Спектакля —историческое время, но именно в городничем — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Спектакля —историческое время, но именно в городничем

2021-03-18 90
Спектакля —историческое время, но именно в городничем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Время отразилось с наибольшей полнотой. Разумеется, речь

Идет не о том, чтобы выставить Антона Антоновича трагическим

Героем и вызвать наше сочувствие к нему. Речь о том,

Что городничий —это нравственно искалеченный человек.

Можно смеяться над взяточничеством, глупостью, самодурством,

Беззаконием, но можно и ужаснуться жизни, в которой

Все это возможно. Сам Гоголь полагал, как это видно из некоторых

Его высказываний о роли городничего, что Антон Антонович

чувствует укоризны совести, ≪чувствует, что грешен, но

ходит в церковь... даже помышляет когда-нибудь потом

К. Р у д н и ц к и й. Режиссер Мейерхольд, с. 356.

127

покаяться≫.1 В этом заключена великая диалектика художника-

Реалиста.

Трагический отсвет ≪Ревизора≫ отмечен давно, хотя более

Явственно в литературоведческих трудах, нежели в сценических

трактовках. Читая ≪Ревизора≫, ≪в какой-то момент мы словно

Замечаем вокруг комедии характеров мерцающий, беспокойный

Отсвет. Трагедийное звучание гоголевского смеха усиливается.

На нас смотрит страшное, каменеющее лицо ≪меркантильного

века≫.2

Кажущуюся несовместимость трагедии и комедии отрицал

еще Белинский, замечавший, что ≪как основа трагедии —на

Т р а г и ч е с к о й борьбе, возбуждающей, смотря по ее характеру,

Ужас, сострадание или заставляющей гордиться достоинством

Человеческой природы и открывающей торжество нравственного

Закона, так и основа комедии —на к о м и ч е с к о й

Борьбе, возбуждающей смех; однако ж в этом смехе слышится

Не одна веселость, но и мщение за униженное человеческое

Достоинство, и таким образом, другим путем, нежели в трагедии,

Но опять-таки открывается торжество нравственного

закона≫.3

По сути дела трагедийное звучание предложил сам автор,

Но в такой форме, которая не позволила принять авторскую

Подсказку даже верным и ближайшим его друзьям.

Речь идет о ≪Развязке ≪Ревизора≫. Мистический смысл ≪душевного

города≫ чиновников —наших пороков оттолкнул от

≪Развязки≫ всех, кто так или иначе соприкасался с комедией

Гоголя, начиная от М. С. Щепкина и кончая современными

исследователями. Клеймо, легшее на ≪Развязку≫, мешало беспристрастно

Всмотреться в нее и, откинув мистические мотивы,

Понять, чем именно была продиктована такая форма гоголевского

Художественного сознания.

В ≪Развязке ≪Ревизора≫ содержится много ценного для того,

Кто сегодня захочет узнать, как сам автор понимал свою пьесу

И —главное —как соотносится в ней комическое и трагическое.

≪На меня ни одна трагедия не производила такого печального,

Такого тягостного, такого безотрадного чувства, —говорит

в ≪Развязке≫ Петр Петрович. Так что я готов подозревать даже,

Не было ли у автора какого-нибудь особенного намерения произвести

такое действие последней сценой своей комедии≫.

Первый комический актер, говорящий от имени автора, соглашается

с этим утверждением. Нельзя не увидеть в ≪Развязке

≫ мучительной попытки автора осознать действительный

Смысл своей комедии, низведенной до водевильного уровня на

Петербургской сцене, что вызвало страдания Гоголя, равные,

Н. В. Г о г о л ь. Собр. соч., т. 4. М., 1951, с. 113.

2 Ю. М а н н. Комедия Гоголя ≪Ревизор≫. М., 1966, с. 101.

В. Г. Белинский о Гоголе, с. 119.

128

Видимо, тем, что испытал позднее Чехов после премьеры

≪Чайки≫ в Александринском театре.

Лишь в последнее время И. Вишневская сделала попытку

рассмотреть ≪Развязку≫ в контексте истории, в связи с логикой

Творческого пути Гоголя и дальнейшим развитием русской литературы.

Исследователь приходит к выводу, что ≪душевный

город≫ из ≪Развязки ≪Ревизора≫ и ≪строительство внутреннего

человека≫ во втором томе ≪Мертвых душ≫ —звенья одной цепи,

Это подходы Гоголя —через ошибки и протори —к краеугольным

камням новой литературы≫.1

Нравственная, гуманистическая тема русской литературы,

Мучительные искания единства истины и личности, завершенные

Чеховым, были начаты в мистической, утопической и для

того времени политически реакционной форме Гоголем. ≪Сатира

Взрывается неистовым призывом к духовности, к внутренней

красоте≫.2

Цитируемая статья И. Вишневской и другая ее статья о ≪Ревизоре

≫, опубликованная в журнале ≪Театр≫ (1971, № 6),

вышли в свет до премьеры ≪Ревизора≫ в БДТ. (См. также кн.:

≪Гоголь и его комедии≫. М., 1976).

В личном письме к И. Л. Вишневской Товстоногов высоко

Оценил ее критический анализ гоголевских произведений.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.