Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-06-11 | 289 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
В среде историков на появление нового направления откликнулись прежде всего – как это произошло и с другими гуманитарными дисциплинами – ученые-феминистки. С точки зрения феминистской теории нельзя объяснить социальную действительность, не поняв механизмов воспроизводства общественного неравенства, основанного на разделении людей по полу. Феминистки и феминисты, изучающие прошлое, принялись исследовать изменения опосредованной полом действительности «в пространстве» и «во времени» (то есть с учетом географической, этнокультурной и хронологической составляющих). Формированию «женской истории» как особой субдисциплины в системе исторических наук благоприятствовал особый контекст: это было время быстрого увеличения числа «отдельных историй», плюрализации исследовательских направлений.
Неслучайным был интерес к ней тех, кто изучал проблемы массовых движений. События конца 1960-х гг. способствовали усилению позиций феминизма, а он – в свою очередь – способствовал тому, чтобы немалое количество специалистов в области Women’s Studies вышло как раз из исследователей рабочего, крестьянского движений, в которых (в отличие от истории партий и тайных обществ) всегда присутствовали оба пола. В исследовании создания первых женских организаций, в истории феминизма и суфражизма эти специалисты увидели ключ к пониманию острых вопросов со-
Глава 15. Гендерная история
временности: что следует понимать под пресловутым «угнетением женщин», всегда ли оно существовало, как и когда возникло, каковы были причины его появления, формы, методы и пути преодоления неравенства.
Возникновение «женской истории» было поддержано медиевистами, и это не случайно. Возросшие трудности исторического познания (расширение числа источников, диверсификация прежних итогов и результатов), устаревание методов анализа и методологических ориентиров – все это превратило медиевистику и историю раннего Нового времени в «испытательный полигон» новейших аналитических экспериментов.
|
В рождении исторической феминологии сыграло свою роль и резко возросшее значение исторической антропологии, позволившее ей выделиться в отдельное направление социальной истории, стать ее частью (об исторической антропологии и ее тематике см. предыдущую главу). В рамках «новой социальной истории» самостоятельными направлениями изучения стали «история повседневности» индивидов и социальных групп, «история детства», «история сексуальности», «старости», скажем, «вдовства» и т. п. Без «истории женщин» здесь было, конечно, не обойтись.
Самостоятельной и самоценной частью «социальной истории» стала историческая демография, пережившая в конце XX в. буквально второе рождение. Выводы историков-демографов, обратившихся впервые (благодаря включению в методы исторического исследования математических приемов обработки массовых источников, прежде всего городских кадастров и церковных метрических книг) к изучению демографической ситуации эпохи Средневековья, позволили выделить феномен, до этого не учитывавшийся исследователями. Речь идет об устойчивом дефиците лиц женского пола практически во всех социальных и возрастных группах, но в особенности в детском и зрелом возрасте. Почему он возник, какие следствия имел? Все эти и многие другие вопросы предстояло решить, обратившись непосредственно к «истории женщин». История повседневности и частной жизни сделала предметом изучения – в отличие от традиционной этнографии – не просто вещи, не только материальные формы существования человека, но и «обычаи, формы и практики» повседневного быта, прежде всего отношения людей и вещей, людей к вещам и явлениям повседневности, социальный и семейный «облик человека», формировавшийся в зависимости от форм его деятельности и самовыражения.
|
296 Теория и методология истории
К середине 1980-х гг., когда социальная история уступила пальму первенства истории культурной и интеллектуальной (в известном смысле близкой так называемой культурно-исторической антропологии, возникшей на рубеже веков), в центре внимания специалистов по интеллектуальной истории оказалось изучение изменений социальных и культурных категорий. Особое значение для них приобрела историческая и социальная психология, возникла так называемая «психоистория», история чувств (эмоций), в научный оборот оказался «вброшен» новый термин «история мен-тальностей», история представлений и образов (имагология) (см. также предыдущую главу).
«История ментальностей» неизбежно подвела исследователей к выводу о необходимости изучения разных «историй», в том числе – истории переживаний не только победителей, но и побежденных, маргиналов – больных, заключенных, гомосексуалистов, беспомощных стариков, нищих и люмпенов, «не-героев» прошлого. Тематизация «истории переживаний» совпала с развитием в системе психологических наук интереса к «особенному», «относительному», «временному», «обусловленному» (в то время как в недалеком прошлом предлагалось всегда от этого абстрагироваться). История в очередной раз сблизилась с психологией, и этот союз оказался успешным, в том числе и для «женских исследований».
