Позднее Возрождение (XVI – начало XVII в.) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Позднее Возрождение (XVI – начало XVII в.)

2017-06-11 210
Позднее Возрождение (XVI – начало XVII в.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Со второй половины XVI в. можно говорить о постепенном упадке гуманистической культуры в Италии, но к этому време­ни она успела оказать колоссальное воздействие на культуру почти всей Европы, а Возрождение стало общеевропейским явле­нием. Видными представителями гуманистической историографии были У. Кемден и Ф. Бэкон в Англии, Я. Вимфелинг, С. Франк и др. – в Германии, Ж. Боден, отец и сын Скалигеры – во Франции. Мыслители XVI в. продолжали критику средневековых авторите­тов, но более откровенно и широко. Дело в том, что в отличие от итальянских гуманистов, в целом более или менее равнодушных к теологическим проблемам, европейский (особенно немецкий) гу-


Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 35

манизм оказался тесно связанным с Реформацией и с ожесточен­ными идейно-религиозными спорами.

Мыслителей XVI в. от гуманистов раннего Возрождения отли­чали следующие черты:

а) глубоко изучая античное наследие, они гораздо меньше, чем
итальянские гуманисты, принимали как непререкаемые суждения
античных писателей. Например, английский философ и историк
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в своей знаменитой работе «Новый Ор­
ганон» (1620), названной в противопоставление «Органону» Ари­
стотеля, утверждал, что благоговение перед древностью «околдо­
вывает» людей и удерживает от движения вперед;

б) одновременно гуманисты XVI – начала XVII в. стали осоз­
навать свое время как принципиально новый период истории (а не
только как период возрождения античной культуры), в том числе
в связи с открывающимися возможностями научного метода.

Основными достижениями теоретико-исторической мысли XVI – начала XVII в. являлись следующие:

1. Рост интереса к истории и развитие идей о ее назначении.

2. Первые попытки применения научного метода к изучению общества.

3. Развитие критической методологии истории, новой научной хронологии и расширение источниковедения за счет активной пуб­ликации текстов.

4. Развитие теории истории, в частности представлений о ее движущих силах, зарождение идеи поступательного прогрессивно­го развития общества.

5. Развитие новых общественно-политических теорий, связан­ных с идеями о наиболее правильном устройстве общества.

В XVI в. меняются представления о науке и ее возможности, открывшиеся после публикации знаменитого труда Н. Коперника в XVI в. (1543 г.) В частности, лозунгом научного прогресса на по­следующие века стало знаменитое выражение Бэкона: «Знание – сила». Складывается новое отношение к истории, которое заклю­чалось в рассмотрении ее через призму научного подхода. Тот же Бэкон, будучи не только философом, но и историком, смотрел на историю в определенной мере как на опытное знание.

Рост интереса к истории наглядно выражался в том, что книги, посвященные вопросу о жанрах, целях, достоинствах и методе «на­писания и чтения истории», становятся особенно многочисленны-



Теория и методология истории


ми начиная со второй половины XVI в. Подлинно новаторскими среди такого рода книг стали произведения итальянского гумани­ста и философа Ф. Патрици (1529–1597) «Десять диалогов об исто­рии» и французского политического мыслителя Ж. Бодена (1530– 1596) «Метод легкого познания истории». В их трудах история вы­ступает уже не как род искусства, а как наука, главной задачей ко­торой является познание истины (а не собирание примеров для на­зидания), установление подлинности фактов (соответственно их поиск и отбор) и критика источников. Боден даже приблизился к пониманию того, что история обладает своим собственным мето­дом. Но спор и даже идейная борьба за то, чем является история – наукой о фактах или способом воспитания общества, будет идти еще на протяжении трех последующих веков.

В целом мыслители XVI в. значительно расширили и развили представления о движущих силах истории, рассматривая в качестве последних разум и науку, идейную и политическую борьбу, госу­дарство и его деятельность (законы, войны, методы управления), личность (государей, политических и иных деятелей), отношения собственности, географическую среду и др. Все эти факторы затем активно исследуются в течение последующих столетий. Жан Боден был одним из самых крупных теоретиков в области общественной мысли и исторического процесса XVI в., некоторые его мысли су­щественно опередили свое время. Новаторскими были высказыва­ния Бодена (в произведении «Шесть книг о государстве») о влия­нии особенностей природы и климата на политическое и социаль­ное устройство общества (см. подробнее главу 9). У Бодена мы также встречаем идею, которая резко отличает его от гумани­стов, – это идея прогресса. При этом он полагал, что наука ис­тория показывает это прогрессивное движение.

Важно отметить, что XVI в. и начало XVII в. богаты не только новыми теоретическими идеями, но и новыми подходами к мето­дологии истории. Прежде всего:

а) повысились требования к точности исторических фактов и
ценность фактов самих по себе, продолжалась прямая или косвен­
ная критика средневековых взглядов на историю;

б) развивались критические методы, которые способствовали
определению подлинности древних и средневековых текстов и ус­
тановлению их возраста (по использованному материалу, особен­
ностям написания букв, грамматики и т. п.);


Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 37

в) происходит становление методов специальных исторических дисциплин (археографии, топонимики, палеографии, нумизматики и др.). Крайне важно, что новые методы способствовали реконст­рукции истории на основе полученных в анализе данных.

Наглядной победой научного метода в XVI в. стало создание научной хронологии. Иосиф Юстус Скалигер (1540–1609) в своей работе «Об улучшении хронологии» заложил фундамент этой на­учной дисциплины. Позже Скалигер издал книгу, где были собра­ны сведения всех известных ему античных хронографов. Знание языков и истории помогло ему включить в свою систему важней­шие источники по древней хронологии и найти способы перевода дат между этими системами. Скалигер широко использовал метод астрономической датировки событий. Таким образом, впервые всемирная история получает научно обоснованную хронологию и научный метод сопоставления разных систем хронологии.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.