Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Либретто Альфонса Руайе и Гюстава Ваэза

2021-01-29 149
Либретто Альфонса Руайе и Гюстава Ваэза 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Действующие лица

 

Гастон, виконт де Беарн (тенор)

Граф Тулузский (баритон)

Елена, его дочь (сопрано)

Руджеро, его брат (баритон)

Адемаро де Монтейль, папский посол (бас)

Раймонд, оруженосец Гастона (тенор)

Солдат (бас)

Герольд (бас)

Эмир Рамлы (бас)

Начальник стражи эмира (тенор)

Изаура (меццо‑сопрано)

Рыцари, кавалеры, дамы, пажи, солдаты, пилигримы, наложницы гарема, палач, народ Рамлы.

 

Действие первое. Дворец графа Тулузского. Собираясь в крестовый поход, граф примиряется с давним противником –

Гастоном, виконтом Беарнским, и отдаёт ему свою дочь Елену в жёны. Руджеро, младший брат графа, влюблён в свою племянницу и хочет избавиться от соперника. Он подсылает наёмного убийцу, показав ему Гастона. В знак примирения граф и

Гастон обмениваются плащами, и убийца по ошибке нападает на графа, тяжело ранив его. Схваченный на месте преступления, он, по подсказке Руджеро, говорит, что был подослан Гастоном. Рыцари проклинают предателя и изгоняют его. Руджеро, считая себя братоубийцей, покидает Тулузу.

Действие второе. Картина первая. Город Рамла в Палестине. Уже три года живёт тут отшельником Руджеро, замаливающий свой грех. Здесь же оказывается Елена, разыскивающая Гастона. От оруженосца Гастона, Раймонда, она узнаёт, что её возлюбленный находится в плену в Рамле, и отправляется туда. Прибывают крестоносцы, возглавляемые графом Тулузским и папским послом Адемаро де Монтейлем. Не узнанный ими Руджеро присоединяется к рыцарям.

Картина вторая. Зал во дворце эмира Рамлы. Чтобы узнать правду о молодых людях, попавших к нему в плен, эмир устраивает встречу Гастона и Елены. Гастон клянётся возлюбленной в своей невиновности. Они решают бежать вдвоём, но стражники эмира арестовывают их.

Действие третье. Картина первая. Сад гарема эмира. Сюда врываются захватившие город крестоносцы. Найдя Гастона, они спешат приговорить его к смерти. Елена умоляет отца пощадить любимого, но напрасно. Девушка проклинает бесчеловечность рыцарей.

Картина вторая. Крестоносцы собрались на площади в Рамле на церемонию гражданской казни виконта Беарнского. Под пение псалмов палач разбивает его шлем и щит и ломает меч. Протесты Гастона остаются без внимания.

Действие четвёртое. Картина первая. Долина Иосафата. Перед решающей битвой крестоносцы и паломники обращаются мыслями к Богу. Руджеро решает спасти Гастона – он освобождает юношу и вручает ему меч: пусть Господь подтвердит его невиновность.

Картина вторая. Палатка графа Тулузского. Битва окончилась победой крестоносцев. Все хотят знать имя рыцаря, первым поднявшего знамя над завоёванным городом. Это Гастон. Все разгневаны, но тут в палатку вносят умирающего отшельника.

Перед смертью Руджеро открывает всем своё имя и признаётся в совершённом преступлении. Искупивший грех героической смертью, он испускает последний вздох на руках простившего его брата, глядя на освобождённый Иерусалим.

 

Илья‑богатырь

Опера в четырёх действиях

Либретто И. А. Крылова

 

Действие первое. Картина первая. Двор черниговского князя Владисила, окружённый теремами и переходами; в переходах, в окнах и на площади множество народа. С левой стороны видна часть дворца с богатым крыльцом, устланным коврами; на нём под великолепным балдахином приготовлено место для князя. Княжеский шут Тароп ведёт через толпу свою невесту

Русиду, стараясь поудобнее показать ей праздник: к князю Владисилу едет его наречённая – княжна болгарская Всемила.

Тароп рассказывает Русиде, что князь женится на Всемиле по завещанию своего отца, и давно бы быть свадьбе, если бы не мешала дочь печенежского хана Узбека, волшебница 3ломека, влюблённая в Владисила и сама нарочно отдавшаяся ему в плен. Подошедшая девочка подаёт Русиде письмо и, знаком велев ей хранить молчание, исчезает. Русида с ужасом узнаёт из письма, что неведомые беды угрожают всем, и бежит к городским воротам, куда вызывает её письмо. Тароп удивлён её исчезновением, но придворный боярин Седырь, занятый устройством торжества, задерживает его, чтобы посоветоваться о церемониале встречи.

