Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Либретто А. Даргомыжского, А. Башуцкого и Н. Акселя

2021-01-29 145
Либретто А. Даргомыжского, А. Башуцкого и Н. Акселя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Всё действие оперы сконцентрировано на истории цыганки Эсмеральды, которую пытается похитить влюблённый в неё Клод

Фролло. Девушку спасает молодой офицер Феб де Шатопер, но Клод, обуреваемый ревностью, тяжело ранит Феба.

Эсмеральду обвиняют в покушении на убийство её возлюбленного. Она отвергает предложение Фролло спасти её в обмен на любовь. Когда её ведут на казнь, на площади появляется Феб и изобличает настоящего преступника. Феб умирает в объятиях

Эсмеральды.

 

Фальстаф

Опера в трёх действиях

Либретто А. Бойто

 

Действующие лица

 

Сэр Джон Фальстаф (баритон)

Форд, муж Алисы (баритон)

Фентон (тенор)

Доктор Кайус (тенор)

Слуги Фальстафа: Бардольф (тенор)

П(бас)ь

Миссис Алиса Форд (сопрано)

Нанетта, дочь Форда (сопрано)

Миссис Мэг Педж (меццо‑сопрано)

Миссис Квикли (меццо‑сопрано)

Хозяин таверны «Подвязка», Робин, паж Фальстафа, пажи Форда, горожане и крестьяне, слуги Форда, замаскированные духами, феями, волшебниками и т. п.

 

Действие происходит в Виндзоре в царствование короля Генриха IV английского (начало ХV века)

В таверне «Подвязка» старый сэр Джон Фальстаф неторопливо потягивает вино. С угрозами врывается доктор Кайус, которого накануне подпоили и ограбили. Но ловкие пройдохи и бездельники Пистоль и Бардольф, гримасничая и притворяясь, разыгрывают невинных простаков. Одураченный Кайус вынужден убраться ни с чем. Однако дела собутыльников из рук вон плохи, кошелёк толстого Джона пуст. Он пишет письма двум знатным дамам Алисе Форд и Маргарите Педж, надеясь на их расположение и ключ от кассы. Слуги отказываются участвовать в этой бесчестной затее. С записками отправлен паж.

В сад мистера Форда встречаются весёлые кумушки Алиса и Мэг. Женщины со смехом и издёвками цитируют изысканное послание Фальстафа, полученное обеими, и решают подшутить над незадачливым рыцарем, потешиться вволю над «жирным уродом, бочкой пивною». Алиса готова назначить свидание, завлечь престарелого любовника и одурачить. Слуги Фальстафа открывают планы своего господина ревнивцу Форду. Разгневанный супруг решает учредить надзор за женой и войти в доверие к старому повесе, представившись под вымышленным именем. Так возникает двойной заговор, в котором не принимают участия лишь дочь Форда Нанетта и Фентон, поглощённые своей любовью.

Ничего не подозревающий Фальстаф беспечно попивает херес в таверне. Появляется Квикли с поручением от миссис Форд: в час, когда муж выходит из дому, красотка с нетерпением будет ждать свидания с Фальстафом. Свой нежный привет шлёт прекрасная Мэг – её тоже пленил сэр Джон. Обходительность Квикли приводит Фальстафа в восторг, он безмерно доволен собою. Под именем Фонтаны Форд угощает Фальстафа отличным вином. Старый рыцарь растроган и готов исполнить любую просьбу гостя. Фонтана, как человек незанятой, богатый, вручает Фальстафу туго набитый кошелёк, призывая помочь ему соблазнить Алису, в которую он якобы давно и безнадёжно влюблён. Подарки развязали язык сэра Джона. Он доверительно сообщает, что как раз сейчас отправляется на свидание к Алисе и осыпает насмешками её мужа‑рогоносца. Форд взбешён, ему кажется, что два страшных рога давят ему голову. Но он овладевает собой и рука об руку с принарядившимся Фальстафом покидает таверну.

В доме Форда Алиса и Мэг потешаются над старым Фальстафом. Квикли сообщает, что план их удался, и представляет в лицах свидание с толстяком. Не смеётся только Нанетта: отец решил выдать ее замуж за доктора Кайуса. Новая волна едких насмешек и угроз по адресу неразумных мужчин сопровождает приготовления к встрече с Фальстафом: принесена большая корзина, расставлены ширмы. Алиса берёт в руки лютню – и весёлые заговорщицы занимают ранее намеченные позиции. Не подозревающий ловушки Фальстаф входит, весело напевая. Его развязный тон, любовные атаки ловко парируются Алисой.

Из‑за двери раздаётся голос Квикли, предупреждающей о появлении Мэг. Фальстаф прячется за ширмы. Мэг, задыхаясь от еле сдерживаемого смеха, рассказывает о страшной ревности Форда. Но выдумка, которая должна была напугать спрятанного

Джона, неожиданно оказывается правдой – в комнату с толпой слуг врывается разгневанный супруг. Он приказывает обыскать весь дом. Старому рыцарю приходится забраться в корзину для белья, а его место за ширмами занимают Фентон и Нанетта:

общая суматоха нисколько не мешает их страстным признаниям.

