Мужские союзы и экономика: ранги и платежи — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Мужские союзы и экономика: ранги и платежи

2017-09-10 249
Мужские союзы и экономика: ранги и платежи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как мы видели, у сиуаи наметилась тенденция к образованию мужских союзов, члены которых были подразделены на несколько категорий. На некоторых островах Меланезии она получила свое полное развитие.

На о‑вах Банкс существовало два вида мужских союзов: тамате и сукве. Все члены сукве были подразделены на ранги. На о. Мота Р. Кодрингтон насчитал их 18, У. Риверс в 1908 г. застал только 13. Каждый ранг имел свое отделение в мужском доме — гамале. Для вступления в союз и для продвижения со ступеньки на ступеньку нужны были взносы раковинными деньгами, свиньями и пищей, причём с каждым новым рангом расходы возрастали.

Почти все мужчины были членами общества. Они вступали в него ещё мальчиками. Подавляющее большинство членов союза никогда не поднималось выше средних рангов. Но многие задерживались и на низших, Высших ступеней достигали только богатые люди. И лишь совсем немногим удавалось подняться до самого высокого ранга.

При вступлении в общество в гамале происходило распределение раковинных денег и пищи среди его обитателей. Платежи делались и при обретении каждого нового ранга. Затем устраивался пир. При переходе на высшие ступени он приобретал большие масштабы. Собирались толпы людей. Устраивались развлечения: песни, танцы. Выставлялись раковинные деньги. Убивались свиньи. Пища посылалась в качестве даров жившим в отдалении людям того же ранга.

Мальчика при вступлении в общество и переходе со ступени на ступень обеспечивал всеми необходимыми средствами обычно отец. Поэтому исследователи говорят о "покупке" богатыми семьями рангов для мальчиков. Взрослый мужчина должен был в основном сам обеспечивать расходы. В этом ему помогали родственники, которые давали раковинные деньги и свиней (333. C. 103‑107; 762, 1. С. 61‑67).

На том же о. Мота параллельно с этим существовал институт пиров колоколе. Такой пир организовывал человек в свою честь или в честь сына или племянника. Собирались люди со всего острова. Танцоры и барабанщики старались во всю, предвкушая будущую награду. Певцы соревновались друг с другом, чтобы добиться призов и почёта. Ораторы прославляли давателя пира. Другие люди носили корзины с раковинными деньгами, восхваляя его щедрость. Свиньи посылались в отдалённые деревни от его имени (333. C. 110‑111). Как в случае с подъёмом по лестнице рангов сукве, так и в данном мы имеем дело с уже знакомым явлением: продвижением в биг‑мены. Люди, достигшие высших рангов в мужском союзе, становились лидерами.

На о. Пентекост (Новые Гебриды), где существовал мужской союз Лоли с 12 рангами, человек, достигший высшего, фактически становился "вождём" (С. 114). Существовала тенденция к закреплению высших рангов за определённым слоем людей. Дойти до последней ступени в союзе Лоли можно было лишь при том условии, если семья человека "покупала" для него первые ранги, когда он ещё был ребёнком. Но для этого она должна была быть богатой (C. 114‑115).

Мужские союзы подобного же рода существовали и на других островах, относящихся к Новым Гебридам: Маэво (Аврора), Эспириту‑Санто, Амбрим, Эпи (333. C. 112‑113, 346. 5. С. 475; 658. С. 687‑696). Ещё в XX в. они функционировали на о. Малекула, причём число рангов в некоторых из них доходило до 32 (363. С. 270‑475).

Э. Корлетте, давая общую характеристику мужских союзов на Новых Гебридах, писал, что ступеней в них обычно насчитывалось не менее 5. Платежи при вступлении в общество и продвижение по ступеням производились свиньями, матами и раковинными деньгами. Если перевести их в английские деньги, то приём в общество обходился в 2 фунта стерлингов, переход на вторую ступень стоил 4 фунта, на третью — 15 фунтов, на четвёртую — 50 фунтов. Расходы, связанные с переходом на более высокие ступени, носили такой характер, что исчислить их в деньгах невозможно. Нужны были свиньи с закрученными клыками, каждая из которых обходилась от 10 до 150 фунтов, особого рода украшения, служившие показателем ранга. Необходимо было сооружение каменных платформ, воздвижение каменных колонн.

