Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-01-29 | 143 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Первое представление состоялось 17 октября 1895 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Действующие лица:
Агамемнон, царь Аргоса (бас)
Эгист, его двоюродный брат (баритон)
Клитемнестра, жена Агамемнона (меццо‑сопрано)
Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры (тенор)
Электра, дочь Агамемнона и Клитемнестры (сопрано)
Кассандра, троянская пленница (сопрано)
Страж (бас)
Раб (бас)
Аполлон (баритон)
Афина Паллада (сопрано)
Ареопагит (бас)
Корифей (бас)
В первой части – народ, прислужницы Клитемнестры, воины, пленные, телохранители.
В третьей части – фурии, афинский народ, ареопагиты, участвующие в Панафинейской процессии
Часть I – Агамемнон
Первая картина. Открытое место в Аргосе перед дворцом Атридов. Вдали море и ряд удаляющихся гор. Звездная ночь. Страж печально повествует о затянувшейся войне с Троей, о царице Клитемнестре, нетерпеливо ожидающей возвращения супруга
Агамемнона – предводителя ахейского ополчения под Троей. Подавленное настроение стража внезапно сменяется радостью.
Всматриваясь в ночную даль, он видит разгорающийся свет сигнальных огней, несущих долгожданную весть о победе
Агамемнона. Страж отправляется сообщить об этом Клитемнестре. Вскоре из дворца во главе торжественной факельной процессии выходит царица, сопровождаемая рабынями. Клитемнестра возвещает народу о взятии Троя. Народ расходится.
Рассветает. Из дворца, трусливо озираясь, появляется любовник Клитемнестры – Эгист. Охваченный злобой и страхом, он вспоминает о трагической судьбе, тяготеющей над домом Атридов. Представители этого рода ведут друг с другом длительную кровавую борьбу. Атрей, отец Агайемнона, чтобы отстранить от обладания Аргосоким троном своего брата Тиеста, пригласил его на пиршество и угостил мясом изменнически умерщвленных его детей. Таково первое злодеяние в доме Атридов – оно неизбежно повлечет новое преступление, жертвой которого падет Агамемнон. Появившаяся Клитемнестра говорит Эгисту в своей затаенной ненависти к Агамемнону, о готовности убить его: Клитемнестра должна отомстить за свою дочь Ифигению, принесенную Агамемноном в жертву богине Артемиде. Клитемнестра и ее жалкий любовник клянутся в том, что «смертью бесславной погибнет злодей».
|
Вторая картина. Яркий солнечный день. Дворец убран цветами. Народ в праздничных одеждах встречает войско. Агамемнон въезжает на колеснице, окруженный телохранителями и воинами. Вместе с ним пленница Кассандра, дочь троянского царя
Приама.
Из дворца поспешно выходит царица. Речь Клитемнестры, приветствующей Агамемнона, полна коварства и лести. По приказанию царицы, рабыни расстилают перед Агамемноном пурпурные ткани, по которым царь удаляется во дворец.
Клитемнестра обращается к слепой Кассандре, приказывая ей следовать за нею. Юная дочь Приама молчит, не покидая колесницы. Обладающая даром пророчества, Кассандра приходит в волнение. Она начинает видеть все, что должно произойти во дворце Атридов. Предсказания будущего переплетаются в речи ее с видениями прошлого. Вот перед ней встает мрачный пир Тиеста и образы зарезанных детей его, ей мерещится новое убийство, подготовляемое преступной Клитемнестрой.
Отчаяние Кассандры сменяется успокоением, сознанием подвластности судьбе. Перед нею проносятся воспоминания о безмятежно прошедшем детстве.
Вскоре Кассандрой вновь овладевают пророческие видения. Кассандра предсказывает две смерти – Агамемнона и свою. Она верит в неминуемое возмездие: из дальних стран придет странник, который отомстит кровью за кровь отца и снимет проклятье, тяготеющее над домом Атридов.
Кассандра ломает свой жезл пророчицы и смело направляется во дворец, навстречу гибели. Народ молчит, подавленный ужасом. Слышится предсмертный вопль Агамемнона. Люди бросаются ко входу во дворец, но в страхе отступают: оттуда с мечом в руках выходит Клитемнестра, в глубине видны тела Агамемнона и Кассандры. Клитемнестра пытается оправдаться, уверяя, что была лишь орудием мести в руках справедливого рока. Народ оплакивает убитых и предчувствует новые бедствия.
|
Появляется Эгист. Любовник царицы, с присущей ему хвастливостью, выражает радость по поводу случившегося. Народ возмущен. Клитемнестра уводит Эгиста во дворец.
