Комическая опера в 4 действиях — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Комическая опера в 4 действиях

2021-01-29 141
Комическая опера в 4 действиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Либретто написано самим композитором

 

Первое представление состоялось 25 октября 1913 года в Баку. Показана в Москве на декаде азербайджанского искусства в апреле 1938 года.

 

Действующие лица:

Аскер, молодой человек, купец (тенор)

Джахан, его тетка, вдова (меццо‑сопрано)

Сулейман, его друг (баритон)

Вели, его слуга (тенор)

Султанбек, разорившийся бек (бас)

Гюльчохра, его дочь (сопрано)

Асья, его племянница (сопрано)

Телли, служанка в доме Султанбека (сопрано)

Первое действие. Молодой, красивый, богатый купец Аскер грустен: он намерен жениться, но не согласен со старинными обычаями, по которым жених не может до свадьбы видеть свою невесту. Аскер хочет жениться по свободному выбору, а не вслепую. Джахан, тетушка Аскера не видит, однако, никакой возможности нарушить обычай, никто не согласится показать жениху свою дочь до свадьбы. Не может помочь хозяину и плутоватый слуга Вели.

Остроумный выход предлагает зашедший навестить своего друга богатый на выдумки Сулейман. Стоит лишь Аскеру переодеться разносчиком товаров (аршин‑малчи), взять в руки аршин и с обычным возгласом уличных торговцев – «Аршин мал алан» – пойти по дворам, как перед ним раскроются все двери. Перед аршин‑малчи девушки не прячут лица, и Аскер легко сможет обойти неприятный обычай и выбрать себе невесту по вкусу. Предложение Сулеймана настолько понравилось всем, что даже воспитанная в духе старых устоев тетушка Джахан готова оказать помощь Аскеру в его дерзкой затее.

Второе действие. В тенистом дворе дома чванливого, но небогатого дворянина (бека) Султанбека рукодельничают дочь его

Гюльчохра, племянница Асья и служанка Телли. Гюльчохра грустна. Девушка хочет сама выбрать друга жизни, между тем обычай запрещает ей увидеть своего суженого до свадьбы, Ворчливый, вечно недовольный Султанбек прерывает задушевный разговор девушек.

Раздается возглас – «Аршин мал алан», и во дворе появляется переодетый уличным торговцем Аскер. Начинается оживленный торг. Аскер с первого взгляда оценил достоинства Гюльчохры. Да и девушка не осталась равнодушной к молодому, красивому аршин‑малчи.

Короткий интимный разговор закрепил взаимные симпатии. Вскоре Аскер приводит в качестве сватьи Джахан. Но случилось так, что первым ее увидел вернувшийся с базара Султанбек. Он давно подыскивает немолодую вдовушку, которая согласилась бы выйти за него замуж и предлагает Джахан стать его женой. Аскер готов отдать вдовцу Султанбеку свою тетушку, но при условии, если сам получит в жены Гюльчохру. В Султанбеке вскипает родовая спесь, он гневно угрожает кинжалом дерзкому аршин‑малчи.

Третье действие. Сулейман сам взялся за сватовство. Он предложил в качестве жениха не мнимого аршин‑малчи, а подлинного купца Аскера.

Войдя в дом Гюльчохры, Сулейман был встречен Асьей, сразу же пленившей его сердце. Но он принял Асью за Гюльчохру, полюбившуюся Аскеру, и отвергает мысль об измене другу. Асья же, которой Сулейман тоже пришелся по душе, принимает его за Аскера, поклонника Гюльчохры.

Сулейман и Султанбек быстро приходят к соглашению относительно Аскера и Гюльчохры. Но девушка и слышать не хочет о неведомом ей купце. Она влюблена в своего аршин‑малчи и ни о ком другом не думает. Однако в силу издавна освященных обычаев слово отца – закон. Гюльчохра в отчаянии: откуда может прийти ж ней спасенье от ненавистного брака?

Четвертое действие. Пышно украсил Аскер свой великолепный купеческий дом, во владение которым сегодня должна вступить новая хозяйка. Желая испытать невесту, жених еще не открыл ей своего обмана.

