Лица или национального своеобразия всегда приводит — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Лица или национального своеобразия всегда приводит

2021-03-18 102
Лица или национального своеобразия всегда приводит 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К догматизму и творческому оскудению.

Товстоногов, верящий в притягательную силу тонкого психологического

Исследования характеров, уверенно брал на вооружение

Многое из того, что было накоплено театральным искусством

В годы его театральной юности. Товстоногов не нарушал,

скажем, традиций масштабного, романтического решения ≪Оптимистической

трагедии≫, не пренебрег известными средствами

Сценической выразительности, присущими этой стилистической

Манере, но сумел наполнить спектакль таким богатством психологических

Подробностей, которые ранее тут и не подозревались.

Эта особенность режиссерского решения была справедливо

отмечена критиками как решающая в успехе спектакля. ≪Очев

и д н о,—писал П. Громов,—что успех новой постановки ≪Оптимистической

трагедии≫ объясняется, в первую очередь, тем, что

Режиссер и актеры нашли в этой пьесе богатый, жизненно сложный

Материал для создания полноценных, резко индивидуализированных

Образов-характеров и что именно возможность напряженных

душевных усилий, необходимых для ≪разгадывания≫

А. В. Л у н а ч а р с к и й. О театре и драматургии, т. 1. М., 1958, с. 691.

П. А. М а р к о в. О театре, т. 1. М., 1974, с. 321.

16

Жизненной логики этих характеров, именно внутренняя обоснованность,

Правда человеческих судеб при самых причудливых

их поворотах и привлекает в этом случае зрителя в театр≫.1

Утверждая роль режиссера в театре, Товстоногов выступает

Против режиссерского своеволия, когда оно становится самоцельным.

Товстоногову, как большому художнику, свойственна обостренная

Чуткость к изменениям в художественной жизни, к тем

Процессам, которые происходят в самом близком ему искусстве

—в искусстве театра.

Товстоногов был одним из тех, кто выступал за утверждение

Ведущей роли режиссера, выступал с позиций человека, уверенного,

Что только режиссер ведет сегодня театр, что только он

определяет сегодня успех. В 1962 году он писал не без раздражения:

≪Надо окончательно договориться о месте режиссера

в театре. Режиссера, как и полководца, не выбирают≫.2 Вот

какие сопоставления, вот какая категоричность!

Через пять лет он предупреждает и прогнозирует: ≪Примат

Режиссера стал нынче модным. Появилась тенденция некоего

режиссерского ≪самовыявления≫, особенно в спектаклях совсем

Молодых и несомненно талантливых режиссеров. Они находят

Неожиданные, смелые художественные решения, у них есть определенность

Гражданской позиции, и в то же время в их спектаклях

редки яркие сценические портреты, характеры... Это холодные

Произведения, подчиненные мысли, не согретые дыханием

Большого человеческого чувства.

Сегодня это модно. В завтрашнем театре, я уверен, эта

мода пройдет≫.3

Власть режиссера должна, по мысли Товстоногова, быть

в творческом плане разумно ограничена, вернее, подчинена задаче

Сценического выявления замысла драматурга. Это для

Него непреложная истина, символ веры.

О том, что режиссер обязан идти в ногу с автором, что цель

И смысл его работы —воплотить замысел автора, Товстоногов

Твердит почти назойливо. Он повторяет эту мысль в статьях,

докладах, на занятиях со студентами и молодыми режиссерами.

Когда ему кажется, что он вынужден идти против автора,

Он испытывает истинные мучения, пока не находит точек соприкосновения

Авторского материала и реальной жизни.

Так, трудно шли репетиции ≪Беспокойной старости≫ Л. Рахманова,

Пьесы, имеющей содержательную сценическую историю.

Товстоногову справедливо казалось, что многие мотивы

Этой пьесы, написанной более чем за тридцать пять лет

До его постановки, не во всем совпадают с нашим нынешним

1 ≪Нева≫, 1956, № 6, с. 141—48.

2 ≪Литературная газета≫, 1962, 17 февраля.

3 ≪Литературная газета≫, 1967, 4 января.

17

Историческим опытом. Характер Полежаева он видел более значительным,

Его путь к революции более сложным, обстановку

Вокруг фигуры Полежаева более драматичной.

Он искал сценические пути прохода через пьесу к исторической

Точности, к воссозданию реальной атмосферы времени

Революции.

Здесь обнаруживается новая точка пересечения индивидуальных

Свойств режиссера с одной из устойчивых тенденций развития

Театра последних десятилетий. Казалось, что режиссер может

Подменить автора, заменить его, что права и возможности

Режиссуры неограниченны, что на ее улице настал безудержный

Праздник.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.