Призрак мог, разумеется, вызвать споры, как всякое нововведение, — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Призрак мог, разумеется, вызвать споры, как всякое нововведение,

2021-03-18 86
Призрак мог, разумеется, вызвать споры, как всякое нововведение, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не предусмотренное автором. Самым серьезным из

Возможных критических возражений было указание на прямолинейность,

Иллюстративность этой режиссерской метафоры.

Однако в данном случае прием режиссера можно принять, ибо

Он вытекает из сути его замысла. Товстоногов никогда не был

≪строгим≫ эстетом, когда речь шла о какой-либо наглядной, иллюстрирующей

Детали в его спектаклях, ибо он считает, что

Зрителю должно быть совершенно понятно, о чем идет речь.

Так, он не побоялся иллюстрирующей фотографии в ≪Мещанах

≫, не постеснялся подчеркнуть мысль спектакля ≪Традиционный

сбор≫ демонстрацией фотографии класса, выпуск которого

Совпал с началом войны.

122

Следует ответить на вопрос по существу, сказать о том, вытекает

ли ≪идея призрачности≫ из самого гоголевского произведения,

Соотносится ли с той объективной, исторически-конкретной

Действительностью, о которой пишет Гоголь.

Белинский считал, что ≪идея призрачности≫ (это его выражение)

лежит в основе ≪Ревизора≫, что городничий —≪человек

призраков≫: ≪Не грозная действительность, а призрак, фантом,

Или, лучше сказать, тень от страха виновной совести, должны

были наказать ч е л о в е к а п р и з р а к о в ≫. 1

Городничий, уходя из номера, тревожно взглянет на то

Место, где появился призрак, проверит —не померещилось ли?

В сценах своего недолгого торжества он встанет на клавикорды,

Растопчет что-то невидимое —все тот же призрак, тень

Страха.

Призрак, человек в темном платье, воплощает идею, которая

Заложена в самой пьесе, помогает ощутить атмосферу происходящих

Событий. Иллюстративность приема скрадывается тем,

Что он не заменяет характеры, а создает предлагаемые обстоятельства,

В которых характеры раскрываются полнее и глубже.

В этом —принципиальный смысл режиссерского приема, годного

Не только для данного спектакля.

Жанровое решение спектакля и в данном случае помогает

Режиссеру открыть в пьесе новое, найти ее современное художественное

Звучание, полнее и нагляднее выразить свой замысел.

≪Сдвижение≫ жанра можно назвать режиссерским принципом

Товстоногова, более того —его открытием, получившим

Полное развитие и разработку в его творчестве.

Привычную бытовую традицию сценической интерпретации

Гоголевской комедии Товстоногов сблизил с сегодняшней театральной

Практикой, последовательно применив к пьесе метод

Психологического реализма, скрупулезной проработки характеров,

Строго соотнесенных с режиссерскими предлагаемыми обстоятельствами.

Бытовая комедия резко сдвинута в сторону

гротеска, фантастики. В формуле спектакля: ≪фантастический

реализм≫ —для Товстоногова оба слова имеют равную

силу, взятые как бы через точку: ≪Фантастика≫. ≪Реализм≫.

Реализм характеров и фантастика ситуаций жизни, утратившей

Нравственные основы.

Фантастика живет, реализуется не только в появлении призрака,

Но в самом течении жизни, в ее опрокинутой логике.

Е явление I I I акта (после завтрака в богоугодном заведении)

Происходит в коляске. Тесно усевшись на сиденье, чиновники

С трудом удерживают падающего Хлестакова, в конце

Концов засыпающего у них на руках. Тихий романс над спящим

Хлестаковым, похрапывание которого совпадает с ритмом мелодии,

Переходит —Хлестаков проснулся —в разухабистое пение,

В. Г. Белинский о Гоголе, с. 127.

123

Во весь голос, и к дому коляска подкатывает (ее движение, разумеется,

≪сыграно≫, сама же она стоит на месте) с шумом,

Гиком и посвистом.

Переход от почтительного страха к разгулу, к развороту

Души совершен мгновенно и закономерно. Пир во время чумы

особенно шумен, надежда на то, что, кажется, ≪пронесет≫, прибавляет

Чиновникам духу. Ржание лошади походит на смех.

Товстоногов материализовал и еще одну метафору Гоголя.

Бобчинскому, видимо, не осталось места в коляске, и он побежал

за ней ≪петушком≫ —бег на месте Бобчинского сделан как

Отличный эстрадный номер, смешной и точный.

Вопрос о комедийности, смешной стихии ≪Ревизора≫ не мог

Не вставать перед Товстоноговым. Он ответил на него, сказав,

что ≪не собирался отказываться от юмора, от стихийности высокой

Комедии. Я только отказывался от того, чтобы добиваться

Смеха самоцельного во что бы то ни стало, чтобы сделать

это своей задачей≫. ≪... М н е меньше всего хотелось думать

О трюках, о том, чтобы зрители смеялись у нас больше, чем на


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.