На первых представлениях зрители могли видеть титры — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

На первых представлениях зрители могли видеть титры

2021-03-18 81
На первых представлениях зрители могли видеть титры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

с цитатой из письма Пушкина: ≪Черт догадал меня родиться

в России с душою и с талантом!≫ Фраза эта вызвала резкую

Критику, некоторые увидели в ней обидное обобщение, и театр

В дальнейшем обходился без нее. Нет худа без добра: фразу

Эту, пожалуй, стоило убрать и до критических замечаний, ибо

она действительно сводила смысл спектакля только к ≪трагедии

ума≫, тогда как спектакль был не только об этом. Трагедия

Ума —но и трагедия таланта, трагедия бессилия —но и торжество

Ума и таланта, бессилие перед ними всего косного. Верховный

Судья, зрительный зал, был на стороне Чацкого, полюбил

Его и поверил ему.

Стенограмма беседы Г. А. Товстоногова, посвященной постановке пьесы

А. С. Грибоедова ≪Горе от ума≫.

Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 199.

89

Что такое традиции для актера применительно к ≪технологии

≫ его творчества? ≪Старый≫ Чацкий обычно все знал заранее.

Он знал, что вернулся обличать, и был готов к монологам.

Чацкий Юрского вернулся любить и быть счастливым. Он все

Сделал, все проверил, все испытал, прежде чем окончательно

Понял, что счастья тут не будет. Он прошел через драму.

Молчалин К. Лаврова, обладая всеми ≪традиционными≫ качествами

Подхалима, угодника, верного прислужника, был человеком

Большой силы, уверенности и своеобразного внутреннего

Достоинства. Обычно Молчалина играют так, словно Алексей

Степанович только начинает свою карьеру. Постановщик и актеры

Хотели противопоставить Чацкому значительного и сильного

Противника. Элементарный подхалим вряд ли представлял

Бы достойного соперника для такого Чацкого, которого С. Юрский

Представил в спектакле. Спектакль шел к философским

Обобщениям, и противостоять друг другу в нем должны были

Герои со своим, сложившимся мировоззрением. Подхалимничанье

Молчалина в этом спектакле было его философией, а не

формой каждодневного существования. ≪В самой его изысканной

Обходительности,—тонко подметила Р. Беньяш,—есть оттенок

иронического превосходства≫.1

В этом решении образа, как и во всех иных случаях, режиссер

И актер опирались на текст пьесы, искали в нем опору и

Оправдание своего решения.

До товстоноговского ≪Горя от ума≫ и Молчалина —К. Лаврова,

Кажется, никто не обращал внимания на слова Фамусова

из 2-го явления I действия:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,

Дал чин асессора и взял в секретари...

Спроси сейчас даже сведущего в литературе человека, что

значит ≪чин асессора≫ в то время, он вряд ли ответит точно.

Такова инерция мышления, такова инерция литературного восприятия

слов, что кажется, что ≪асессор≫ —это ничтожно мало

И что, таким образом, Молчалин удовольствовался ничтожной

Подачкой. Коллежский же асессор —это 8-й класс (из 14) по

Табелю о рангах.

Молчалин товстоноговского спектакля имел, таким образом,

≪юридическое≫ право чувствовать себя достаточно преуспевшим,

Чтобы с высоты своего положения давать Чацкому советы,

Иронией отмечая свое превосходство в познании жизни.

Традиции сценического истолкования пьесы, освященные великими

Именами и дорогими театральными преданиями, создали

Опасное ощущение исчерпанности пьесы, которая, оставаясь

В числе самых чтимых классических литературных произведе1

Р. Б е н ь я ш. Без грима и в гриме. Л., 1965, с. 201.

90

Ний, уже не может представлять живого интереса для театра.

≪Горе от ума≫ редко встречалось даже в числе утренников.

Товстоногов, задумав ставить ≪Горе от ума≫, прежде всего

должен был преодолеть ≪очень двойственное отношение к этому

Произведению: огромное эмоциональное воздействие в процессе

Чтения, огромное волнение, которое испытываешь тогда, когда

Читаешь это произведение, и странная тоска и угнетение при

встрече с его сценическим воспроизведением≫.1

В этой же беседе Товстоногов назвал некоторые спектакли,

которые довелось ему видеть: ≪видел в Малом театре, в М Х А Т

(с уже старым Качаловым)≫, много раз смотрел периферийные

спектакли, видел ≪совершенно в стороне стоящее ≪Горе уму≫

Всеволода Мейерхольда≫, но ≪первозданного впечатления от

Произведения, когда его читаешь, ни разу получить еще мне,

как зрителю, не удалось≫.

Для Товстоногова всегда важно бывает определить, так сказать,

Стратегическую задачу, сориентироваться в соотношении

Традиций, определить сегодняшнее место произведения, точку

Нахождения пьесы в движущейся истории театра. Его интуиция


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.