Ужалить другого. Умный городничий сразу почувствовал, что — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Ужалить другого. Умный городничий сразу почувствовал, что

2021-03-18 88
Ужалить другого. Умный городничий сразу почувствовал, что 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

≪друзья≫ готовы вцепиться ему в горло, напомнить ревизору

О всех делах и делишках Антона Антоновича. И его фразы,

Адресованные Землянике и Ляпкину-Тяпкину, содержат в себе

ясный подтекст: смотрите, и ваши ≪грешки≫ мне известны. Первое

Явление поставлено как драка, яростная схватка, сведение

Счетов. Не найдя, что ответить судье на его слишком прозрачный

намек: ≪если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да

супруге шаль...≫, городничий реванширует, заметив судье, что

Тот в бога не верует и в церковь не ходит.

Городничий взвинчен до такой степени, что при очередном

Невнятном бормотании Христиана Ивановича бросается на него

С кулаками. Христиан Иванович привычно удирает, но тут же

117

Возвращается со стаканом воды, который и предлагает для

Успокоения городничему.

Чуть раньше послышался колокольчик, и вдали, в вышине,

Увидели зрители дорожную коляску, вертящееся колесо и седока

В черных очках и темном платье. Это материализовалось

Внутреннее видение городничего, чиновников, обозначилась

важнейшая тема спектакля: тема ≪растревоженной совести≫.

Первое явление, начавшееся в рамках бытовой комедии, хотя

И с острым внутренним ходом, заканчивается внебытовым приемом

—на последней реплике первого явления (≪.. а подать

сюда Ляпкина-Тяпкина...≫) раздается зловещая музыка (композитор

С. Слонимский), омерзительным скрипом скрипит и

Сама собой открывается дверь. Леденящий ужас, инфернальный

Страх охватывают присутствующих, и прежде всего городничего.

С этого момента действие пойдет как бы в двух планах — реальном, строго историческом, верном быту, и в плане фантасмагории,

Внутренних видений, иллюзии; начинается реализация

того, что режиссер понимает под ≪фантастическим реализмом

Гоголя≫ (определение П у ш к и н а), который гениальному художнику

≪дает возможность идти от правдивого изображения жизни

К огромным обобщениям философского и социального порядка

≫.1

Добчинский и Бобчинский (М. Данилов и Г. Ш т и л ь), споря

О том, кому рассказывать, зажимают друг другу рот. Спор прекращает

Начальственный взгляд городничего, случайно упавший

На Бобчинского, просто он первый попался в эту секунду

На глаза и получил право говорить. Взгляд городничего мог бы

Упасть и на Добчинского, ибо давно в городе всем безразлично,

Кто из этих двоих будет говорить, стоять, вообще присутствовать.

Они полностью взаимозаменяемы. Тут впервые в спектакле

Начинает назревать существенная для него идея двойника,

Призрака. Режиссерская тема находит опору в самой

Пьесе: ведь когда городничий говорит, что поедет в гостиницу

С Петром Ивановичем, он не уточняет —с каким именно Петром

Ивановичем. Бобчинский, естественно, недоумевает: ведь он же

Так складно все рассказал, а поедет с городничим Добчинский.

Для городничего же они просто на одно лицо.

Товстоногов разрешает себе в ≪Ревизоре≫ несколько отступить

От последовательности действия, предложенного автором.

После реплики городничего: ≪Две недели! Батюшки, сватушки!

Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена

унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На

улицах кабак, нечистота! Позор! поношение!≫ —действие первого

Акта прерывается (спектакль идет с одним антрактом) и

Переносится в гостиницу, в номер под лестницей, занимаемый

Иваном Александровичем Хлестаковым.

1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая.

118

Режиссер перемонтировал и несколько сократил текст ≪Ревизора

≫ за счет мест, замедлявших действие спектакля. Сокращения,

Очевидно, неизбежны, если учесть стандарт длительности

Спектакля, принятый сегодня, хотя и после сокращений

≪Ревизор≫ идет почти полных четыре часа с одним антрактом.

Текст сокращен за счет отдельных фраз и целых явлений

(4-е явление II акта, 1-е и 7-е явления I I I акта, 6-е явление

V акта).

В текст спектакля введена из второй черновой редакции

Пьесы часть сцены с Гибнером, в которой Хлестаков просит

У лекаря взаймы.

Из комнаты Хлестакова действие снова переносится к городничему

(сцена приготовлений к поездке) и опять в номер

Под лестницей (обед и приход городничего). Возвращаясь после

Завтрака в богоугодном заведении, чиновники и Хлестаков

Тесно усаживаются в коляску и, сопровождаемые квартальными,

Направляются к дому городничего. Движение коляски

отлично ≪сыграно≫ актерами.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.