В комнату вталкивают несчастную Гюльчооьру и запирают за нею дверь. Девушка непреклонна, она скорее умрет, чем будет женой какого‑то Аскера и изменит своему аршин‑малчи. В отчаянии она пытается покончить с собой. Но неожиданно издали зазвучал знакомый напев – «Аршин мал алан». Гюльчохра, узнав голос любимого аршин‑малчи, бросается к двери. Дверь растворяется, и на пороге – возлюбленный Гюльчохры, он же богатый купец Аскер.

Попутно разъясняются и другие недоразумения. Ничто, оказывается, теперь больше не препятствует браку Султанбека и

Джахан, Сулеймана и Асьи, слуг Вели и Телли.

Четырьмя свадьбами кончается эта веселая комическая опера.

 

Аскольдова могила

Опера в четырёх действиях

Либретто М. Загоскина

 

Действующие лица

 

Неизвестный (бас)

Торопка Голован, гудочник (тенор)

Всеслав, княжеский отрок (тенор)

Алексей, старый рыбак (бас)

Надежда, дочь его (сопрано)

Вышата, княжеский ключник (бас)

Фрелаф, варяжский мечник (тенор)

Стемид, княжеский стремянной (тенор)

Фенкал, варяжский скальд (тенор)

Старуха (сопрано)

Буслаевна, нянюшка (сопрано)

Любаша, молодая киевлянка (сопрано)

Часовой (баритон)

Простен, княжеский гридня (без пения)

Садко, служитель села Предиславина (баритон)

Юрка, Иленко, Чурила – служители села Предиславина; Остромир, княжеский сокольничий; Якун, Икмор, Руальд, Эрик, Арнульф – воины варяжской дружины; Вахрамеевна, киевская ведьма; рыбаки, киевляне и киевлянки, славянская и варяжская дружины князя Святослава, служители и служительницы в селе Предиславине, адские духи.

Действие происходит в древней Руси во времена киевского князя Святослава Игоревича.

 

Действие первое. На рассвете на берегу Днепра дочь рыбака Надежда ждёт своего жениха Всеслава. Появляется

Неизвестный. Он недоволен князем Святославом и давно уже готовит против него тайный заговор. Орудием в осуществлении своих планов он хочет сделать Всеслава, любимого княжеского отрока. Собравшемуся народу Неизвестный рассказывает о том, как весело жили в старину, при древнем киевском князе Аскольде.

С песней приходят киевляне; среди них молодая девушка Любаша. Фрелаф, княжеский дружинник, просит Любашу поцеловать его. Девушка пытается убежать. Подоспевший в это момент Неизвестный встаёт на её защиту; затевается ссора.

Негодуя на вмешательство незнакомца, Фрелаф допытывается, кто он и откуда пришёл. "Широкий Днепр – моя постель, и вся святая Русь – мой дом", – отвечает Неизвестный. Он говорит о своей ненависти к варягам и ко всем чужеземцам, которым так вольно живётся при нынешнем князе Святославе. Это не по душе трусливому и хитрому Фрелафу: ведь он варяг. Ссора вновь вспыхивает. Неизвестный выбивает из рук Фрелафа меч и скрывается с ним. В тот момент, когда разъярённый Фрелаф требует наказать вора, вновь появляется Неизвестный и возвращает украденное. Фрелаф готов уже торжествовать, но что это? Вместо меча в его руках оказывается… веретено. Слова негодования трусливого Фрелафа тонут во взрывах всеобщего хохота.

Действие второе. Картина первая. Весело пируют княжеские ратники. Они прославляют Услада, языческого бога радости.

Гудочник Тороп развлекает собравшихся рассказами и весёлым пеньем. Хвастун Фрелаф подбивает компанию устроить облаву на девушек‑христианок, которые собираются для молитв на берегу Днепра, недалеко от Аскольдовой могилы.

Картина вторая. На могиле Аскольда Неизвестный ждёт Всеслава. Из развалин христианского храма доносятся религиозные песнопения: это христиане славят своего Бога. Неизвестный мучается сомнениями – придёт ли Всеслав? Он хочет открыть тайну его происхождения: Всеслав – правнук князя Аскольда. Неизвестный уверен, что Всеслав, узнав об этом, свергнет Святослава, который когда‑то силой и хитростью захватил княжескую власть. "Скорей померкнет солнце, и звёзды на землю падут, чем правнук славного Аскольда захочет быть рабом".