В рамках появившихся «женских исследований» история женщин пережила невероятный бум. Публикации по этой тематике получили свою постоянную рубрику в десятках научных журналов. Ежегодно стало выходить в свет множество исследований по всем периодам и регионам, а в обобщающих работах разного уровня освещались практически все вопросы, имеющие отношение к жизни женщин прошедших эпох. Так сформировался предмет истории женщин (исторической феминологии) – это история изменений женского социального статуса и функциональных ролей, это история глазами женщин, написанная с позиций женского опыта.
Энтузиастки-первопроходчицы «перелопатили» сотни архивных дел, находя источники, проливающие свет на положение женщин в разные эпохи; они описывали отдельные судьбы и анализировали опыт женских общностей (например, в монастырях и первых женских союзах), старались пересмотреть в свете новых данных даже хронологию. Сторонницы нового направления чаще
|
Глава 15. Гендерная история
всего говорили о желании преодолеть «безусловное господство старой истории», «переписать ее». Дело дошло до готовности заменить слово history (который феминистки прочитывали как his-story, дословно: «Его история», история мужчины) новым термином, характеризующим новый подход к изучению прошлого, а именно термином herstory (то есть «Ее история», история женщины) (Davin 1988: 60–78). Так или иначе, но в представлениях о прошлом случился настоящий переворот, закрепленный созданием на конференции в Белладжио (Италия), а затем конституирова-нием в рамках Международного конгресса исторических наук в Мадриде в 1990 г. Международной федерации исследователей женской истории.
Историческая феминология «вернула женщин» (прежде всего – выдающихся, хотя не только их) общим курсам истории. Задача восстановления исторической правды, выявления женских имен, забытых или вычеркнутых из официальной, «мужской» историографии, была решена: в учебниках появилось много женских имен. Полученное ранее «единое и полное» знание о прошлом перестало выглядеть таковым, в исследованиях доказывалось, что женщины имели во все эпохи свое мировидение и свою систему ценностей, порой не совпадавшую с мужской.
Вместо описания того, как оба пола взаимно дополняли друг друга (как это делала традиционная наука, этнография), внимание было обращено на их различия. Так был внесен важный вклад в подрыв стереотипа о «природном предназначении» женщины (вынашивание детей, продолжение рода, ответственность за семью и домашний очаг). История женщин придала иной смысл изучению истории повседневности, еще раз убедила в историчности разделения социальной жизни на публичную и приватную сферы. Факты постоянного нарушения границ между ними показали историческую обусловленность этих границ и невозможность однозначно определить направление, в котором развивается их взаимодействие.
|
Изучив исторически сложившиеся отношения господства и подчинения между мужчинами и женщинами в патриархатных структурах классовых обществ, историки женщин увязали «женскую историю» с историей общества. Чаще всего это делалось, однако, в духе неомарксизма, и половое неравенство объяснялось его укорененностью в неравенстве экономическом. Многие факты, со-
298 Теория и методология истории
бранные «историками женщин», подорвали мужское мифотворчество в социальной истории, поставив под сомнение оценку важнейших эпох и процессов.
Однако постепенно историко-феминологические штудии становились все более кастовыми. Из «истории женщин» историческая феминология медленно превращалась в «историю подавления женщин». Исследования феминологов создавали впечатление, что роль женщины как жертвы является исторической константой. То и дело со страниц феминологических исследований проступали мизоандринные (мужененавистнические) настроения, «доказательства» женской исключительности, утверждения о том, что история, написанная женщиной, точнее и объективнее, чем написанная мужчиной, «так как знание угнетенного точнее и глубже знания угнетателя». Как ответ на подобный подход к прошлому в мировой исторической науке появилась «история гомосексуальности», а также «история мужчин и мужественности» (историческая анд-рология, History как His Stоry). Так история женщин своим появлением заставила и мужчин задуматься над отсутствием «их собственной истории», заставила стать видимыми и их (подробнее см.: Gilmore 1990).
Методические трудности реконструкции «истории маскулинности» оказались большими, чем «истории женственности», так как мужчины (в отличие от женщин) считались той «непроблема-тизированной нормой», которую не стоило и описывать (она подразумевалась). Ограничений вследствие принадлежности к своему полу мужчины не испытывали, так что подразумеваемое трудно поддавалось исторической реконструкции.