Народ призывает грядущего мстителя и освободителя.
Часть II – Хоэфоры (Приносительницы возлияний)
Первая картина. Комната на женской половине дворца Атридов. Стены обиты медными листами. Ночь. Клитемнестра, убив мужа, не обрела счастья. Жестокие муки совести терзают царицу. Наступившее забытье нарушается появлением кровавого призрака Агпмемнона, предсказывающего гибель Клитемнестры от руки ее собственного сына. Царица в ужасе вскакивает с ложа, взывая о помощи и спасенье. Вбегают прислужницы и Электра. Клитемнестра думает умилостивить богов совершением жертвенных возлияний на Могиле Агамемнона. Она поручает своей дочери Электре совершить обряд. Электра, затаив ненависть к матери, соглашается пойти на Могилу отца. Она будет просить для убийцы «не пощады, а смерти…»
Вторая картина. В тени деревьев высится колонна Гермеса – покровителя странников. В глубине оливковой рощи виден холм, под которым погребен Агамемнон. Занимается утренняя заря. С посохом в руках, в дорожном платье появляется Орест.
Он вырос изгнанником и ныне явился для отмщения за смерть отца. Орест приветствует родину и плачет над могилой отца. На холме он оставляет прядь своих волос.
Вдали слышатся голоса прислужниц, идущих вместе с Электрой совершить возлияние. Шествие направляется к могиле.
Электра льет на могилу вино из кубка и с трогательной мольбой обращается к отцу: «Сжалься, сжалься, отец, над твоими детьми». Мысли ее устремляются к брату, она молит богов о его возвращении. Тогда Орест выходит к ней. Электра не узнает его. Только после нежного обращения к ней Ореста – «Сестра!» – Электра радостно обнимает брата.
Орест считает себя призванным совершить матереубийство и тем самым восстановить справедливость. «Никто не страшен мне.
|
Сам Аполлон, великий бог, мне помощь обещал». Вместе с сестрой он клянется отомстить за насильственную смерть отца.
Третья картина. Орест в плаще странника стучится в дверь дворца Атридов. Выходят Клитемнестра, Эгист и Электра. Не узнанный матерью, Орест сообщает ей весть, будто бы сын ее погиб. Клитемнестра и ее любовник не в силах скрыть своей радости: погиб суровый мститель за смерть Агамемнона.
Все уходят во дворец – Орест и Эгист в среднюю его часть, Электра и Клитемнестра – в боковую. После непродолжительного молчания из средней части дворца выбегает раб, зовущий на помощь. Появляется Клитемнестра. «Живого мертвые убили», – сообщает ей раб. Охваченная ужасом, Клитемнестра догадывается о гибели Эгиста. «Значенье темных слов я поняла; тот странник – сын мой…»
Из дворца выходит Орест. «Тебя ищу я», – обращается он к Клитемнестре, оплакивающей своего возлюбленного Эгиста.
Царица молит Ореста о пощаде, стараясь смягчить гнев сына напоминанием о его раннем детстве, о материнских ласках.
Тронутый мольбой, Орест в нерешительности опускает меч, но внезапно вспоминает веление Аполлона защитить поруганную справедливость. Силой увлекает он Клитемнестру во дворец и там наносит ей смертельный удар. «Я победил», – восклицает
Орест. Но напрасно он старается уверить себя, что свято выполнил свой долг. Матереубийца испытывает невыносимые нравственные муки. Воображению его рисуется толпа фурий – мстительных богинь. Рассудок Ореста тускнеет. Орест в страхе убегает.
Часть III – Эвмениды (Богини‑мстительницы)
Первая картина. Пустынная местность на берегу моря Ночь. Гром, молния. На море бушует буря.
Симфонический антракт изображает картину неотступного преследования Ореста грозными фуриями.
Изнемогая от преследования фурий, повсюду преграждающих путь к бегству, обессиленный Орест в отчаянии призывает смерть, В помраченном сознании его рождается спасительная мысль – искать прибежища в Дельфийском храме Аполлона.
Преследуемый криками фурий, Орест убегает.
|
Вторая картина. Храм Аполлона в Дельфах. Настигаемый погоней чудовищных фурий, Орест в изнеможении падает к подножью алтаря. Аполлон изгоняет фурий, обещая назначить суд и быть защитником Ореста. «Иди в Афины, пред алтарем
Паллады ниц пади. Моли ее назначить суд праведный и дело разобрать свое», – повелевает Аполлон Оресту. Воодушевленный надеждой, Орест отправляется в Афины.