Неожиданно в развалины храма врываются подгулявшие ратники и похищают Надежду, которая пришла молиться.

Подоспевший в это время Всеслав защищает её и в пылу схватки убивает Простена, княжеского отрока. Все кидаются в погоню за скрывшимся Всеславом, требуя казни убийцы.

Действие третье. В одном из теремов княжеского дворца томятся девушки, заключённые в неволю для потехи князя.

Невеселы их песни и пляски. Среди девушек находится и Надежда. Горько жалуется она на свою судьбу, которая разлучила её с другом. Гудочник Тороп, посланный Всеславом, развлекает пленниц весёлыми песнями. В песне про ветерок Тороп намекает

Надежде, что Всеслав не забыл её и думает о ней. Желая отвлечь внимание стражи, Тороп запевает балладу "Близко города

Славянска".

Увлёкшись песней, никто не замечает, как в окне появляется Всеслав, привязывает лестницу и исчезает вместе с

Надеждой. Когда обнаруживается исчезновение Надежды, в тереме поднимается переполох. Вышата, надсмотрщик над девушками, отдаёт приказ под страхом смертной казни найти беглянку.

Действие четвёртое. Картина первая. Злая ведьма Вахрамеевна варит зелье и заклинает злого бога – Чернобога. Приходит боярин Вышата и просит старуху отгадать, где Всеслав и Надежда. С помощью зелья ведьма открывает убежище беглецов:

они прячутся в скалах на берегу Днепра.

Картина вторая. Над Днепром, у Аскольдовой могилы спасаются от преследования Всеслав и Надежда. Появившийся

Неизвестный предлагает беглецам свою помощь, но при условии, что Всеслав даст клятву восстать против Святослава и оставить христианскую веру. Всеслав решительно отказывается. Прибегает Тороп и сообщает, что убежище Всеслава и

Надежды открыто и сюда идут княжеские дружинники. В отчаянии Всеслав и Надежда хотят броситься в Днепр. Но неожиданно появляется посланный князя Святослава и объявляет, что князь прощает Всеслава и разрешает ему жениться на христианке

Надежде.

Неизвестный, проклиная Всеслава, садится в лодку и отплывает от берега. Волны разбушевавшегося Днепра поглощают его.

 

Ася

Опера в трёх действиях

Либретто Н.А. Маныкина‑Невструева

 

Действующие лица

 

Гагин (тенор)

Ася, его сестра (сопрано)

NN (баритон)

Сениор студенческой корпорации «Ренария» (тенор)

Один из посетителей пивного буфета (бас)

Ганхен, служанка (сопрано)

Фрау Луизе (меццо‑сопрано)

Фриц, мальчик в доме Гагиных; хозяйка дома, где живут Гагины; хозяин пивного буфета; старый педель; студенты корпорации

«Ренария»; бурши; фуксы; горожане; музыканты и прислуга в гостинице Солнца.

Действие происходит в маленьком немецком городке на берегу Рейна в первой половине XIX века.

 

Действие первое. Картина первая. В маленьком немецком городке на берегу Рейна, в летнем саду близ гостиницы Солнца студенты собрались на весёлую пирушку. Горожане, пришедшие посмотреть на праздник студентов, радостно приветствуют гостей. Студенты воспевают родину и радости жизни, под звуки маленького оркестра местных музыкантов кружатся в вальсе.

В толпе находится русский турист, некто NN. Неожиданно он слышит родную речь; оказывается, это соотечественники – Гагин и его молоденькая сестра Ася. NN рад этой встрече, к тому же Ася произвела на него большое впечатление. Ася же видит в новом знакомом идеал своих девических мечтаний. Но не радость, а странная тоска охватывает её. Гагин, обрадованный встречей с NN «в такой глуши, далёкой, чуждой для души», приглашает его к себе. Между тем веселье вокруг продолжается.

Студенческая пирушка завершается гимном в честь науки.

Картина вторая. Тихий летний вечер. На высокой горе, с которой открывается чудесный вид на Рейн, утопает в зелени маленький домик. Здесь живут Гагины.

