Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2021-01-29 | 147 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Либретто Я. Феретти
Злодей и женоненавистник Коррадино влюбляется в прекрасную Матильду. Однажды в приступе ревности он хочет убить ее, но силой своего очарования девушке удаётся укротить ревнивца и подчинить его своей власти.
Мавра
Опера‑буффа в одном действии
Либретто Б. Кохно по поэме А.С. Пушкина «Домик в Коломне»
Премьера состоялась 3 июня 1922 г. в Париже.
На советской сцене – 2 февраля 1929 г. в Москве.
Действующие лица
Параша… сопрано
Соседка… меццо‑сопрано
Мать… контральто
Гусар (кухарка)… тенор
Параша, сидя у окна с рукоделием, скучает без своего милого друга, гусара Василия. Он отзывается на её тоскливую песню.
Параша и Василий договариваются о свидании «в восемь завтра на Литейной за углом, где дом питейный» и гусар уходит.
Тем временем мать Параши горюет о покойнице‑стряпухе, которая прежде вела всё хозяйство в доме. А теперь «не замыкаются ворота, мяучит Васька, чёрная работа не справлена»… Где взять дешёвую кухарку? Мать посылает Парашу искать кухарку, а сама отводит душу в беседе с соседкой. Пока кумушки судачат, Параша приводит новую кухарку по имени Мавра (это переодетый гусар Василий). Обрадованные кумушки принимаются читать ей наставления: и быть почтительной, и честь не забывать, и Бога помнить.
Все уходят со двора, оставив кухарку одну в доме. Счастливый гусар мечтает о том, как они с Парашей, наконец, останутся вдвоём. Гусар Василий поёт о радостях любви, а сам меж тем… бреется. Внезапно возвращается маменька, и увидев вместо кухарки гусара, с криком: «Разбойник! Злодей!» – падает в обморок. Параша бросается к матери. Прибежавшая соседка кричит:
|
«Держите вора!». Гусар Василий беспомощно мечется в поисках выхода и бросается в окно с криком: «Прощай!».
Мазепа
Опера в трёх действиях
Либретто В. Буренина
Действующие лица
Мазепа, гетман (баритон)
Кочубей (бас)
Любовь, его жена (меццо‑сопрано)
Мария, их дочь (сопрано)
Андрей (тенор)
Орлик, палач (бас)
Искра, друг Кочубея (тенор)
Пьяный казак (тенор)
Казаки, казачки, гости, слуги Кочубея, сердюки, монахи, палачи.
Действие происходит на Украине в начале XVIII века.
Действие первое Картина первая. Прибрежный сад у богатого дома Кочубеев в окрестностях Полтавы. В лёгких челнах плывут по реке деревенские девушки. Звучат их нежные песни – гадания о женихах. Выходит Мария. Подруги приглашают её на прогулку. Но Мария отказывается, и девушки, продолжая петь, уплывают.
Мария в одиночестве изливает в романтическом ариозо свою тайну: она любит седовласого гетмана Мазепу, который гостит в доме её отца. Появляется Андрей. Он раскрывает Марии свои чувства: "Тебя с младенческих годов люблю…" Мария признательна Андрею, но роковое влечение к старому Мазепе неодолимо.
Из дома в сад выходят празднично одетые гости. Впереди сам гетман Мазепа и хозяева – Василий и Любовь Кочубей. Хор прославляет гетмана, заводят народные пляски, хороводы. Мазепа благодарит хозяев, но предлагает Кочубею поговорить о важном деле. Вдвоём они удаляются вглубь сада.
Возвращаются они, продолжая беседу в гневных тонах. Кочубей возмущён дерзким предложением старого гетмана взять в жёны юную Марию. Ссора разгорается, вовлекая и крестьян, и охрану гетмана. Мария пытается примирить ссорящихся, но после мучительных колебаний бросается к Мазепе и, не обращая внимания на уговоры и проклятия, Мария и Мазепа уходят.
Картина вторая. Горница в доме Кочубеев. Василий и Любовь глубоко опечалены, но полны решимости мстить Мазепе.