«Мужские истории», историческая андрология испытали те же сложности признания и тот же скептицизм, что и история женщин. «Истории отцовства», «истории мужской чести», «истории маскулинности» доказывали, что до последнего времени не было создано не только объективной истории Женщины, но и истории Мужчины, культуры мужской. Предметом «мужской истории» стала история изменений социального статуса мужчин и их функциональных ролей, это история глазами мужчин, написанная с позиций осознанного мужского опыта.
К концу 1970-х гг. раздельное существование историй полов -«мужской» и «женской», отсутствие собственной истории сексуальных меньшинств (ныне эта часть гендерной истории именуется
|
Глава 15. Гендерная история
квир-историей) грозили стать методологическим тупиком. Изменился и общий социально-политический контекст. Идеи противостояния, которые владели умами с 1968 г., как в мировой политике, так и в науке к началу 1980-х гг. стали уступать место идеям баланса, терпимости, неагрессивности и допущения за другим права на существование. Границы дисциплин к концу XX в. стали расплывчатыми, идея междисциплинарных исследований обрела огромную популярность.
«Гендер - полезная категория исторического анализа»
К концу 1970-х гг. в исторических исследованиях стран Европы и США стало все чаще мелькать слово «гендер», дословно переводимое с английского как род имени существительного (от лат. genus - род).
До середины 50-х гг. XX в. лексема “gender” употреблялась только в английской лингвистике. Но в 1955 г. выдающийся сексолог Джон Мани, которому при изучении гермафродитизма и транссексуализма потребовалось отграничить общеполовые свойства от сексуально-генитальных, сексуально-эротических и сексуально-прокреативных, ввел понятие «гендер». Во множестве современных работ слава первооткрывателя новой дефиниции приписана, однако, не Дж. Мани, а Роберту Столлеру. В 1958 г. в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе открылся центр по изучению гендерного самосознания и транссексуализма и его сотрудник, психоаналитик Роберт Столлер, стал пользоваться термином «гендер» для обозначения понятия «пол в социальном контексте». С предложением активнее пользоваться этим понятием он выступил и в 1963 г. на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (или - как он назвал его - гендерного) самосознания (Stoller 1968).
Выстроенная на разделении природного (сущностного, эссен-циального) и культурного, гендерная концепция разделила «пол» и «гендер». «Пол» стал соотноситься лишь с биологией и физиологией (гормоны, гены, нервная система, морфология), а «гендер» -с явлениями культуры, социальной психологии, социологии и социальной антропологии.
Научная риторика, использующая новый термин, прочно утвердившись в других гуманитарных науках, особенно в психологии
300 Теория и методология истории
и социологии, довольно быстро проникла и в труды историков. Вопросы, поставленные «женскими» и «мужскими» исследованиями в истории, и прежде всего вопрос о причинах воспроизводства социально-полового неравенства, могли быть теперь проанализированы по-новому. Ранее женские (да и мужские) исследования в истории стремились к автономии, сплоченности во имя представления именно женского или мужского социального опыта, были ориентированы на получение знания об обществе и истории, альтернативного существующему. Это вело к отделенности, «гет-тоизации», и такая обособленность подчас отпугивала других представителей научного сообщества, желавших хотя бы считаться политически не ангажированными, объективными. Концепция ген-дера давала такой шанс. Она была способом преодолеть самозамыкание, даря изучению столь связанных с политикой и женским движением тем академическую респектабельность. Центральным предметом исследований постепенно стала провозглашаться уже не обособленная история женщин или мужчин, а история их отношений как одного из важнейших аспектов социальной организации, история выстраивания социальных асимметрий и иерархий, связанных с половой принадлежностью, история соотношений полов. Важнейшим шагом в рождении гендерной истории традиционно считается статья американского историка Джоан Уоллах Скотт «Гендер – полезная категория исторического анализа», опубликованная в 1986 г.
Начинавшая как типичный историк-феминолог, изучавшая общественные движения во Франции XIX в., обладавшая широтой исследовательского видения и научной смелостью, Дж. Скотт предложила положить конец противопоставлению «мужской» и «женской» истории. Свой призыв она обратила к самым признанным представителям своего профессионального цеха, выступив в декабре 1985 г. с докладом на Собрании Американской исторической ассоциации. Она говорила о спорах вокруг историзма и эмпиризма, о переходе от содержательно-событийного подхода к освещению прошлого к текстуально-интерпретирующему, размышляла о будущем науки, которая должна найти основания для союза «событийности» и «текстуальности». Местом встречи ею и была предложена «гендерная история». Cтатья «Гендер: полезная категория исторического анализа» была переработанным вариантом вышеупомянутого доклада (Скотт 2001).
