Основные направления теоретической и практической деятельности в отчетный период — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Основные направления теоретической и практической деятельности в отчетный период

2019-09-04 168
Основные направления теоретической и практической деятельности в отчетный период 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные теоретические и практические задачи, решавшиеся лабораторией вероятностного образования в течение 1999-2000 г.

На протяжении отчетного периода решались следующие теоретические и практические задачи в области формирования и внедрения нового учебного содержания.

1. Осуществлялась разработка нового теоретического и методического содержания учебного процесса с ориентацией на процессы психологической самоактуализации учащихся.

2. Создавалась концепция и модель образовательного пространства, ориентированного не на традиционные, урочные схемы учебного процесса, а на вероятностные закономерности развития самой культуры.

3 Происходило моделирование учебного процесса как процесса не поддающихся четкому программированию погружений в культуру с общей ориентацией на содержательные задачи современной российской школы (в частности, представленных в поиске так называемых "учебных стандартов") и на радикально новое понимание психологических и учебных возможностей ребенка, обучающегося в вероятностной парадигме.

4. Происходило создание системы систематического многоуровневого наблюдения за учебным процессом в экспериментальных классах - (стенографирование уроков и создание долговременного информационного архива по каждому экспериментальному классу).

5. Разрабатывалась система психологического наблюдения и контроля за развитием учащихся в условиях вероятностного эксперимента; создание банка общих методик психодиагностики и индивидуальной системы наблюдения за каждым ребенком, находящемся в условиях эксперимента, а также системы психолого-консультирующей помощи родителям.

6. Проводились систематические обучающие семинары для учителей РФ на базе экспериментальных классов, в условиях живого учебного процесса.

7. Осуществлялось издание материалов исследований в виде научных статей и монографий, учебных и учебно-методических пособий.

 

Организационное моделирование образовательного процесса в экспериментальных классах

 

Особенности организации образовательного процесса в экспериментальных классах связаны с тем, что эксперимент носит подчеркнуто научный а не учебный характер и ориентирован на решение задач, связанных с разработкой нового учебного содержания.

 

1.Учебный процесс строился как принципиально непрограммируемый в традиционном учебном смысле, но в то же время ориентированный на ключевые проблемы традиционного школьного обучения основе. Учебный процесс разворачивается как многослойное и многоуровневое погружение в ту или иную учебную или психологическую проблему, с привлечением самых разнообразных культурных контекстов и опорой на вероятностные технологии. В этой связи традиционный школьный учебный журнал оказывается неспособен выполнять свои контролирующие и организующие функции и исчезает из учебного процесса за ненадобностью. Организация и развитие учебного процесса осуществляется через систему многоаспектного архивирования учебного содержания, а пространство класса выстраивается как многослойное археологическое пространство, "накапливающее" содержание прошлого в различных письменно-символических формах. Естественно, что и традиционное учебное планирование ("расписание занятий") оказывается при этом невозможным. Учебный процесс строится как естественный, а не искусственный процесс - как процесс естественного саморазвития некоего культурного содержания с ориентацией на общешкольное содержание и психологические возможности учеников. Кроме того оказываются размыты временные границы "урока". "Урок" продолжается не какое-то строго фиксированное количество времени а в зависимости от того, как развивается та или иная учебная ситуация и каковы психоинтеллектуальные возможности детей.

2.Формировалась и практически апробировалась новая концепция учебного пространства и времени (на вероятностной основе). Моделировался учебный процесс в условиях предельной размытости "предметных границ" когда математика может перетекать в лингвистику (и наоборот) в самых неожиданных точках. Во всяком случае эта предельная гибкость предметных границ культивируется до той поры, покуда класс развивается в границах так называемой "начальной школы". С появлением же особых предметных циклов среднего звена возникает вопрос о возможности вписывания в эту систему педагогов-предметников по типу, приближающемуся к известной идее парк-студий.

3.Разрабатывалась критериальная шкала оценки качества и результативности образования в условиях вероятностного проектирования. При этом на первое место выдвигаются интеллектуальные и психологические качества ребенка (в частности, его способность к творческой самореализации в разных культурных сферах), которые просто не поддаются стандартизованной системе школьных оценок, а с другой стороны эффективно работает система психологического наблюдения и контроля за развитием ребенка.

4. В экспериментальные первые классы принимались дети с разным уровнем подготовленности к школе с целью организации многоуровневого обучающего диалога в пространстве класса. Кроме того специально принимались дети с разными психологическими и интеллектуальными проблемами, с целью формирования личностного моделирующего пространства для отработки нового учебного содержания.

5.Экспериментальные первые классы формировались как многовозрастные классы, с разницей в возрасте до двух лет. Учебный процесс осуществлялся как многоуровневый. В классе происходит постоянное переформирование многовозрастных микрогрупп, каждая из которых решает свои группы задач на основе диалога между детьми разного возраста.

6.Экспериментально апробировались новые организационные модели, связанные с созданием сложных учебно-культурных конгломератов, когда на одной учебной площадке (в одном и том же помещении, в одной и той же учебной среде, но в разные смены) обучаются экспериментальные классы вероятностного типа, находящиеся на совершенно различных возрастных ступенях: например, шестой и первый класс. В этом случае шестиклассники становятся соавторами организации учебного процесса и учебного пространства в первом классе, и принимают деятельное участие в этом процессе в качестве "групповых кураторов" и консультантов.

7.Особенности обучения в экспериментальных классах создают необходимость интенсивной учебной и психологической работы с родителями детей. В этой связи важной особенностью экспериментального обучения являлось то, что оно сопровождался регулярными психолого-педагогическими учебами для родителей.

8.Учебный контроль за развитием детей осуществлялся на основании собственных систем учебного и психологического тестирования, разрабатываемых научным коллективом лаборатории. Один из ключевых критериев успешности образовательного процесса - готовность и способность ребенка развиваться в новых образовательных и социальных средах.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.