Как новатор мысли, как человек, с особой остротой и без — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Как новатор мысли, как человек, с особой остротой и без

2021-03-18 105
Как новатор мысли, как человек, с особой остротой и без 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Какого-либо упрощения связавший нравственные искания русской

духовной культуры со своим временем. ≪Идиот≫ был спектаклем

Глубочайшего и активного гуманизма —это была позиция

Театра, режиссера.

Впрочем, и с точки зрения собственно сценической, ≪технологической

≫ спектакль имел немаловажное значение в творческом

Развитии режиссерских принципов и приемов Товстоногова.

Здесь были продолжены поиски того режиссерского метода,

Который смотрит на спектакль как на роман жизни.

Режиссер искал способ придать непрерывность течению сценической

Жизни, сделать логичными и незаметными переброски

мест действия, сценически передать движение героев, ибо ≪у автора

очень многое происходит как бы на ходу...≫ В результате

Поисков, отказа от вращающегося сценического круга родилось

То решение, которое принципиально удовлетворяло постановщика.

Оно было связано с реакциями, с эмоциональным состоянием

главного героя. Оно стало существенным. ≪Вот М ы ш к и н, — рассказывал впоследствии режиссер,—начинает монолог, ме1

≪Театр≫, 1958, № 6, с. 74.

Ю. С м и р н о в - Н е с в и ц к и й. Ключ к образу. Л., 1970, с. 41.

76

няется освещение, луч прожектора освещает только лицо, и...

Наш герой неожиданно для самого себя (именно это обстоятельство

Подчеркивает автор) обнаруживает, что он очутился в темном

подъезде гостиницы ≪Весы≫, где его ждет роковая встреча

С Р о г о ж и н ы м... Этот прием, который, кстати, пришел не сразу,

Стал принципом решения спектакля, когда мы, как бы следуя

За Мышкиным, переходим от картины к интермедии, а от интермедии

вновь к следующей сцене≫.1

Немаловажное значение имел спектакль и для развития той

линии актерского искусства, которую в ≪Идиоте≫ определил

И. Смоктуновский. Режиссер угадал в нем Мышкина, укрепил

Его манеру, придал индивидуальным качествам талантливейшего

Артиста значение глубокое и —как выяснилось после премьеры

—всеобщее, принципиальное. Можно сегодня, однако,

сказать и о том, что спектакль ≪Идиот≫, при всем конкретно-

Историческом взгляде на роман, которым руководствовался постановщик,

Был замкнут в кругу нравственных проблем. Герои

≪Идиота≫ стояли перед лицом собственной совести. В следующем

Спектакле классического репертуара режиссер поставил

Героев перед лицом истории.

Случилось это не сразу, прошло два года, прежде чем Товстоногов

выпустил горьковских ≪Варваров≫. После ≪Идиота≫

Товстоногов ставит подряд ≪Оптимистическую трагедию≫ в Праге

и Будапеште, потом в своем театре пьесу А. Николаи ≪Синьор

Марио пишет комедию≫, ≪Трассу≫ И. Дворецкого, удивительные

≪Пять вечеров≫. За ними идут ≪Варвары≫.

Вторая половина 1950-х годов была в театральном искусстве

Временем плодотворным и творчески напряженным. Укрепляя

Связи с действительностью, театр пристально вглядывается

В жизнь, точно устанавливая связи человека с временем, обществом,

Историей.

Это был тот театральный воздух, которым дышал каждый,

В том числе и Товстоногов, человек необычайно чуткий к общественным

И театральным движениям.

Суммируя опыт режиссеров, активно в эти годы работавших,

С полным правом можно сказать, что они наметили и утвердили

Новый этап в развитии русского сценического реализма,

Обогатили его новейшим историческим опытом. Театральное искусство

Обретало новую меру художественной правды в отражении

Действительности, вырабатывало сегодняшнюю концепцию

Характера, разрабатывало систему глубоких связей человека

С историей. В ряду памятных театральных явлений одно из первых

мест принадлежит спектаклю ≪Варвары≫ в постановке

Товстоногова.

≪Варвары≫ М. Горького имели отличную театральную репутацию,

Созданную спектаклем Малого театра (1941, режиссеры

Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 99—00.

77

И. Судаков, К. Зубов) и подтвержденную многими спектаклями

советских театров. Режиссеры ≪знали≫, как нужно ставить эту

пьесу, актеры ≪знали≫, как нужно ее играть. Сложившаяся

трактовка ≪Варваров≫ входила составной частью в общую традицию

Истолкования горьковских пьес. Традиция эта была особенно

Сильна в Большом драматическом театре, который знал

Великолепные победы в горьковском репертуаре. На сцене БДТ

были поставлены ≪Егор Булычов≫, ≪Достигаев≫, ≪Мещане≫,

≪Дачники≫. Выдающиеся режиссеры —А. Дикий ставил ≪Мещан

≫ в 1937 году, Б. Бабочкин ≪Дачников≫ в 1939 году —имели

Возможность занять в спектаклях отменный актерский состав.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.