На крыльцо выходит Владисил в сопровождении вельмож с их жёнами. Народ его приветствует. Из комнат появляется 3ломека;

она оскорблена и будет мстить. Седырь говорит поздравительную речь, но лишь только он доходит до хвалебных слов в честь

Всемилы, как у него выпадают волосы и вырастают ослиные уши. 3ломека издевается над ним. Вестник сообщает о прибытии печенежских послов. Владисил удивлён этим неожиданным появлением, но велит их впустить. Послы дерзко требуют возвращения пленённой дочери своего хана и платежа дани; в противном случае печенежские полчища, уже стоящие под

Черниговом, обрушатся на город. Владисил велит передать, что ответ дан будет мечом на поле брани. Тогда посол предлагает другое условие: в кладовой черниговского князя есть старая чаша, из которой некогда пивали богатыри; если кто‑нибудь из нынешних витязей сможет поднять эту чашу и осушить её одним духом, то хан Узбек отступит от города, взяв только дочь и эту чашу.

Владисил тотчас же велит внести чашу и взывает к богатырям. Немало их вызывается на подвиг, но выясняется, что в чаше пятнадцать вёдер. Предвидя неудачу, 3ломека снова предлагает князю свою руку и союз с печенегами. Но Владисил, хотя и не видел ещё Всемилы, не нарушит своего слова. Несколько человек вносят чашу и ставят её против князя. Богатыри готовятся к подвигу. Они поодиночке стараются поднять чашу, но это им не удаётся. Похваляясь своей силой, подходит к чаше 3ломека, но из чаши вырываются дым и пламя. Смеясь над этим чудом, колдунья опять протягивает руку, но из чаши поднимается Лена, дочь могущественной волшебницы Добрады.

Лена открывает князю, что 3ломека нарочно отдалась ему в плен, заколдовала его богатырей и призвала полчища своего отца

Узбека; спасение придёт от уже приближающегося славного богатыря Ильи Муромца, но сам Владисил должен добыть ему меч‑кладенец, Добрада же будет помогать. Лена улетает, а разъярённая Зломека произносит заклинание, по которому князь не сможет достать очарованный меч без помощи трусливейшего человека своего двора. Тароп понимает, что этим заклинанием он будет связан с подвигами князя, ибо нет при дворе Владисила большего труса, чем шут. 3ломека предупреждает князя о неслыханных опасностях, которые предстоят ему в походе за мечом‑кладенцом, и, торжествуя, открывает, что княжна Всемила уже в плену у Узбека. Владисил приказывает воинам схватить колдунью, но волшебница делает знак жезлом. Появляется огненная река, а на ней плавающее чудовище; колдунья садится на него и уплывает под землю. Слышен удар грома, поднимается дым. Народ в ужасе разбегается.

Владисил отпускает печенежских послов, приказав сказать хану, что оружие разрешит их спор. Он передает княжение брату и собирается в путь, сопровождаемый шутом; Тароп заранее трепещет. Вбегает Лена. Она зовёт Владисила с шутом к реке, где им приготовлена волшебная лодка. От Лены Тароп узнаёт, что Русида у добрых волшебниц и что он не получит её до тех пор, пока не поможет Владисилу достать меч. С ужасом Лена замечает, что у князя на голове срезана прядь волос: оказывается, Зломека выпросила её в знак дружбы. Лена открывает Владисилу, что в этой пряди находится его роковой волос; бросив его в огонь, колдунья может погубить князя. Владисил и его шут торопятся в путь, а дочь Добрады спешит отнять роковой волос.

Картина вторая. Сад. Сумерки. Постепенно наступает ночь. В глубине, посередине, виден куст, за ним – протекающая через сад река. В разных местах сада слышны голоса незримого девичьего хора. Владисил восхищается пением, Тароп трусит. В

волшебном кусте появляется спящая на кровати Всемила; в ногах сидит Русида, а вокруг много танцующих девушек. Князь восторгается красотой Всемилы. На зов Таропа Русида выходит к ним из куста и рассказывает, что теперь она находится под покровительством Добрады. Добрая волшебница на некоторое время усыпила стражей Всемилы и перенесла очарованную княжну сюда, чтобы Владисил убедился, достойна ли невеста предстоящих ему подвигов. В восторге Владисил становится на колени перед спящей княжной и умоляет Русиду пробудить её. Русида уступает его мольбам; она велит Владисилу взять розу, приколотую у Всемилы на груди, и спрятаться, чтобы не испугать Всемилу. Когда Владисил исполняет указание Русиды, княжна просыпается и выходит из куста. Владисил и Тароп нежно встречают своих возлюбленных, но очарованную красавицу клонит в сон, а остальным пора к совершению подвигов. Заснувшую княжну два гения уносят на воздух. Русида садится на лебедя и уплывает в одну сторону, а Владисил и Тароп в лодке – в другую.