Третья картина. Афины. Народ славит суд, учрежденный богиней. Орест с волнением ожидает приговора. С холма спускается процессия верховных судий – ареопагитов, подходящих к урне и опускающих в нее черепки. Ареопагит возвещает, что голоса разделились поровну – за осуждение и оправдание. С горячей мольбой Орест обращается к Афине: «Сжалься над тем, кто страданьем и мукой, болью сердечной, тоской и слезами тяжкий свой грех искупил».
Афина Паллада на облаке спускается с неба. Орест в торжественном благоговении созерцает величественный образ богини, «И
если разделились голоса, – возвещает Афина, – оправдан подсудимый. Мой камень я бросаю за Ореста. Отныне чист от обвиненья он». Народ и ареопагиты радостно восклицают: «Орест оправдан!»
Вновь звучит голос богини: «Пусть отныне и до века – не кровь за кровь, но уделом человека будет кротость и любовь.
Облака рассеиваются, виден ярко освещенный Акрополь. Афина – богиня мудрости открывает шествие и входит в Акрополь, за нею народ. Молодые девушки бросают цветы.
Охота
Опера в трёх действиях
Либретто Вейсе
Действие первое. Сельская местность. На заднем плане крестьянский дом. Роза, дочь деревенского судьи Михеля, сидит за прялкой. Марта, её мать, убеждает девушку выбросить из головы всякую мысль о женихе Теффеле: ведь с тех пор, как её бедный брат Кристель потерял свою невесту Анхен, отец и слышать не хочет о её свадьбе с Теффелем. Предполагают, что
Анхен похищена графом Шметтерлингом. Вошедший Теффель склонен думать, что девушка сама бежала с графом. Анхен осуждают. Роза возмущена несправедливым подозрением. Бойкая и задорная, она часто дразнит своего жениха, добродушно переносящего все её шутки.
Входит Михель. Он сообщает жене, что их сын Кристель, желая выручить свою невесту, отправился в город искать правосудия у короля, а король оказался здесь, на охоте в их лесу. По распоряжению лесничего Михель вместе с Теффелем и другими крестьянами должен отправиться в лес сгонять дичь для королевской охоты и стеречь её от браконьеров.
На сцене Теффель, в отдалении – Роза. Появляется Анхен. Теффель осыпает её насмешками, зло издеваясь над ней. Анхен со слезами убеждает его в своей невиновности. Просит передать её письмо Кристелю и пока не говорить о её возвращении.
|
Растроганный Теффель соглашается.
Входит Михель с крестьянами. Снаряжаясь в путь, он берёт с собой плащ, хотя погода и не предвещает дождя. Роза и Марта провожают уходящих весёлыми шутками, посмеиваясь над чрезмерной предусмотрительностью судьи. Из лесу доносится шум и звуки охотничьих рогов. Раздаются выстрелы. Королевская охота в разгаре.
Действие второе. Лес. Теффель на своём посту подаёт сигналы охотникам. Появляется Роза и спрашивает, кто та девушка в прекрасном городском платье, с которой он накануне разговаривал? Не Анхен ли? Теффель уступает её настойчивым просьбам, признаётся во всём и показывает Розе письмо. В этот миг раздаётся сигнал Михеля. Теффель спешит к нему.
Появляется Анхен. Роза радостно обнимает её. Анхен рассказывает о своих злоключениях. В то время как она белила полотно, к ней подбежала какая‑то девушка с просьбой помочь её отцу, которого придавило деревом в лесу. Анхен бросилась за девушкой в кусты, но едва успела сделать несколько шагов, как на неё набросились два всадника и силой увезли её в замок к графу Шметтерлингу. Граф всеми средствами пытался добиться её благосклонности. Рассерженный упорством девушки, он запер её. Рискуя жизнью, Анхен выпрыгнула в окно и убежала.
Во время её рассказа появляется печальный Кристель: ему не удалось найти в городе Анхен. Неужели его невеста прельстилась роскошью и богатством городской жизни? Он не хочет больше её знать. Тогда Роза передаёт ему письмо.
Кристель счастлив, все его подозрения рассеялись как дым. Радостная встреча с Анхен.
Вдалеке гремит гром, приближается гроза. Счастливые влюблённые поют дуэт под шум дождя и завывания бури и удаляются из леса.
Тем временем Михель встречает в лесу заблудившегося короля. Принимая его за браконьера, судья резко и грубо разговаривает с ним. Желая позабавиться, король решает сохранить инкогнито и называет себя придворным из свиты короля.
Тогда Михель предлагает ему укрыться в его доме от грозы. Усталый и измученный король с радостью принимает его предложение, и оба направляются в деревню.
