Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)»
I. Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда в Дирекции тяги (КСОТ-П)
Целью КСОТ-П является:
1- вовлечение руководителей среднего звена, профсоюзных организаций и непосредственных исполнителей работ к управлению охраной труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
2-ведение визуального контроля за состоянием охраны труда
в структурном подразделении Дирекции тяги;
3-формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;
4-оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области охраны труда на рабочих местах (с соответствующей их бальной оценкой)
и выработка мероприятий по их минимизации;
5-на перспективу разработка алгоритма автоматизированной оценки факторов рисков, влияющих на процессы технического обслуживания и ремонта подвижного состава в эксплуатационных локомотивных депо.
Одной из задач КСОТ-П является выработка у работников поведенческих навыков по выявлению факторов рисков и опасностей, которые могут привести к травмированию.
II. Общие сведения о применении в Дирекции тяги
Комплексной системы оценки состояния охраны труда
III. Порядок проведения КСОТ-П
Ежедневный (ежесменный) контроль по КСОТ-П
При проведении ежедневного (ежесменного) контроля результаты проверки визуально отражают в бланке «КСОТ-П» (приложение № 1) путем закрашивания одной ячейки соответствующим цветом.
Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться зеленым, синим, желтым, оранжевым или красным цветом.
Так же в бланк «КСОТ-П» вносятся данные о количестве дней в подразделении без травм.
Выявленные в ходе проверки нарушения дополнительно вносятся в ведомость несоответствий (далее – Ведомость) (приложение № 2). Ведомости несоответствий рекомендуется оформлять в прошнурованных и пронумерованных журналах по форме приложения 2.
При отсутствии нарушений, выявленных в ходе проверки оформлять в ведомости несоответствий запись о факте проверки и лице ее проводившем.
При наличии микротравмы в ведомость нарушений записываются данные травмированного работника – фамилия, имя, отчество, вид повреждения здоровья, основные причины, время отсутствия работника на рабочем месте.
В цехе эксплуатации результаты проверок, проведенных машинистами локомотивов, отражаются в хронологическом порядке в бортовых журналах локомотивов формы ТУ-152, с пометкой «проведен ежесменный контроль по КСОТ-П» и указанием выявленных несоответствий.
В начале рабочей смены руководители проверяют:
1-выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
2-отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
3-состояние рабочих мест в производственном участке, наличие необходимого для работы исправного инструмента, оборудования, приспособлений;
4-состояние прилегающей территории, служебных проходов и проездов;
5-наличие и исправность оградительных и предохранительных устройств;
6-исправность вентиляции, освещения, индивидуальных и коллективных средств защиты;
7-наличие у работников удостоверений по электробезопасности, охране труда, талона по охране труда;
8-обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью, другими СИЗ и правильность их применения;
9-наличие и исправность первичных средств пожаротушения;
10-наличие и комплектацию на рабочих местах (в производственном участке) медицинских аптечек.
В течение рабочего дня (смены) следует контролировать:
1-соблюдение работниками требований правил и инструкций по охране труда, а также других правил безопасности труда, специфичных для работ на данном участке;
2-соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и с электроинструментом;
3-отсутствие у работников признаков алкогольного опьянения и других противопоказаний для выполнения ими поручаемой работы (визуально);
4-наличие и правильность использования работниками спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты.
