Либретто Ж.Б. Виаля и Э.Г.Ф. де Фавьера — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Либретто Ж.Б. Виаля и Э.Г.Ф. де Фавьера

2021-01-29 145
Либретто Ж.Б. Виаля и Э.Г.Ф. де Фавьера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Действующие лица

 

Алина, королева Голкондская (сопрано)

Зелия, её гофмейстериня (сопрано)

Дон Леон де Сен‑Фар, французский посланник (тенор)

Узбек, главный начальник дворцовых увеселений (бас)

Сигискар, первый министр (баритон)

Осман, главный начальник гвардии, влюблённый в Зелию (тенор)

Тимур, главный начальник евнухов (бас)

Нессир, верховный судья (бас)

Чиновники Сигискаровой гвардии, сборщики податей, судья, начальники евнухов, свита Алины и Дон Леона, голкондские и французские войска, пастухи, пастушки, баядерки.

Молодая крестьянка Алина, вышедшая замуж за дворянина и брошенная им, отправляется на поиски неверного; её захватывают в плен пираты. После многочисленных приключений она попадает в Индию и становится королевой Голконды.

Принимая прибывших к её двору иностранных дипломатов, она узнаёт во французском посланнике своего мужа Сен‑Фара. Он, не подозревая, что королева является его женой, влюбляется в неё. Алина подвергает его испытаниям, представая перед ним в облике крестьянки и молочницы и, наконец, открывает своё имя. Сен‑Фар в восторге, и королева вновь отдаёт ему свою руку.

 

Альзира

Опера в двух действиях с прологом

Либретто Сальваторе Каммарано

 

Действующие лица

 

Альваро, губернатор Перу (бас)

Гусмано, его сын (баритон)

Овандо, испанский офицер (тенор)

Заморо, вождь инков (тенор)

Аталиба, вождь инков (бас)

Альзира, его дочь (сопрано)

Зума, её сестра (меццо‑сопрано)

Отумбо, воин (тенор)

 

Действие разыгрывается в Перу, завоёванном испанцами. Враг индейцев, тиран Гусмано, ставший губернатором Перу, собирается жениться на дочери индейского вождя Альзире, обращённой в христианство. Но она любит индейца Заморо, фанатически ненавидящего угнетателей своей родины и томящегося в испанской тюрьме. Вырвавшись на свободу, он поднимает восстание и ранит Гусмано.

Гусмано и Заморо, олицетворяющим жестокость, противопоставлен гуманный Альваро – отец Гусмано, который обращает

Заморо в христианство и даёт понять сыну, что он – виновник всех зол.

 

Анджело

Опера в четырёх действиях

Либретто В.П. Буренина

 

Действующие лица

 

Анджело Малипьери, подеста (бас)

Катарина Бригадини, его жена (сопрано)

Тизба (меццо‑сопрано)

Родольф (тенор)

Анафеста Галеофа (бас)

Асканио Строцци (бас)

Дафна (меццо‑сопрано)

Фра Паоло (тенор)

Пеппо (тенор)

Первый сбир (баритон)

Второй сбир (бас)

Патриции, синьоры, народ, сбиры.

 

Действие происходит в Падуе в 1549 году.

Катарина, жена Анджело, любит Родольфа, под именем которого скрывается последний потомок изгнанного из Падуи рода

Эццелино ди Романо. Родольф возглавляет заговор против Анджело. Юношу любит актриса Тизба; в порыве ревности она хочет погубить Катарину, открыв её неверность Анджело. Но в последнюю минуту Тизба узнаёт в сопернице спасительницу своей матери и, жертвуя собой, избавляет от гибели Катарину.

События оперы связаны с протестом угнетённого народа, пытающегося свергнуть иго Анджело.

 

Андре Шенье

Опера в четырёх действиях

Либретто Д.Иллика

 

Действующие лица

 

Андре Шенье, французский поэт (тенор)

Графиня де Куаньи (меццо‑сопрано)

Магдалина, её дочь (сопрано)

Берси, мулатка, подруга Магдалины (меццо‑сопрано)

Жерар, слуга графини (баритон)

Руше, друг Шенье (бас)

Аббат де Флевиль, литератор, поэт

Матье, видный революционер

Ярый революционер

Шмидт, тюремщик в замке Сен‑Лазар

 

Действие происходит в Париже во время Великой французской революции.

