Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Либретто автора по сказке Карло Гоцци

2021-01-29 158
Либретто автора по сказке Карло Гоцци 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Премьера состоялась в Чикаго 30 декабря 1921 г., 18 февраля 1926 г. исполнена в Ленинграде, в Академическом театре оперы и балета.

Действующие лица

 

Король Треф, король вымышленного государства, одежды которого подобны игральным картам… бас

Принц, его сын… тенор

Принцесса Клариче, племянница короля… контральто

Леандр, первый министр, одет королем Пик… тенор

Панталон, приближенный короля… баритон

Маг Челий, покровительствует короли… бас

Фата Моргана, ведьма, покровительствует Леандру… сопрано

Линетта… контральто

Николетта… меццо‑сопрано

Нинетта… сопрано

Кухарка… хриплый бас

Фарфарелло, дьявол… бас

Смеральдина, арапка… меццо‑сопрано

Церемониймейстер… тенор

Герольд… бас

Трубач… басовый тромбон

Десять Чудаков… 5 теноров, 5 басов

Трагики… басы

Комики… тенора

Лирики… сопрано и тенора

Пустоголовые… альты и баритоны

Чертенята… басы

Медики… тенора и баритоны

Придворные… весь хор

Уроды

Пьяницы

Обжоры

Стража

Слуги

Четыре солдата

 

Пролог. При опущенном занавесе на большом просцениуме разыгрывается своеобразное «сражение» между представителями различных литературно‑театральных вкусов. Мрачные Трагики, яростно размахивая зонтиками, требуют высоких трагедий, жизнерадостные Комики – бодрящего, оздоровляющего смеха, вздыхатели‑Лирики – романтической любви, цветов и луны. Затем врывается компания Пустоголовых, которые не признают ничего, кроме бездумных фарсов.

Потасовка становится всеобщей, и только вмешательство десяти Чудаков, которые разгоняют всех, призывая публику слушать новую пьесу «Любовь к трем апельсинам», кладет ей конец. Чудаки занимают место в двух башнях с балкончиками, расположенных по краям сцены, и требуют поднять занавес. В ответ на их призыв появляются трубач с герольдом. Трубач трубит в басовый тромбон, а герольд величественно возглашает: «Король Треф в отчаянье, потому что сын его, наследный принц, болен ипохондрической болезнью!»

Действие первое. Картина первая. Толпа медиков, осмотрев больного Принца, пришла с докладом к королю Треф. Хором перечисляют они невероятное количество болезней, обнаруженных у несчастного Принца, завершая свою речь мрачным выводом: «Непреодолимое ипохондрическое явление».

Медики уходят. Король и его приближенный Панталон горюют. Чудаки на башнях волнуются, как бы плачущий Король не потерял свой престиж перед публикой. Вдруг Король вспоминает, что врачи как‑то сказали, будто Принцу может помочь смех.

Панталон энергично берется за дело: надо устроить при дворе праздники, игры, маскарады, надо развеселить Принца во что бы то ни стало. Он вызывает Труффальдино – человека, умеющего смешить, – и приказывает ему устроить веселый праздник.

Король отдает аналогичное распоряжение своему первому министру Леандру. Тот принимает его со скрытой враждебностью – ведь он не заинтересован в выздоровлении Принца.

Картина вторая. В темноте перед кабалистическим занавесом разыгрывается фантастическая сцена. Маг Челий и ведьма

Фата Моргана, окруженные воющими чертенятами, играют в карты. Челий, покровительствующий королю Треф и его сыну, трижды проигрывает. Под рев чертенят Фата Моргана проваливается, обнимая сияющее изображение короля Пик (Леандра).

Картина третья. В королевском дворде. Леандр мрачен. Принцесса Клариче напоминает ему, что в случае смерти Принца она будет наследницей престола и, выйдя замуж за Леандра, сделает его королем. «Так что же вы делаете для здоровья

Принца?» – зловеще спрашивает она. «Я его кормлю трагической прозой, я его питаю мартелианскими стихами», – отвечает

Леандр, считающий, что такая пища подействует вернее любого яда.

В этот момент толпа Трагиков выбегает на сцену, требуя: «Высоких трагедий! Скорби! Стенаний! Убийств!» Чудаки с трудом выгоняют их со сцены.

Принцесса Клариче считает метод Леандра слишком медлительным. «Принцу нужен опий или пуля», – цинично заявляет она.