При проведении проверки машинист локомотива должен проверить:
1-наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений кожухов электрических приборов, аппаратов и корпусов вспомогательных машин, наличие защитных кожухов электропечей электроотопления и электрокалориферов, ограждений узлов и оборудования;
2-исправность межсекционных площадок и суфле (на многосекционных локомотивах);
3-наличие и исправность инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а также защитных средств в необходимом количестве согласно перечню инструмента и инвентаря на локомотиве (диэлектрических перчаток, диэлектрических ковров, штанг для снятия емкостных зарядов с силовых цепей и заземления первичной обмотки тягового трансформатора (для электровозов переменного тока), штанг изолирующих, противогазов (выдаются при работе на тепловозах и дизель-поездах, оборудованных установками газового пожаротушения, а также, независимо от этого, эксплуатирующихся на тоннельных участках железных дорог), шумоизолирующих наушников (на тепловозах и электровозах);
4-исправность кресел машиниста и помощника;
5-исправность зеркал обратного вида;
6-исправность осветительного оборудования и защитных плафонов;
7-наличие и исправность ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников;
8-наличие и исправность первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики;
9-исправность, надежность крепления и чистоту обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола;
10-исправность лючков в шахтах холодильника тепловозов;
11-наличие и укомплектованность аптечек медикаментами и средствами медицинского назначения;
12-наличие на локомотивах знаков безопасности труда и т.д.
Во время работы машинист также проверяет соблюдение требований охраны труда, наличие и правильность применения средств индивидуальной защиты помощником машиниста.
Машинисты-инструктора локомотивных бригад ежедневный (ежесменный) контроль проводят в рамках штатной работы в депо, а так же во время контрольно-инструкторских поездок (далее – КИП) и целевых проверок (далее – ЦПр). Каждый машинист-инструктор должен ежемесячно проверить не менее 5 локомотивов, независимо от приписки, на предмет их соответствия требованиям безопасности.
При проведении ежедневного (ежесменного) контроля, кроме вышеперечисленных вопросов, машинист-инструктор локомотивных бригад должен проверять:
1-состояние рабочих мест на локомотивах на предмет удовлетворения требованиям содержания локомотивов правилам охраны труда, исправность блокировок, оградительных, защитных и предохранительных средств, средств коллективной защиты, освещенности, исправности электрооборудования и т.д.,
2-наличие необходимого для работы исправного инструмента и приспособлений, наличие и исправность обустройств жизнеобеспечения, средств связи и т.д.
3-наличие предупредительных надписей, плакатов, предупреждающей окраски, знаков безопасности и сигнальной разметки.
Кроме того, при проверке локомотива машинист-инструктор локомотивных бригад должен проверить бортовой журнал ТУ-152 на предмет устранения сервисными компаниями несоответствий, выявленных машинистами при проведении ежесменного контроля.
При проведении КИП и ЦПр (не менее 3 проверок в месяц) машинист- инструктор локомотивных бригад должен проверить выполнение локомотивной бригадой требований Правил и Инструкций по охране труда при выполнении ТО-1 и эксплуатации локомотива, обеспеченность и правильность применения локомотивной бригадой спецодежды, сигнальных жилетов, средств индивидуальной защиты, наличие у локомотивной бригады удостоверений по электробезопасности, формуляров, талонов по охране труда;
соблюдение мер безопасности при производстве маневровых работ и при прицепке и отцепке локомотивов от подвижного состава;
устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
безопасное состояние служебных проходов и проездов;
санитарное состояние служебных и санитарно-бытовых помещений цеха эксплуатации.
По прибытию в основное или оборотное депо (пункт подмены) машинист-инструктор должен все нарушения, допущенные локомотивной бригадой при выполнении КИП и ЦПР занести в бланк визуализации «КСОТ-П» путем закрашивания соответствующей ячейки (красным, оранжевым, желтым, синим или зеленым цветом) и в Ведомость несоответствий (текстом). Ведомости несоответствий для заполнения машинистами-инструкторами рекомендуется оформлять в прошнурованном и пронумерованном журнале по форме приложения 2, хранящегося у дежурного по депо.
Бланк визуализации «КСОТ-П» заполняется каждым машинистом инструктором индивидуально в даты фактически проведенных проверок.
Дежурные по депо при проведении ежесменного контроля обязаны проверять:
1-состояние рабочих мест работников единой смены в цехе эксплуатации;
2-состояние тракционных путей депо, закрепленность локомотивов, находящихся в отстое на тракционных путях депо, закрытие их на ключ;
3-исправность установок вентиляции и освещения на рабочих местах;
4-наличие и исправность необходимых средств пожаротушения;
5-безопасное состояние прилегающей территории, служебных проходов и
проездов;
6-наличие и комплектацию на рабочих местах в цехе эксплуатации медицинских аптечек.