Действие второе. Картина первая. Развалины, заросшие густой зеленью; видны остатки древних гробниц. Мрачная Зломека входит с факелом в руках. В сердце её борются любовь и жажда мести, но последнее чувство одерживает верх, и она решает погубить Владисила. По вызову 3ломеки появляются духи и в разных позах группируются вокруг колдуньи. Она рассылает их во все стороны, навстречу Владисилу и его спутнику, приказывая пугать князя и шута и чинить им всякие препятствия.

Появившийся наперсник 3ломеки Пламид сообщает, что Илья Муромец, который тридцать лет сидел сиднем, вдруг встал и почувствовал силу великую. Многие разбойничьи шайки им уже истреблены, и ныне он пробирается в Чернигов по прямой дороге, которую уже тридцать лет как запер Соловей‑разбойник, любимый удалец колдуньи. Никакие соблазны не действуют на

Илью, никакие ужасы ему не страшны. Но 3ломека знает, что без меча‑кладенца богатырь не справится с нею, а меч может добыть только черниговский князь, благодаря её злым чарам зависящий от трусливого Таропа; сторожит же меч

Соловей‑разбойник, убивающий одним свистом даже сильнейших витязей. 3ломека машет жезлом и требует чашу с ядом.

Из‑под камня выползает змей, подающий чашу. Пламид уходит.

Входит, напевая и приплясывая, Лена, одетая деревенской девушкой. Зломека шутит с переодетой девочкой и на её расспросы рассказывает, что собирается сжечь отрезанные у Владисила волосы. Лена, благодаря напускной наивности, получает их от колдуньи, которая даёт подержать их, пока не разгорится пламя. Взяв факел и коснувшись им зелий, положенных в чашу, поражённая 3ломека видит, что чаша наполняется снегом, а факел гаснет. Лена, тем временем принявшая свой обычный вид, смеётся над нею. 3ломека бросается на Лену, но невидимая сила её удерживает. Колдунья вызывает страшных чудовищ, но и они бессильны перед дочерью Добрады. Лена исчезает с роковым волосом Владисила; уходит и раздосадованная 3ломека, торопясь продолжать свои козни против Чернигова, его князя и Ильи‑богатыря. Духи разбегаются и разлетаются.

Каргина вторая. Утёсы, с которых низвергаются водопады; вытекая ив пещеры, они сливаются в реку. С другой стороны, у подошвы гор, видна низкая заросшая пещера; перед нею небольшое каменное возвышение. Тароп и Владисил показываются наверху: Владисил погружён в волшебный сон, посланный Добрадой. Под торжествующие голоса злых духов лодку несёт в стремнину; Тароп в страхе вопит. Лодка показывается ниже; Тароп хватается за сучок дерева, выросшего из утёса, но лодка снова отрывается. Наконец, лодку выносит из пещеры, и она останавливается у берега. Проснувшийся Владисил и перепуганный Тароп выходят на берег.

Появляется богатырь, сражающийся против множества разбойников. Владисил, обнажая меч, устремляется к нему на помощь.

Тароп прячется за дерево. Князь отгоняет нескольких разбойников, а остальные бросаются на богатыря. Тот вынимает из‑за пояса верёвку, один конец накидывает петлёй на пенёк и, когда разбойники нападают на него, затягивает всех в охапку.

Владисил восхищён, Тароп выходит из своего убежища и хвастливо потряхивает концом верёвки. Богатырь посылает одного ив пленников сказать их атаману Соловью, чтобы тот ждал его, Илью Муромца, который скоро придёт его унять. Остальных пленников богатырь загоняет в пещеру и заваливает камнем: «щадить злодеев, значит участвовать в их преступлениях».

Владисил хочет добыть для Ильи меч‑кладенец, но им обоим неизвестно его местонахождение. Присланная Добрадой Русида сообщает, что Илья должен отправиться к гнезду Соловья‑разбойника, расположенному на двенадцати дубах; победив

Соловья, он добудет железный сундук, где хранится меч‑кладенец. Тароп радуется скорому окончанию своих бед, но радость его преждевременна. Русида просит Таропа топнуть ногой по камню. Камень отодвигается, и образуется пропасть, из которой по временам показываются пламя и дым. Русида открывает своим друзьям, что ключ от сундука находится в этой пропасти, куда и надлежит броситься Владисилу с Таропом. Жених Всемилы согласен на всё, но Тароп решительно отказывается. После долгих просьб и угроз Илья бросает шута в пропасть следом за кинувшимся туда князем. Русида кричит Таропу, чтобы он берёгся соблазнов.

