История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-09-10 | 312 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Дароторжества были межобщинными событиями. Поэтому естественным является в поисках их корней обратиться к истории межобщинных сборищ. Последние имели место ещё на фазе раннепервобытной общины. Уже тогда общины могли встречаться, даже жить некоторое время рядом друг с другом.
Это можно наблюдать, в частности, у бушменов Добе. Обычно зимой, когда пища обильна, у них вместе собирались 8 и более общин. Численность собравшихся достигала, а иногда и превышала 200 человек. Длилось это несколько недель. В это время велся интенсивный обмен хксаро, заключались соглашения о браках, организовывались танцы. Танцы, в которых участвовало до 100 лиц, шли подряд две ночи и день. Особенно много людей собиралось, когда раз в несколько лет производились обряды инициации мальчиков. Длились такого рода сборища 6 недель. Традиционным местом сборищ у бушменов Добе был район водного источника Ксаи Ксаи (579. С. 365‑366; 580. С. 16, 100).
Межобщинные и даже межплеменные сборища повсеместно имели место в Австралии. Число собравшихся колебалось от нескольких десятков до 1000 человек. Среднее число — 200‑300 человек. Но нужно учитывать, что все эти цифры относятся к послеконтактному времени. В доколониальный период сборища должны были быть более многолюдными. Вероятно, 800‑1000 человек собирались довольно редко, но сборища в 400‑600 человек представлялись обычными для любых природных условий (668. С. 84).
Собирались люди обычно в сезоны, когда было достаточно воды и обильна пища. Иногда люди собирались специально для потребления какого‑либо плода, который сезонно вызревал в определённой ограниченной области. Так обстояло дело с орехом бунья бунья, который был обилен каждые три года в одном из районов Юго‑Восточного Квинсленда. Полакомиться им собиралось 600‑700 человек, причём некоторые при этом проходили расстояния в 200‑300 миль. Длилось это около месяца. В это время проводились инициации, совершался дарообмен и товарообмен, устраивались развлечения, прежде всего танцы (625, 9, 4. С. 410).
|
То же самое происходило во время почти всех австралийских сборищ. Иногда они специально организовывались для проведения инициаций. Если не во всех, то по крайней мере, во многих случаях люди из других общин и племен специально приглашались. С этой целью посылались вестники, которые покрывали большие расстояния (668. С. 80).
В пору сборищ люди обычно жили тем, что собирали и добывали в это время. Пища специально не заготавливалась. Австралийцы в большинстве своём не обладали искусством запасать пищу впрок. Но имелись и исключения. Так, например, на полуострове Арнемленд некоторые растения собирались и хранились несколько недель и даже месяцев. В некоторых случаях таким способом создавался запас пищи для проведения церемоний (854. С. 22‑24). К сожалению, сведений о том, каким именно образом этот запас пищи использовался во время церемониальных сборищ, не имеется. В литературе приводятся и другие случаи запасания пищи аборигенами (21. С. 81).
Во время описанных выше сборищ происходили дарения и отдаривания, возможно производились дароплатежи. Но взятые сами по себе явлениями престижной экономики они не были, ибо собирались не для дарения и последнее не было их центральным моментом.
Но зато явлениями престижной экономики были встречи более скромного порядка. В каждой из них участвовало только две небольших общины. Описаны они были у племён Западного Арнемленда Р.М. Берндтом (279). Этот исследователь отрицает за мербоком право называться церемониальным обменом, ибо он происходил в тени других событий, причём без церемоний, без ритуала. Церемониальным обменом он называет такой" который не просто происходит во время межобщинных праздников" но является при этом основной, центральней темой этих праздников и сопровождается церемониями и ритуалом. Р.М. Берндт описывает несколько таких праздников.
|
Для всех характерно чёткое подразделение участвующих на хозяев и гостей. Хозяева — члены местной общины, гости — члены общины, пришедшей извне. К праздникам готовятся заранее, всегда за год. В течение этого времени накапливаются вещи, предназначенные для обмена.
Один из праздников именуется дьямалагом. Даванием дьямалага называется особая церемония, которая может совершаться и во время других праздников. Гости танцуют и поют. Хозяева могут быть настолько восхищены тем или иным исполнителем, что дают дьямалаг: складывают в кучу перед ним ценности всех родов, начиная с пищи и кончая вещами.
Сам исполнитель в последующем распределяет эти ценности между своими товарищами. Немедленный возврат не предполагается. Однако позднее хозяева устраивают церемонию, во время которой гости в свою очередь должны дать дьямалаг им. Во время праздника между отдельными хозяевами и гостями идёт обмен подарками. В заключение хозяева дают большое количество пищи гостям. Едят ли её гости или уносят с собой, неизвестно.
Во время праздника ром в течение первых десяти дней люди танцуют и поют. За счёт чего всё это время кормятся гости — не сообщается. Известно, что гости приносят с собой не только вещи для обмена, но и пищу. Устраивается пир, причём неясно за чей счёт — хозяев или гостей. Как сообщает автор, после этого вещи обмениваются и распределяются. Подробности отсутствуют.
Перед праздником мидьян будущие хозяева посылают предполагаемым гостям волосы, из которых последние изготовляют вещи. Непосредственно перед праздником хозяева собирают и готовят большое количество пищи. Несколько дней продолжаются танцы. Затем гости вручают хозяевам изделия из их волос. В ответ они получают копья, корзины и другие вещи. Затем приготовленная пища распределяется среди гостей. Примерно такой же характер носит праздник вурбу. Праздник ньялаидж начинается с танцев и песен. Затем следует перерыв, когда организуется пир. Хозяева готовят для него большое количество пищи. Гости в свою очередь приносят много пищи с собой. Затем снова начинаются танцы и песни. Все это завершается обменом вещами.
|
Особое место среди этих праздников занимает мамурунг. Инициатором его выступает один человек — мужчина, сын которого впервые в жизни убил игуана, поймал черепаху или рыбу. Несколько дней длятся танцы, а по вечерам устраивается дьямалаг. В заключение праздника гости кладут свои вещи в кучу перед родителями мальчика. Вслед за этим родители, которым помогают дети и близкие родственники, приносят свои вещи. Они также складаваются в кучу. Дальнейшее изложение не отличаются ясностью. По словам автора, далее происходит обсуждение сравнительной ценности вещей и каждая группа производит распределение. Затем приносится и делится пища. После пира все вещи распределяются в соответствии с обязательствами. На этом праздник кончается.
Как видно из всего сказанного, в описании этих праздников много неясностей. Поэтому невозможно установить, являлись ли они подлинными дароторжествами. Но несомненно, что определённые элементы дароторжеств в них присутствовали.
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!