Художника возникает на хорошо подготовленной почве. Он — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Художника возникает на хорошо подготовленной почве. Он

2021-03-18 88
Художника возникает на хорошо подготовленной почве. Он 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как-то заметил, что хорошее и новое сценическое решение должно

быть ≪логичным и неожиданным≫. Видимо, эта двучленная

формула предполагает основательную академическую подготовку,

на основе которой возникает ≪неожиданное≫, интуитивное,

Художническое прозрение. При всей своей неожиданности

товстоноговское решение ≪Горя от ума≫ было логичным.

Несмотря на то, что многие спектакли БДТ имели зрительский

Успех, подолгу сохраняясь в репертуаре, и получали, как

Правило, отличную прессу, вокруг почти каждого спектакля разгоралась

борьба мнений. Спектакль ≪Горе от ума≫ не был исключением.

Всякое новое решение опровергает старую привычку, установившийся

Взгляд или мнение.

В своих работах над классикой Товстоногов не только открывал

Новые выразительные возможности театрального искусства,

Не только предлагал новые трактовки известных произведений,

Но, и это самое существенное, обогащал реализм русской

Сценической культуры. В конце концов именно расширение

Средств и методов реалистической выразительности есть самое

Ценное в творчестве того или иного художника.

Подчас даже весьма тонкие знатоки литературы и театра

Оказывались не в состоянии ощутить и внутренне принять то

Новое, что несли в себе постановки Товстоногова. Выступая на

обсуждении ≪Горя от ума≫, известный знаток Грибоедова

Н. К. Пиксанов высказался категорически: ≪То, что мы видим

Стенограмма беседы Г. Товстоногова, посвященной постановке пьесы

А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫.

91

В постановке Б Д Т, —это отменяет реализм. Это или натурализм,

или формализм и различные такие экспериментальные опыты≫.1

Не принял трактовку образа Чацкого и такой тонкий театральный

Критик, как Б. В. Алперс, увидевший в исполнении Юрского

≪слабого, раздавленного человека≫, полагавший, что предложенная

театром трактовка ≪вконец разрушает основу, на которой

стоит здание грибоедовской комедии≫.2

Эти критические высказывания подтверждают, что вокруг работ

Товстоногова не было атмосферы благополучного единодушия,

Что спектакли несли в себе ощутимый полемический заряд.

Рассматривая сегодня эти отзывы критиков, нет нужды ≪ограждать

≫ театр, приводить в противовес им иные, не менее авторитетные,

Но более благожелательные отзывы. Критика эта

ценна для нас (и для всего театрального искусства) как пробный

Камень, на котором оттачивается новаторство художника.

В конце концов тот же Н. К. Пиксанов довольно точно определяет

≪натурализм≫ ≪Горя от ума≫. Действительно, для человека,

Стоящего на крепчайшей литературоведческой основе,

трудно представить себе ≪Горе от ума≫ без постановочного

блеска, без атмосферы ≪грибоедовской Москвы≫, без того внутреннего

(а подчас и попросту внешне актерского) пафоса, которые

Прочно укрепились в сценической истории прославленной

Комедии.

Естественно, что та система отношений, которая была выстроена

В спектакле и опиралась на самую обыкновенную житейскую,

А не театрально-традиционную логику, должна показаться

≪натурализмом≫. Режиссер же хотел только одного — прочитать классическую пьесу с позиций современности.

Сейчас уже непросто представить, что было, так сказать, духовной

Повседневностью тех дней, когда начиналась работа над

≪Горем от ума≫, о чем велись споры, что занимало умы, что

вкладывалось в понятие ≪современность≫.

Выяснить это необходимо, ибо без воздуха времени становятся

Неясными и общий пафос спектакля, и его частности, и

Накал споров, которые он породил. Представить себе заботы

театральных людей помогает один из номеров журнала ≪Театр≫

За 1962 год (№ 2), необычный по своей структуре. Редакция

Посвятила его одному д ню в жизни страны, в истории советского

Театра. Выбрали день 27 октября 1961 года, обратились к известным

Режиссерам, писателям, артистам, критикам с просьбой

Рассказать, как был ими прожит этот день, о чем они думали,

Что делали. На просьбу редакции в числе других откликнулся

И Товстоногов.

Утром этого дня в Большом драматическом был общественный

просмотр' спектакля ≪Четвертый≫ К. Симонова, вечером

92

1 Стенограмма обсуждения спектакля ≪Горе от ума≫. 13 декабря 1962 г.

Библиотека ЛО ВТО, № 1743-с.

Там же.

шли ≪Пять вечеров≫. День был заполнен делами самого различного


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.