Глава 15. Гендерная история
Зафиксировав необходимость преодоления внеисторичности господствующих интерпретаций пола в истории, она предложила продуктивную схему анализа исторического материала сквозь призму нового понятия и четырех групп социально-исторических подсистем или направлений изучения:
1. Комплекса символов и образов, характеризующих мужчину и женщину в культуре (гендерных стереотипов), бытовавших в разные времена, типических и идеальных образов, в том числе ставших паттернами, моделями (Адам, Ева, Мария), мифологических представлений о порочности, осквернении или чистоте, формы их репрезентации и трансформаций в разных исторических контекстах и многих аналогичных сюжетов.
2. Комплекса норм – религиозных, педагогических, научных, правовых, политических (гендерных норм), который предполагал работу со сложившимися в культуре нормативными предписаниями. Как в процессе борьбы альтернативных концепций, закрепленные в разных доктринах, они содействовали выработке понятия «правильного» или даже «единственно возможного» в отношении мужчин и женщин?
3. При анализе комплекса проблем самовыражения, субъективного самовосприятия и самоосознания личности (гендерной идентичности) требовалось рассмотрение особенностей самоидентификации мужчин и женщин в различные эпохи. Пристальное внимание предлагалось уделять своеобразию так называемых «гендер-ных конфликтов», когда субъективная гендерная идентичность могла не совпадать с культурно предписанными и социально заданными образами (приведем российский пример с «кавалерист-девицей» Надеждой Дуровой, даже именовавшей себя «он» – и это в XIX столетии).
4. Последний комплекс паттернов включал в себя анализ роли полового различия в функционировании социальных институтов, которые участвуют в формировании гендера (это семья, система родства, домохозяйство, рынок рабочей силы, система образования, государственное устройство и т. д.) Как воспроизводятся социальные асимметрии, связанные с полом, как функционируют институты социального контроля и за счет чего осуществляется распределение и перераспределение власти, материальных и духовных благ, собственности и престижа в масштабах всего общества, класса, группы и т. д. – все эти вопросы выдвинулись на первый план.
Теория и методология истории
Дж. Скотт назвала гендер «первичным способом определения властных отношений», а «историоризацию различий» между полами – главным направлением исследований гендерной истории. Из ее доказательств вытекало, что социально-половая (гендерная) иерархия является исторически первой формой социального неравенства. Гендерные статус, иерархия и модели поведения предписаны институтами социального контроля и культурными традициями, воспроизводство гендерного сознания поддерживает сложившуюся систему отношений господства и подчинения, а гендер-ный статус – один из конституирующих элементов социальной асимметрии и системы распределения власти, престижа и собственности.
Этой и последующими своими работами Дж. Скотт призвала преодолеть очевидный раскол между традиционной и новыми (женской, мужской, квир-) историями. Часть историков-фемино-логов, чувствовавших свою обособленность в ученом мире, проявили готовность пойти навстречу этому призыву, сменить вывеску «женской истории» на наименование «гендерная история» и тем самым в известном смысле преодолеть маргинальность положения «женской истории» в системе гуманитарного знания. Они довольно решительно заявили о смене познавательных ориентаций: «женскую историю» объявили лишь этапом, переходным феноменом, который был необходим для процесса осознания и доведения до признания (научной и вообще широкой общественностью) значимости исследований истории отношений полов. Во всех работах, даже в тех, что были посвящены исключительно женщинам, было предложено учитывать «мужской фактор», дабы «уничтожить половинчатость науки о полах».
Готовность отказаться от решения «женскими исследованиями» в истории последовательно феминистских задач расширила социальную базу нового направления. В сообществе гендерологов появились мужчины, которые ранее смотрели на развитие женских исследований не без иронии. Следом развернулась широкая дискуссия по поводу определения понятий «пол», «мужественность», «женственность» в разные исторические эпохи, и ее участники пытались выяснить, как эти концепты пересекаются с другими дис-курсивно созданными идентичностями (классом, поколением, возрастом, вероисповеданием, региональной и этнической принадлежностью).
