Оберон, или клятва короля эльфов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Оберон, или клятва короля эльфов

2021-01-29 165
Оберон, или клятва короля эльфов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опера в трёх действиях

Либретто Планше

 

Действующие лица

Оберон, царь эльфов (тенор)

Титания, его жена (сопрано)

Пук (меццо‑сопрано)

Дроль (меццо‑сопрано)

Морская девушка (сопрано)

Гарун‑Аль‑Рашид, калиф Багдада (баритон)

Реция, его дочь (сопрано)

Фатима, её подруга (сопрано)

Бабекан, персидский принц (тенор)

Альманзор, эмир Тунисский (баритон)

Роксана, его жена (меццо‑сопрано)

Король Карл Великий (бас)

Гион из Бордо, герцог (тенор)

Шерасмин, его оруженосец (баритон)

Абдалла, пират (бас)

 

Действие происходит во Франции, Багдаде и Тунисе в 806 году.

Действие первое. Картина первая. Зала во дворце царя эльфов Оберона. Эльф Пук разгоняет товарищей, мешающих спать

Оберону своим пением. Пук сообщает эльфу Дрону, что царь Оберон поссорился с царицей Титанией; оба решили сойтись лишь в том случае, если среди людей найдётся парочка верных друг другу любовников. Оберон просыпается, и Пук рассказывает ему, что знает одного верного любовника – это рыцарь Карла Великого Гион. Гион убил на турнире принца, и король для искупления его вины дал ему трудное поручение: отправиться в Багдад, убить того, кто сидит по левую руку от калифа, и поцеловать дочь калифа. Оберон делает знак, и появляется спящий Гион со своим оруженосцем Шерасмином.

Оберон показывает рыцарю во сне дочь калифа Рецию, предчувствующую его приезд. Затем Оберон будит обоих; он дарит рыцарю волшебный рог, слабый звук которого устраняет всякую опасность, а сильный призывает на помощь самого Оберона;

Шерасмин же получает волшебный кубок, из которого всегда можно получить напиток. Следует пляска эльфов. Оберон поднимает свой жезл, всё исчезает, и рыцарь с оруженосцем оказываются на улице Багдада.

Картина вторая. В багдадском гареме. Реция возмущена сватовством к ней персидского принца Бабекана; она повествует своей подруге Фатиме о том рыцаре, которого видит во сне и который ей предназначен судьбой. Фатима не одобряет снов.

Раздаётся стук в потаённую дверь. Реция торжествует: это он! Это действительно Гион. Он встретил кузину Реции, которая рассказала ему о её снах и о сватовстве принца. Любовники ликуют; издали доносится пение гаремных сторожей.

Действие второе. Картина первая. Зала во дворце калифа Гаруна‑Аль‑Рашида. Пир, на котором по левую руку от калифа сидит принц Бабекан. Жених просит не медлить со свадьбой. Приводят Рецию. Вбегают Гион с Шерасмином. Рыцарь целует

Рецию, закалывает Бабекана и звуком Оберонова рога повергает всех в оцепенение, сам же убегает с Рецией, Шерасмином и

Фатимой.

Картина вторая. Сад во дворце. Шерасмин объясняется в любви с Фатимой. Сторожа останавливают всех беглецов, но por

Оберона опять выручает из беды. Появляется Оберон, уговаривает Рецию быть верной своему супругу до конца и переносит всех в Аскалонскую гавань, где их ожидает корабль.

Картина третья. Морской берег с пещерой. Буря. Пук заклинает духов воздуха и воды потопить корабль Гиона и прибить шлюпку, на которой Гион спасается с Рецией, к берегу. Гион вносит бесчувственную Рецию на берег и молится; когда она просыпается, он идёт искать для неё кров. Реция обращается к океану с плачем и упрёками. Восходит солнце, море успокаивается. Подплывает корабль пиратов, которые похищают и увозят Рецию. Гион, пытающийся спасти её, падает, оглушённый ударом. Появляется Оберон; ему жаль испытывать бедного любовника; он велит эльфам баюкать Гиона семь дней, а затем перенести его в сад эмира Тунисского. Пук превращает скалистый берег в цветущий сад и созывает эльфов и русалок, которые напевают колыбельные песни спящему рыцарю, Действие третье. Картина первая. Сад во дворце эмира Тунисского. Фатима, попавшая в Тунис после кораблекрушения вместе с Шерасмином и проданная вместе с ним в рабство, плачется на свою судьбу; Шерасмин ободряет её надеждами на будущее. Пук приносит по воздуху спящего Гиона, к великой радости Шерасмина. Фатима говорит, что эмир купил на рынке под видом рабыни Рецию. Гион видит в этом дело Оберона. Гион должен выдать себя за садовника, и все втроем идут обдумывать план дальнейших действий.