В союз вступали все мужчины, но в большинстве своём они задерживались на низших ступенях. Их называли раббиш‑менами. Высших рангов могли достигнуть только богатые люди. Если человек был достаточно богат, то мог подняться на высшие ступени, минуя промежуточные. В некоторых дистриктах доступ к высшим рангам был открыт лишь для представителей определённых семей, а именно семей вождей. При вступлении в общество и переходе со ступени на ступень устраивались праздники, на которые приглашались жители других деревень (346, 6. С. 50‑57).

Бытие мужских союзов отмечено на о‑вах Торрес, о‑вах Герцога Йоркского, о. Лавонгай (Новый Ганновер), о. Новая Британия, о. Новая Ирландия, некоторых Соломоновых островах (333. С. 69‑102; 212, 3‑4. С. 79‑84).

Мужской союз на о. Аоба (Омба, Оба), который назывался также и о. Прокажённых, был в полной силе ещё в конце XIX в. Как утверждал Р. Кодрингтон, этот союз носил название Хуге и имел 4 ступени (333. C. 112‑113). Другие исследователи приводят иные названия: Хунгве, Хугве (658, С. 691; 294. С. 42, 53). В 50‑60 годы XX в. система рангов продолжала существовать.

М. Аллен говорит о 4 рангах, каждый из которых делился на две ступени. Особое значение имели 3 высших ранга, приобретение которых требовало всё более и более тяжких трат. Для каждой из 3 главных церемоний нужно было убить, например, 10 боровов с большими клыками.

Часть расходов человек покрывал за счёт собственного хозяйства, часть получал от близких родственников. Но важнейшим условием успеха было создание сложной сети долговых обязательств, в которой он выступал в качестве и заимодавца и должника.

Мужчина, достигнувший высокого ранга, имел клубный дом, полный молодых людей, которые работали на него. Он же использовал их и для того, чтобы убить того или иного неугодного ему человека, уничтожить его дом или посевы. Нередко обладатель высокого ранга становился лидером общины.

Но если он в силу лени, некомпетентности или старости начинал почивать на лаврах, делать просчёты и ошибки, то терял поддержку, а вместе с тем и власть. Люди переставали делать вклады в его начинания, его клубный дом пустел. Но ранга он не лишался, а тем самым продолжал сохранять и некоторое влияние (247. С. 272‑281. См. также: 248).


Глава 14. Жизнеобеспечивающая и престижная экономика земледельцев и животноводов:
вариант с чифменами

1. Новые понятия: "преполитарх" и "чифмен"

Переходя к рассмотрению иных, чем бигменовский (и добавим: преплутарный и геронтократический), вариантов престижной экономики, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой терминологии. В этих вариантах ведущую роль играли люди, являвшиеся в отличие от бигмена формальными лидерами.

До сих пор при описании тех или иных конкретных обществ мы, как правило, употребляли для обозначения этих лиц слова, используемые исследователями, труды которых выступали в качестве источников. Этими словами были: вождь (chief) и главарь (headman). В отличие от слова "бигмен", смысл которого в основном определился (хотя оно иногда употребляется и в иных значениях) и которое в силу этого обрело статус научного термина (см. 593), слова "вождь" и "главарь" не имеют сколько‑нибудь чёткого содержания. Понятно лишь, что они употребляются для обозначения лидеров.

Из числа всевозможных лидеров в литературе о доклассовом обществе этими словами обычно обозначаются формальные лидеры. Однако и этот принцип сколько‑нибудь последовательно не выдерживается. Так, например, Р. Маккеннан использовал слово "вождь" в своей монографии о верховых танана, правда, тут же оговариваясь, что оно вряд ли является подходящим для обозначения их лидеров (629. С. 131). Слово "вождь" в литературе прошлых лет очень часто, как с оговорками, так и без них, употреблялось для наименования лидеров из числа бигменов в Меланезии (см. 212, 1 5‑6. С. 14‑17; 593). Точно также обстоит дело и со словом "главарь". Главарями, например, называют исследователи неформальных лидеров у толова (272. С. 71).