Душно и тесно было Фальстафу в его убежище, но ещё неприятнее развязка: по приказанию Алисы престарелый донжуан выброшен вместе с грязным бельём из окна в греную канаву. Жалкое зрелище представляет собой посрамлённый любовник – над ним от души потешаются виндзорские насмешницы.

Вновь Фальстаф на своём обычном месте в таверне «Подвязка». Он не может смириться с постигшим его позором, с содроганием вспоминая о холодной мутной ванне. Но подогретое вино и ласковое солнце возвращают ему прежнюю весёлость.

Состояние лёгкого опьянения воспламеняет его фантазию, и Фальстаф предаётся вакхическим мечтам. Внезапное появление

Квикли выводит его из душевного равновесия. Ловкой посланнице быстро удаётся смягчить его гнев – она послана с письмом от Алисы, которая просит простить его за случившееся и назначает свидание в полночь у дуба Герна в парке. Алиса, Форд, Нанетта, Кайус с любопытством выглядывают из‑за угла – удастся ли новая хитрость? Но доверчивый Фальстаф и на этот раз верит басням Квикли. Она рассказывает старинное предание о том, как чёрный охотник Герн повесился на старом дубе, и теперь там по ночам собирается всякая нечисть. Но Фальстаф не боится привидений и готов прийти в назначенный час.

Переодевшись в костюмы фей, сильфид, домовых и леших, в Виндзорском парке собираются весёлые заговорщицы и их друзья. Ровно в полночь у старого дуба появляется закутанный в широкий плащ, с оленьими рогами на голове, неугомонный

Фальстаф. Страстный пыл признаний сменяется леденящим страхом – голос Мэг возвестил о странных существах, наполнивших парк. Фальстаф в ужасе падает на землю – кто увидит фей, тотчас умирает. В лесу мелькают причудливые огоньки, раздаётся шум трещоток, погремушек. Духи и нимфы, чертенята и вампиры окружают поверженного Джона, бьют и щиплют его, заставляя покаяться во всех грехах. Натешившись вволю, они снимают маски – наконец‑то Фальстаф понял, что снова попал в ловушку. Форд решает завершить удавшийся маскарад свадьбой Нанетты и Кайуса. Но хитростью женщин помолвлены Нанетта и Фентон. Старый Джон доволен, что одурачен не только он. Хорошая шутка всегда по душе славному рыцарю: ведь смеётся тот, кто смеётся последним.

 

Фаэтон

Опера в трёх действиях

Либретто Вераци

 

Действие происходит в Древнем Египте.

 

Действие первое. Картина первая. Пещера, посвящённая богине Фетиде. Вокруг алтаря жрицы совершают священные пляски.

Появляется Климена. Раздаётся гул, подземные удары сотрясают стены пещеры. Внезапно пещера рушится. Открывается подводное царство Фетиды. Климена, дочь богини Фетиды и вдова Меропа, властителя маленького царства, отколовшегося от

Египта, в тревоге. Её сын божественного происхождения Фаэтон любит дочь и единственную наследницу Меропа Либию. Cкоро должна была состояться их свадьба. Внезапно на их царство напал египетский царь Эпаф. Климене предлагает свою помощь эфиопский царь Оркан, но она боится довериться ему.

Климена просит свою мать Фетиду узнать, что её ждёт в будущем. Фетида вызывает к себе Протея, обладающего даром предсказывать грядущее. Протей сообщает, что небо предназначило Либию в жёны Фаэтону, но их брачное ложе окружено факелами; Фаэтон победит, но его триумф принесёт человечеству гибель. Неясность предсказания увеличивает тревогу

Климены.

Картина вторая. Дворец Климены. На Климену, возвращающуюся из священной пещеры, нападают воины египетского царя

Эпафа и уводят её плен. Эпаф согласен отпустить Климену, если ему отдадут в жёны Либию. Узнав от Фаэтона, какой ценой можно спасти Климену, Либия из уважения к сыновним чувствам своего жениха выражает согласие принести себя в жертву и стать женой египетского царя. Фаэтон убит горем.

Картина третья. Площадь перед дворцом. Подоспевший Оркан избавляет Либию от ужасной жертвы. Он не только освобождает Климену, но далеко отгоняет войска Эпафа. Египетский царь намерен вступить с Клименой в мирные переговоры.

На площади появляются Эпаф и Оркам со свитой. Климена выражает согласие на мир при условии, что Эпаф очистит занятую его войсками Нубию. Но Эпаф считает, что он имеет большее право на эту страну, принадлежавшую его предкам. Кроме того, он должен получить в жёны Либию. Оркан советует Климене принять условия Эпафа. Если же она хочет царской власти, он согласен разделить с ней владычество над Эфиопией.

Климена возмущена этим предложением не менее, чем требованием Эпафа; она решительно отказывает обоим и в гневе удаляется. Оркан, искренне расположенный к Климене, огорчён этим отказом. Эпаф советует ему притвориться влюблённым в другую женщину. Этой испытанной хитростью он скорее всего завоюет сердце Климены.

