Общая стилистика спектакля была бытовой, что сказывалось — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общая стилистика спектакля была бытовой, что сказывалось

2021-03-18 119
Общая стилистика спектакля была бытовой, что сказывалось 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

и в оформлении спектакля, и в режиссерском рисунке. Замысел

≪Грозы≫, художественные краски спектакля, при всей их

академической выверенности и профессиональной добротности,

Были определены сложившимся стереотипом режиссерского

Мышления, от которого пока не было сил уйти.

Было ясно, что, ставя классику, нельзя избежать социального,

Конкретно-исторического анализа действительности, нельзя

Порывать с важнейшим принципом нашего театра. Дело

Заключалось в том, чтобы найти новую меру социального, понять

Его и как социально-психологическое единство характера.

Неполный успех такой одаренной актрисы, как Н. Родионова,

1 ≪Вечерний Ленинград≫, 1951, 12 декабря.

Там же.

71

Имел общие причины, ибо подход к характеру определялся его

Социальной функцией прежде всего. Социальное не раскрывалось

В характере, а существовало как нечто привнесенное, заданное,

Отдельное от предлагаемых конкретных обстоятельств

Пьесы.

Остановить инерцию привычного взгляда было не под силу

Одному человеку, это было общим делом искусства театра в целом.

Нужно было пересмотреть не только некоторые литературоведческие

Концепции (они вскоре будут обновлены), не только

Найти точки соприкосновения классики и сегодняшнего дня

(скоро придет этому время), но и многое уточнить в методологии

Режиссерского и актерского искусства.

Товстоногов с удовольствием принял предложение Театра

комедии поставить в 1954 году ≪Помпадуры и помпадурши≫

Салтыкова-Щедрина, одного из своих любимых авторов. Как

Это бывает почти всегда, режиссер активно включился в работу

Над инсценировкой, создав из сырого в драматургическом отношении

Материала довольно стройную сценическую композицию.

Спектакль этот привлекал остротой приема, саркастической

Интонацией, тонко угаданной в стиле писателя, рядом блестящих

Сценических находок. Изначально подход к Салтыкову-

Щедрину как к театральному писателю был свободен от казавшихся

Бесспорными сценических традиций, которые окружали

≪Грозу≫. Большой сценической истории у наследия Салтыкова-

Щедрина не было, как нет и сейчас, а если и можно было кое-

Что вспомнить из истории театра, то только то, что относилось

к ≪Смерти Пазухина≫ или ≪Господам Головлевым≫. Пробуждению

Театрального интереса к творчеству великого сатирика способствовал

спектакль ≪Тени≫, поставленный в 1953 году Н. Акимовым

В ленинградском Новом театре.

Историю возвышений, кратких правлений и падений очередных

Помпадуров режиссер ставил как сценическую карикатуру,

Как историю забавных нелепостей, которые вдруг обнаруживают

Горечь и ужас жалкой, бессмысленной жизни. В спектакле,

Как и в сатире Щедрина, сонму чиновников всех рангов

И их окружению противопоставлен только саркастический смех

Автора.

≪Помпадуры и помпадурши≫ были смешным спектаклем.

Ярко проявилась комедийная стихия его актеров —Н. Трофимова,

И. Зарубиной, А. Бениаминова, П. Суханова.

Метафоры спектакля были наглядны и остроумны. Занавес — мундир с начищенными пуговицами; портрет государя, который

Постепенно увеличивался в размерах так, что в конце концов

Были видны только блестящие ботфорты; почти цирковая по

Приему стремительная пантомима смены одного правителя

Другим.

Режиссер начинал представление в чуть замедленных ритмах,

Обыденно, он выстраивал естественные отношения, никак

72

Не подчеркивал их фантасмагоричность. Логика сценической

Жизни была обыкновенной, но необыкновенным был контраст

Этой логики с перевернутыми нормами жизни, по которым жили

Герои спектакля. Как нечто вполне естественное выклянчивалось

Теплое местечко, обыденным, привычным было собачье

Угодничество. Пустопорожняя болтовня имитировала работу общественной

мысли. ≪Консерваторы≫ говорят: шествуй вперед, но

по временам мужайся и отдыхай! ≪Красные≫ возражают: отдыхай,

но по временам мужайся и шествуй вперед!≫ Только к концу

Спектакля эта принятая норма жизни, этот алогичный с точки

Зрения здравого смысла метод существования представали

В своем прямом гротесковом обличье. Спектакль разгонялся до

Бешеного темпа, скрытая усмешка первых картин становилась

Явной издевкой, злой и точной карикатурой.

Частный случай возвышения и падения очередного администратора-


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.