Опыта работы над шекспировской драматургией, если не считать — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опыта работы над шекспировской драматургией, если не считать

2021-03-18 99
Опыта работы над шекспировской драматургией, если не считать 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

спектакля ≪Много шума из ничего≫, поставленного в 1940

Году в Грузинском театральном институте, однако мысль о Ш е к спире

Его не оставляла.

В 1964 году он объявил, что собирается вновь ставить ≪Много

шума из ничего≫: ≪Тогда (в первой постановке ≪Много шума≫.— Ю. Р.) я видел лишь условность шекспировского театра. Теперь

Я вижу удивительное сочетание условной природы театра Шекспира

с предельной достоверностью эпохи, жизни, быта≫.2

Однако спектакль не был поставлен. Товстоногов объясняет

это лаконично —≪не нашел решения≫, но за профессиональным

Лаконизмом кроются, конечно, более глубокие причины. Почему

Не нашел решения —вот что важно. Видимо, в эти годы, погруженный

В сферу Чехова и Горького, которая для него стала

Атмосферой весьма современного наполнения, он не находил

В комедии Шекспира того духовного родства, которое связало

Бы пьесу с современным зрителем. Размышляя над возможностью

постановки Шекспира, Товстоногов говорил о ≪непостижимом

Умении Шекспира сочетать космические страсти, титанические

характеры с подробностями психологической жизни≫.3

Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 127.

2 ≪Театр≫, 1964, № 4, с. 99.

Там же.

104

≪Много шума из ничего≫ не давало возможности именно так

Подойти к Шекспиру, к его внутреннему миру. Товстоногов стал

Искать другую пьесу, отвечающую этой потребности. Так подошел

он к двухчастной хронике ≪Король Генрих IV≫.

Товстоногов обычно задолго до появления спектакля, до

дня начала репетиций объявляет свои планы, те центральные

Работы, которые он сам считает принципиальными. Тут он не

Сохраняет тайны и, вопреки театральным обычаям, не только

Заранее раскрывает название пьесы, но подчас даже и общее

ее решение. Так было с ≪Горем от ума≫, так было с ≪Мещанами

≫, так происходило с ≪Ревизором≫ (о желании поставить

Комедию Гоголя Товстоногов известил лет за десять до премьеры).

Примерно в то же время, говоря о планах театра в работе

Над классикой, Товстоногов сообщил, а потом не раз повторял,

что собирается работать над ≪Дачниками≫. Шекспировская

пьеса ≪вылезла≫ как будто неожиданно, отодвинув ≪Дачников≫

и ≪Ревизора≫, хотя, казалось бы, вполне логично было рассчитывать

На успех в горьковской драматургии, завершив трилог

и ю —≪Варвары≫, ≪Мещане≫, ≪Дачники≫.

Скажем, забегая вперед, что горьковские ≪Дачники≫ были

Выпущены в 1976 году и вызвали большой интерес. Художник

Э. Кочергин предложил для спектакля огромное незаполненное

пространство, в котором, не сближаясь, бродят уставшие ≪дачники

≫. Устали от всего —от пустых разговоров, суетных дел,

Взаимного непонимания, и более всего от отсутствия какой-либо

Серьезной и любимой цели в жизни. Режиссер не особенно настаивает

На конфликте между Басовым, Сусловым и Шалимовым,

С одной стороны, и Власом и Марьей Львовной —с другой.

Ему не очень важен сегодня конфликт, который указывает на

некий возможный выход для этих ≪дачников≫. Влас (Ю.Демич)

и Марья Львовна (Л. Макарова и Н. Ольхина), Двоеточие

(Е. Лебедев и П. Панков), а более всего Варвара Михайловна

(С. Головина) противостоят остальным героям не по идейным

Мотивам, а просто потому, что сумели сохранить, удержать

В себе некоторую ясность понимания жизни, свежесть и естественность

Чувств, трезвость взгляда. Внимание режиссера, по

Справедливому замечанию критика Ст. Рассадина, сосредоточено

на ином: ≪Спектакль возвращает нас вглубь, в безвременье

Начала века, сочетавшее оживление технического прогресса

с оскудением духа≫. ≪Дачники≫,—продолжает Ст. Рассадин,— спектакль о невыносимости бездуховности. Даже для носителей

е е... ≫ 1

С наибольшей остротой звучит эта мысль в игре О. Борисова

(Суслов) и О. Басилашвили (Басов), показавших драму

Жалких и мерзких людей, драму утери ими высокой духовной

Цели в жизни.

1 ≪Литературная газета≫, 1976, 9 июня.

105

≪Варвары≫, ≪Мещане≫, ≪Дачники≫ заново открыли для нас

В а ж н ую страницу книги русской духовной жизни, на которой

Рукой режиссера отчеркнуты слова о неразрывных связях человека

И времени, личности и истории.

Шекспировская пьеса, историческая хроника, что весьма

Важно, давала режиссеру возможность во многом по-новому

Взглянуть на всегда занимавшую его проблему взаимоотношений

Личности и обстоятельств жизни, истории.

Шекспир привлек тем, что позволял выявить связь ≪времен

и человеческих поступков≫.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.