Несчастный отец вспоминает о коварном плане, вынашиваемом гетманом. Тот задумал предать судьбу Украины иноземной державе. Нужно немедленно сообщить об этом царю Петру, который сумеет наказать изменника. Кочубей доверяет свой замысел друзьям, которые клянутся помочь ему и сохранить тайну. Андрей готов, рискуя жизнью, мчаться к царю. Кочубей благодарит всех.
|
Действие второе. Картина первая. Подземелье в одной из башен дворца Мазепы в местечке Белая Церковь. Кочубей прикован цепью к столбу. Вдоль стен видны орудия пыток.
Намерения Кочубея разоблачить заговор Мазепы не увенчались успехом. Приближённые царя Петра предупредили гетмана о доносе, и тот схватил Кочубея и Искру. Завтра утром их ожидает плаха. Но казнь не страшит гордого Кочубея, он страдает из‑за поруганной чести своей и позора дочери Марии. Входит Орлик. Он пришёл допросить узника. От имени гетмана жестокий Орлик угрожает новыми пытками и требует открыть, где спрятаны клады. Но Кочубея не запугать, он готов к смерти.
Картина вторая. Роскошная комната во дворце Мазепы. Ночь. Тяжкие думы терзают душу гетмана: он с ужасом думает о том, что будет с Марией, когда она узнает о казни отца. Появляется Орлик, он со злобой сообщает, что, несмотря на пытки, Кочубей не открыл тайну своих богатств. Мазепа приказывает к утру готовить казнь.
Незамеченная, входит Мария. Она полна любви к гетману и упрекает его в том, что он охладел к ней. Ревность терзает её душу. Мазепа успокаивает её и, чтобы развеять подозрения, готов раскрыть свою тайну: ведутся переговоры с польским королём и русским царём о независимости Украины, на трон которой может сесть Мазепа. Мария в восторге от этих честолюбивых планах гетмана. И тут он осторожно ставит перед ней вопрос: кто для неё дороже – отец или супруг? "Реши ты сам, "‑ отвечает Мария.
После ухода Мазепы смутная тревога закрадывается в душу Марии. Вдруг она видит мать, тайно пробравшуюся во дворец, чтобы просить дочь вымолить у гетмана отмену казни её отца. Мария в ужасе. Она ничего не понимает: "Какой отец, какая казнь?" – и падает без чувств. Любовь Кочубей бросается к ней на помощь, приводит в чувство, и обе женщины спешат к гетману, чтобы вымолить спасение Кочубею.
Картина третья. Поле в окрестностях Белой Церкви. Виден эшафот, на нём две плахи. Народ заполняет площадь перед эшафотом. Нервным беспокойством дышит музыка этой массово‑хоровой сцены и песенка пьяного казака. Под звуки марша проходят два палача с топорами, за ними на конях Мазепа и Орлик. Народ кланяется им. Но вот в сопровождении стражи и монахов ведут осуждённых Кочубея и Искру. Опустившись на колени, они произносят предсмертную молитву и, попрощавшись друг с другом, всходят на эшафот. Густая толпа окружает место казни. Наконец появляются Мария и Любовь Кочубей. Но уже поздно. С криком ужаса Мария падает на руки матери.
|
Действие третье. "Полтавский бой" – симфоническая картина сражения русских со шведами: бой, радость победы и триумфальное шествие победителей.
Ночь после Полтавской битвы. На сцене сад на хуторе Кочубея. Общее запустение, дом полуразрушен. Появляется Андрей.
Возбуждённый недавней битвой, он ищет Мазепу, чтобы отомстить ему за любимую Марию. Въезжают на взмыленных конях
Мазепа и Орлик. Старик переживает горечь поражения, но, заметив разгневанного Андрея, пытается успокоить его и просит пощадить его седины. Андрей бросается на Мазепу с обнажённой саблей, но гетман опережает его и выстрелом из пистолета смертельно ранит.
Из‑за деревьев выходит изменившаяся Мария. Она лишилась рассудка и никого не узнаёт. Везде ей чудится труп казнённого отца. Мазепа поражён, но, увлекаемый Орликом, оставляет Марию, чтобы бежать от погони.
Очнувшийся Андрей обращает к Марии предсмертное признание в любви и умирает у неё на руках. Ничего уже непонимающая
Мария продолжает петь ему колыбельную песню.
Медея
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!