Проходят Труффальдино и слуги с праздничным реквизитом. Чудаки радуются возможному исцелению Принца. Но эта мысль приводит в ужас заговорщиков. Клариче продолжает настаивать на немедленном убийстве. Внезапно Леандр обнаруживает спрятавшуюся Смеральдину, которая подслушивала разговор. Разгневанная Клариче хочет казнить арапку, но та открывает, что она – служанка Фаты Морганы, которая покровительствует Леандру и сама придет на праздник, чтобы помешать выздоровлению Принца. Трое заговорщиков заклинают ведьму им помочь.

Действие второе. Картина первая. В спальне, напоминающей аптеку, Труффальдино пляшет и потешает больного Принца, который сидит в кресле с компрессом на голове и непрерывно принимает всевозможные лекарства. Больной и не смотрит на весельчака; он плачет, стонет, кашляет, плюет. Труффальдино утверждает, что из плевательницы пахнет старыми, гнилыми и вонючими рифмами («Мартелианские стихи!» – восклицают Чудаки). Труффальдино начинает уговаривать Принца пойти на праздник, и тут на сцену выбегают неугомонные Комики, снова требуя «оздоровляющего смеха». Чудакам удается лопатами прогнать их за кулисы.

Во дворце начинается торжество. Доносятся звуки веселого марша, Вышедший из терпения Труффальдино взваливает Принца к себе на спину и, несмотря на отчаянное сопротивление, уносит его на праздник.

Картина вторая. В большом парадном дворце королевского замка идет спектакль. На террасе сидят Король, Клариче и

Принц, укутанный в шубы; многочисленные балконы заняты придворными. Труффальдино объявляет номера комического дивертисмента. Происходит бой уродов на дубинках; все смеются, но Принц не обращает на уродов никакого внимания.

Внезапно Леандр замечает безобразную нищую старушонку и хочет прогнать ее, но узнает в ней Фату Моргану, которая пришла воспрепятствовать смеху Принца.

Второй номер программы: начинают бить фонтаны масла и вина, к которым устремляется толпа пьяниц и обжор, но их смешная возня также нисколько не интересует Принца. Расстроенный Труффальдино замечает неизвестную старушонку и сердито гонит ее прочь. Та злится, брыкается и нелепо падает на землю.

И вдруг – раздается смех Принца, сначала словно неуверенный, тихий, потом все более веселый и, наконец, звонкий, радостный, неудержимый. Он передается всем присутствующим, кроме Леандра и Клариче. Оказывается, Принца рассмешила упавшая на землю старушонка. От радости все пускаются в пляс.

Но тут разъяренная Фата Моргана поднимается и, окруженная чертенятами, наступает на Принца со словами заклятья:

«Влюбись в три апельсина! Беги, беги к трем апельсинам!» Придворные в ужасе разбегаются. Заклятье начинает действовать немедленно, и Принц с небывалым приливом энергии пускается в путь, взяв с собою верного Труффальдинр. Дьявол

Фарфарелло дует им в спину, ускоряя их движение навстречу гибели.

Действие третье. Картина первая. В мрачной пустыне маг Челий вызывает Фарфарелло и пытается помочь Принцу и

Труффальдино, но безуспешно: дьявол напоминает, что Челий проиграл их в карты, и со смехом исчезает.

По дороге к замку злой волшебницы Креонты, где находятся три апельсина, идут Принц и Труффальдино. Челий пытается их образумить, рассказывая о страшной Кухарке, которая убьет их в замке огромной медной ложкой, но Принц его не слушает.

Тогда Челий дает Труффальдино волшебный бантик: если этот бантик понравится страшной Кухарке, им, возможно, удастся спастись. Маг предупреждает путников, что три апельсина можно открывать только около воды.

Снова выскакивает Фарфарелло и дует ъ спины Принца и Труффальдино, которые стрелой улетают к замку Креонты.

Картина вторая. Принц и Труффальдино влетают во двор замка Креонты. Они со страхом озираются вокруг, подкрадываются к кухне и прячутся при появлении великанши Кухарки с гигантской суповой ложкой. Кухарка находит спрятавшегося

Труффальдино и грозно трясет его за шиворот, но вдруг замечает волшебный бантик и с интересом старой кокетки начинает его рассматривать. Тем временем Принц пробирается в кухню и уносит три апельсина. Труффальдино дарит бантик окончательно смягчившейся Кухарке, а сам убегает вслед за Принцем.