Наслаждаясь красотой природы, беседуют Гагин и NN. Каждый рассказывает о себе, о том, что привело его на берег Рейна. В

разговор вступает Ася. Она вспоминает родные русские места и печалится о том, что там уже нет близких ей людей. Брат успокаивает её и, желая рассеять печальное настроение, предлагает всем выпить за здоровье дамы сердца NN. Неожиданно

Ася убегает.

Гагин объясняет некоторые странности поведения сестры. Ася – дочь умершего отца Гагина, дворянина, и крепостной.

Внутренний мир девушки сложен, она очень своенравна.

Наступает чудесная лунная ночь. Ася, прощаясь с NN, бросает ему в окно цветущую ветку. Гагин идёт проводить гостя.

Оставшись одна, девушка, встревоженная встречей с NN, предаётся мечтам.

Действие второе. Картина первая. Ася одна в своей комнате. В волнении она пишет письмо NN, назначая ему свидание.

Она не в силах больше бороться с собой и готова открыть свои чувства любимому. Когда приходит брат, Ася в слезах умоляет его увезти её из города. Догадавшись о причине слёз сестры, Гагин успокаивает её и обещает поговорить с NN.

Слова брата приводят Асю в страшное смятение: девушка боится, что NN отвернётся от неё, когда узнает, что она – дочь горничной. Гагин уходит, пообещав сестре завтра же увезти её из города.

В душе Аси борются чувства любви и стыда. Но сила любви столь велика, что она всё‑таки решается повидаться с любимым и посылает ему вторую записку, извещая о перемене места и часа свидания.

Картина вторая. В загородном саду горожане играют в кегли и пьют пиво. Служанка кабачка Ганхен рассказывает о своём горе: её жених ушёл в солдаты. Старый немец, советуя девушке утешиться стаканом доброго рейнвейна, запевает «Песню старого бурша».

В сад входит NN. Взволнованный запиской Аси, он старается разобраться в своих чувствах к ней. Вспоминая пленительный образ девушки, он убеждается, что любит её.

В поисках NN в сад приходит Гагин. Открыв NN чувства сестры, он с сомнением и тревогой спрашивает о его намерениях.

Неожиданный и прямой вопрос Гагина вызывает в душе NN чувство растерянности, нерешительности. Гагин просит NN

откровенно объясниться с Асей, не оскорбив юное сердце «словом иль тайным намёком».

После ухода Гагина NN решает, что, несмотря на любовь к Асе, он не может связать свою жизнь с этой юной и своенравной девушкой.

Действие третье. Вечер. Фрау Луизе, в доме которой должно произойти свидание Аси и NN, вспоминает старую сказку о

Лорелее.

Приходит Ася. С надеждой и страхом ждёт она NN. При звуке шагов любимого её охватывает трепетное волнение.

Забыв о своём намерении честно объясниться, NN поддаётся её очарованию. Ася счастлива. Неожиданно NN вспоминает о своём решении; он порывисто отступает и осыпает девушку упрёками. Отвергнутая и убитая горем Ася убегает.

NN бросается к окну. Он хочет вернуть Асю. Но она скрывается в толпе студентов – участников факельного шествия. Сознание

NN пронзает страшная мысль, что Ася для него навсегда потеряна. Он призывает её вернуться, он любит её. Но в ответ слышится лишь песня и возгласы удаляющихся студентов.

 

Атака мельницы

Опера в одном действии

Либретто Л. Галле

 

Действие происходит в 1792 году.

 

Действие оперы происходит в период вторжения во Францию австро‑прусских войск. Мельник Мерлье выдаёт дочь Франсуазу за фламандского рабочего Доминика, сражающегося с пруссаками в рядах партизан. Враги захватывают деревню и атакуют мельницу. Героическое сопротивление её защитников сломлено. Доминик схвачен с оружием в руках и осуждён на казнь.

Франсуаза помогает ему бежать, но он возвращается, узнав, что враги собираются расстрелять старого Мерлье. Пруссаки предлагают ему спасти свою жизнь ценой предательства. Юноша отказывается, и его расстреливают в последнюю минуту перед отступлением врагов. Шальная пуля убивает и дядюшку Мерлье.

 

Атис


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.