В течение рабочей смены дежурные по депо обязаны проверять:
1-наличие у локомотивной бригады формуляров, удостоверений по электробезопасности, талонов по охране труда;
2-обеспеченность локомотивных бригад спецодеждой, спецобувью, другими СИЗ и правильность их применения; в случае неприменения спецодежды, спецобуви, других СИЗ или их неисправности локомотивную бригаду от работы следует отстранить;
3-наличие ключей от входных дверей локомотивов и ключей КУ;
4-соблюдение работающими правил безопасности труда на каждом рабочем месте.
Таблица № 1
Таблица № 2
от 90 до 100 баллов
| Полностью соответствует
|
от 80 до 90 баллов
| В основном соответствует
|
от 60 до 80 баллов
| Частично соответствует
|
от 0 до 60 баллов
| Не соответствует
|
Контрольные листы № 2 заполняются до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и передаются специалисту по охране труда эксплуатационного локомотивного депо для подготовки анализа состояния охраны труда.
Контрольные листы № 2 хранятся у специалиста по охране труда в течение года. Копии контрольных листов № 2 направляются руководителю проверяемого подразделения.
Рассмотрение итогов ежеквартального контроля проводит начальник (или по его поручению один из его заместителей) структурного подразделения на совещании с участием членов комиссии, руководителей подразделений, специалистов и представителей профсоюзной организации.
Результаты рассмотрения оформляют протоколом, в котором указывают мероприятия по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроки выполнения мероприятий и должностных лиц, ответственных за выполнение. Протокол с намеченными в нем мероприятиями рассылают руководителям подразделений для исполнения.
Рекомендуется основные мероприятия планировать в подразделениях, набравших минимальное количество баллов для приведения их к требованиям норм и правил.
По итогам ежеквартального контроля составляется сводный отчет с бальной оценкой каждого производственного подразделения, выявляется характер несоответствий (Приложение № 6). Сводный отчет направляется в региональную дирекцию тяги для дальнейшего анализа и принятия мер и разработки корректирующих мероприятий.
Допускается не включать в график ежеквартальных проверок на следующий за отчетным квартал подразделения, набравшие от 90 до 100 баллов.
Таблица № 3
Величина тяжести травмы
| Характеристика уровня травмирования
|
20 (тяжелая)
| Смерть, травмирование или заболевание, ведущее к постоянной нетрудоспособности.
|
10 (средняя)
| Травмирование, профессиональное заболевание, вызывающее остановку в работе, временную нетрудоспособность.
|
6 (легкая)
| Травмирование, влекущее медицинское вмешательство.
|
2 (не приводящая к вреду здоровья)
| Несерьезные травмы, не вредящие ходу работы и здоровью.
|
В столбце 5, согласно таблице № 4, записываем величину вероятности получения травмы, которая может вызвать анализируемый опасный производственный фактор.
Таблица № 4
Вероятность воздействия
|
Число работников, подвергшихся воздействию опасного производственного фактора
| 1 раз в день
| Несколько раз в день(<10)
| Много раз в день (>10)
|
До 3-х
|
|
|
|
От 4 до 9
|
|
|
|
Свыше 10
|
|
|
|
Для малодеятельных участков (с численностью работников от 1 до 3 с отсутствием руководителя) «вероятность воздействия» к учету не принимается, а класс риска присваивается по соответствующим цветам тяжести травмы.
В столбце 6 рассчитываем уровень риска получения травмы. Для этого перемножаем значения 4-го и 5-го столбцов.
В столбце 7, согласно таблице № 5, определяем класс риска, взяв за основу числовое значение, полученное в 6-ом столбце.
Таблица № 5
А – недопустимые риски >100
|
В – сильные риски от 40 до 99
|
С – средние риски от 20 до 39
|
Д – допустимые риски <20
|
В столбце 8-ом фиксируем существующие средства предотвращения опасности.