Картина третья. Снова пустыня. Утомленные Принц и Труффальдино тащат три сильно выросших апельсина. От усталости

Принца клонит ко сну, а Труффальдино изнывает от жажды.

Принц засыпает. Труффальдино решает разрезать один из апельсинов, забыв о предостережении мага. Но вместо сока из апельсина появляется девушка в белом платье – принцесса Линетта и, обращаясь к онемевшему от изумления

Труффальдино, просит пить. Видя, как она слабеет от жажды, Труффальдино вскрывает второй апельсин. Оттуда выходит вторая девушка в белом – принцесса Николетта и также просит пить. Обе они тянутся с мольбой к своему освободителю, который ничем не может им помочь. Принцессы умирают, а Труффальдино в ужасе убегает.

Просыпается Принц. Он поручает проходящим солдатам похоронить умерших девушек, а сам решает разрезать последний апельсин: «Я знаю, в нем сокрыто мое счастье!»

Появляется принцесса Нинетта, и восхищенный Принц на коленях клянется ей в любви. Нинетта нежно заверяет, что давно ждала его. Но вдруг она бледнеет и умоляет Принца дать ей пить, иначе она умрет от жажды. Принц бессилен ей помочь, Нитетта слабеет с каждой минутой…

Тут в ход событий вмешиваются Чудаки. Пожалев девушку, они выносят ведро воды, из которого Принц поит свою избранницу.

А в ответ на взаимные признания счастливых влюбленных слышатся голоса Лириков, проникших потихоньку на сцену, но

Чудаки убеждают их уйти и не мешать…

Принц торжественно приглашает Нинетту следовать за ним во дворец, но Нинетта просит его предупредить Короля и принести ей королевское одеяние. Принц удаляется, а этого только и нужно было Фате Моргане и Смеральдине, которые подкрадываются к беззащитной Принцессе, погруженной в светлые мечты. Смеральдина вонзает Нинетте в голову волшебную булавку, и та обращается в крысу. Под возмущенные вопли Чудаков крыса убегает, а Смеральдина занимает место

Принцессы. Фата Моргана скрывается.

Слышатся звуки марша. Появляется торжественное шествие с факелами. Принц привел с собой Короля, Клариче, Леандра, Панталона и остальных придворных. Но вместо белоснежной Нинетты перед ним – чернокожая Смеральдина. К тому же она заявляет, что она – Принцесса и будто Принц обещал на ней жениться. Принц в ужасе, но Король говорит, что данное им царское слово непреложно и он должен жениться на арапке. Шествие направляется во дворец.

Действие четвертое. Картина первая. Перед кабалистическим занавесом снова встречаются ненавистные друг другу Фата

Моргана и маг Челий. Каждый из них обвиняет другого в недостойных методах колдовства: какие‑то бантики, булавки… Разве так поступают настоящие волшебники? Скандал грозит перейти в драку. В это время Чудаки окружают Фату Моргану, обещая рассказать ей что‑то важное, и, внезапно втолкнув ее в одну из башен, крепко запирают. «Ну, теперь скорей спасай своих любимцев!» – кричат они Челию.

«Помни, ведьма, как грозен маг Челий!» – провозглашает последний, грозя ей издали.

Картина вторая. В тронном зале все готово к бракосочетанию. Под звуки марша появляется торжественное шествие. Но когда поднимают бархатный балдахин, на троне, предназначенном для Принцессы, все видят огромную крысу. Придворные в страхе пятятся. Появляющийся маг Челий заклинает крысу превратиться в Нинетту, но это превращение происходит не от его заклинаний, а от залпа придворной стражи.

Все в восхищении от красоты Нинетты. Принц бросается к своей невесте, а появившийся неизвестно откуда Труффальдино разоблачает Смеральдину.

Король Треф приговаривает Леандра, Клариче и Смеральдину к повешению, но злодеи обращаются в бегство. Стража и придворные бросаются их преследовать. Вдруг Фата Моргана, взломав дверь башни, появляется и спасает своих сообщников от казни, проваливаясь вместе с ними в преисподнюю. Из люка поднимаются огонь и дым.

Все прославляют Короля, Принца и принцессу Нинетту

 

Любовь Яровая

Опера в 6 картинах


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.