Действие первое. Зала в замке графини де Куаньи. Зимние сумерки. Под руководством дворецкого слуги торопятся закончить приготовления к предстоящему балу. Жерар, один из слуг графини, громко высказывает свою ненависть к высшему свету.

Дворецкий недоволен прислугой, и в особенности Жераром, который заразился идеями энциклопедистов, и в сердцах распекает всех слуг. Наконец, приготовления окончены, и вся прислуга, за исключением Жерара, расходится. Появляется дряхлый старик, отец Жерара, с тяжёлой ношей на плечах. Жерар возмущается жестокосердием господ, взваливших на отца непосильный труд.

Негодуя на свою холопскую ливрею, он уходит с отцом. В зал входят графиня де Куаньи с дочерью Магдалиной и её подругой, мулаткой Берси. Осматривая сделанные приготовления, Магдалина выражает недовольство господствующими обычаями и формами высшего общества. Мало‑ помалу съезжаются гости; среди них поэт Андре Шенье, литератор и пенсионер короля де Флевиль, аббат и поэт. Открывается бал. Нетанцующие гости вступают в оживлённую беседу. Графиня де Куаньи обращается к Шенье с просьбой сочинить стихотворный экспромт. Шенье сначала отказывается, но потом, когда к просьбе графини присоединяется и Магдалина, он уступает и читает стихотворение, в котором даёт волю своему возмущению и презрению к знати и богатым классам. Его полные сарказма стихи приводят в негодование всех присутствующих. В самый разгар танцев и общего веселья в зале появляется Жерар в сопровождении толпы оборванцев и бедных женщин с грудными детьми на руках, просящих хлеба. Графиня возмущена поступком Жерара, и приказывает выпроводить его вон вместе с непрошеной компанией.

Бал продолжается по‑прежнему. Одна только Магдалина не принимает участия в общем веселье: стихи Шенье произвели на неё глубокое впечатление.

Действие второе. Площадь на берегу Сены у моста Перонэ. С одной стороны площади кофейня Готто, а с другой на возвышении бюст якобинца Марата. Полдень. Кофейня полна посетителей. Один из них, ярый революционер, с напряжённым вниманием следит за мулаткой Берси, подозревая её в неблагонадёжности. Берси, заметив, что за ней следят, начинает держать себя развязнее; она кокетничает с гостями, пьёт с ними, шутит и вступает в разговор с ярым революционером. В это время мимо кофейни провозят в телеге осуждённых на казнь. Берси удаляется, а революционер записывает её имя в список неблагонадёжных и припоминает, что видел эту мулатку в обществе красавицы‑аристократки, дочери графини де Куаньи. Он начинает следить за Андре Шенье, который находится тут же в кофейне. К Шенье подходит его друг Руше и предупреждает его о грозящей ему опасности, так как выдающаяся роль, которую он играл во время последних беспорядков, открыта. Руше достоверно знает, что один из шпионов донёс на Шенье, и советует ему бежать. С этой целью Руше предлагает Шенье приготовленный им для него паспорт. Шенье берёт паспорт, но пока откладывает бегство. Он заинтересовался таинственной незнакомкой, посылающей ему любовные письма с надписью "Надежда" и назначившей ему через Берси свидание у бюста Марата, и решает ожидать свидания. Руше высказывает предположение, что это одна из прелестниц революции, вероятно, завлекает поэта с целью задержать его. Чтобы иметь возможность в минуту опасности оказать поддержку своему другу, Руше скрывается недалеко от бюста. Во всё время этой беседы ярый революционер незаметно и внимательно ведёт наблюдение за Шенье. На мосту Перонэ показывается Магдалина де Куаньи, которая подходит к Шенье. Происходит нежная сцена. Они признаются друг другу в любви и клянутся в верности до гроба. Когда Шенье, заметивший, что за ним шпионят, хочет увести свою возлюбленную, навстречу ему внезапно появляется влюблённый в Магдалину Жерар, подосланный ярым революционером, и нападает на Шенье. Между Жераром и Шенье завязывается борьба. Шенье наносит Жерару тяжёлую рану, и тот падает у подножия статуи Марата. В эту минуту Руше выходит из засады и, по знаку Шенье, берёт Магдалину и спасается бегством. Шенье также убегает. Сбежавшаяся толпа уносит раненого Жерара и с яростью кричит "Смерть жирондистам!"

