского как род имени существительного (от лат. genus - род).

До середины 50-х гг. XX в. лексема “gender” употребля­лась только в английской лингвистике. Но в 1955 г. выдаю­щийся сексолог Джон Мани, которому при изучении герма­фродитизма и транссексуализма потребовалось отграничить общеполовые свойства от сексуально-генитальных, сексу­ально-эротических и сексуально-прокреативных, ввел поня­тие «гендер». Во множестве современных работ слава перво­открывателя новой дефиниции приписана, однако, не Дж. Мани, а Роберту Столлеру. В 1958 г. в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе открылся центр по изучению гендерного самосознания и транссексуализма и его сотруд­ник, психоаналитик Роберт Столлер, стал пользоваться тер­мином «гендер» для обозначения понятия «пол в социальном контексте». С предложением активнее пользоваться этим понятием он выступил и в 1963 г. на конгрессе психоанали­тиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или - как он назвал его - гендерного) самосознания (Stoller 1968).

Выстроенная на разделении природного (сущностного, эссен-циального) и культурного, гендерная концепция разделила «пол» и «гендер». «Пол» стал соотноситься лишь с биологией и физиоло­гией (гормоны, гены, нервная система, морфология), а «гендер» -с явлениями культуры, социальной психологии, социологии и со­циальной антропологии.

Научная риторика, использующая новый термин, прочно ут­вердившись в других гуманитарных науках, особенно в психологии


300 Теория и методология истории

и социологии, довольно быстро проникла и в труды историков. Во­просы, поставленные «женскими» и «мужскими» исследованиями в истории, и прежде всего вопрос о причинах воспроизводства со­циально-полового неравенства, могли быть теперь проанализиро­ваны по-новому. Ранее женские (да и мужские) исследования в ис­тории стремились к автономии, сплоченности во имя представле­ния именно женского или мужского социального опыта, были ори­ентированы на получение знания об обществе и истории, альтернативного существующему. Это вело к отделенности, «гет-тоизации», и такая обособленность подчас отпугивала других представителей научного сообщества, желавших хотя бы считаться политически не ангажированными, объективными. Концепция ген-дера давала такой шанс. Она была способом преодолеть самозамы­кание, даря изучению столь связанных с политикой и женским движением тем академическую респектабельность. Центральным предметом исследований постепенно стала провозглашаться уже не обособленная история женщин или мужчин, а история их отноше­ний как одного из важнейших аспектов социальной организации, история выстраивания социальных асимметрий и иерархий, свя­занных с половой принадлежностью, история соотношений полов. Важнейшим шагом в рождении гендерной истории традицион­но считается статья американского историка Джоан Уоллах Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа», опублико­ванная в 1986 г.

Начинавшая как типичный историк-феминолог, изучав­шая общественные движения во Франции XIX в., обладав­шая широтой исследовательского видения и научной смело­стью, Дж. Скотт предложила положить конец противопос­тавлению «мужской» и «женской» истории. Свой призыв она обратила к самым признанным представителям своего про­фессионального цеха, выступив в декабре 1985 г. с докладом на Собрании Американской исторической ассоциации. Она говорила о спорах вокруг историзма и эмпиризма, о перехо­де от содержательно-событийного подхода к освещению прошлого к текстуально-интерпретирующему, размышляла о будущем науки, которая должна найти основания для союза «событийности» и «текстуальности». Местом встречи ею и была предложена «гендерная история». Cтатья «Гендер: полезная категория исторического анализа» была перерабо­танным вариантом вышеупомянутого доклада (Скотт 2001).


Глава 15. Гендерная история



Зафиксировав необходимость преодоления внеисторичности господствующих интерпретаций пола в истории, она предложила продуктивную схему анализа исторического материала сквозь призму нового понятия и четырех групп социально-исторических подсистем или направлений изучения:

1. Комплекса символов и образов, характеризующих мужчину и женщину в культуре (гендерных стереотипов), бытовавших в раз­ные времена, типических и идеальных образов, в том числе став­ших паттернами, моделями (Адам, Ева, Мария), мифологических представлений о порочности, осквернении или чистоте, формы их репрезентации и трансформаций в разных исторических контекстах и многих аналогичных сюжетов.

