Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-03-18 | 94 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
к ≪Ревизору≫ пришел через Достоевского.
Достоевский дал общий ключ к атмосфере, подсказал, вернее
Сказать, подтолкнул на поиски особой, насыщенной психологически
Атмосфере действия, подвел к тому, чтобы страх городничего
Увидеть еще и как муку совести, страх как болезнь
Времени, которой охвачен не только взяточник-городничий, но
все общество, вся эпоха царствования Николая I≫.1
После спектакля стало понятно, что слова о Достоевском
Не нужно понимать впрямую, что тут мы имеем дело со своеобразным
режиссерским ≪остранением≫, приемом, который позволяет
Увидеть произведение одного автора в свете другого,
Интуитивно ощутить движение русской художественной мысли
от Гоголя к Достоевскому. Не Товстоногов сказал, что ≪все мы
вышли из гоголевской ≪Шинели≫, но Товстоногов режиссерски,
В сценической атмосфере ощутил и передал зрителям эту живую
Взаимосвязь огромных литературных явлений.
Чуть заостряя вопрос, можно сказать, что режиссер передвинул
точку отсчета на ≪Ревизора≫ и посмотрел на комедию
Не с позиций предшественников (Фонвизин, Капнист), а с позиций
Последователей Гоголя.
Режиссерский замысел у Товстоногова всегда опирается на
Пьесу, строго ей соответствует. В спектакле мы увидим не
Только точное соответствие духу автора в его глубинных мотивах,
Но и совпадение во многих частностях, которые неожиданно
Кажутся новыми.
В первой же сцене, утром в доме городничего, стоят, подпирая
Стены, трое квартальных, никогда, кажется, ранее не появлявшиеся
|
В этой сцене. Их присутствие сразу рождает напряженную
Атмосферу этого утра. Квартальные появились здесь
Не по режиссерскому своеволию, а по указанию самого автора.
≪Действие первое. Комната в доме городничего. Явление первое.
Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель
Училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных
≫. Ремарка Гоголя предусматривает присутствие квартальных,
Но, видимо, в других спектаклях, для другой атмосферы
Действия, иных режиссерских предлагаемых обстоятельств эти
Квартальные не требовались, а если и присутствовали, то не запоминались,
Ибо были тут фигурами случайными. В спектакле
Товстоногова они оказались необходимыми, их присутствие при-
1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая.
116
Дало сцене зловещий оттенок, указало на те средства, которые
Использует в своем городничестве Антон Антонович Сквозник-
Дмухановский. Социальная тема спектакля была задана с первых
Же мгновений спектакля, еще до первых реплик.
Но еще до первой сцены зрители увидят суперзанавес, с графически
изображенным пейзажем провинциального города:
Дома, колокольня, деревья на берегу реки, их опрокинутое отражение
В воде. Покойная, мирная, идиллическая картина вдруг
Размылась, как ломается и исчезает о т р а ж е н и е в воде, когда
В воду падает камень. Побежали круги по воде, закачались
Колокольня, дома, деревья —и исчезли. А голос Иннокентия
Смоктуновского произнес значительно, внятно, неторопливо, как
бы вслушиваясь в знакомые с детства слова эпиграфа: ≪На
зеркало неча пенять, коли рожа крива. Народная пословица≫.
Он же представляет и действующих лиц комедии, читая
≪Замечания для гг. актеров≫. Первую, хрестоматийно знаменит
Ую фразу предваряет небольшая предпауза спектакля, во
|
Время которой торопясь входят, вбегают в комнату утренние
Гости городничего, обмениваются тревожными взглядами, вопросительно
Смотрят на сосредоточенно молчащего градоправителя.
И как бы отвечая на их молчаливое недоумение, городничий
(К. Лавров) просто объясняет: ≪Я пригласил вас, господа,
С тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам
едет ревизор≫.
На минуту объединенные общим испугом, оглушенные известием
о ревизоре, ≪да еще с секретным предписанием≫, чиновники
Оказываются в состоянии глухой и лютой вражды друг
С другом и все вместе, разве кроме Хлопова и Гибнера, с городничим.
Быстро обмениваются понимающими взглядами и усмехаются
многозначительно Земляника (В. Кузнецов) и Ляпкин-
Тяпкин (В. Медведев). Городничий перехватывает их взгляды,
Спиной чувствуя, как злорадствуют коллеги, пересчитывая его
Грехи. Атмосфера действия мгновенно накаляется, ибо традиционный
Совет грешников, дружно готовящихся спрятать концы
В воду, предстает здесь осиным гнездом, где каждый норовит
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!