Антоновича. Даже не только всех чиновников города —больна — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Антоновича. Даже не только всех чиновников города —больна

2021-03-18 88
Антоновича. Даже не только всех чиновников города —больна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совесть эпохи, в которой гибли П у ш к и н и Лермонтов, отправлялись

На виселицу и в Сибирь честные и дерзостные умы,

Уходил в вечное изгнание Герцен и благоденствовал Фаддей

Булгарин.

Исторический взгляд на пьесу заключался для режиссера

Не столько в точном восстановлении реалий быта, хотя в этом

Отношении спектакль безупречен (декорации Г. Товстоногова,

Костюмы по эскизам М. Д о б у ж и н с к о г о), сколько в нахождении

Той точки зрения, обретении того накала конфликта, которые

Раскрывали бы историческую перспективу.

Современный взгляд режиссера ищет в пьесе закономерность

развития истории. ≪Ревизор≫ сегодня предстает пьесой

О неизбежности исторического возмездия, а не комедией

О судьбе попавшего впросак городничего, спектакль говорит

О том, что сбылось и не могло не сбыться гневное пророчество

Герцена, данное в ≪Былом и думах≫: ≪Но пусть они знают:

Один палач за другим будет выведен к позорному столбу истории

и оставит там свое имя≫.

В разговоре о ≪Ревизоре≫ Товстоногова неизбежно возникает

Необходимость сравнения этого спектакля со знаменитым

Спектаклем Вс. Мейерхольда, поставленным в 1926 году. Некоторые

Мотивы мейерхольдовского спектакля стали всеобщим

Достоянием, ценным для всех, кто хотел бы найти новые пути

Постижения комедии Гоголя, даже полемизируя с Мейерхольдом.

Как и Мейерхольд, Товстоногов производит ≪переключение

комедии Гоголя в жанр трагедии≫, как и Мейерхольд, Товстоногов

Ищет разгадку пьесы в атмосфере наваждения, фантомов,

Видений.

Характеризуя замысел Мейерхольда, К. Рудницкий пишет,

что ≪Мейерхольд задался целью сыграть не ≪Ревизора≫, но Гоголя

—как некое художественное целое, Гоголя —как стиль — как особый мир, Гоголя —как Россию≫.1

Полемически _____________можно было бы заметить, что Товстоногов

≪задался≫ целью сыграть ≪Ревизора≫ —как ≪Ревизора≫. Как

И обычно, он идет путем постижения самой пьесы, внимательно

Вчитывается в текст, проникая режиссерской интуицией в мир

Пьесы, ее предлагаемые обстоятельства, и извлекает конкретность

Того или иного сценического решения из самой пьесы.

Он стремится пробиться через толщу штампов и умозрительных

Толкований к самому элементарному, но психологически

Точному обоснованию каждого поступка, каждой мизан 1

К. Р у д н и ц к и й. Режиссер Мейерхольд. М., 1969, с. 355.

126

Сцены. В этом пункте начинается полемика двух спектаклей,

Полемика принципов подхода к классическому произведению

В частности и к театральному искусству в целом. Полемика,

Так сказать, естественная, возникающая объективно, а не потому,

Что без малого через сорок лет Товстоногов решил поспорить

С Мейерхольдом, полемика как отражение исторического

Движения в искусстве советской режиссуры.

По свидетельству К. Рудницкого, в работе Мейерхольда над

≪Ревизором≫ ≪с новой решительностью отвергалась классическая

Система создания сценических характеров. Мейерхольд

Отказывался ставить знак равенства между реализмом и психологизмом

И соответственно не считал возможным рассматривать

Персонаж как некую сумму определенных человеческих

свойств, как некое психологическое единство... Принцип

целостности характера... всегда отрицался Мейерхольдом

≫.1

Здесь, собственно говоря, именно в этом центральном пункте

Театральных исканий и споров, идущих в советском театре

На протяжении всей его истории, и заключено самое существенное

различие двух подходов к ≪Ревизору≫.

Товстоногов исходил из своего ощущения времени Гоголя,

≪Ревизора≫, из миросозерцания советского художника. Социальный,

Конкретно-исторический подход к классическому произведению

Для него заключается в раскрытии психологии

Персонажей, в точной жизненной мотивировке их действий, помыслов,

Поступков. Отсюда, прежде всего, проистекает перестановка

Действующих лиц, их перегруппировка. Городничий

у Мейерхольда был отодвинут на второй план, городничий

у Товстоногова выдвинут на первый план. Это принципиальный

Момент, ибо Товстоногов считает, что, не нарушая внутренней

Логики пьесы, иначе и поступить невозможно, все равно

городничий ≪возьмет свое≫.

Может показаться парадоксальной мысль о том, что ≪Ревизор

≫ как трагедия раскрывается только через образ городничего,

Но для Товстоногова это именно так. Трагический герой


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.