Действие третье. Внутренность крестьянского дома. Близ накрытого к ужину стола сидят за прялками Роза и Марта, беспокоясь долгим отсутствием Михеля. Розе хочется спать, она дремлет и чуть не падает со стула. Чтобы развлечь её, Марта начинает страшный рассказ о привидениях. Стучат в дверь. Это вернулся Кристель, за ним следует Михель и король.
В семье судьи короля принимают приветливо и радушно, он искренне веселится среди этих простых людей. Входит Анхен. Её появление вызывает бурную радость семьи. Произнесённое имя графа Шметтерлинга заставляет короля прислушаться к их репликам.
В это время появляется Теффель, сообщающий, что пойал двух браконьеров, которые выдают себя за придворных из свиты короля. Вот прекрасный случай проверить истину, – говорит Михель: король, которого он принимает за придворного, может опознать этих людей. Король согласен, но отходит в сторону, чтобы издали посмотреть на них. Вводят графа Шметтерлинга и господина Трауверта. Анхен узнаёт своего похитителя и в испуге прячется. Граф держит себя грубо и вызывающе, грозит высечь Михеля.
Рассерженный король выходит из своего угла. Граф с ужасом узнаёт его. Все падают королю в ноги. Король выясняет подробности похищения Анхен и прогоняет от своего двора Шметтерлинга. Наградив обе влюблённые парочки, он удаляется.
Счастливая семья деревенского судьи прославляет его доброту.
Орлеанская дева
Опера в трёх действиях
Либретто П. Чайковского
Действующие лица
Карл VII, король (тенор)
Архиепископ (бас)
Дюнуа, французский рыцарь (баритон)
Лионель, бургундский рыцарь (баритон)
Иоанна д’Арк (сопрано)
Тибо д’Арк, её отец (бас)
Раймонд, её жених (тенор)
Бертранд, крестьянин (бас)
Воин (бас)
Агнеса Сорель (сопрано)
Голос соло в хоре ангелов (сопрано)
Кавалеры и дамы двора, воины французские и английские, рыцари, монахи, цыгане и цыганки, пажи, шуты, карлики, менестрели, палачи, народ.
Действие происходит во Франции в начале XV века.
Тяжкие думы одолевают пастуха из деревни Домреми, старого Тибо, отца семнадцатилетней Иоанны: наступили тяжёлые времена – враг может в любой момент ворваться в родной край, и дочь должна иметь защитника. Тибо хочет выдать её замуж за Раймонда. Иоанна, однако, противится. В этот грозный час иные мысли владеют ею: она отъединилась от подруг и часто проводит у векового дуба в страстной молитве ночи напролёт. Но Тибо не верит ей – не предалась ли она тёмным силам ада?
Внезапно появляется толпа беженцев – англичане близятся, вдали зарево пожара. Старик Бертранд рассказывает, как много горя принесла война, а правители Франции бездействуют, среди них есть и предатели. Орлеан окружен, – говорит бежавший с поля брани Воин. Вдохновенно пророчествует Иоанна о близкой победе над врагом. Решение её принято: час настал. С грустью она прощается с родными местами, чувствуя, что сюда более не вернётся. Иоанне слышатся голоса ангелов, призывающие её на ратный подвиг.
В то время как поля родины обагряются кровью французов, которых теснят англичане, безвольный король Карл VII вместе со своей возлюбленной Агнесой Сорель предаётся развлечениям. Смелый рыцарь Дюнуа обличает его нерешительность, призывает стать во главе войск. Приходят вести одна горше другой: скоро падёт Орлеан. Дюнуа покидает короля, который готов отказаться от царства ради любви Агнесы. Но в этот печальный миг слышится шум за стенами замка. Врывается Дюнуа.
Победа! Дева‑воительница воодушевила бойцов, повела их за собой, заставила бежать врагов. Кто же она? Чудесным даром обладает Иоанна: она отгадывает сны короля, предвидит будущее. Всех потрясает её рассказ о том, как явились ей видения, заставившие сменить пастуший посох на ратный меч. Народ славит освободительницу‑деву.
Но англичане ещё не ушли с французской земли. В одной из битв Иоанна в глухой чаще вступает в бой с бургундским рыцарем
Лионелем. Он падает, сражённый мечом Иоанны. Отброшен шлем с забралом. Но девушка не в силах нанести последний удар:
прекрасен лик молодого рыцаря. Нарушен священный обет – впервые Иоанна пощадила врага. Её душевное благородство и красота покорили рыцаря. И когда появляется Дюнуа с радостным известием, что Реймс отвоеван у англичан, Лионель сдаётся в плен, дабы стать в ряды сражающихся французов. Но Иоанна не может прийти в себя от того, что совершила: как она искупит свой грех?
