Века. Толкование и сценическое решение этой пьесы затруднялось — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Века. Толкование и сценическое решение этой пьесы затруднялось

2021-03-18 110
Века. Толкование и сценическое решение этой пьесы затруднялось 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отсутствием в ней героя активного действия. Подчас

Спектакли принимали явно мелодраматические черты.

Наибольшую сложность всегда представляли образы Надежды

Монаховой и Черкуна. Ни Надежда, ни Черкун не укладывались

В привычные рамки героя. Одной недоставало духовной,

Творческой силы, от другого отвращало его делячество,

Бездушность, хотя оба имели много привлекательных черт.

Решение пьесы в той системе, которая исчерпывалась бы отношениями

Между главными действующими лицами, разрешалась

Бы в центральных пунктах конфликта, было уже невозможно,

Никакой треугольник не только не исчерпывал, но и не

79

Открывал пьесу в ее существенных значениях. Нужно было

Найти новый общий взгляд на пьесу, новый поворот угла зрения.

В собственно театральном смысле это значило найти новый

жанр, сдвинуть в какую-то сторону ≪сцены из провинциальной

жизни≫, как лукаво обозначил сам автор свою пьесу. Пользуясь

привычными театральными определениями, Товстоногов именовал

жанр своего спектакля трагикомедией, видя ≪в контрасте

смешного и трагического ключ к решению пьесы≫.1

Режиссер приводил в пример одну из сцен спектакля, в которой

на просьбу Надежды выйти на крыльцо Цыганов отвечал:

≪С вами хоть на крышу≫. Вскоре вслед за этой репликой, которая

Вызывала комическую реакцию в зале, следует самоубийство

Монаховой. Эта фраза вычеркивалась во многих спектаклях,

Не произносил ее и К. Зубов, исполнитель роли Цыганова

В знаменитом спектакле Малого театра.

Товстоногов не считал эту реплику ключевой, он добивался

Чередования смешных и трагических сцен, искал этих контрастов

В спектакле. Трагикомическое режиссер видел в резких поворотах

Самого действия, в сломах характеров всех действующих

Лиц, вплоть до вполне ничтожного Дробязгина, в котором

С. Юрский с великолепной смелостью выявлял прямо-таки

азартную, неудержимую тягу к ≪варварству≫, к падению, к ≪тайным

порокам≫, о которых он столь многозначительно вопрошал

Цыганова (В. Стржельчик).

Атмосфера неустойчивости жизни, подпиленных жизненных

Опор, ощущение края бездны жило в этом спектакле, связывая

Пьесу с конкретной исторической действительностью, которая ее

Породила.

Однако было бы опрометчиво принять только режиссерское

Определение этого спектакля как трагикомедии, хотя, безусловно,

Нужно отметить, что найденное режиссером определение

Было той методологической, художественно-образной нитью, которая

Его вела.

Художественный результат, достигнутый в спектакле, вынуждает

Дополнить режиссерское определение весьма существенно.

В жанровом определении еще не содержится реального — исторического, социального, современного смысла, который был

Заложен в этом многомотивном спектакле. Отдельной темой

Спектакля был, по сути, каждый образ пьесы, индивидуально

Преломлявший общий замысел постановщика.

Спектакль был щедр на сатирические краски, в которых

Представала деревянная, уездная Россия.

История жизни и деятельности инженеров, пришедших обновить

Г л у х ую жизнь, развертывалась в вязкой среде, где глохли

1 ≪Театр≫, 1968, № 3, с. 5.

80

Все устремления, гибли надежды и значительного эффекта достигала

только ≪просветительская деятельность≫ Цыганова.

По сцене носились, двигались, ползали уездные монстры,

Вроде фискала Головастикова (Б. Рыжухин), городского головы

Редозубова (Г. Семенов), его сына (В. Кузнецов) и чиновника

Дробязгина. Ничтожность их жизненных целей разительно

Контрастировала той страсти, одержимости и азарту, которые

Они тратили на достижение своих целей. Все они были взяты

В резких, но психологически достоверных контрастных сопоставлениях.

Наибольшим контрастом всем вместе и каждому в отдельности

Представала Надежда Монахова, сыгранная Т. Дорониной,

Для которой эта роль явилась одним из первых значительных

Актерских успехов.

Т. Доронина, в соответствии с замыслом режиссера, играла

Необыкновенную, незаурядную натуру. Она ждала и надеялась.

В ее ожидании, в ее надеждах был щемящий звук, который

Предсказывал общее крушение жизни.

Актриса и режиссер не боялись довести стремление Надежды

Найти своего героя, героя без страха и упрека до самых откровенных,

Подчас смешных проявлений. Трагедия ожидания, трагедия


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.