Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-03-18 | 110 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Отсутствием в ней героя активного действия. Подчас
Спектакли принимали явно мелодраматические черты.
Наибольшую сложность всегда представляли образы Надежды
Монаховой и Черкуна. Ни Надежда, ни Черкун не укладывались
В привычные рамки героя. Одной недоставало духовной,
Творческой силы, от другого отвращало его делячество,
Бездушность, хотя оба имели много привлекательных черт.
Решение пьесы в той системе, которая исчерпывалась бы отношениями
Между главными действующими лицами, разрешалась
Бы в центральных пунктах конфликта, было уже невозможно,
Никакой треугольник не только не исчерпывал, но и не
79
Открывал пьесу в ее существенных значениях. Нужно было
Найти новый общий взгляд на пьесу, новый поворот угла зрения.
В собственно театральном смысле это значило найти новый
жанр, сдвинуть в какую-то сторону ≪сцены из провинциальной
жизни≫, как лукаво обозначил сам автор свою пьесу. Пользуясь
привычными театральными определениями, Товстоногов именовал
жанр своего спектакля трагикомедией, видя ≪в контрасте
смешного и трагического ключ к решению пьесы≫.1
Режиссер приводил в пример одну из сцен спектакля, в которой
на просьбу Надежды выйти на крыльцо Цыганов отвечал:
≪С вами хоть на крышу≫. Вскоре вслед за этой репликой, которая
Вызывала комическую реакцию в зале, следует самоубийство
Монаховой. Эта фраза вычеркивалась во многих спектаклях,
Не произносил ее и К. Зубов, исполнитель роли Цыганова
В знаменитом спектакле Малого театра.
Товстоногов не считал эту реплику ключевой, он добивался
Чередования смешных и трагических сцен, искал этих контрастов
В спектакле. Трагикомическое режиссер видел в резких поворотах
Самого действия, в сломах характеров всех действующих
Лиц, вплоть до вполне ничтожного Дробязгина, в котором
С. Юрский с великолепной смелостью выявлял прямо-таки
азартную, неудержимую тягу к ≪варварству≫, к падению, к ≪тайным
порокам≫, о которых он столь многозначительно вопрошал
Цыганова (В. Стржельчик).
Атмосфера неустойчивости жизни, подпиленных жизненных
Опор, ощущение края бездны жило в этом спектакле, связывая
Пьесу с конкретной исторической действительностью, которая ее
Породила.
Однако было бы опрометчиво принять только режиссерское
Определение этого спектакля как трагикомедии, хотя, безусловно,
Нужно отметить, что найденное режиссером определение
Было той методологической, художественно-образной нитью, которая
Его вела.
Художественный результат, достигнутый в спектакле, вынуждает
Дополнить режиссерское определение весьма существенно.
В жанровом определении еще не содержится реального — исторического, социального, современного смысла, который был
Заложен в этом многомотивном спектакле. Отдельной темой
Спектакля был, по сути, каждый образ пьесы, индивидуально
Преломлявший общий замысел постановщика.
Спектакль был щедр на сатирические краски, в которых
Представала деревянная, уездная Россия.
История жизни и деятельности инженеров, пришедших обновить
Г л у х ую жизнь, развертывалась в вязкой среде, где глохли
1 ≪Театр≫, 1968, № 3, с. 5.
80
Все устремления, гибли надежды и значительного эффекта достигала
только ≪просветительская деятельность≫ Цыганова.
По сцене носились, двигались, ползали уездные монстры,
Вроде фискала Головастикова (Б. Рыжухин), городского головы
Редозубова (Г. Семенов), его сына (В. Кузнецов) и чиновника
Дробязгина. Ничтожность их жизненных целей разительно
Контрастировала той страсти, одержимости и азарту, которые
Они тратили на достижение своих целей. Все они были взяты
В резких, но психологически достоверных контрастных сопоставлениях.
Наибольшим контрастом всем вместе и каждому в отдельности
Представала Надежда Монахова, сыгранная Т. Дорониной,
Для которой эта роль явилась одним из первых значительных
Актерских успехов.
Т. Доронина, в соответствии с замыслом режиссера, играла
Необыкновенную, незаурядную натуру. Она ждала и надеялась.
В ее ожидании, в ее надеждах был щемящий звук, который
Предсказывал общее крушение жизни.
Актриса и режиссер не боялись довести стремление Надежды
Найти своего героя, героя без страха и упрека до самых откровенных,
Подчас смешных проявлений. Трагедия ожидания, трагедия
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!