Появляется 3ломека, одетая гречанкой. Она пытается соблазнить богатыря своей красотой и уговаривает отказаться от опасных подвигов. Богатырь не слушает её. Тогда по знаку 3ломеки воды покрывают дорогу перед богатырём, и у него под ногами обрадуется страшный водопад. Илья недолго колеблется. Вырвав дуб, стоящий на краю стремнины, он по нему переходит на другую сторону водопада.

Действие третье. Картина первая. Пещера в глубине земли. Пламид отдаёт приказания адским духам, указывая способы помешать Владисилу и Таропу. Духи вносят Седыря. Асмодей сообщает угодливому боярину, что ему предстоит быть приближённым хана Кутанминарского и отвлекать своего повелителя от подвигов, соблазняя его роскошью и негой. Седырь оказывается прекрасно подготовленным к такой должности. Раздаётся удар грома: это 3ломека подаёт знак. Асмодей уводит

Седыря. Снова удар грома. Тароп падает сверху.

Картина вторая. Великолепная, ярко освещённая галерея в восточном вкусе. Тароп в беспамятстве лежит на роскошном диване. Духи превратились в вельмож, а Пламид – в верховного визиря. Когда Тароп приходит в себя, Пламид приветствует его как великого хана Кутанминара. Вельможи подносят ханские украшения; последним несёт на богатом серебряном блюде ханскую зубочистку боярин Седырь. Шут и придворный подлиза рассказывают друг другу о своих приключениях. Входит

3ломека с великолепной женской свитой. Она соблазняет Таропа богатством, властью, своей красотой. Тароп колеблется, но, помня слова Русиды, требует ключ от меча‑кладенца. Тем временем один из придворных сообщает 3ломеке, что князь

Владисил уже пробился сквозь большой ряд комнат, и перед ним ещё только три двери. Другой приносит весть, что Илья

Муромец уже подходит к жилищу Соловья‑разбойника и крушит всё вокруг. 3ломека велит пустить в ход любые ужасы, а пока уговаривает Таропа пообедать. Вносят стол и вина. Колдунья с Таропом садится, остальные стоят вокруг стола.

3ломека подносит Таропу рюмку вина, но шут боится ослабеть и просит у Седыря совета. Напуганный колдуньей, Седырь уговаривает Таропа выпить. Тароп соглашается, но берёт из рук 3ломеки ключ. По знаку 3ломеки женщины подают ему на подносах разные вина. Тароп выбирает и отведывает вина. Между тем, придворные сообщают 3ломеке, что Владисилу уже остались только две двери, а Илья опрокинул последнюю стражу Соловья. 3ломека торопится скорее опьянить Таропа. Хор воспевает хана, начинается роскошный балет, и женщины стараются пленить Таропа; Зломека всё время подносит ему разные вина, которые он пьёт без разбору. Тароп совершенно пьян, когда Пламид приходит к нему за распоряжениями по государству.

Тароп приказывает обеспечить всем подданным хорошую еду и питьё, уничтожить подати и пошлины, определить шутам большое жалованье и бесплатно отпускать жителям товары из лавок.

Появляются Лена и Русида, одетые танцовщицами, с музыкальными инструментами в руках. 3ломека узнаёт их, но Тароп уже так пьян, что не слушает их слов и решает остаться ханом. Его предупреждают об обмане, но он отрекается от ключа и на коленях хочет подписать поданное ему 3ломекой отречение. Раздаётся гром. Вбегает Владисил и останавливает Таропа.

3ломека опять молит князя о любви, но Владисил отталкивает её. Пламид угрожает Таропу смертью, если он сделает хоть один шаг к Владисилу. Духи сковывают цепями и тащат князя и Русиду, другие толкают и тащат Таропа и Седыря. Сверху раздаётся голос, угрожающий Зломеке, но она подаёт знак, по которому появляется ужасное привидение и хватает всех, кроме самой колдуньи.

Действие четвёртое. Картина первая. Жилище Соловья‑разбойника, расположенное на двенадцати дубах. Одна за другой пробегают толпы разбойников, спасающихся от Ильи Муромца. Соловей смеётся над их малодушием и похваляется перед

Ильёй, но богатырь бросается за дуб, где засели разбойники. Слышны треск и страшный свист. Илья ударами обламывает суки, на которых держится жилище, и вытаскивает из‑за дубов Соловья. Он велит разбойнику приказать принести железный сундук с мечом‑кладенцом и хочет убить его, но Соловей просит сохранить ему жизнь, обещая указать место, где 3ломека спрятала

Таропа и ключ от сундука.

