Разумеется, было бы прямолинейно и безосновательно утверждать, — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Разумеется, было бы прямолинейно и безосновательно утверждать,

2021-03-18 86
Разумеется, было бы прямолинейно и безосновательно утверждать, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

что решение ≪Ревизора≫, возникшее, как мы видели,

Задолго до выхода этих статей, было продиктовано Товстоногову

Театроведческими трудами. Важно отметить иное, а именно

—совпадение мыслей исследователя и режиссера.

Оставаясь на почве исторического подхода к классике, Товстоногов

Находит в нем новые точки соприкосновения вечной

Классики и современности. Сатира на чиновничество, представленная

В рамках бытового театра, сменяется в его трактовке

Призывом к нравственной красоте, к духовности, что, как мы

Видим, совпадает с глубинным, подчас глухо высказанным замыслом

Самого Гоголя.

В этом —этапный смысл товстоноговского ≪Ревизора≫,

Сопрягающего поиски советской режиссуры с демократическими,

Гуманистическими традициями русской литературы.

В финале —в момент, когда городничий направился к

Бобчинскому и Добчинскому с намерением учинить над ними

Расправу, слева на сцене появился тот, в черных очках и темном

Платье, и медленно пошел, обводя взглядом гостей, застывающих

При его приближении. Наконец его видит и городничий.

Наступает первая немая сцена. Призрак подходит к вошедшему

В средние двери огромному голубому, великолепному

Жандарму и тихо говорит ему на ухо последние слова

1 ≪Москва≫, 1972, № 2, с. 212.

Там же, с. 213.

129

≪Ревизора≫: ≪Приехавший по именному повелению из Петербурга

ч и н о в н и к... ≫ Неправдоподобно громким голосом жандарм

Повторяет слова призрака. Идет занавес. Когда сцена

Откроется, положение действующих лиц будет уже несколько

Иным.

Иннокентий Смоктуновский, начавший спектакль чтением

Эпиграфа, завершает его повторением народной пословицы.

Только теперь в его голосе слышится сначала смех, а затем — подавленное рыдание.

Для многих оказалось неожиданным, что вскоре после постановки

≪Ревизора≫ Товстоногов поставил в 1973 году в ≪Современнике

≫ инсценировку сатирического романа М. Е. Салтыкова-

Щедрина ≪Современная идиллия≫. Но было, очевидно,

Множество причин, определивших согласие Товстоногова поставить

этот спектакль. Причин самого различного свойства:

было, скажем, удобно по времени, хотелось встретиться с ≪Современником

≫: творческую близость к этому коллективу Товстоногов

Испытывал всегда. Главная же причина в том, что

Режиссера вдохновляла любовь к блистательному и желчному

сатирику, без которого, по словам М. Горького, ≪невозможно

понять историю России во второй половине X I X века... ≫.

Эти слова стали эпиграфом спектакля, их читали зрители,

входя в зал театра. В ≪Современной идиллии≫ Товстоногову

Открывалась многообещающая возможность продолжить художественно-

Философское постижение духовной жизни России,

Ее преемственных связей с современностью, которая началась

с ≪Идиота≫ Достоевского. Здесь же крылась возможность связать

Наследие Салтыкова-Щедрина с нравственными задачами

Социалистического общества. Вопрос о содержании и значении

Этих связей вставал перед создателями спектакля, а прежде

Всего перед автором пьесы С. Михалковым, с первых шагов работы.

≪В чем же заключается живое значение Щедрина, в частности

его ≪Современной идиллии≫,—спрашивал себя автор

пьесы ≪Балалайкин и К0≫ С. М и х а л к о в,—для нашего общества?≫

И отвечал: ≪Конечно, не только и не столько в обличении царского

Самодержавия и его слуг, а также буржуазно-дворянских

Идеологических систем, в том числе идеологии российского либерализма.

Велики заслуги великого сатирика в борьбе с ними.

Но эти силы давно уже стали для нашей страны историческим

прошлым≫. Опытный драматург, тонко чувствующий потребности

сцены, С. Михалков понимал, что ≪возбудить интерес

Современного человека к Щедрину только на этой платформе

невозможно≫. Неиссякающая сила великого сатирика, его

Актуальность сегодня заключена —по Михалкову —в критике

≪общих норм общественного сознания и поведения с точки зрения

высших идеалов≫. Нужно отдать должное Михалкову — он глубоко определил значение ≪Современной идиллии≫ для

130

Нынешней социальной педагогики и создал цельную, драматургически

Крепкую пьесу, что было вовсе не так легко сделать,

Ибо сатирическое обозрение Щедрина не обладает единым драматургическим

Стержнем, оно трудно поддается обыкновенному

Инсценированию. Нужна была ясная задача и незаурядный

Опыт драматурга, чтобы получить тот выигрышный материал,


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.