Таблица № 6
Значение коэффициента
| Характеристика
|
0,05
| Защитные факторы хорошие
|
0,3
| Защитные факторы средние
|
0,7
| Защитные факторы почти отсутствуют, требуется разработка мероприятий по устранению рисков
|
| Защитные факторы отсутствуют
|
В 10-ом столбце рассчитываем новый уровень риска (предыдущий уровень риска, рассчитанный в столбце 6, умножаем на значение коэффициента из столбца 9).
В 11 столбце определяем новый класс риска (A, B, C, D).
В 12 столбце указываются возможные улучшения по предотвращению анализируемой опасной ситуации.
Типовые визуализированные карты для отдельных профессий приведены в приложении № 9. Аналогично разрабатываются визуализированные карты с учетом специфики и штатного расписания эксплуатационного локомотивного депо.
Работодатель обязан ознакомить с визуализированными картами факторов риска всех причастных работников под роспись и обеспечить доступность ознакомления с картами каждого работника.
__________________
Приложение 1
к Методике КСОТ-П
Форма визуализированной информации «КСОТ-П»

Обозначение ячеек индикатора «КСОТ-П» осуществляется в
следующем порядке:

- при круглосуточном режиме работы;
- при ежедневном режиме работы
- выходной день, отсутствие работника
бригады в данный день
(формат листа А4)
Приложение 2
к Методике КСОТ-П
Ведомость несоответствий
Дата, время проверки
| ФИО лица, выявившего нарушение
| Выявленное нарушение
| ФИО нарушителя
| Принятые оперативные меры
| Отметка о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
| | | | | |
|
| | | | |
|
| | | | |
| | | | | |
Приложение № 3
к Методике КСОТ-П
Пример контрольного листа по охране труда № 1 для проведения ежемесячного контроля за состоянием охраны труда
(для цеха эксплуатации)
Наименование структурного подразделения_____________________________ Наименование подразделения/колонны_____________________________
Должность проверяющего____________________________________________ ФИО проверяющего _______________________________________________
Дата составления контрольного листа «_____» _______________ 20___ г.
№ п/п
| Оценочный фактор
| Соответствие требованиям охраны труда
(ДА/НЕТ)
| Выявленные несоответствия (заполняется при наличии несоответствий)
| Срок исполнения и ответственный
| Принятые меры по устранению несоответствий
| Отметка о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда
|
1.
| Прохождение работниками инструктажей по охране труда.
|
|
|
|
|
|
2.
| Наличие удостоверений по охране труда и электробезопасности, соблюдение сроков проверки знаний.
|
|
|
|
|
|
Содержание рабочих мест и оборудования (в т.ч. на локомотивах)
|
3.
| Содержание кабин подвижного состава: исправность кресел машиниста и помощника машиниста, исправность зеркал обратного вида, осветительного оборудования и защитных плафонов, устройств кондиционирования и вентиляции и т.д.
|
|
|
|
|
|
4.
| Наличие и исправность блокирующих устройств, заземлений, ограждений узлов и оборудования.
|
|
|
|
|
|
5.
| Наличие исправного инструмента, сигнальных принадлежностей, пожарного инвентаря, а так же защитных средств в необходимом количестве. В случае нахождения инструмента, сигнальных принадлежностей и СИЗ в специальных опломбированных ящиках проверять наличие и целостность пломб на ящиках.
|
|
|
|
|
|
6.
| Исправность, надежность крепления и чистота обходных площадок, ступеней, лестниц, поручней, креплений щитков пола.
|
|
|
|
|
|
7.
| Наличие и исправность ручных аккумуляторных фонарей и переносных светильников.
|
|
|
|
|
|
8.
| Наличие и исправность первичных средств пожаротушения и систем пожарной автоматики.
|
|
|
|
|
|
9.
| Наличие предупреждающих и предписывающих знаков безопасности и надписей.
|
|
|
|
|
|
10.
| Наличие аптечек, соответствие ее содержания требованиям.
|
|
|
|
|
|
11.
| Уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода.