Картина вторая. Зала во дворце эмира Альманзора. Реция тоскует по Гиону; она отвергает Альманзора. Роксана, жена

Альманзора, покинутая ради Реции, клянётся мстить. Гион тайком договаривается с Фатимой о побеге. Роксана предлагает

Гиону убить Альманзора и пробует соблазнить его своими рабынями, но тщетно. Ревнивый Альманзор, заставший Гиона за разговором с женой, велит вести его на казнь.

Картина третья. Площадь перед дворцом; эшафот. Шерасмин находит рог Оберона и успокаивает Фатиму, извещающую его о казни. Гиона ведут на эшафот. Реция, объявившая себя супругой рыцаря, не вымаливает у Альманзора прощения и готовится к смерти вместе с Гионом. Шерасмин слабо дует в рог, и все начинают плясать; дует сильнее, – и появляется Оберон, объявляющий, что испытание окончено, и Титания удовлетворена.

Картина четвертая. Тронная зала во дворце Карла Великого. Гион вводит Рецию; король прощает старую провинность и приветсвует обоих. Рыцари и дамы славят верность любовников.

 

Обманутая неверность

Опера в двух действиях

Либретто М. Кольтеллини

 

Действующие лица

 

Веспина (сопрано)

Сандрина (сопрано)

Ненчо (тенор)

Филиппо (тенор)

Нанни (бас)

Действие первое. Старый скряга Филиппо, отец Сандрины, желает выдать свою дочь за молодого и богатого Ненчо, возлюбленного Веспины. Веспина решает помешать планам Филиппо: она не собирается терять Ненчо, а, кроме того, ей известно, что сердце Сандрины принадлежит другому: её избранник – брат Веспины Нанни, который, узнав, что Сандрина не в силах противиться воле отца, клянётся отомстить неизвестному сопернику.

…На кухне Веспина готовит ужин для брата. Появляется Нанни. В гневе и отчаянии рассказывает он о своих несчастиях.

Веспина придумывает способ обмануть старого Филиппо…..Веснина и Нанни, спрятавшись, слушают, как легкомысленный и непостоянный Ненчо поёт серенаду Сандрине. Застав изменника на месте преступления, взбешённая Веспина даёт ему пощёчину. Бурная сцена венчает финал первого действия.

Действие второе. Веспина, переодевшись пожилой женщиной, доверительно рассказывает Филиппо о своих горестях: её несчастная дочь замужем за Ненчо, от которого у неё трое детей, самый маленький ещё грудной. Коварный Ненчо бросил жену и детей без средств, бедная мать трёх малюток в полном отчаянии. Старый Филиппо охвачен ужасом и негодованием. Увидев пришедшего к нему Ненчо, он с шумом прогоняет его…

…Ненчо в недоумении и растерянности. Появляется Веспина, теперь уже переодетая слугой высокопоставленного вельможи.

Угостив огорчённого Ненчо вином, "слуга" рассказывает о предстоящем браке своего господина с Сандриной. На этот раз негодует возмущённый Ненчо… Пока Ненчо предаётся своим чувствам, Веспина является в новом обличии – на ней роскошный костюм маркиза, владельца земель и замков. "Маркиз" сообщает, что не унизится до брака с Сандриной, он намерен отдать её за своего поварёнка и просит Ненчо присутствовать на церемонии подписания брачного контракта в качестве свидетеля. Ненчо, видя, что ему представляется случай отомстить, соглашается.

Назначена помолвка. Переодетый Нанни выдаёт себя за слугу маркиза, поверенного в его делах. Здесь же и неутомимая

Веспина, выступающая в своей новой личине "нотариуса". Она ловко даёт подписать брачный контракт "слуге маркиза", и в этот момент заговорщики сбрасывают маски – всё проясняется! В общем замешательстве Веспина прощает Ненчо, Сандрина бросается к Нанни, а старому Филиппо остаётся только смириться со случившимся.