Не существует никакой сколько‑нибудь чёткой договорённости о том, каких лидеров следует называть вождями, а каких — главарями. В целом принято считать, что главарь является лидером меньшего по размерам социального образования, чем вождь, и обладает меньшей властью, чем последний. В какой‑то степени этот принцип соблюдается. Глав вождеств всегда называют вождями, исключая разве случаев, когда для их обозначения употребляется термин "король". Обычно всегда называют вождями и формальных лидеров, основой положения которых являются преполитарные отношения. Но в остальных случаях царит полный произвол. Лидеры во всех отношениях совершенно сходные одними исследователями именуются вождями, другими — главарями.

Но даже если бы вождями и главарями именовали бы исключительно формальных лидеров, то и это не на много бы облегчило нашу задачу. Существуют формальные лидеры, положение которых вовсе не связано с местом в системе престижно‑экономических отношений. Таковы главы многих вождеств. Таковы обычно называемые главарями старосты деревень у значительного числа народов Африки. Можно спорить о том, являются ли формальными лидерами "вожди" у пилага, "главари" у ваиваи, но ясно, что к престижной экономике они никакого отношения не имеют по той причине, что у этих народов таковая отсутствовала.

Из всего сказанного следует один вывод: ни один из уже существующих в этнографической науке терминов нельзя приспособить для обозначения формальных лидеров, связанных с престижной экономикой. Такие термины должны быть созданы заново.

Учитывая, что основой ведущего положения формальных лидеров того типа, что существовал у индейцев Северо‑Западного побережья Северной Америки, были преполитарные отношения, их можно было бы назвать преполитархами. Соответственно подчинённую их власти единицу титульной частной собственности, правождество можно было бы именовать преполитархией.

Для обозначения всех остальных формальных лидеров, связанных с престижной экономикой, которые, как и бигмены, не были титульными частными собственниками земли, было бы желательно подобрать термин созвучный слову "бигмен". Им могло бы стать слово "чифмен" (chiefman), что в буквальном переводе с английского означает "главный человек".

Введение этих терминов вполне понятно не исключает использования слов "вождь", "главарь", особенно при описании тех или иных конкретных обществ. Новые термины прежде всего нужны для определения типа, к которому относится тот или иной формальный лидер, связанный с престижной экономикой.

Важен вопрос о том, можно ли среди чифменов в свою очередь выделить, как это уже было сделано с бигменам, несколько типов. Те вожди у индейцев Калифорнии, которые использовали исключительно редистрибутивный метод эксплуатации, являются прямой аналогией поздних бигменов. Можно, конечно, предположить, что все чифмены были только такими.

В таком случае вырисовывается определённая картина развития. Ранние бигмены с одной стороны дали начало поздним бигменам" с другой — чифменами. Последние же в дальнейшем превратились в преполитархов. Всё это очень логично.

Но этнографический материал даёт основание полагать, что дело обстояло сложнее. Не исключена, например, возможность, что у кауилла Калифорнии редистрибутивный метод эксплуатации ещё не возник. Но в таком случае их главари представляют собой прямую аналогию ранним бигменам. Соответственно они могут быть названы ранними чифменами. Что же касается чифменов, которые являются аналогами поздних бигменов, то они соответственно могут быть охарактеризованы как поздние.

Имеются основания полагать, что могли существовать и позднейшие чифмены, представляющие собой аналог позднейших бигменов. Реконструкция традиционного общества эскимосов чугачей несовершенна. В ней много пробелов и противоречий. Но несомненно, что у них существовала престижная экономика. Наиболее яркое её проявление — расточительные пиры мёртвых, о которых шла уже речь в одиннадцатой главе. У чугачей были вожди — формальные лидеры, власть которых переходила по наследству. Нет никаких данных, которые позволили бы охарактеризовать их как преполитархов. Однако утверждается, что сами вожди не работали, что на них трудились другие. И бесспорно существование у чугачей рабства (289. С. 92‑93, 102). Всё это вместе взятое позволяет предположить, что вожди чугачей являлись позднейшими чифменами.

Предложенная выше типология, включая преполитархов, разработана на основе фактических данных, относящихся к поздним охотникам, рыболовам и собирателям. Остается выявить, насколько она применима к земледельцам и животноводам. Как уже отмечалось, даже престижная экономика с бигменами в качестве ключевой фигуры отличалась в Меланезии необычайным разнообразием. Но в том же регионе существовали общества с престижной экономикой, относящейся и к иным, чем бигменовский, вариантам.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.