Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-01-29 | 190 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Мариинском театре.
Действующие лица
Демон… баритон
Тамара… сопрано
Гудал… бас
Синодал… тенор
Няня… альт
Ангел…меццо‑сопрано
Гонец… тенор
Старый слуга… бас
Адские духи, ангелы, голоса природы, грузины, грузчики, татары.
Действие происходит в Грузии.
Действие первое. Картина первая‑пролог. В горах Кавказа свирепствует буря. По небу несутся чёрные тучи, яростные порывы ветра раскачивают деревья, реки выходят из берегов. И только исполинские скалы стоят твёрдо: их покой вихрь возмутить не может.
В шуме непогоды слышатся голоса адских духов. Они знают, кто вызвал бурю, и с нетерпением ждут своего повелителя.
На одной из вершин вырисовывается зловещая и черная тень – это Демон, изгнанник рая, проклятый Богом и людьми, нигде не находящий себе покоя. Сеять зло и разрушенья на Земле ему скучно: ведь все покорно его желанью иль повеленью.
Величественная природа не вызывает его восхищения; Демону ненавистен весь мир.
Ангел уговаривает Демона покаяться, и тогда отступник будет прощён. Но стоит ли сомнительное райское блаженство того, чтобы ради него пожертвовать свободой, без которой, как без борьбы, нет настоящей жизни? С негодованием отвергает демон мысль о примирении с небом.
Картина вторая. Вот перед Демоном – иная картина, живописная долина реки Арагвы. На берегу старинный замок князя
Гудала. Вечер. К Арагве за водой идут девушки; среди них и дочь Гудала, Тамара.
С волнением смотрит демон на юную княжну – своей красотой она напомнила ему тех, с кем он когда‑то делил блаженство и кого давно оставил…Но они были покорны и бесстрастны, а юная грузинка весела. Она с таким упоением танцует, а её движения так грациозны…Демон не может отвести взора от красавицы.
|
Какой‑то непонятный страх внезапно охватывает Тамару. Подруги пытаются развеселить девушку; няня напоминает ей о скором приезде жениха – князя Синодала. Тамара успокаивается. Но ненадолго. Что за голос чудится ей вдруг? Кто зовет её с собой в
«надзвёздные края», обещая вечность и власть над миром? Девушка успевает заметить какую‑то тень, и в тот же миг виденье исчезает.
Картина третья. По горным дорогам движется богатый караван; князь Синодал спешит к невесте. Но вот в ущелье дорогу преграждает обвал. Близится ночь, и караван вынужден остаться в этом мрачном месте до утра.
Старый слуга советует синодалу пойти помолиться в часовню, что видна на скале, – это убережёт путников от несчастья. Но жениху не до молитвы: в его мыслях только Тамара. Поскорей бы увидеть её, поскорей обнять! Если бы можно было обернуться соколом и полететь к ней!
Спутники Синодала располагаются на ночлег, и уставшие от долгой дороги, быстро засыпают. Засыпает и молодой князь.
Над Синодалом склоняется тёмная фигура; Демон вглядывается в соперника. Недолго осталось ему спать: во тьме ночи к каравану подкрадываются татары.
Внезапность нападения решает участь спутников. Караван разграблен, часть слуг убита, остальные разбежались. Сам князь смертельно ранен.
В последние минуты Синодал видит перед собой безмолвный тёмный призрак.
Действие второе. Картина четвёртая. Большой праздник сегодня в замке Гудала – старый князь выдаёт замуж свою дочь
Тамару. Рекой льётся вино, звучат весёлые песни, танцует молодёжь. Жениха ещё нет, но от него примчался гонец с известием, что князь задержался в пути и прибудет в полночь.
Невеста грустна. Но не о Синодале думает Тамара; её мыслями владеет иной образ…
Неожиданно слышатся крики и плач, и в пиршественную залу вносят убитого жениха. Горько рыдает бедная невеста – «конец всему, конец мечтам любви!»
В порыве скорби все обращают мольбы к небу. Тамара же словно застыла в горе. И вот ей кажется, будто кто‑то зовет её.
|
«К чему слёзы, – говорит таинственный утешитель, – они не могут воскресить! Молодой князь теперь далеко – в райской стороне, и ему нет дела до твоей тоски. Смотри, как спокойны в небе облака, смотри как спокойны светила. Их ничто не радует и не печалит. Думай о них в те минуты, когда грустно на душе и ты забудешь все земные огорченья». – И снова неведомый «
вольный сын эфира» сулит Тамаре власть над миром.
«Кто ты?» – спрашивает девушка, но не получает ответа. Неизвестный друг обещает прилетать к ней с наступлением ночи. Его неземная красота и дивные речи очаровывают юную княжну, но разве можно думать о радостях, когда убит жених.
В смятении Тамара просит отпустить её в монастырь.
Действие третье. Картина пятая. Любовь к Тамаре преобразила Демона. Что для него теперь бессмертие, его власть над миром! Важно одно – быть вместе с красавицей, найти обновление в ее любви. Даже стены монастыря перестали быть для
Демона прпятствием. Ему не страшно войти в святую обитель: его дух открыт для добра.
Ангел пытается преградить Демону дорогу, но, поражённый его решимостью отступает.
Демон входит в монастырь.
Картина шестая. Обитель спит, только в одном окне мерцает огонёк. Это келья Тамары. Девушка не нашла в монастыре ни желанного покоя, ни забвения. И здесь её неотступно преследует тот же образ. Даже во время молитвы, даже ночью. Она видит его, слышит «голос сладких речей», зовущий в неведомое…Кто он, Тамара не знает, но с трепетом ждёт…
И вот – наконец‑то.
Радостное волнение сменяется страхом: кто же он? Ничего не утаивая, рассказывает Демон о себе – дух зла, враг небес, которого клянёт всё живущее на земле. Но с тех пор, как узнал Тамару, он стал другим. И она одним своим словом могла бы возвратить Демона добру и небесам. Впрочем, что ему небеса; его рай – в очах Тамары.
Монахиня смущена: опасно слушать такие речи – Бог всё слышит! Демон только усмехается в ответ: Бог «занят небом, не землей». А наказанье, муки ада?» – «Так что ж, ты будешь там со мной!»
Горячие, страстные речи Демона покоряют Тамару. Она готова поверить «страдальцу»… пусть только он даст клятву забыть злые помыслы. О, Демон готов раскаяться, примириться с небом, забыть злые помыслы, веровать добру, любить, молиться…в этом он клянётся всем, чем угодно.
|
У Тамары уже нет сил противиться искусителю…Но в это время раздаётся звук утреннего колокола и слышится пение монахинь, славящих Творца. Оно звучит предостережением. Сомнения вновь овладевают Тамарой.
Демон убеждает: она одна может снять с его чела след небесного проклятья. И тогда он возьмет её с собой в надзвёздные края и она будет царицей мира. У ног Тамары дух зла ждёт обновления и любви. И девушка уступает, но от первого же поцелуя
Демона она падает мёртвой.
Эпилог. Ангел возвещает: Тамара любовью и страданием искупила свои сомнения; рай открыт для неё. Демону же нет ни прощения, ни обновления.
В ярости Демон проклинает весь мир.
Картина седьмая – апофеоз. Сонм ангелов уносит Тамару к небесам, к вечному блаженству.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!