Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую, — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую,

2021-03-18 107
Не эту производственную сторону дела, а внутреннюю, творческую, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определяющую истинные пристрастия и дорогу режиссера

Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 304—05.

74

в это время. Товстоногов был ≪болен≫ Достоевским, он был ему

Нужен, чтобы найти желанный синтез психологической наполненности

И театральной образности.

≪Униженные и оскорбленные≫ —спектакль обнаженной социальной

Мысли, резких сценических контрастов и внутреннего

Гнева. Он настойчиво требовал сочувствия к человеку. Его

Гуманизм был неистовым и страстным. Поэтому режиссера не

Устраивал финал романа, его утешительная интонация, христианское

Смирение Ихменевых. Товстоногов хотел закончить спектакль

Открытым вопросом ко всем, кто готов потревожить свою

совесть: ≪Да почему это? Почему бедны люди?.. И хочется

Всем сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, чтоб

Не было вовсе слез от сей минуты ни у кого, и чтобы сейчас же,

сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что...≫

Эти слова произносил в спектакле Иван Петрович, взяв их

У Дмитрия Карамазова.

≪Идиот≫ был спектаклем о Мышкине, и по изначальному замыслу,

И по величию актерской работы И. Смоктуновского. Он

внутренне связан с ≪Униженными и оскорбленными≫ не только

Именем автора, но и темой, которую подхватывает князь М ы ш кин

У бедного литератора Ивана Петровича.

Как и Иван Петрович, Мышкин болезненно страдал от зла

Сильных мира сего, от униженности и зависимости, в которую

попадают люди. Но Мышкин товстоноговского ≪Идиота≫ —деятельный

Противник зла, его стремление принести добро, противопоставить

Злу добрую волю было действенным, активным.

Товстоногов оказался одним из первых режиссеров, которые

После длительного перерыва взялись за сценическое воплощение

Произведений Достоевского. Сложный художественный мир Достоевского

Долго не поддавался верному идейно-эстетическому

Истолкованию.

В спектаклях Товстоногова Достоевский предстал страстным

Гуманистом и глубоким философом. Чтобы поставить эти спектакли,

Нужен был широкий взгляд на философскую и моральную

Проблематику его произведений, нужна была смелость,

Чтобы противопоставить свое понимание весьма устойчивым литературоведческим

Концепциям, художнически тонкое ощущение

Актуальности звучания мотивов Достоевского. Спектакли

Товстоногова возвращали Достоевского русскому театру,

А с учетом трудной его судьбы в нашей критике можно сказать

И шире —всей русской театральной культуре.

Товстоногов сам инсценировал роман ≪Идиот≫ Достоевского.

Дело тут не в том, что режиссер делает себе ≪удобно≫, тут первоначальный

творческий акт, начало замысла, его сердцевина:

Что поставить в центр, в чем увидеть связи старого романа и

сегодняшнего времени. Сценическая история ≪Идиота≫ почти

Целиком связана с образом Настасьи Филипповны. Товстоногов

Сделал главным героем князя Мышкина. Однако он не вырывал

75

Его из сложных ситуаций романа, не обособлял ради сюжетной

Компактности. Он поставил его в центр борьбы: не вне, не над,

А в самой гуще борьбы взглядов, самолюбий, денег, карьер,

сжигающих чувств. ≪Роман Достоевского,—пишет Н. Берковс

К и й, —проникнут предвосхищением того, чем может стать человеческое

Общество в своей этике, в своих внутренних отношениях

≫.1

Эту —едва ли не центральную для Товстоногова тему и воплощал

Его спектакль, а прежде всего исполнитель роли М ы ш кина

И. Смоктуновский. Для выполнения такой задачи нужен

Был актер того типа, который в критике будет определен как

≪интеллектуальный≫, ≪исповедальный≫. ≪Актер исповедовался

В чем-то очень сокровенном,—пишет по поводу игры Смоктуновского

К р и т и к.—П р и этом исповедь Смоктуновского носила

интеллектуальный характер...≫2

Спектакль Товстоногова, казалось бы, не нес в себе новаторства

Постановочного толка, не обладал абсолютной художественной

Цельностью,—к р и т и к и отмечали ряд несовершенств

В постижении исполнителями стиля автора, но все были единодушны

в том, что ≪спектакль Г. Товстоногова с И. Смоктуновским

Во главе будет особо отмечен в истории нашего театра и

в истории усвоения Достоевского нашей культурой≫ (Н. Берковский).

Сейчас, по прошествии почти двадцати лет, трудно непосредственно

Уловить эмоциональное, возбуждающее действие этого

Спектакля. Но оно было, и было громадным. Товстоногов выступал


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.