2. Комплекса норм – религиозных, педагогических, научных, правовых, политических (гендерных норм), который предполагал работу со сложившимися в культуре нормативными предписания­ми. Как в процессе борьбы альтернативных концепций, закреплен­ные в разных доктринах, они содействовали выработке понятия «правильного» или даже «единственно возможного» в отношении мужчин и женщин?

3. При анализе комплекса проблем самовыражения, субъектив­ного самовосприятия и самоосознания личности (гендерной иден­тичности) требовалось рассмотрение особенностей самоиденти­фикации мужчин и женщин в различные эпохи. Пристальное вни­мание предлагалось уделять своеобразию так называемых «гендер-ных конфликтов», когда субъективная гендерная идентичность могла не совпадать с культурно предписанными и социально за­данными образами (приведем российский пример с «кавалерист-девицей» Надеждой Дуровой, даже именовавшей себя «он» – и это в XIX столетии).

4. Последний комплекс паттернов включал в себя анализ роли полового различия в функционировании социальных институ­тов, которые участвуют в формировании гендера (это семья, система родства, домохозяйство, рынок рабочей силы, система образования, государственное устройство и т. д.) Как воспроизво­дятся социальные асимметрии, связанные с полом, как функцио­нируют институты социального контроля и за счет чего осущест­вляется распределение и перераспределение власти, материаль­ных и духовных благ, собственности и престижа в масштабах всего общества, класса, группы и т. д. – все эти вопросы выдвину­лись на первый план.



Теория и методология истории


Дж. Скотт назвала гендер «первичным способом определения властных отношений», а «историоризацию различий» между по­лами – главным направлением исследований гендерной истории. Из ее доказательств вытекало, что социально-половая (гендерная) иерархия является исторически первой формой социального нера­венства. Гендерные статус, иерархия и модели поведения предпи­саны институтами социального контроля и культурными тради­циями, воспроизводство гендерного сознания поддерживает сло­жившуюся систему отношений господства и подчинения, а гендер-ный статус – один из конституирующих элементов социальной асимметрии и системы распределения власти, престижа и собст­венности.

Этой и последующими своими работами Дж. Скотт призвала преодолеть очевидный раскол между традиционной и новыми (женской, мужской, квир-) историями. Часть историков-фемино-логов, чувствовавших свою обособленность в ученом мире, про­явили готовность пойти навстречу этому призыву, сменить вывеску «женской истории» на наименование «гендерная история» и тем самым в известном смысле преодолеть маргинальность положения «женской истории» в системе гуманитарного знания. Они довольно решительно заявили о смене познавательных ориентаций: «жен­скую историю» объявили лишь этапом, переходным феноменом, который был необходим для процесса осознания и доведения до признания (научной и вообще широкой общественностью) значи­мости исследований истории отношений полов. Во всех работах, даже в тех, что были посвящены исключительно женщинам, было предложено учитывать «мужской фактор», дабы «уничтожить по­ловинчатость науки о полах».

Готовность отказаться от решения «женскими исследования­ми» в истории последовательно феминистских задач расширила социальную базу нового направления. В сообществе гендерологов появились мужчины, которые ранее смотрели на развитие женских исследований не без иронии. Следом развернулась широкая дис­куссия по поводу определения понятий «пол», «мужественность», «женственность» в разные исторические эпохи, и ее участники пы­тались выяснить, как эти концепты пересекаются с другими дис-курсивно созданными идентичностями (классом, поколением, воз­растом, вероисповеданием, региональной и этнической принад­лежностью).


Глава 15. Гендерная история



Однако с предложением Дж. Скотт согласились далеко не все исследователи женской истории. Решительно настроенные против засилья «мужской истории» историки феминистской ориентации развернули широкую дискуссию о возможности не только находок, но и ущерба на пути превращений «женских исследований» в «ген-дерные». «Женская история – это не просто что-то отличное от об­щепринятой истории; это явление критическое, очевидно направ­ленное против “мужской истории”», – писалось тогда. А гендерная история того и гляди могла позволить женщинам вновь проявить готовность быть «невидимыми» в декларируемом равенстве осве­щения истории обоих полов, опять «раствориться» в ней. Среди се­рьезных потерь называлось потенциальное скатывание гендерных исследований (как исследований обоих полов) к очередным обос­нованиям «естественности» их взаимной дополнительности. А это, доказывалось феминистками, приведет к стремлению опро­вергнуть «особость» женского опыта и женских интересов, приве­дет к стиранию грани между традиционной наукой (этнологией, социологией, психологией пола) и критически нацеленными на них гендерными исследованиями.

