Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Либретто У. Одена и Ч. Кальмана. Премьера состоялась на фестивале современной музыки в Венеции 11 сентября 1951 г

2021-01-29 147
Либретто У. Одена и Ч. Кальмана. Премьера состоялась на фестивале современной музыки в Венеции 11 сентября 1951 г 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Действующие лица

 

Трулав… бас

Энн, его дочь… сопрано

Том Рекуэлл… тенор

Ник Шэдоу… баритон

Матушка Гусс… меццо‑сопрано

Баба, называемая «турецкой бабой» … меццо‑сопрано

Шеллем, аукционщик… тенор

Служитель в сумасшедшем доме… бас

Девки и парни, слуги, горожане, сумасшедшие

 

Действие происходит в Англии в 18 веке

Действие первое. Сад у деревенского дома Трулава. Весенний день. На скамье нежно воркует дочь Трулава Энн и её жених

Том. Отца Энн больше всего беспокоит материальное положение будущего родственника. Трулав заявляет, что намерен устроить Тома служащим в банкирский дом в Лондоне. Но легкомысленный и ленивый юноша вовсе не хочет сидеть над пыльными конторскими книгами. Он надеется более легким путем устроить свою жизнь. Он мечтает о деньгах, которые открывают все двери. У входа в сад появляется Ник Шэдоу и сообщает о смерти богатого дяди, который оставил наследство

Тому. Ему надо срочно ехать в Лондон, чтобы оформить официальные бумаги. Карета уже ждёт. Том, счастливый, прощается.

Энн со слезами провожает его.

 

* * *

 

Лондон. Дом весёлых утех и развлечений, содержащийся матушкой Гусс. Ник и мамаша Гусс быстро соблазняют Тома всеми известными им радостями жизни, и он смело начинает бросать свои денежки на пустяки.

 

* * *

 

Энн грустит в своём деревенском уединении. От Тома нет ни весточки. Она решается отправиться в Лондон искать Тома. Ей кажется, что Том в беде, и она готова броситься ему на помощь.

Действие второе. Богатый дом Тома в Лондоне. Но сам он разочарован и пресыщен. Является Ник и предлагает Тому жениться на Турецкой бабе из ярмарочного балагана. Давясь от смеха, Том соглашается – забавы ради.

 

* * *

 

В вечерних сумерках перед домом Тома появляется Энн. Она хочет постучать, но боится слуги. В это время раздаётся шум.

Двое слуг с факелами вносят паланкин; из паланкина выходит Том. Он видит Энн, узнаёт её и уговаривает вернуться назад, в деревню. Энн поражена. Внезапно из паланкина высовывается Баба в чудовищном тюрбане. «Кто это?» – восклицает Энн. «Моя жена», – отвечает Том. И Энн уходит без слов. Том в нерешительности то бросается за ней, то делает шаг назад. Потом он галантно вынимает Бабу из паланкина. На её вопрос, кто это был, Том отвечает: «Молочница. Хотела денег». Собирается народ смотреть Бабу‑жену Тома. Баба снимает покрывало и показывает большую чёрную бороду.

 

* * *

 

Том и Баба завтракают. Баба болтает без передышки. Потом вдруг её охватывает безудержный приступ ревности. Она крушит всё кругом и громко распевает. Том нахлобучивает на неё парик, и она тут же умолкает. Том с тоской кидается на диван и засыпает.

Открывается дверь, и Ник Шэдоу втаскивает редкую фантастическую машину, которая может превращать мусор в хлеб. Ник показывает публике, что это обман. Но проснувшийся Том в опьянении от чудесной машины. Он забывает свои злоключения и мечтает осчастливить всех людей на земле. Ник требует у Тома денег, чтобы сделать много таких машин.