 

Одураченный кади

Опера в одном действии

Либретто Лемоннье

 

Глупый кади (судья) влюблён в юную Зельмиру, ради которой позабыл свою жену Фатиму. Но Зельмира не любит старика, у неё есть жених, и по уговору с Фатимой она решает подшутить над кади. Девушка выдаёт себя за дочь красильщика Омара, и кади подписывает с мнимым отцом контракт, по которому обязуется уплатить красильщику тысячу цехинов в случае отказа от брака.

Оказывается, что у Омара действительно есть дочь – злая и сварливая; чтобы откупиться от неё, кади уплачивает Омару деньги и возвращается к Фатиме, а Зельмира выходит замуж за любимого ею Нуреддина.

 

Оле из Нордланда

Опера в четырёх действиях

Либретто М. М. Ипполитова‑Иванова

 

Действующие лица

 

Оле Нильсен, молодой одинокий рыбак из Нордланда (тенор)

Марта, вдова рыбака (меццо‑сопрано)

Герда, её дочь (сопрано)

Иоганн, хозяин гостиницы (баритон)

Торговец на ярмарке (тенор)

Первый ночной сторож (бас)

Второй ночной сторож (тенор)

Первый музыкант с волынкой (баритон)

Второй музыкант, мальчик с рожком (немая роль)

Женщины, девушки, парни, рыбаки, дети.

Действие происходит в одном из южных фиордов Норвегии.

 

Богатый трактирщик Иоганн любит Герду – невесту рыбака Оле. Накануне свадьбы Иоганн убивает соперника.

 

Опера нищих

Опера в трёх действиях

Либретто Гэя

 

Действие происходит в Англии в XVIII веке.

 

Действие первое. Дом мистера Пичэма. Мистер Пичэм – руководитель крупной воровской организации; члены её находятся у него в полном подчинении и обязаны сдавать ему всю награбленную добычу, которую он пускает в продажу. Одновременно

Пичэм – агент полиции, и выдаёт ей тех грабителей, которые не удовлетворяют его. Пичэм сидит в своей комнате, проверяя счётную книгу с именами всех его подчинённых и с перечнем добытых ими вещей. Он внимательно изучают список для того, чтобы на следующем заседаниями суд знать, кому следует помочь, а кого выдать, чтобы избавиться от негодного члена шайки.

Его жена сообщает ему свои наблюдения: их дочь Полли приглянулась видному члену их организации капитану Мэки, да и он пришёлся ей по душе. Отец готов предоставить Полли полную свободу, лишь бы дело не дошло до свадьбы, тогда, конечно, всё пропадёт, и они окажутся во власти зятя. Миссис Пичэм успокаивает своего супруга, однако сама встревожена возможностью такого оборота дела, и решается выведать всё у Фильча. Это юноша, подающий большие надежды на своём поприще, являющийся вполне доверенным лицом семейства Пичэм.

Миссис Пичэм узнаёт, что Полли действительно тайно обвенчалась с капитаном. С ужасом сообщает она об этом своему мужу в присутствии самой Полли, которую она осыпает бранью и упрёками. Она всегда знала, что Полли глупа, а теперь ещё захотела подражать благородным дамам и сделала такую глупость. И уж если захотела венчаться, то зачем же ввела в их семью уличного вора. Отец желает, чтобы сама Полли сказала, так ли всё это; Полли подтверждает, что брак действительно совершился и что она любит своего мужа. Мать падает в обморок. После того, как двумя стаканами водки удалось привести её в себя, семейная беседа продолжается. Сам Пичэм находит выход из положения. Он интересуется, не входило ли в расчёты

Полли, выйдя замуж за капитана, скоро овдоветь и получить после него богатое наследство; если это так, то поступок её делается вполне понятным.

Полли повторяет, что она любит капитана и не понимает, что хочет сказать отец. Он объясняет: пусть она выведает, насколько капитан богат, на следующем суде выдаст его, и она станет богатой вдовой. Полли приходит в ужас от советов отца и решает спасти капитана. Она предупреждает его, что её родители готовят улики против него, и советует ему скрыться, пока все опять не наладится. Они прощаются.

