Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-11 | 249 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Со второй половины XVI в. можно говорить о постепенном упадке гуманистической культуры в Италии, но к этому времени она успела оказать колоссальное воздействие на культуру почти всей Европы, а Возрождение стало общеевропейским явлением. Видными представителями гуманистической историографии были У. Кемден и Ф. Бэкон в Англии, Я. Вимфелинг, С. Франк и др. – в Германии, Ж. Боден, отец и сын Скалигеры – во Франции. Мыслители XVI в. продолжали критику средневековых авторитетов, но более откровенно и широко. Дело в том, что в отличие от итальянских гуманистов, в целом более или менее равнодушных к теологическим проблемам, европейский (особенно немецкий) гу-
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 35
манизм оказался тесно связанным с Реформацией и с ожесточенными идейно-религиозными спорами.
Мыслителей XVI в. от гуманистов раннего Возрождения отличали следующие черты:
а) глубоко изучая античное наследие, они гораздо меньше, чем
итальянские гуманисты, принимали как непререкаемые суждения
античных писателей. Например, английский философ и историк
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в своей знаменитой работе «Новый Ор
ганон» (1620), названной в противопоставление «Органону» Ари
стотеля, утверждал, что благоговение перед древностью «околдо
вывает» людей и удерживает от движения вперед;
б) одновременно гуманисты XVI – начала XVII в. стали осоз
навать свое время как принципиально новый период истории (а не
только как период возрождения античной культуры), в том числе
в связи с открывающимися возможностями научного метода.
Основными достижениями теоретико-исторической мысли XVI – начала XVII в. являлись следующие:
1. Рост интереса к истории и развитие идей о ее назначении.
|
2. Первые попытки применения научного метода к изучению общества.
3. Развитие критической методологии истории, новой научной хронологии и расширение источниковедения за счет активной публикации текстов.
4. Развитие теории истории, в частности представлений о ее движущих силах, зарождение идеи поступательного прогрессивного развития общества.
5. Развитие новых общественно-политических теорий, связанных с идеями о наиболее правильном устройстве общества.
В XVI в. меняются представления о науке и ее возможности, открывшиеся после публикации знаменитого труда Н. Коперника в XVI в. (1543 г.) В частности, лозунгом научного прогресса на последующие века стало знаменитое выражение Бэкона: «Знание – сила». Складывается новое отношение к истории, которое заключалось в рассмотрении ее через призму научного подхода. Тот же Бэкон, будучи не только философом, но и историком, смотрел на историю в определенной мере как на опытное знание.
Рост интереса к истории наглядно выражался в том, что книги, посвященные вопросу о жанрах, целях, достоинствах и методе «написания и чтения истории», становятся особенно многочисленны-
Теория и методология истории
ми начиная со второй половины XVI в. Подлинно новаторскими среди такого рода книг стали произведения итальянского гуманиста и философа Ф. Патрици (1529–1597) «Десять диалогов об истории» и французского политического мыслителя Ж. Бодена (1530– 1596) «Метод легкого познания истории». В их трудах история выступает уже не как род искусства, а как наука, главной задачей которой является познание истины (а не собирание примеров для назидания), установление подлинности фактов (соответственно их поиск и отбор) и критика источников. Боден даже приблизился к пониманию того, что история обладает своим собственным методом. Но спор и даже идейная борьба за то, чем является история – наукой о фактах или способом воспитания общества, будет идти еще на протяжении трех последующих веков.
|
В целом мыслители XVI в. значительно расширили и развили представления о движущих силах истории, рассматривая в качестве последних разум и науку, идейную и политическую борьбу, государство и его деятельность (законы, войны, методы управления), личность (государей, политических и иных деятелей), отношения собственности, географическую среду и др. Все эти факторы затем активно исследуются в течение последующих столетий. Жан Боден был одним из самых крупных теоретиков в области общественной мысли и исторического процесса XVI в., некоторые его мысли существенно опередили свое время. Новаторскими были высказывания Бодена (в произведении «Шесть книг о государстве») о влиянии особенностей природы и климата на политическое и социальное устройство общества (см. подробнее главу 9). У Бодена мы также встречаем идею, которая резко отличает его от гуманистов, – это идея прогресса. При этом он полагал, что наука история показывает это прогрессивное движение.
Важно отметить, что XVI в. и начало XVII в. богаты не только новыми теоретическими идеями, но и новыми подходами к методологии истории. Прежде всего:
а) повысились требования к точности исторических фактов и
ценность фактов самих по себе, продолжалась прямая или косвен
ная критика средневековых взглядов на историю;
б) развивались критические методы, которые способствовали
определению подлинности древних и средневековых текстов и ус
тановлению их возраста (по использованному материалу, особен
ностям написания букв, грамматики и т. п.);
Глава 2. Период Возрождения – первая половина XIX в. 37
в) происходит становление методов специальных исторических дисциплин (археографии, топонимики, палеографии, нумизматики и др.). Крайне важно, что новые методы способствовали реконструкции истории на основе полученных в анализе данных.
Наглядной победой научного метода в XVI в. стало создание научной хронологии. Иосиф Юстус Скалигер (1540–1609) в своей работе «Об улучшении хронологии» заложил фундамент этой научной дисциплины. Позже Скалигер издал книгу, где были собраны сведения всех известных ему античных хронографов. Знание языков и истории помогло ему включить в свою систему важнейшие источники по древней хронологии и найти способы перевода дат между этими системами. Скалигер широко использовал метод астрономической датировки событий. Таким образом, впервые всемирная история получает научно обоснованную хронологию и научный метод сопоставления разных систем хронологии.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!