Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общая структура этапов теоретико-исторического исследования

2017-06-11 290
Общая структура этапов теоретико-исторического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Реальное исследование всегда имеет «челночный» – итеративный – характер, то есть многократные движения от анализа эмпирических данных к обобщениям, гипотезам и обратно. Однако логика и ме-


Глава 20. Логические методы и средства в познании 413

тодология теоретического исследования в идеале имеет поступа­тельный характер1. Исследование начинается с постановки про­блемы и цели. Проблема, как правило, касается сущности, общих причин и закономерностей происхождения и динамики интере­сующего исторического явления (класса явлений). Цель уже жела­тельно формулировать в терминах переменных. Нередко в теорети­ко-исторических исследованиях речь идет о раскрытии причин (ус­ловий, факторов, механизмов, закономерностей), динамики (роста, падения, некоей трансформации) определенного класса историче­ских явлений. Затем разрабатывают общий подход к исследованию (методологию), формулируют задачи исследования.

Далее рекомендуется начать вовсе не со знакомства с эмпири­ческим материалом, что привычно для историков (изучение сотен статей, десятков монографий, работа с архивными источниками и проч.), а со знакомства с основными объяснительными подходами, общими теориями и концепциями относительно поставленной цели исследования. Так нарабатывается мыслительный аппарат для по­следующей эмпирической работы. Становится понятно, что искать и как найденное осмыслять. Желательно выбрать достаточно общую и гибкую парадигму (см. главу 18 настоящего издания) и явно за­фиксировать основания, по которым альтернативные парадигмы от­вергаются (ведь потом к ним, возможно, придется вернуться). Эти процедуры составляют проблематизацию и реструктуризацию тео­ретического поля.

На втором этапе строится предмет исследования. Интересую­щее явление раскрывается (эксплицируется) как один или несколь­ко экспланандумов (объясняемых переменных). Нужно также пред­ставить в общем виде те структурные компоненты, свойствами которых являются выделенные экспланандумы. Здесь же намеча­ются границы исследования и примерный перечень исторических случаев для начального анализа.

Следующий, третий этап включает ряд челночных движений от знакомства с литературой по наиболее ярким и изученным случаям к разработке перечня гипотетических экспланансов (факторов, оп­ределяющих динамику экспланандума), а также их операционали-зации.

1 Детальное изложение всех исследовательских процедур 9 этапов метода теоретической ис­тории с примерами из наиболее ярких макросоциологических исследований Р. Карнейро, Т. Скочпол и Р. Коллинза см.: Розов 2001 а; 2002: гл. 6; Розов 2009: ч. 6). Интернет-ресурс: http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/fti/fti6.htm.



Теория и методология истории


Откуда берутся экспланансы? Каждая теоретическая концепция относительно интересующего явления прямо переформулируется в один или более экспланансов. Каждое объяснение единичного явления, почерпнутое из исторической литературы, подвергается обобщению и превращается в эксплананс. Наконец, собственные идеи, интуиции, соображения исследователя, появившиеся при знакомстве с литературой и источниками, а также предварительные попытки представить объектную модель – общий механизм, лежа­щий в основе динамики интересующего явления, то есть взаимо­связь и взаимодействие определенных структурных компонентов, переводятся на язык переменных и дополняют перечень гипотети­ческих факторов.

Желательно составить полный список экспланансов с указани­ем их источников. Такой список может оказаться весьма длинным, и далеко не все переменные будут использованы в исследовании. Тем не менее стремление к полноте перечня потенциальных экс-планансов оправдано в том смысле, что так задаются «линия от­ступления» и эвристический потенциал для дальнейшей работы с аномалиями или при выяснении того, что первоначально выбран­ные переменные оказались нерелевантными. Здесь же следует со­ставить генеральную совокупность случаев – по возможности пол­ный (исчерпывающий) список позитивных случаев (с наличием яв­ления) и негативных случаев (позволяющих судить о причинах от­сутствия явления), для которых должны выполняться искомые закономерности.

На третьем этапе проводится конструктивизация исследова­тельского поля, оно как бы закрепляется жестким обручем из экс-планандумов (что нужно объяснить), экспланансов (с помощью че­го будет проводиться объяснение) и полного перечня случаев (в каких рамках будущие объяснительные принципы, механизмы, законы, закономерности должны действовать).

Четвертый этап, или логико-эвристический анализ – системати­ческое сравнение с целью выявления набора релевантных экспла-нансов такого их сочетания, которое позволяет объяснить интере­сующее явление (динамику изменения значений экспланандумов). Подобный отбор осуществляется через анализ специально выбран­ных и сгруппированных случаев генеральной совокупности. В ре­зультате сопоставления переменных и логического анализа прояв­ления закономерностей в конкретных случаях формулируется ги-


Глава 20. Логические методы и средства в познании 415

потеза как сочетание экспланансов. Данный этап лучше всего структурируется, он обеспечен целым корпусом логических прие­мов и средств (бинаризация и операционализация, индуктивные методы Бэкона – Милля, INUS-условие, аппарат булевой алгебры, построение дискретных моделей и др.).

На пятом этапе проводится содержательный анализ отдельных исторических случаев с целью построения, уточнения объектной модели, корректировки выявленных на предыдущем этапе законо­мерностей.

Шестой этап посвящен качественной проверке полученных ги­потез через целенаправленный поиск аномалий – случаев с нару­шениями этих гипотез – и их преодолению (как правило, через по­нятийное обогащение концепции и соответствующую корректи­ровку гипотез). Прошедшие такую проверку (фальсифицируемые, но не фальсифицированные) гипотезы получают статус законов.

Седьмой и восьмой этапы состоят в численном уточнении зако­нов, их проверке уже на численном материале (обычно использу­ются динамические ряды данных). Такая работа предполагает по­строение и проверку математических моделей, оценку силы при­чинных связей, особый порядок работы с численными данными. Если теория остается качественной, то данные этапы опускаются.

Наконец, на заключительном этапе проводятся экспликация и формализация полученной теории (Розов 2001 б: 51–66), она увя­зывается с ранее накопленным теоретическим знанием. Также воз­можна прагматизация – разработка методов и средств решения по­знавательных и практических задач на основе этой теории.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.