Свойство социоцентризма и чувство приверженности социальной группе — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Свойство социоцентризма и чувство приверженности социальной группе

2024-01-18 149
Свойство социоцентризма и чувство приверженности социальной группе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Эксперименты, в которых дети от 3 до 8 лет предпочитают выбирать куклы и рисунки для игрушек, изображающие представителей своей расы (356), наводят на мысль, что фаворитизм - проявление ядерного свойства личности. Оно не связано непосредственно с конкретным опытом межгрупповых взаимодействий и не носит характера явного искажения восприятия представителей других групп. Это свойство представляется необходимым условием существования социальности.

"Член примитивного клана выразит ощущение самотождественности в формуле: "Я есть Мы" (232, с.478). Вернее, мог бы выразить, если бы его "Я" существовало. Но "Я", даже существенно развиваясь, при стремления к индивидуализму современного общества, все равно не избавится от "Мы", в системе которого "Я" только и может существовать.

Как психологически здоровая личность переоценивает свое "Я", так психологически здоровая личность будет переоценивать свое "Мы".

Никого не удивляет существование эгоцентризма, и только несведущие люди считают его действие на перцептивную сферу ошибкой восприятия. Некоторая переоценка своих свойств считается признаком нормальной самооценки, которая позволяет человеку быть устойчивым к неудачам, периодически случающимися в жизни личности. Никого не смущает явление антропоцентризма. Может быть только животных, если наше воображение допустит, что они способны к смущению. "...между нами найдется много людей, готовых утверждать, что Пушкин всемирный поэт; есть даже люди, думающие, что он выше Байрона: так высоко человек ставит свое. Как отдельный народ преувеличивает достоинства своих поэтов, так человек вообще преувеличивает достоинство поэзии вообще" (157, с.277).

Поэтому непонятно - почему же результаты экспериментов, в которых люди показывают подчас и не очень сильное предубеждение против других, вызывают такое удивление и вывод о заблуждениях и ошибках, нарушающих процесс оптимальных взаимоотношений социальных групп? Не логичнее ли признать, что фаворитизм - это не эпифеномен "врожденной конкурентности групп", а проявление такого же ядерного фактора как антропоцентризм и эгоцентризм, без которых не только не сформируются оптимальные межгрупповые отношения, но не будет никаких взаимоотношений вообще.

Это та центростремительная сила, которая уравновешивает центробежные тенденции индивидуализма, эгоцентризма человека. И назвать это ядерное свойство логичнее - социоцентризм. Его механизм отражается в словах Д.Болдуина, посвященных духовному развитию личности: "Общее "я" моей группы - так думает человек - есть подлинное общее "я"; и поскольку другие общества не признают установленных этим "я" условностей и порядков, а тем более - поскольку они нарушают главнейшие принципы этого "я", они поступают дурно" (34, с.399).

На социологическом уровне организации взаимодействия в контексте конкретных групп социоцентризм проявляется как чувство приверженности ин-группе. В сфере политической морали это чувство выступает как патриотизм, шовинизм, национализм, расизм в зависимости от состояния общественного сознания и принятой стратегии межгруппового взаимодействия.

Кто возьмется осуждать Платона за его слова: "Одни лишь мы не дерзнули ни присягнуть, ни предать: настолько свойственно нашему городу свободолюбие и благородство, покоящееся на здравой основе и природной нелюбви к варварам, ведь мы - подлинные эллины, без капли варварской крови" (150, с.107). Более сильного выражения национализма трудно сформулировать: "...настоящие эллины, а не полукровки..." (Там же). Но без этого национализма не было бы Афин и всей рафинированной древнегреческой культуры, которая до сих пор служит эталоном другим народам.

За счет идентификации человек как приобретает свойства других, так и видит в других все больше черт собственного "Я". С этого момента возрастает потребность в защите других как защите самого себя, становится возможным истинный альтруизм и любовь, основанные на эмпатии, а не на прагматическом индивидуальном расчете.

В результате, любовь и привычка в человеческом мире приобретают новую основу. "Так, для истинного патриотизма характерна не простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта, но любовь к духу, укрывающемуся в них и являющемуся через них; к духу, который их создал, выработал или наложил на них свою печать" (72, с.222).

"Тщеславие нации" (84, с.67) сохраняет ее в трудные минуты. Оно может сослужить и плохую службу, делая группу невосприимчивой к опасным стимулам. Но в этом случае решающую роль берут на себя силы социальной системы и такую ситуацию с объективной точки зрения тоже нельзя назвать абсолютно плохой, ошибкой восприятия, так как они вызваны требованиями системы, нуждающейся в перестройке своей структуры.

В исследованиях Тэджфела и Ягоды (Jahoda) (1966) (388) 6 и 7 летние дети из Британии легче перечисляли страны, которые им больше нравятся, чем приводили какие либо факты об этих странах . То есть импульсы предпочтения формируются раньше, чем содержательные знания о социальных группах. "Привязаться к какой-либо "вещи" или "личности" в ее существе значит: любить ее, быть расположенным к ней" (237, с.317). А симпатия, как известно, не совпадает со знанием, чаще наоборот, стремление к пониманию следует за симпатией.

Но предпочтение еще не означает приверженности, необходимой для сохранения личностью соответствующего социального объединения. Эксперименты Бэгли и Корд (Bagley & Coard) показали, что 88% белых детей не хотели бы изменить свой цвет, заново родившись, а 60% черных детей хотели бы этого. То есть, хотя идентификация белых, участвовавших в исследовании, осуществлялась раньше и легче, но даже среди них приверженность сформировалась не у всех.

Но по мере приобретения личного опыта фаворитизм начинает распространять свое влияние на различные стороны группы членства, постепенно увеличивая силу приверженности и делая группы стабильными в потоке социальной жизни.

В конце 80-х годов был проведен опрос 60 мужчин и женщин от 20 до 35 лет, жителей периферии (за исключением жителей Костромской области) по поводу различий жителей городов Москвы и Костромы и личных предпочтений опрашиваемых. Вначале им был задан вопрос о том - ощущают ли они явные различия между психологией жителей Москвы и Костромы? 93% ответили утвердительно. Затем мы просили указать - какая социальная группа вызывает большие симпатии. Москвичей отметили 20%, костромичей - 63%. 90% отметили, что в отношении одной из групп осуществляются несправедливые действия и все 90% указали такой группой жителей Костромы. 38% предпочли бы быть в то время членом группы москвичей, 37% желали бы стать жителем Костромы. Но при достижении равенства групп в материальном обеспечении 60% из предпочитающих в настоящих обстоятельствах быть москвичом, предпочли бы сообщество костромичей (26% никак не определили своего желания).

Результаты дают основание утверждать, что сообщества жителей Москвы и жителей периферии России действительно существуют как реальные социальные группы. И по крайней мере в сознании жителей периферии ощущение идентификации с их группой очень сильно. Благодаря этому, несмотря на явное ощущение преимущества социально-экономического положения одной группы по сравнению с другой, обе они имеют хорошие шансы на сохранение, даже при условии свободной миграции из одной в другую. А в условиях государственного регулирования и уравнения групп в социально-экономических правах социальная структура региональных единиц приобретет большую стабильность.

В конечном счете, групповая идентификация со всеми преимуществами группы членства делает основной вклад в идентификацию личности как существа индивидуального. Индивидуальность складывается из многих групповых идентичностей усваиваемых человеком. Недаром в Древнем Риме большое значение придавали родовым именам патрициев. В эпоху республики некоторые граждане имели одно личное имя и два родовых (41).

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.