Входит Русида. Она зовёт Илью в Чернигов, окружённый врагами. Добрада всех освободила, Владисил поспешил в Чернигов, Русида полетела за богатырём, исчез один Тароп. Соловей даёт ей кремень и огниво и показывает пень, на котором надо высечь огонь. В этот момент гремит гром, и разбойник проваливается под землю, проклиная погубившую его 3ломеку. Русида поспешно высекает огонь. Пень вспыхивает, и вместе с дымом появляется Тароп, держа в руке ключ от сундука. Илья достаёт меч, и все отправляются к Чернигову.

Картина второе. Открытое поле возле Чернигова; на реке суда, готовые к сражению. Владисил строит войска и посылает к брату в Чернигов весть о своём возвращении. Начинается жаркое сражение с печенегами, во время которого на облаке появляются Добрада и Лена. Волшебница посылает свою дочь в шатёр Узбека за Всемилой. Лена улетает. Владисил прогоняет печенегов; видна битва под городом, на судах. Входит 3ломека. Между доброй волшебницей и колдуньей происходит ужасный поединок. Добрада посылает гром, а Зломека – пламя; у обеих огненные мечи. Добрада отступает, 3ломека преследует её.

Печенеги начинают теснить воинов князя Владисила, обезоруживают его самого и уводят в плен. Черниговские суда горят, но появившийся с мечом‑кладенцом Илья‑богатырь разбивает печенегов. Пролетает 3ломека, закрывшись щитом, который зажигает Добрада; они летят уже не на облаках, а по воздуху. Молнии и гром означают поражение 3ломеки.

Картина третья. Комната во дворце князя Владисила. Всемила окружена девушками; с ней Русида и Седырь. Тароп вбегает с вестью о победе. Русида обещает ему за добрую весть свою руку.

Картина четвёртая. Площадь в Чернигове. Весь город освещён огнями. Добраду, Всемилу и Лену вносит в паланкине, а

Илью Муромца – на щитах. Всемила, Русида, Тароп, свита и народ их приветствуют. Добрада благословляет Владисила и

Всемилу, отдаёт в вечное владение храброму Илье меч‑кладенец и обещает черниговцам своё неизменное покровительство.

Седырь начинает высокопарную речь, но его прерывает торжественный хор, вступающий по знаку Таропа. Общая радость и

«увеселения, соответствующие торжеству сего дня».

 

Ифигения в Авлиде

Опера в трёх действиях

Либретто Б. Дюролле

 

Действующие лица

 

Агамемнон, греческий полководец (баритон)

Клитемнестра, его жена (меццо‑сопрано)

Ифигения, их дочь (сопрано)

Ахиллес, вождь греческого войска (тенор)

Патрокл, его друг (бас)

Калхас, главный жрец (бас)

Аркас, начальник телохранителей (тенор)

Артемида (Диана), богиня (сопрано)

 

Действие происходит в Авлиде, приморском городе древней Эллады, в начале Троянской войны.

Действие первое. Лагерь греков перед Авлидой. Главный вождь греческого войска Агамемнон в отчаянии: богиня Артемида требует для успеха похода греков на Трою человеческой жертвы в лице его дочери Ифигении. Чтобы избежать столь дорогой для него жертвы, он послал начальника телохранителей Аркаса в Микены предупредить об этом супругу и дочь и удержать их от приезда в Авлиду, где должна состояться свадьба Ифигении с вождём Ахиллесом. После ухода Агамемнона в лагерь собирается народ и, окружая жреца Калхаса, требует от него сведений о воле богини Артемиды. Калхас сообщает народу о жертве, требуемой богиней, не называя, однако, имени жертвы. Народ медленно расходится, прославляя мудрую богиню.

Снова появляется Агамемнон и заявляет Калхасу о миссии Аркаса и своём нежелании подчиниться воле Артемиды. Но в это время Агамемнона извещают о приезде его жены Клитемнестры с дочерью Ифигенией. Посланный Аркас не успел предупредить их. Агамемнона не радует известие об их приезде, между тем как Калхас полон гордости, усматривая в этом новое доказательство могущества богов. Вслед за прислужницами появляются Клитемнестра и Ифигения. Мать и дочь считают за честь предложение Ахиллеса. Они не встретили Аркаса и ничего не знают о планах Калхаса. Их трогает радость, с которой народ приветствует их, но в то же время они удивляются тому, что их не встречает Ахиллес. Клитемнестра подозревает измену со стороны Ахиллеса и негодует. Ифигения глубоко опечалена. Мать её утешает. Но вскоре появляется Ахиллес, объясняет

Ифигении лживость молвы, которую про него распустили, и уверяет её в своей любви. Ифигения вновь чувствует себя счастливой и успокоенной.