Действие второе. Таверна около Ньюгэтской тюрьмы. 3а столом сидит вся шайка капитана Мэки: они пьют и курят. Входит капитан. Он рассказывает, что повздорил с мистером Пичэмом и должен на некоторое время исчезнуть; но их размолвка нисколько не должна влиять на отношение к мистеру Пичэму остальных «джентльменов», так как они все знают, насколько он им полезен. Пусть он думает, что капитан вышел из их компании. Пожелав всем успеха, капитан отпускает их на работу.

Грабители заряжают пистолеты, прячут их за пояса и уходят на промысел.

Капитан остаётся один. Он с некоторой нежностью вспоминает о Полли, но одной женщины ему мало. И он приглашает сюда целую компанию женщин, близко стоящих к ремеслу самого капитана и ревниво относящихся к нему. Капитан не подозревает, что женщины устроили ему ловушку. Во время пира Женни Дайвер незаметно завладевает одним из его пистолетов, Сэки

Тойдри – другим. Женни обнимает его и в то же время подаёт знак мистеру Пичэму и констеблям, которые врываются и хватают капитана. Локкит, тюремщик, встречает его, как знакомого. Капитан был в связи с дочерью Локкита Люси и обещал на ней жениться; он боится, что ему плохо придётся под охраной тюремщика, если тот узнает об истории с дочкой. Капитан рассчитывает на помощь Люси, но для этого надо в ней поддерживать надежду на брак. Люси уже прослышала о женитьбе капитана на Полли, она упрекает капитана и жалуется, что он довел её до позорного существования. Он пытается её успокоить, но в тюрьму приходит Полли, называет его своим мужем, и Люси в отчаянии. Появляется мистер Пичэм, – он свой человек в тюрьме, так как и с Локкитом ведеёт дела. Отец оттаскивает Полли от капитана и уводит её. Капитану удаётся успокоить Люси относительно его чувств к ней и уверить её, что его женитьба на Полли – выдумка самой Полли. Влюблённая в него Люси готова ему верить и помогает ему бежать из тюрьмы.

Действие третье. Ньюгэтская тюрьма. Локкит уверен, что его дочь помогла капитану бежать и получила с него хорошую взятку. На расспросы отца Люси отвечает, что сама охотно бы заплатила за то, чтобы, капитан остался при ней. Она сокрушается о том, что, выпустив капитана, сыграла на руку Полли, которая выманит у него все деньги, а Пичэм, конечно, доведёт его до виселицы и обманет их обоих. Локкит решил перехитрить Пичэма и дознаться у него, как в действительности обстоит дело с капитаном. Он отправляется на его воровской склад. Туда же приходит одна из клиенток Пичэма, портниха

Диана Трэйпс. Сообщая разные новости, она упоминает о том, что её заказчица миссис Коаксер совсем не платит по счетам, вероятно, в надежде, что за неё заплатит её любовник капитан Мэки, всегда очень любезный с дамами. И Пичэм, и Локкит заинтересованы в поимке капитана и обещают Диане Трэйпс хороший подарок, если она им поможет выследить его.

И вот капитан Мэки снова в тюрьме. Полли и Люси около него, и каждая из них старается привлечь его к себе.

Он уверяет, что ни одну не хочет обидеть, всё равно ведь скоро конец. Пичэм просит его выражаться яснее – это предупредит процесс между его двумя вдовами. Полли на коленях умоляет отца не думать о материальной выгоде и спасти её мужа; о том же Люси умоляет своего отца. Но они оба неумолимы.

Беседуют актёр и нищий. Актёр утверждает, что такой конец подходит для настоящей серьёзной трагедии, опера же должна иметь счастливый конец. Нищий с ним соглашается, и в угоду вкусам публики приделывается новый счастливый конец.

Народ просит о помиловании капитана, и его освобождают.

Капитан предлагает всем весело провести этот счастливый день, а та, кто считает себя его женой, долина протанцевать. Он просит разрешения выбрать кавалера для каждой из дам, а себе он берёт Полли, – навсегда, так как он на самом деле женат на ней. Полли весело танцует.

 

ОРЕСТЕЯ

Музыкальная трилогия


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.