Действие третье. Зал революционного комитета. Один из видных революционеров, Матье, открыв заседание, убеждает народ жертвовать на необходимые расходы, но речь его не имеет желанного успеха, публика равнодушна. Внезапно появляется выздоровевший Жерар, которого все считали умершим. Его появление приводит публику в радостное настроение. Матье желает использовать это настроение, и, по его указанию, Жерар снова призывает публику к пожертвованиям. Прочувствованная речь Жерара воодушевляет собрание, и урна быстро наполняется золотом и драгоценными вещами. По окончании заседания народ расходится. В зале остаются лишь Жерар и Матье. Матье подстрекает Жерара сделать на Шенье ложный донос в измене отечеству. Жерар не решается на такой низкий поступок, но, возбуждённый ревностью, Матье успевает заглушить в нём добрые чувства. Жерар подписывает ложный донос, который Матье берёт для передачи Робеспьеру. Арест Андре Шенье приводит Магдалину к Жерару. Она просит его спасти несчастного поэта. Жерар, отуманенный страстью, решает воспользоваться беззащитностью Магдалины. Она хочет бежать, но, вспомнив об Андре, добровольно отдаётся Жерару, только бы он спас Андре. Пристыженный великодушием девушки, Жерар отказывается от своего гнусного намерения. Магдалина прощает Жерару нанесённое ей оскорбление, а Жерар обещает спасти Андре. Зал между тем постепенно наполняется публикой, явившейся на судебное разбирательство. Собираются судьи, обвинители и свидетели. Под стражей вводят подсудимых, среди которых находится и Шенье. Возбуждённая толпа неистовствует, требуя смерти изменникам. Жерар публично признаётся в ложном доносе на Шенье, но этим не достигает его спасения. Суд неумолим и приговаривает всех подсудимых, в том числе и Шенье, к смертной казни. Шенье спокойно выслушивает суровый приговор: его ободряет присутствие Магдалины, выразившей желание ещё раз повидаться с ним.

Действие четвёртое. Двор в тюрьме Сен‑Лазар. Шенье пишет гвоздём при свете фонаря на пластинке свои стихотворения.

Руше не оставляет своего друга и старается развлечь его. Тюремщик приглашает Шенье отправиться в камеру, но Руше подкупает его, чтобы дать время поэту закончить стихи. Раздаётся стук в ворота, и появляются Жерар и Магдалина. Девушка явилась для того, чтобы последний раз увидеться с Шенье и умереть вместе с ним. С этой целью она вступает в переговоры с тюремщиком и просит его разрешить ей занять место одной из арестованных, Иды Легрей, которой она и передаёт свой пропуск. Тюремщик, поражённый поступком Магдалины, долго колеблется, но кошелёк с деньгами, вручённый ему Магдалиной, заставляет его согласиться на всё. Жерар, тронутый верностью Магдалины, готовой умереть вместе с любимым ею поэтом, спешит к всесильному Робеспьеру вымолить у него прощения для обоих. Тюремщик оставляет влюблённых наедине. Шенье и Магдалина счастливы; их любящие сердца соединены, и смерть им теперь не страшна. В любовных излияниях и восторгах свидания незаметно проходит для них вся ночь. Светает, и с первыми лучами солнца тюрьма оживает. Тюремный двор наполняется конвойными солдатами. Приводят из камер приговорённых к смерти. При перекличке узников вместо Иды Легрей выступает Магдалина, а сама Легрей, удивлённая и обрадованная неожиданным избавлением от смерти, прячется в угол камеры. Издали доносится грохот страшного экипажа, "телеги мёртвых". Воодушевлённые близостью друг к другу, Шенье и Магдалина бодро направляются рука об руку к страшной телеге с криками "Да здравствует смерть!" В последний момент появляется опечаленный Жерар: его ходатайство перед Робеспьером не привело ни к чему. Телега отвозит узников на эшафот.