Действие третье. Всё в доме Тома покрыто паутиной. Кругом запустение. Баба всё ещё неподвижно сидит за столом с париком на лице. Раздаются крики: «Банкрот! Погибший человек!». Группы горожан осматривают дом и вещи Тома, которые продают с аукциона. Входит Энн, она ищет Тома, расспрашивает у всех, где он. Никто не знает. Приходит аукционщик и начинается торг. Выкрикиваются названия вещей: чучело совы, препарированная рыба, мраморный бюст, пальма…С Бабы срывают парик, и она – о чудо! – продолжает ту самую фразу, на которой оборвалась её бурная сцена с Томом. Обе женщины, брошенные Томом, – Энн и Баба – находят общий язык. Энн отправляется искать Тома, влекомая любовью к нему и надеждой.

Баба возвращается на сцену ярмарочного балагана.

 

* * *

 

Ночью на кладбище должна произойти страшная расплата Тома с чёртом, – а Ник Шэдоу и есть чёрт. Ник предлагает Тому партию в карты; ставкой будет душа Тома. Начинается игра. Ник пытается обмануть Тома, но тот призывает на помощь небо, зовет свою дорогую Энн. Её любовь и верность мешают адским силам завладеть душой Тома, зато Ник Шэдоу лишает Тома рассудка. Утренний луч освещает свежий зелёный холмик на кладбище‑могилу чёрта, Ника Шэдоу. На холмике сидит улыбающийся Том, засовывая себе в волосы травку и распевая невинным детским голоском. Он безумен и воображает себя

Адонисом, которого любит прекрасная Венера.

 

* * *

 

Бедлам, лондонский дом умалишённых. На соломенном матраце лежит безумный Том. Он ждёт прекрасную Венеру, которая посетит сегодня своего Аполлона. Умалишённые поют о страшном бедламе, где все равны, кем бы ни были они прежде, когда спешили жить и ненавидели друг друга. Появляется Энн, зовет Тома, но он откликается лишь на имя Адониса. «О, Королева, Венера, невеста!» – кричит он и начинает печальную исповедь. По просьбе Тома Энн поёт колыбельную песню, и под эту нежную песнь утешения он засыпает. Энн уходит, простившись со спящим навсегда. Когда он просыпается, взрыв его отчаяния страшен. Он покинут, один. Все оплакивают бедного Адониса.

 

* * *

 

В эпилоге появляются актёры без своих париков, Баба без бороды. «Не каждому мужчине даёт Бог на пути такую Энн, – резюмируют они, – но как бы то ни было, всё это только театр, только представление…». Мораль наивной театральной игры заключается в нескольких словах: «Кто ленив, кто труда боится, того и чёрт найдёт».

 

Полиевкт

Либретто С. Каммарано

 

Паолина, дочь Феличе, правителя Митилены, – жена судьи Полиевкта. Когда‑то прежде она любила проконсула Севера, который отвечал ей взаимностью. В силу одного из тех обстоятельств, которые в театре выглядят фальшиво, но часто случаются в жизни, Севера убедили, что его возлюбленная умерла; и Паолине тоже внушили, что Север погиб. Тем не менее, сердца влюблённых продолжали биться друг для друга. Героические поступки действующих лиц вызваны столкновением двух враждебных сил – язычества и христианства.

Полиевкт – христианин, а Паолина следует культу древних языческих божеств. Из этой противоположности, усугубляемой неизлечимой и безуспешной любовью Севера, из коварства Каллистена, языческого жреца, тоже влюблённого в Паолину, из ревности Полиевкта, гневная вспышка которого сдержана, но не остановлена безупречной добродетелью жены, и рождается трагедия. Когда Север призывает Полиевкта отказаться от своей веры, тот, разумеется, отвергает это предложение и осуждается на смерть. И Паолина, вдвойне добродетельная (она погасила в себе пламя страсти и разделила судьбу мужа), тоже умирает вместе с ним.

К этим насыщенным эмоциями событиям добавляются ситуации более широкого плана: собрания христиан в пещерах;

жертвоприношение у храма Зевса; прибытие проконсула Севера во главе своих легионов; сцена в священном лесу и сцена в темнице Колизея, где страдают христиане в ожидании, когда их поведут в амфитеатр на казнь.

 

Порги и Бесс


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.