Действие второе. Зала во дворце Агамемнона. Ифигения полна мрачных предчувствий. Клитемнестра, Ахиллес и подруги тщетно стараются развлечь её. В тот момент, когда молодые уже собираются идти к алтарю, вдруг появляется Аркас и открывает женщинам всю правду. Клитемнестра в отчаянии. Она во всём обвиняет Агамемнона и возлагает теперь все надежды на Ахиллеса, который обещает не допустить смерти Ифигении. Когда появляется Агамемнон, Ахиллес направляется ему навстречу с угрозами. Между ними завязывается спор. Агамемнон спешит успокоить Ахиллеса. Он зовёт Аркаса и даёт ему новое поручение: немедленно бежать тайно с обеими женщинами обратно в Микены.

Действие третье. Картина первая. Внутри палатки Ахиллеса. Здесь скрывается Ифигения. Снаружи доносятся крики народа, требующего исполнения воли богини – принести обещанную человеческую жертву. В это время появляется Ахиллес. Он требует, чтобы Ифигения следовала за ним, и обещает ей свою защиту и любовь. Ифигения говорит, что очень ценит его сильное чувство к ней, клянётся ему во взаимной любви, но заявляет, что для дочери Агамемнона выше любви должны стоять честь и долг, и просит отпустить её исполнить волю отца и богов. Ахиллес нежно прощается с ней, но клянётся не допустить жертвоприношения, для чего готов убить Агамемнона и разрушить алтарь. С этим решение Ахиллес выбегает из палатки.

Снаружи снова раздаются крики нетерпеливого народа. Ифигения прощается с матерью. Та падает без чувств. Ифигения поручает Клитемнестру заботам служанок и быстро покидает палатку. Очнувшись, Клитемнестра призывает громы Зевса на головы Агамемнона и Калхаса. Издали доносится молитва народа, приступающего к жертвоприношению.

Картина вторая. Алтарь Артемиды на берегу моря. Калхас с жрецами готовы приступить к жертвоприношению, как вдруг на защиту Ифигении появляется Ахиллес со своими воинами, который пытается силой освободить свою невесту. В эту минуту на облаке спускается Артемида и объявляет, что удовлетворена послушанием Ифигении и её готовностью жертвовать собой. В

награду она соединяет Ифигению с Ахиллесом, обещает грекам счастливый поход и затем исчезает. Общая радость.

 

Ифигения в Тавриде

Опера в четырёх действиях

Либретто Гильяра

 

Действующие лица

 

Ифигения, главная жрица Дианы (Артемиды) (сопрано)

Орест, её брат (баритон)

Пилад, его друг (тенор)

Тоас, король скифов (бас)

Диана, богиня (сопрано)

Действие происходит в Тавриде через пять лет после Троянской войны.

 

Действие первое. Преддверие храма Дианы с видом на море, на котором бушует буря. Ифигения, главная жрица Дианы, с другими жрицами молит богов карать своим гневом лишь виновных и щадить невинных. Ифигения, дочь полководца

Агамемнона, была похищена из Авлиды Дианой, в жертву которой, во имя успехов на войне, хотел принести её отец; Диана перенесла её в храм, который выстроили дикие скифы, похитившие её кумира. Буря на море постепенно утихает, но Ифигения по‑прежнему остаётся грустна и задумчива. На расспросы своих подруг, пленных гречанок, она рассказывает им о своём страшном сне. Ей открылось во сне, что всему её роду грозит гибель. Между тем, вдали от родины никто не может принести ей каких‑либо известий о родных. Подруги печалятся вместе с ней. Вдруг появляется царь скифов Тоас. Боги давно предсказали ему несчастье, которое он желает предотвратить кровавыми жертвами. Он заявляет жрицам о своём решении, чтобы все чужеземцы, которых буря выкинет на берег, были принесены в жертву богине Диане. Вбегают скифы и сообщают Тоасу, что они нашли на берегу двух греков; один из них всё время твердит о фуриях и проклинает свою жизнь. Тоас зовёт жриц в храм для принесения в жертву найденных греков. Скифы радуются предстоящей жертве. Вскоре приводят закованных в цепи греков:

Ореста, брата Ифигении, и его друга Пилада. Тоас тщетно пытается выпытать у них, что привело их сюда. Пилад заявляет, что это тайна, известная только богам. Их уводят.

Действие второе. Покои внутри храма, слабо освещённые лампадой. Орест и Пилад в оковах. Орест жалуется на то, что всю жизнь его преследует злой рок: во имя родовой мести он убил свою мать Клитемнестру, виновную в убийстве его отца

Агамемнона. Теперь он вовлёк в беду и своего друга Пилада. Последние слова Ореста огорчают Пилада, который заявляет, что с радостью разделит участь своего друга. Появляется стража и уводит Пилада. Орест засыпает. Из земли появляются фурии, богини мщения, и бичуют его змеями. Он пробуждается как раз в тот момент, когда в храм входят жрицы во главе с Ифигенией.

