Мифопоэтический уровень личности — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Мифопоэтический уровень личности

2019-09-04 170
Мифопоэтический уровень личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мифопоэтический уровень личности - это уровень, на котором личность создает свою индивидуально-словесную оболочку. Это тот ее уровень, который как бы надстраивается над мифосемантическим уровнем и на котором создается своего рода «поэтический тезаурус» личности (у каждой - свой) и индивидуальная поэтика ее речи. Эта индивидуально-неповторимая поэтика с той или иной степенью развитости представлена в речи каждого без исключения ребенка в возрасте «от двух до пяти» и представляет собой глубоко мифологическое пространство, в котором каждое слово живет по законам мифа. Развитость мифопоэтического уровня личности - это развитость ее индивидуальной, незаемной (т.е. создаваемой самим ребенком, а не усваиваемой извне) лексики и индивидуальной речевой пластики, развитость индивидуальной поэтики живой речи. Детская речь рождается и развивается в период раннего и дошкольного детства в значительной мере как мифопоэтическая: это значит, что, с одной стороны, она вся субъективно-мифологична, а, с другой, обладает выраженной стилистической поэтикой.

В этой связи следует обратить внимание на то, как в истории культуры дословесные формы бытия мифа обретают словесную форму и к каким цивилизационно-психологическим последствиям приводит эта трансформация.

Древнейшие обрядово-ритуальные действа как пластически развернутая форма трансляции сверхзначимой мифосемантики тех или иных предметов являются, как уже было сказано, первичной коммуникативной формой бытия мифа и одновременно - первичной формой коммуникативного бытия слова. Однако само слово здесь пока еще не есть средство коммуникации, а является смысловым центром обряда, представляя собой сверхсложную мифосемантическую реальность, разворачивающуюся исключительно в контексте обрядово-ритуального действа. Но это означает, что живое слово человеческого языка возникает в известном смысле как поэтическое слово. Ведь поэтическое слово - это как раз то слово, которое менее всего является средством коммуникации или средством наррации (изложения чего-либо), а является в известном смысле самозначимой реальностью. Не случайно мышление первобытного человека принято называть «мифопоэтическим»: оно явно тяготеет на к простым коммуникативным формулам, а к изощренным мифосемантическим построениям, в которых каждое слово - это, скорее, священно-загадочная реальность, чем способ объяснения чего бы то ни было. Многократное повторение на все лады одного или нескольких сакральных слов в процессе того или иного священного обряда - это и есть первоначальная форма бытия поэзии, первоначальная форма бытия устного слова. При этом слово (или сочетания слов) выполняет роль психосемантической зарубки, вызывая к жизни сложные ассоциативные ряды.

 Но, таким образом, мифопоэтический уровень личности может быть определен как такой уровень, на котором основным меточным инструментом, с помощью которого фиксируются те или иные состояния, настроения и переживания, становится слово и сочетания слов. Ребенок изобретает слова и сочетания слов, создавая не знакомую ни себе, ни окружающим языковую реальность, которая в контексте тех или иных интонаций, мимики, жестов и взглядов порождает новый мифосемантический шифр. При этом ребенок вовсе не стремится разъяснить этот шифр кому бы то ни было. Он просто рассматривает слова в разных смысловых контекстах. Заявляя себя мифопоэтическим образом, ребенок предъявляет миру слово или сочетание слов, которое в какой-то мере является загадкой для него самого. Ребенок играет словом и рождает новые смысловые контексты. При этом слово не является для него средством, а является в известной степени самозначимой и самоценной реальностью. Таким образом, можно было бы утверждать, что ребенок осваивает язык в известном смысле мифопоэтически.

Мифопоэтический уровень личности явно доминирует в период так называемого «дошкольного детства», когда слово раскрывается ребенку как самозначимая реальность; однако следует заметить, что в последующем, при переходе к школьному образованию мифопоэтическая составляющая детской личности (равно как и ее мифосемантическая составляющая) оказывается практически невостребовна и оказывается обречена на своеобразное отмирание в условиях школьного обучения у абсолютного большинства школьников.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.