Глава 15. Гендерная история
Однако с предложением Дж. Скотт согласились далеко не все исследователи женской истории. Решительно настроенные против засилья «мужской истории» историки феминистской ориентации развернули широкую дискуссию о возможности не только находок, но и ущерба на пути превращений «женских исследований» в «ген-дерные». «Женская история – это не просто что-то отличное от общепринятой истории; это явление критическое, очевидно направленное против “мужской истории”», – писалось тогда. А гендерная история того и гляди могла позволить женщинам вновь проявить готовность быть «невидимыми» в декларируемом равенстве освещения истории обоих полов, опять «раствориться» в ней. Среди серьезных потерь называлось потенциальное скатывание гендерных исследований (как исследований обоих полов) к очередным обоснованиям «естественности» их взаимной дополнительности. А это, доказывалось феминистками, приведет к стремлению опровергнуть «особость» женского опыта и женских интересов, приведет к стиранию грани между традиционной наукой (этнологией, социологией, психологией пола) и критически нацеленными на них гендерными исследованиями.
Буря споров о соотношении феминизма, феминологии и ген-дерной истории затронула в основном Новый Свет. Европа, менее «пострадавшая» от радикального феминистского движения, не без иронии смотрела на «перегибы» феминисток США. Европа оказалась более толерантной к «вторжению» мужчин и “Men's Studies” в исследования истории полов. Гендерные центры и лаборатории комфортно разместились в европейских академических институтах и университетах. Европейские сторонницы развития гендерной истории поставили задачу не столько «устранять половинчатость прежней науки о полах», сколько писать новую всеобщую историю, в которой подобающее место должен был занять анализ механизмов иерархизации (Hausen, Wunder 1992: 10).
Некоторые аспекты гендерных взаимодействий нашли отражение уже в ранних публикациях. Их авторы пытались сравнивать отношение мужчин и женщин к одному и тому же вопросу (скажем, к возрасту вступления в брак или повторной женитьбе/замужеству со вдовыми), рассматривать неодинаковые последствия для мужчин и женщин одних и тех же социальных явлений и трансформаций. В них изучался, например, гендерный аспект понятия «цехового единства» (и в связи с этим – «мужской солидар-
Теория и методология истории
ности», вытеснившей женщин из цехового производства в раннее Новое время). Необычайно плодотворными и убедительными были исследования разного понимания чести, которое для женщин имело всецело гендерное звучание, а для мужчин – определялось общечеловеческими «свойствами» – храбростью, верностью, добросовестностью, профессиональным мастерством (Kollmann 1987).
Развитие же гендерной истории оказалось связано и обусловлено ее взаимодействием со структурализмом (который был важен для развития женских исследований в изучении прошлого) и в особенности с различными постструктуралистскими течениями, участием в целом ряде «поворотов», произошедших в гуманитарном знании на рубеже ХХ и XXI вв.
В тематике гендерной истории выделились ключевые для нее темы, на первый взгляд вполне простые и ясные: «труд в домашнем хозяйстве», «работа в общественном производстве», «право», «политика», «семья», «религия», «образование», «культура» и т. п. Но каждая из этих тем отныне рассматривалась с точки зрения путей обеспечения воспроизводства социального порядка, основанного на гендерных различиях, и неравного распределения материальных и духовных благ, власти и престижа в историческом социуме. Особое место занял анализ опосредованной роли гендерных представлений в межличностном взаимодействии, выявление их исторического характера и динамики. Отношения между полами – как выяснилось – составляют сердцевину любой социальной системы наряду с классовыми и межпоколенческими отношениями, отношениями между общественными слоями, способами производства и отношением человека к природе. Гендерные исследования пронизали собой – пусть и неравномерно – почти все области исторической науки (Pomata 1993: 1019–1026).
Исследования гендерных историков развернулись в ситуации постмодерна, главным «открытием» которого стало недоверие к большим идеологиям – к тому, что французские философы называли метанарративами (метанарративу прогресса, рационального обустройства общества, революционного переустройства, модернизаций). Другим ощутимым изменением в науках о прошлом, которое произошло в прямой связи с распространением постмодернистских концепций и феминистской критики историзма и эмпиризма, стала ликвидация иерархии «важности» исследовательских проблем. Еще 20 лет назад все, что связано с женщиной, женским
Глава 15. Гендерная история
социальным опытом, историей сексуальных меньшинств или историей сексуальности, могло быть объявлено не «главными темами». В эпоху постмодерна иерархия важности проблематики была ниспровергнута. Темы, казавшиеся ранее «мелкими», оказались вписанными в большую историю: история прислужничества и найма кормилиц, история домашней работы, вынашивания детей и родовспоможения.
Категория «пол» была признана одним из структурообразующих экономических принципов. Гендерные исследования исторического прошлого показали себя как объединяющее научное поле, как концепт, который подтверждал полицентричность окружающего мира, плюральность типов мышления, множественность методов и подходов, с помощью которых можно познавать и прошлое, и настоящее.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!