Узнав, что он из Микен, Ифигения велит освободить его от оков и начинает расспрашивать его о семье Агамемнона. Она с ужасом узнаёт, что её отец убит её же матерью, которая, в свою очередь, убита своим сыном Орестом. С тех пор Ореста преследуют фурии; так что из всей семьи осталась лишь её маленькая сестра Электра. Ифигения приказывает увести пленника, а сама предаётся отчаянию вместе с подругами.

Действие третье. Покои Ифигении. Ифигения решила спасти пленника, так сильно похожего на её брата Ореста, и отослать через него письмо в Микены своей сестре Электре. Она приказывает привести Ореста и Пилада и сообщает им о своём намерении освободить одного из них. Пленники начинают долго спорить о том, кто из них должен принести себя в жертву.

Каждый из них, желая освободить другого, предлагает себя. Наконец Орест заявляет, что он покончит жизнь самоубийством, если Ифигения не освободит одновременно с ним Пилада. Тогда Ифигения велит страже увести Ореста обратно. Оставшись одна с Пиладом, она передаёт ему своё поручение, но не открывает ему своих родственных связей с несчастной семьёй

Агамемнона. Пилад, прежде чем отправиться в Микены, замышляет освободить своего друга при помощи пленных греков.

Действие четвёртое. Храм Дианы с большой статуей богини перед главным алтарём. Ифигения с жрицами готовится к совершению обряда жертвоприношения. Приводят Ореста. Ифигения берёт жертвенный нож и хочет вонзить его в Ореста, но долго не решается. Орест, видя бледность Ифигении, с грустью вспоминает: "Так же бледнела в Авлиде и ты, о сестра

Ифигения!" Ифигения узнаёт брата. Жрицы преклоняются перед Орестом как царём. В это время Ифигении сообщают о приходе

Тоаса. Она велит Оресту скрыться в глубине храма. Появляется разгневанный Тоас, узнавший о побеге Пилада. Его не трогает рассказ об Оресте. Он сам хочет принести и брата и сестру в жертву. Внезапно в храм врывается Пилад с отрядом греков, убивает Тоаса и вступает в битву со стражей. Побеждённые скифы готовы бежать, как вдруг появляется богиня Диана и прекращает свалку. Она отменяет обычай кровавых жертвоприношений, прощает Оресту его вину и приказывает ему ехать с

Ифигенией в Микены, где они будут царствовать с миром. Диана исчезает. На радостях греки примиряются со скифами.

 

Иоланта

Опера в одном действии

Либретто М. Чайковского

 

Действующие лица

 

Рене, король Прованса (бас)

Роберт, герцог Бургундский (баритон)

Водемон, граф Бургундский (тенор)

Эбн‑Хакиа, мавританский врач (баритон)

Иоланта, дочь короля Рене, слепая (сопрано)

Бертран, привратник дворца (бас)

Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты (меццо‑сопрано)

Альмерик, оруженосец короля Рене (тенор)

Бригитта, подруга Иоланты (сопрано)

Лаура, подруга Иоланты (меццо‑сопрано)

Прислужницы и подруги Иоланты, свита короля, войско герцога Бургундского и оруженосцы.

 

Действие происходит в горах Южной Франции в ХV веке.

На юге Франции расположен замок короля Прованса Рене. Здесь живёт юная дочь короля Иоланта. Она слепа от рождения, но не знает об этом. По требованию короля окружающие тщательно скрывают от неё страшную тайну. Никто из посторонних под страхом смерти не смеет проникнуть в замок. В счастливом неведении Иоланта беспечно проводит дни среди подруг. Король приводит знаменитого мавританского врача. В волнении Рене ждёт его ответа. Врач говорит, что исцеление возможно, но для этого необходимо, чтобы Иоланта узнала о своём несчастье. Только тогда лечение поможет, когда больная будет всей душой желать прозрения. Но король остаётся непреклонен.

Случайно в сад попадают два рыцаря – Роберт и Водемон. Роберт был в детстве обручен с Иолантой; он никогда не видел её и не знает, что она слепа. Поднявшись на террасу чудесного сада, Водемон видит спящую Иоланту. Её девственно прекрасный облик очаровывает молодого рыцаря. Невольно вырвавшийся у него возглас восхищения разбудил девушку. Волнение молодого рыцаря вызывает отклик в душе Иоланты. Зарождающееся чувство приводит её в трепет и смятение. Прощаясь с прекрасной незнакомкой, Водемон просит подарить ему на память красную розу. Вместо красной Иоланта срывает белую розу.