Ворота тюрьмы мрачно захлопываются.

 

Анна Болейн

Опера в двух действиях

Либретто Ф. Романи

 

Действующие лица

 

Анна Болейн (сопрано)

Джованна Сеймур (меццо‑сопрано)

Ричард Перси (тенор)

Генрих VIII (бас)

Сметон (меццо‑сопрано)

Действие происходит в Виндзоре в 1536 году.

Английский король Генрих VIII, полюбив Анну Болейн, развёлся с первой женой Катериной Арагонской, чтобы жениться во второй раз. Но, непостоянный и коварный, он быстро утратил интерес и к новой королеве и, привлечённый свежестью молодой служанки Джованны Сеймур, искал способ расторгнуть и второй брак. Ему, разумеется, нетрудно было добиться цели. Анну обвинили в супружеской неверности. Сообщниками королевы были названы её брат лорд Рошфор, придворный музыкант Сметон и другие царедворцы. Сметон признал себя виновным, и в результате этого предательства Анна была осуждена на казнь, а вместе с нею и все другие её "сообщники".

Опера разделена на два действия и шесть картин. В хоре раскрывается состояние души короля, которому надоела жена: он "пылает любовью к другой". Затем на сцене появляется Джованна Сеймур, которая рассказывает о своих переживаниях: она страдает от любви к королю, соблазнившему её, и от угрызений совести, потому что предаёт свою госпожу и подругу. Входит Анна, сопровождаемая служанками, пажами, оруженосцами. Видно, что она встревожена, подавлена грустными предчувствиями, и музыкант Сметон, чтобы успокоить госпожу, поёт ей под аккомпанемент арфы романс. В его словах сквозит хранимая в глубине души безнадёжная любовь к несчастной королеве. Входят лорд Рошфор, брат Анны, друг её детства Перси, которого она отвергла, чтобы выйти замуж за Генриха VIII, и, наконец, король. Недовольный, хмурый, он появляется как раз в тот момент, когда Перси и Сметон, после бурной ссоры, выхватывают шпаги, чтобы оспорить друг у друга любовь королевы. Несчастная женщина! Она не только не уступила никому, но отвергла их чувства. Однако королю не нужно больше никаких доказательств, чтобы поверить самому и заставить верить других, что он предан.

Во втором действии объявлен приговор пэров: брак расторгнут, королева и её сообщники осуждены на смерть. Последняя картина представляет сцену в лондонской тюрьме, и мы видим, как Анну охватывает безумие: она то мнит себя счастливой супругой, то вспоминает друга детства, любовь которого отвергла, чтобы стать королевой, то мечтает снова оказаться ребёнком и вернуться в родной замок.

Волнующая, выразительная сцена завершается смертью невиновной королевы в тот момент, когда издали доносятся крики народа, приветствующего новую королеву.

 

Апполон и Гиацинт

Опера в трёх действиях

 

 

Бог света и поэзии Аполлон полюбил Гиацинта, сына царя Спарты, но ревнивый Зефир, также любивший юношу, убил его.

Опечаленный Аполлон превратил умершего в гиацинт, символ вечной жизни. После гибели юноши Аполлон вступает в брак с его сестрой Мелией.

 

Аптекарь

Опера в одном действии

Либретто Гольдони

 

Действующие лица

 

Семпронио (тенор)

Грилетта (сопрано)

Меньоне (тенор)

Вольпино (сопрано)

Бедняк Меньоне поступил на службу к аптекарю Семпронио, так как влюблён в его воспитанницу Грилетту. Ею также увлечены богач Вольпино и сам аптекарь. Старик хочет жениться на Грилетте и приглашает нотариуса. Меньоне и Вольпино являются к нему, переодевшись нотариусами, со свадебными контрактами, куда каждый вписал себя. Разгневанный аптекарь прогоняет обоих. Тогда Вольпино, нарядившись в знатного турка, предлагает Семпронио место придворного турецкого аптекаря в обмен на девушку. Тот отказывается. Разгневанный Вольпино разбивает всю утварь в доме. На помощь бежит Меньоне и спасает аптекаря, который соглашается на его брак с Грилеттой; Вольпино же остаётся ни с чем.

 

Ариодант

Опера в трёх действиях


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.