В старинном городе Реймсе, в кафедральном соборе которого короновались французские короли, ликование. Во главе с Карлом
VII направляется в собор торжественная процессия. Здесь и Дюнуа с мечом, и Лионель со скипетром, и Иоанна со знаменем.
Народ восторженно приветствует её, но Иоанна, склонив голову, безучастна: она предчувствует горе. В народной толпе Тибо.
Он пришёл сюда, чтобы изобличить дочь: не святая помощь, а силы ада оторвали её от родной земли ради честолюбивых помыслов. Так думает проникнутый религиозным фанатизмом Тибо – он хочет спасти душу дочери. И когда процессия возвращается из собора, старый пастух грозно вопрошает её, считает ли она себя святой и чистой. Иоанна в смятении безмолвна: она согрешила, изменила обету, полюбив Лионеля. В зловещей тишине раздаются удары всё нарастающего грома.
Народ потрясён молчанием освободительницы‑девы.
Иоанна уходит ото всех в лес. Сомнения раздирают её душу. Неожиданно она встречает Лионеля. Чувство любви восторжествовало над долгом. Но миг безграничной радости краток: Иоанне грезятся голоса ангелов, проклинающих её. Она хочет бежать от Лионеля. В этот момент их окружает отряд англичан; Лионель смертельно ранен, он умирает на руках Иоанны.
Враги уводят её.
Иоанна будет казнена в городе Руане, принадлежащем бургундскому герцогству, которое в те годы воевало на стороне англичан. Народ заполнил площадь. Солдаты ведут Иоанну, издеваясь над ней. Её привязывают к столбу. Палач разжигает костёр. Огонь разгорается. Народ жалеет несчастную. Но Иоанна не ощущает боли: ей слышатся голоса ангелов – она прощена! В страстном порыве, умирая, она взывает к небесам.
Оружейник
Опера в трёх действиях
Либретто А. Лортцинга
Действие происходит в Вормсе, Германия, в XVI веке.
Старый оружейник и ветеринар Ганс Штадингер ненавидит дворян и гордится своим бюргерством. В его дочь Марию влюблён молодой граф Либенау. Штадингер не хочет и слышать о браке дочери с дворянином. Он принимает меры, чтобы граф не проник в его дом, поручив подмастерью Георгу на время своего отсутствия стоять на страже. Однако Георг – слуга графа, а сам граф под видом подмастерья Конрада живёт в доме оружейника и уже завоевал любовь его дочери.
Графу удаётся обмануть старика и обвенчаться с Марией.
Орфей и Эвридика
Опера в трех действиях
Либретто Р. Кальцабиджи
Действующие лица
Орфей (меццо‑сопрано)
Эвридика (сопрано)
Амур (сопрано)
Действие происходит в древней Элладе в доисторические времена.
Действие первое. Роща; гробница. Друзья великого певца и поэта Орфея оплакивают смерть его подруги Эвридики. Орфей, оставшись один, предается печали, горько жалуется на свою судьбу и требует от жестоких богов свою супругу. Бог любви, Амур, объявляет Орфею, что боги сжалились над ним и отдадут ему его супругу, если он размягчит своим пением адских чудовищ; во всяком случае, он не должен оглядываться на свою супругу до тех пор, пока не выведет ее из пасти Аида. Орфей решается на этот подвиг и молит богов о защите.
Действие второе. Картина первая. Аид, Фурия и привидения, сторожащие вход, не пропускают Орфея, отвечая на его мольбы громовым "нет!" Мало‑помалу жалобы и песни Орфея растрогали их; они расступаются, и Орфей исчезает в бездне, из которой доносится лай страшного Цербера.
Картина вторая. Элизиум, где пребывают блаженные души. Орфей встречен всеобщим приветом. Эвридика здесь счастлива.
Она изумлена: почему супруг зовет её с собой и куда он ведёт её, не оглядываясь?
Действие третье. Картина первая. Лес, в который выходит Орфей из пещеры. Он торопит Эвридику, облекшуюся в плоть и не поспевающую за ним. Эвридика уверена, что Орфей разлюбил её. Она начинает терзаться сомнениями; ей кажется, что она умирает. Тщетно уговаривает её Орфей выйти поскорее из священного леса; он, наконец, не может не оглянуться. В тот же миг
Эвридика умирает вторично. Орфей в отчаянии. В миг, когда он хочет заколоться, появляется Амур, оживляющий Эвридику.
Картина вторая. Амур перед своим храмом соединяет в новый союз Орфея и Эвридику. Общее ликование.
Орфей
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!