|
|
|
|
|
|
Соблюдение работниками мер безопасности
|
12.
| Применение средств индивидуальной защиты.
|
|
|
|
|
|
13.
| Соблюдение требований охраны труда при нахождении на ж.д. путях.
|
|
|
|
|
|
14.
| Соблюдение требований безопасности при выполнении маневровой работы.
|
|
|
|
|
|
15.
| Соблюдение требований охраны труда при спуске из кабины.
|
|
|
|
|
|
16.
| Соблюдение требований охраны труда при продувке тормозной магистрали.
|
|
|
|
|
|
17.
| Соблюдение требований охраны труда при отправлении ПС.
|
|
|
|
|
|
18.
| Соблюдение требований охраны труда в пути следования.
|
|
|
|
|
|
19.
| Соблюдение требований охраны труда при производстве ТО.
|
|
|
|
|
|
20.
| Соблюдение требований охраны труда при обслуживании электрооборудования локомотива.
|
|
|
|
|
|
21.
| Соблюдение требований охраны труда при осмотре локомотива.
|
|
|
|
|
|
Контрольный лист для устранения несоответствий получил «___» _________________г.
Руководитель подразделения _________________________________________________
Подпись проверяющего ______________________________________________________
Приложение № 4
к Методике КСОТ-П
Пример контрольного листа по охране труда № 1 для проведения ежемесячного контроля за состоянием охраны труда
(для хозяйственно-ремонтного участка)
Наименование структурного подразделения_____________________________ Наименование производственного участка______________________
Должность проверяющего____________________________________________ ФИО проверяющего _________________________________________
Дата составления контрольного листа «_____» _______________ 20___ г.
№ п/п
| Оценочный фактор
| Соответствие требованиям охраны труда (ДА/НЕТ)
| Выявленные несоответствия (заполняется при наличии несоответствий)
| Срок исполнения и ответственный
| Принятые меры по устранению несоответствий
| Отметка о выполнении
|
|
|
|
|
|
|
|
Проведение инструктажей, обучения и проверки знаний по охране труда
|
1.
| Прохождение работниками инструктажей по охране труда.
|
|
|
|
|
|
2.
| Наличие удостоверений по охране труда, электробезопасности и на право производства работ, соблюдение сроков проверки знаний.
|
|
|
|
|
|
Содержание рабочих мест и оборудования
|
3.
| Содержание рабочего места и технологических проходов.
|
|
|
|
|
|
4.
| Уровень освещения на рабочих местах и маршрутах служебного прохода.
|
|
|
|
|
|
5.
| Состояние инструмента (наличие в соответствии с потребностью, наличие перечней инструмента, учет).
|
|
|
|
|
|
6.
| Содержание электрооборудования, наличие средств защиты, наличие утвержденных однолинейных схем электропитания, соответствие их действующим устройствам, своевременная выверка и проверка на соответствие.
|
|
|
|
|
|
7.
| Наличие предупреждающих и предписывающих знаков безопасности и надписей.
|
|
|
|
|
|
8.
| Наличие аптечек (соответствие ее содержания требованиям), первичных средств пожаротушения, наличие инструкций по охране труда, ознакомление с ними работников.
|
|
|
|
|
|
Соблюдение работниками мер безопасности
|
9.
| Соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании автотранспорта.
|
|
|
|
|
|
10.
| Соблюдение требований безопасности при техническом обслуживании оборудования.
|
|
|
|
|
|
11.
| Наличие и применение средств индивидуальной защиты.
|
|
|
|
|
|
12.
| Соблюдение требований охраны труда при нахождении на ж.д. путях.
|
|
|
|
|
|
13.
| Соблюдение требований безопасности/технологического процесса при выполнении работ.
|
|
|
|
|
|
Контрольный лист для устранения несоответствий получил «___» ________ г.
Руководитель участка _______________________________________________
Подпись проверяющего _____________________________________________
Приложение № 5
к Методике КСОТ-П
Пример контрольного листа по охране труда № 2 для проведения ежеквартального контроля
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)»