Единство - фундаментальное свойство социальной системы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Единство - фундаментальное свойство социальной системы



 

Как мы уже упоминали ранее, единство - это неотъемлемое и основное свойство систем. Не целостность - что характерно для вещи - а единство. Именно этот термин, на мой взгляд, более соответствует динамике как естественному состоянию системы.

 

2.3.1 Единство и разделенность социально-психологических отношений

 

Конечная цель социального единства, как и цели других систем - преодоление энтропии. Развитие нового уровня отражения действительности с появлением человека, приобретением свойств системности восприятия, развитием механизмов "образа потребного будущего" (Бернштейн), отделенности психологических отношений от предмета требует и нового принципа развития антиэнтропийных процессов, т.е. раскрытия эволюцией новых принципов формирования социального единства, в дополнение к старым. Поскольку энтропийные процессы человека возрастают за счет появления качественно новой информации, то и антиэнтропийные силы связаны с организацией, упорядочиванием информации.

Социальные системы - это прежде всего информационные системы, которые самоорганизуются в поисках "эволюционно стабильной стратегии" сохранения человека как вида (121). Тоже самое можно сказать и о любых биологических системах. В чем же сущностное различие?

Цель биосистемы - сохранение целостности генофонда. Поэтому понятие "организация сообщества" животных применимо только к популяциям, но не к отдельной особи, в связи с характеристиками взаимодействия между отдельными членами вида (129). Человечество также можно рассматривать как биосистему. Возьмем, например, вызывающее острую полемику, понятие этноса, центральное понятие концепции Л.Н.Гумилева. Этнос, видимо, та пограничная организация, которая стоит между биовидом и социовидом. Поэтому и определить данное понятие очень сложно.

Вид - группа организмов, способных к свободному скрещиванию между собой в естественных условиях (65).

Для популяции свободного скрещивания уже не достаточно. Она образуется на основе единых моделей поведения. Эти модели становятся одним из определяющих факторов в формировании физических границ и психологической организации сообщества за счет внешних физических и биохимических стимулов. Выживание популяции уже зависит не только и, пожалуй, не столько от обмена генетической информацией, но и, в первую очередь, от обмена образцами поведения. В связи с этим появляются принципиально новые виды множеств биологических элементов.

Понятие этноса (следующее по логике рассуждений за понятием популяции) становится дискуссионным, поскольку оно находится на стыке перехода от сугубо психологических механизмов регулирования поведения к социальным (см. дискуссию между Л.Н.Гумилевым и Ю.В.Бромлеем (36, 56)). Внешних стимулов для приобретения дополнительной свободы в организации сообщества становится недостаточно. Стимулирование должно войти во внутренний мир индивида.

Человеческая система требует нового шага эволюции. Его она и делает с появлением символической основы общения. Один из первых сторонников общей теории систем К.Боулдинг, определяя иерархию сложности систем (которые, как нам кажется, соответствуют ступеням их эволюции), соотносит символическую систему с уровнем человека. Она появляется со способностью производить, передавать и интерпретировать символы, в противоположность простым сигналам животных (35). Следующим, и последним, в его схеме стоит уровень социальных организаций. Но если в отношении степени сложности с подобной позицией социальной системы можно согласиться, то в отношении очередности эволюционного появления, на мой взгляд, нет. Символ и социальность не могут существовать друг без друга. Появление символа означает факт социальности.

Рождение символа приводит к возникновению принципиально иного вида обмена и иного характера взаимодействия. Символ - универсальное средство для передачи индивидом своего психологического отношения другому. Символ, в отличие от сигнала, обращен не к отдельному индивиду, а к сообществу в целом и предназначен как настоящему, так и будущему этого сообщества. Возможен он только при наличии данного сообщества.

Единство становится свойством социальной системы. Только это уже не механическое, не биохимическое сцепление и взаимозависимость элементов, не простая целостность. Это состояние, когда "...содержание самой тотальности присутствует в каждом из сросшихся моментов..." (72, с.153).

Психологическое сцепление становится социально-психологическим единством, т.е. психологическим единством в рамках определенной совокупности людей. "...одним из необходимых условий для возможности правильного психологического взаимодействия является наличность одинакового проявления одинаковых психических переживаний различными членами группы" (198, с.50).

Наиболее очевидной основой психологического единства, как мы раньше пытались доказать, служит разделенность психологических отношений членами сообщества

Исследование племен в Южной Африке показали, что те племена, которые имеют сходную социальную структуру, происхождение языка или некоторые элементы веры, испытывают больше взаимных симпатий, чем различающиеся по этим признакам (371).

 Л.Киддер и В.Стюарт в своем анализе исследований психологии межгрупповых отношений приводят такие факторы роста симпатий к другому индивиду как степень сходства с ним ответов на анкету по выявлению аттитюдов; оценок за результаты выполненной работы; убеждений по сравнению с принадлежностью к одной и той же расе. Авторы приходят к выводу, что сходства в культурных ценностях и аттитюдах важнее чем расовое или физическое сходство и вызывает более сильное взаимное притяжение субъектов (групповых и индивидуальных) друг к другу (363).

Однако, даже не язык, не культура в ее житейском и историческом понимании, не образцы индивидуального поведения, а фактор более глубокий - разделенность отношений - составляет основу социально-психологического единства.

Очевидным доказательством тому, служит основная причина распадов семей: выражаясь бытовым языком, несходство характеров. Другими словами - несходство систем отношений супругов. Широко известен феномен "военных невест", проявившийся после второй мировой войны. Американские офицеры, привозившие с войны француженок, мадьярок, полек, искренне их любили. Любили до тех пор, пока их "военные невесты" не обучались английскому языку. Тогда же несчастливые мужья с удивлением обнаруживали, что их избранницы были совсем не тем "идеалом", который мужчины себе представляли.

С момента появление психологического единства на основе разделенности психологических отношений мы вероятно и можем применять такие понятия как этнос, племя, род, семья и прочие понятия, отражающие этапы исторического развития человека, то есть мы можем говорить о возникновении социальной системы как таковой.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.