После долгих размышлений Оркан решает притвориться влюблённым в Либию. Оба уходят.

Оставшиеся одни на площади воины Оркана устраивают игры, в которые вовлекают египтянок. Мужья последних затевают с эфиопами ссору, которая, однако, быстро и миролюбиво оканчивается.

Действие второе. Картина первая. Комната во дворце Климены. Оркан приступает к выполнению задуманного плана и просит руки Либии. Узнав об этом, Климена, к великой радости Оркана, приходит в заметное волнение. Однако ни Либия, ни

Климена не дают ему определённого ответа. Сегодня на всенародном празднике Климена передаст права на трон Либии, которая тогда и объявит народу имя своего избранника. Эпаф уверен, что Либия назовёт его.

Картина вторая. Площадь. Праздничные толпы народа. Климена провозглашает Либию царицей. Либия описывает внешность своего избранника. Судя по этому описанию, он должен быть богом. Либия называет Фаэтона, сына Солнца. Взбешённый Эпаф требует, чтобы Фаэтон доказал божественность своего происхождения, иначе он силой оружия отнимет у него Либию.

Картина третья. Склеп, в котором хоронят царей. Климена хочет, чтобы Фаэтон действительно мог доказать, что он сын бога

Солнца. Она приводит его в склеп, из которого потайная тропинка ведёт через вершину солнечной горы в царство Солнца.

Фаэтон должен упросить отца разрешить ему в течение одних суток управлять светилом. Фаэтон собирается в путь. Внезапно в склепе появляется Либия. Взволнованная предчувствием грозящей Фаэтону опасности, она просит его остаться. Но Фаэтон не слушает её. Оставив Либию на попечение матери, Фаэтон отправляется к Фебу.

Действие третье. Картина первая. Царство бога Солнца. На сверкающем троне сидит Феб. У его ног расположено Время.

Немного ниже – Фемида. Вокруг видны часы, минуты, годы и века, расположенные в определённом порядке. Феб поднимается.

Тотчас все единицы измерения времени приходят в движение. Наконец появляется Аврора. Начинается день.

Фаэтон достиг царства Солнца. Он объясняет Фебу цель своего прихода. Феб всячески старается отговорить сына от опасной поездки. Ни один бог, кроме него самого, никогда не вёл огненной колесницы по небу. А ведь Фаэтон лишь полубог. Но

Фаэтону в конце концов удаётся уговорить отца. Феб неохотно передает ему управление светилом, прося Фортуну помочь сыну. Однако Фаэтон гордо отказывается от её помощи, чем глубоко оскорбляет богиню, предоставляющую Фаэтона своей судьбе.

Картина вторая. Царство Климены. Воспользовавшись отсутствием Фаэтона, Эпаф нападает на столицу царства Климены.

Климена попадает в плен. Либии удаётся бежать к Оркану, который, узнав о вероломстве Эпафа, немедленно спешит на помощь Климене.

Картина третья. Берег. В глубине на море видны корабли египтян. Эпаф спешит увезти свою пленницу в Египет. Внезапно на солнечном пути появляется Фаэтон. Он потерял дорогу. Его колесница мечется из стороны в сторону, отчего в воздухе появляется пламя и густой дым. Пожар постепенно охватывает всё небо и, наконец, перебрасывается на землю. Климена со страхом следит за своим сыном. С земли несётся вопль отчаяния, который доходит до неба. Всему живому грозит гибель.

Юпитер поражает Фаэтона молнией. Несчастный юноша падает с колесницы в море. В это время появляется Оркан со своим войском. Узнав от него, что Либия умерла от горя, Климена бросается в море. Все в ужасе разбегаются. Пламя постепенно гаснет, густой дым окутывает землю.

 

Эврианта

Опера в трёх действиях

Либретто Г. Чези

 

Действующие лица

 

Эврианта (сопрано)

Адолар (тенор)

Эглантина (меццо‑сопрано)

Лизиарт (баритон)

Король Людвиг VI (бас)

Замок графа Невера. XII век. Граф Адолар де Невер обручён с Эвриантой. Его соперник Лизиарт в присутствии короля утверждает, что сам добьётся благосклонности девушки. Если он сделает это, то Адолар должен будет отдать ему свои владения. Тот соглашается. Все попытки Лизиарта тщетны, пока ему на помощь не приходит Эглантина, живущая в замке

Адолара (в своё время тот спас её) и тайно ненавидящая Эврианту. Доверчивая Эврианта раскрывает ей тайну кольца покончившей с собой сестры Адолара Эммы. Вынув кольцо из гробницы Эммы, коварная Эглантина отдаёт его Лизиарту. Тот показывает кольцо королю и Адолару как доказательство победы над Эвриантой. Эврианта пытается оправдаться. Адолар хочет её убить, но не находит сил. Когда король сообщает о мнимой смерти Эврианты, торжествующая Эглантина выдаёт тайну своего предательства, и Лизиарт убивает её. Король осуждает его на казнь. Адолар безутешен, но появляется Эврианта и падает в объятия возлюбленного.

 

Эвридика


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.