Искусства, требующего новых красок и приемов, более активного — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Искусства, требующего новых красок и приемов, более активного

2021-03-18 100
Искусства, требующего новых красок и приемов, более активного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

режиссерского ≪строительства≫. Два пространственных

плана спектакля, соответствующие настоящему и прошедшему

Времени действия, выглядят сейчас уже старомодно. Ни один

Режиссер не стал бы сегодня так строить спектакль, а, использовав

Накопленные приемы условных решений и положившись на

Воображение зрителей, воспитанное за последние годы, сыграл

бы оба временных плана на планшете сцены. Однако и в то время

Решение, предложенное Товстоноговым, далеко не во всем казалось

закономерным, в нем виделась ≪подмена логического раз-

1 Г. Т о в с т о н о г о в. Режиссерский замысел.—В кн.: ≪Дорогой бессмертия

≫, с. 14.

33

Вития образа его дробным показом в двух параллельных плоскостях

≫.1

Спектакль ≪Дорогой бессмертия≫ был одной из первых разведок

В области нового режиссерского языка, почти спровоцированный

Тем, что режиссер имел дело с особенной, менее всего

Рассчитанной на театр, литературной основой. Однако главный

итог работы над ≪Дорогой бессмертия≫ был не случайным, а

Глубоко закономерным —режиссура училась расширять и использовать

Арсенал выразительных средств для создания своего

Художественного мира.

≪Дорогой бессмертия≫ именно поэтому стал значительным

Спектаклем в творческой биографии режиссера и чрезвычайно

Существенным шагом в развитии творческих идей всего советского

Театра, что он обозначал важные приметы и особенности

В эстетическом поиске: близилось время возрождения прав театральности,

Время споров об условности и правде.

Очевидное еще в работе над ≪Кремлевскими курантами≫ сочетание

Обобщенной, активной режиссерской формы (образа

Спектакля) с естественным и психологически точным актерским

Решением стало одним из важных принципов режиссуры Товстоногова.

Обогащенный, развитый до изощренности, этот принцип

Встретится во многих последующих работах режиссера

в различных жанровых вариациях: в ≪Гибели эскадры≫ и в ≪Оптимистической

трагедии≫, в ≪Четвертом≫, в спектаклях ≪Когда

цветет акация≫ и ≪Правду! Ничего, кроме правды!..≫.

Следует отметить, что в наиболее чистом своем виде он будет

Применяться постановщиком в советских пьесах. Согласный с заветом

≪умирать в актере≫, Товстоногов не хотел умирать в спектаклях.

В общем контексте движения нашей режиссерской мысли

Этот принцип имел немаловажное значение, ибо способствовал

Активизации режиссерской позиции. В разработке и практическом

Утверждении его —большая заслуга Товстоногова.

Период работы в Театре им. Ленинского комсомола отнюдь

не был временем, когда шагают ≪от успеха к успеху≫. Во многих

Отношениях это был период накопления, собирания сил, период

Проб.

Между спектаклями ≪Из искры...≫ и ≪Дорогой бессмертия≫

(за второй из них режиссер Г. Товстоногов, художник В. Иванов,

Артисты Д. Волосов (Фучик) и М. Розанов (Бем) получили

Государственную премию) были вполне проходные работы — ≪Испанский священник≫ Д. Флетчера, ≪Студенты≫ В. Лифшица,

≪Закон Ликурга≫ по Т. Драйзеру. Кроме, пожалуй, ≪Студентов≫,

Которые были переделаны в пьесу из сценария по инициативе

Театра, остальные пьесы типичны для репертуара театров того

Времени. Спектакли получали высокие оценки прессы, но не

1 ≪Советская культура≫, 1954, 25 августа.

34

Были они, тем не менее, явлениями, в которых резко отразилось

Бы индивидуальное свойство режиссера, сопряженное

С глубинными тенденциями движения театра.

Не случайно, что ни ≪Закон Ликурга≫, ни ≪Испанский священник

≫ почти никогда не вспоминались режиссером, так же

как не случайно, что ≪своя≫ пьеса ≪Студенты≫ давала материал

Для раздумий, для сопоставлений, работа над спектаклем послужила

К активному накоплению режиссерского опыта.

В ≪Студентах≫ были крупицы новой художественной истины,

Подлинности сценической жизни. Для Товстоногова вообще характерно

Начинать движение по тому или иному —идейному

Или эстетическому —пути, когда это движение еще не стало

Всеобщим. Дар его предвидения, предчувствия в этом смысле

Поразителен. В буднях театральной работы, в размеренности ее

Дней, в проходных спектаклях зарождается и начинает свою

Пока не очень заметную жизнь новая мысль режиссера. Форма

Творческого существования режиссера еще вполне напоминает

Общую, не расходится с ней, но внутри, подспудно у ж е началось

Движение к новому, оно ждет момента, нужного материала,


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.