С ужасом рыцарь убеждается, что молодая девушка слепа. Охваченный состраданием, он рассказывает ей о том, как прекрасен свет. В упоении внимает Иоланта его словам. Появляется король. Узнав о том, что незнакомый пришелец раскрыл

Иоланте тайну света, король приходит в негодование, но врач успокаивает его. Теперь путь к исцелению открыт, надо лишь, чтобы у неё появилось страстное желание прозреть. Король, догадываясь о любви молодых людей, притворно угрожает

Водемону смертной казнью, если Иоланта не прозреет. Ради спасения любимого Иоланта готова претерпеть любые муки.

Лечение проходит удачно. В удивлении и восторге от впервые увиденного мира, Иоланта узнаёт своего отца, подруг и

Водемона, который отныне будет её защитником.

 

Иосиф

Опера в трёх действиях

Либретто Дюваля

 

Действие происходит в Египте.

 

Действие первое. Дворец Клеофаса. Израильтянин Иосиф, проданный своими братьями в рабство аравийским купцам, перепродан затем в Египет, где достиг высокого положения при дворе. Он стал любимцем египетского фараона; фараон назначил его начальником города Мемфиса. Окружённый богатством и почестями, Иосиф живёт там под именем Клеофаса.

Народ любит Клеофаса, своим мудрым управлением спасшего страну от угрожавшего ей голода.

Иосиф с печалью вспоминает о своей родине, долине Хеврона, о престарелом отце Иакове и о предавших его братьях. Его приближённый Утобал замечает грусть своего господина. Иосиф рассказывает ему свою историю; он просит Утобала поехать в

Хеврон, где свирепствует страшный голод, и привезти оттуда его отца и братьев. Он готов простить братьям их преступление.

Слуга сообщает, что несколько израильтян пришли просить помощи у Клеофаса. Израильтяне, десять братьев Иосифа, ждут появления начальника Мемфиса. Они приехали просить у него хлеба. Симеон, главный виновник несчастья, постигшего

Иосифа, и другие братья с раскаянием вспоминают о своём поступке. Симеона мучают жестокие угрызения совести.

Появляется Иосиф; с волнением он узнаёт своих братьев, но они не узнали его. Услышав, что его отец Иаков с младшим сыном

Вениамином остановился близ Мемфиса, ожидая возвращения сыновей, Иосиф обещает им помощь. Братья горячо благодарят его.

Действие второе. Ночь. Лагерь израильтян. Евреи встают на утреннюю молитву. Иосиф, пришедший сюда с Утобалом, приказывает ему расставить стражу вокруг лагеря, чтобы охранять молящихся евреев. Навстречу Иосифу выходит его младший брат Вениамин. Отвечая на вопросы незнакомца, Вениамин рассказывает ему, что со смерти Иосифа, любимого сына Иакова, он, Вениамин, заменяет его отцу и всюду сопровождает слепого старца. Они идут к палатке Иакова. В глубоко волнении Иосиф глядит на спящего отца. Иаков просыпается и вспоминает о погибшем сыне. Вениамин утешает его. Иосиф со слезами целует руки отца. Слепой Иаков недоумевает, кто перед ним.

Вошедший Утобал сообщает Иосифу, что народ ждёт его. Благодарные жители Мемфиса приготовили триумфальную колесницу для своего избавителя. Изумлённые Вениамин и Иаков узнают, что перед ними сам Клеофас. Иосиф хочет, чтобы они разделили с ним почести, воздаваемые ему народом; он ведёт с собой Иакова и Вениамина. Народ встречает его приветствиями.

Действие третье. Дворец Клеофаса. Иосиф устроил пир в честь Иакова и его сыновей. Они все собрались в его дворце, но

Симеона среди них нет. Мучимый воспоминаниями о совершённом преступлении, он избегает своего отца. Иосиф приказывает слугам найти Симеона и привести его во дворец. Предупреждённый Утобалом о волнении жителей Мемфиса, которые услышали молитвенное пение евреев, Иосиф выходит и приказывает страже охранять его гостей. Братья следуют за ним. Иаков остаётся наедине с Вениамином. Слуги приводят Симеона. Отчаяние Симеона тревожит Иакова, он спрашивает сына о причинах его страданий. Симеон признаётся отцу в своём преступлении. Иаков в ужасе и в гневе гонит прочь от себя Симеона и возвратившихся сыновей, называя их изменниками и предателями; они погубили его любимого сына. Тщетно сыновья молят его о прощении. Симеон надеется, что Иосиф жив. Вместе с другими братьями он обещает отцу отправиться на поиски Иосифа;

возвратив его отцу, они искупят свою вину. Убедившись в раскаянии братьев, Иосиф открывает своё имя. Счастливый Иаков прощает сыновей.

 

Ипполит и Арисия


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.143 с.