Буря споров о соотношении феминизма, феминологии и ген-дерной истории затронула в основном Новый Свет. Европа, менее «пострадавшая» от радикального феминистского движения, не без иронии смотрела на «перегибы» феминисток США. Европа оказа­лась более толерантной к «вторжению» мужчин и “Men's Studies” в исследования истории полов. Гендерные центры и лаборатории комфортно разместились в европейских академических институтах и университетах. Европейские сторонницы развития гендерной ис­тории поставили задачу не столько «устранять половинчатость прежней науки о полах», сколько писать новую всеобщую исто­рию, в которой подобающее место должен был занять анализ меха­низмов иерархизации (Hausen, Wunder 1992: 10).

Некоторые аспекты гендерных взаимодействий нашли отраже­ние уже в ранних публикациях. Их авторы пытались сравнивать отношение мужчин и женщин к одному и тому же вопросу (ска­жем, к возрасту вступления в брак или повторной женить­бе/замужеству со вдовыми), рассматривать неодинаковые послед­ствия для мужчин и женщин одних и тех же социальных явлений и трансформаций. В них изучался, например, гендерный аспект по­нятия «цехового единства» (и в связи с этим – «мужской солидар-



Теория и методология истории


ности», вытеснившей женщин из цехового производства в раннее Новое время). Необычайно плодотворными и убедительными были исследования разного понимания чести, которое для женщин име­ло всецело гендерное звучание, а для мужчин – определялось об­щечеловеческими «свойствами» – храбростью, верностью, добро­совестностью, профессиональным мастерством (Kollmann 1987).

Развитие же гендерной истории оказалось связано и обусловле­но ее взаимодействием со структурализмом (который был важен для развития женских исследований в изучении прошлого) и в осо­бенности с различными постструктуралистскими течениями, уча­стием в целом ряде «поворотов», произошедших в гуманитарном знании на рубеже ХХ и XXI вв.

В тематике гендерной истории выделились ключевые для нее темы, на первый взгляд вполне простые и ясные: «труд в домашнем хозяйстве», «работа в общественном производстве», «право», «по­литика», «семья», «религия», «образование», «культура» и т. п. Но каждая из этих тем отныне рассматривалась с точки зрения путей обеспечения воспроизводства социального порядка, основанного на гендерных различиях, и неравного распределения материальных и духовных благ, власти и престижа в историческом социуме. Осо­бое место занял анализ опосредованной роли гендерных представ­лений в межличностном взаимодействии, выявление их историче­ского характера и динамики. Отношения между полами – как вы­яснилось – составляют сердцевину любой социальной системы наряду с классовыми и межпоколенческими отношениями, отно­шениями между общественными слоями, способами производства и отношением человека к природе. Гендерные исследования про­низали собой – пусть и неравномерно – почти все области истори­ческой науки (Pomata 1993: 1019–1026).

Исследования гендерных историков развернулись в ситуации постмодерна, главным «открытием» которого стало недоверие к большим идеологиям – к тому, что французские философы называ­ли метанарративами (метанарративу прогресса, рационального обустройства общества, революционного переустройства, модер­низаций). Другим ощутимым изменением в науках о прошлом, ко­торое произошло в прямой связи с распространением постмодер­нистских концепций и феминистской критики историзма и эмпи­ризма, стала ликвидация иерархии «важности» исследовательских проблем. Еще 20 лет назад все, что связано с женщиной, женским


Глава 15. Гендерная история



социальным опытом, историей сексуальных меньшинств или исто­рией сексуальности, могло быть объявлено не «главными темами». В эпоху постмодерна иерархия важности проблематики была нис­провергнута. Темы, казавшиеся ранее «мелкими», оказались впи­санными в большую историю: история прислужничества и найма кормилиц, история домашней работы, вынашивания детей и родо­вспоможения.

Категория «пол» была признана одним из структурообразую­щих экономических принципов. Гендерные исследования истори­ческого прошлого показали себя как объединяющее научное поле, как концепт, который подтверждал полицентричность окружающе­го мира, плюральность типов мышления, множественность методов и подходов, с помощью которых можно познавать и прошлое, и на­стоящее.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.