Разработка и реализация теоретической концепции образованного человека — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Разработка и реализация теоретической концепции образованного человека

2019-09-04 159
Разработка и реализация теоретической концепции образованного человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

как главного результата образовательной деятельности

 

Сверхзадача построения образования на вероятностной основе состоит в то, чтобы в максимальной степени ввести в образовательный процесс фактор творческой непредсказуемости, и, тем самым, в максимальной степени удовлетворить тягу ребенка к событийному существованию, тягу ребенка к свободе. Но реализовать эту тягу в пространстве самой культуры. Если культура открывается ребенку как мир творческой непредсказуемости, как мир, движение по которому не регламентировано учебной программой и учебником, а совершается им самим по прихотливой траектории вероятностного типа, это значит, что ребенок получает возможность удовлетворить свою страсть к приключению, страсть к авантюре, страсть к свободе в пространстве самого образования. А это значит, в свою очередь, что у такого ребенка никогда не возникнет потребность в суррогатных видах свободы, в суррогатных типах событийности типа свободы и событийности в наркотиках.

Вместе с тем, вероятностная модель образования позволяет интеллектуально и психологически подготовить учащихся к успешной деятельности в ситуациях с высокой степенью неопределенности - а, значит, подготовить к творческой жизни в культуре и просто к жизни. Ведь образование вероятностного типа - это образование, лишенное плановой предопределенности, программной заданности, и потому в максимальной степени готовящее человека к встрече с реальной жизнью.

Ну и, наконец, вероятностное образование - это образование, в максимальной степени соответствующее самому духу культуры. Оно не просто “сообщает” учащимся о культуре и каких-то ее достижениях, не просто “проходит” культуру учебным образом, а моделирует сам культурный процесс в его реальной творческой непредсказуемости. Таким образом, дети, погруженные в вероятностное образование, - это дети, которые осваивают не выморочные и бесконечно далекие от жизни и реального бытия культуры законы школьного расписания, но осваивают законы самой жизни и самой культуры, поскольку каждая точка их образовательной траектории - это не точка заранее расписанной учебной программы, а точка культурной событийности.

А в результате это, помимо всего прочего, и крайне интересное образование. Образование, в равной степени интересное и для “ученика” и для “учителя”. Ведь в вероятностной модели образования не только у ученика, но и у учителя нет сценарной разработки очередного «урока», и никто не знает, чем закончится очередное путешествие в мир культуры. Открытость, непланируемость результата очередного культурного путешествия здесь высшая ценность. И потому это образование, которое в каждом своем штрихе ориентировано на личность ученика и личность учителя, а вовсе не на очередную порцию знаний, которые должен усвоить ученик в соответствии с кем-то заранее разработанным планом (“учебной программой”). Вероятностное образование - это по-настоящему свободное образование, благодаря которому происходит внутрикультурный личностный диалог ученика и учителя, а не банальный процесс усвоения тех или иных программных знаний.

Вероятностное образование - это путь формирования действительно образованных, а не функционально обученных людей.

Формирование подлинно образованной личности взамен личности обученной - это и есть сверхзадача образования на вероятностной основе.

Вся сегодняшняя система образования держится на фундаментальной подмене понятия “человек образованный” понятием “человек обученный” и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же. Обучение - это процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, и этот процесс имеет четко регламентированные цели, задачи и этапы реализации. Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие.

Процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей человеческой жизни в ходе индивидуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально “учит”, “обучает”; однако в огромном количестве случаев никакого специального “обучения” нет, а процесс образования все равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или общается с умными людьми, или сам пытается писать и т.п.

Принципиально важно, что вероятностное образование - это именно образование, а не “обучение”, поскольку в вероятностном образовании не ставятся специальные обучающие цели и никто никого не учит. Здесь просто-напросто создается мощная образовательная среда, мощное образовательное пространство, являющееся микромоделью человеческой культуры (в сущности говоря, это не что иное, как обширная библиотека, в которой представлены самые разные области человеческой культуры), и создаются мощные мотивации к тому, чтобы каждый ребенок захотел отправиться в свое собственное, глубоко личное, субъективное, индивидуальное путешествие по этому микромиру культуры. При этом ребенок не осваивает заранее запланированный учебный материал, а просто путешествует, предъявляя результаты своего путешествия в различных культурно-значимых формах. При этом задача педагога состоит не в том, чтобы быть учителем, проводником, экскурсоводом в этом путешествии, а в том, чтобы быть консультантом, помощником. Маршрут пролагает сам ребенок, и это отнюдь не учебно-экскурсионный, заранее известный маршрут. При этом от ребенка совершенно не требуется, чтобы он научился воспроизводить некий материал, именуемый “учебным”, но требуется, чтобы он научился быть самим собой, научился делать свой, интеллектуальный и нравственный выбор и научился идти по траектории, которую никто заранее не проложил, и которая является его собственной культурной траекторией.

Причем речь совсем не о том, чтобы разными путями дети пришли-таки к единому знанию и единому пониманию, освоили некий общий “культурный минимум”. Нет, в том-то и дело, что результатом этих вероятностных путешествий по микромодели культуры оказываются разные знания; впрочем. эти разные знания становятся предметом коллективного диалога, коллективного обсуждения, коллективного спора.

 Кстати говоря, именно так происходит и в самой жизни. Ведь в жизни никто не прокладывает учебных маршрутов и не стремится к тому, чтобы все люди получили одинаковое знание и пришли к одинаковым результатам. Каждый человек идет по своему маршруту в гигантском пространстве культуры, диалогически предъявляя результаты своего движения тем, кому они оказываются интересны. А результатом этого индивидуально-вероятностного движения, помноженного на диалог с иными индивидуальными траекториями и является формирование Человека Образованного.

Итак, “человек образованный” – это вовсе не то же самое, что “человек обученный”, т.е. человек, освоивший некий стандартизованный объем знаний, умений и навыков.

Человек образованный - это прежде всего человек, образовавшийся как личность, человек, состоявшийся как личность, и потому способный к личностной самореализации в пространстве культуры. Следовательно, это человек обладающий самостоятельным и самозначимым образом мысли и существования.

Вполне очевидно: критерием того, что человек состоялся как личность, никак не может объем накопленных им знаний, умений и навыков, на чем делает упор традиционная школа. Но что же, в таком случае?

Укажем на ключевые личностные качества, которые составляют “каркас” подлинно образованного человека.

Во-первых, образованный человек – это нравственно вменяемаяличность. Он обладает развитым чувством совести, и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не просто перед той или иной ограниченной группой людей, но и перед самим собой, перед будущими поколениями, перед человечеством в целом. Образованный человек – это человек, в котором присутствует нравственная доминанта. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что  ее нельзя “усвоить” как какое-то внешнее знание, ее можно лишь выстрадать.И лишь в этом случае личность можно назвать действительно “нравственно вменяемой”. Возможно, главная беда образования обучающего типа заключается в том, что оно не способно формировать позицию нравственной вменяемости: ведь нравственности нельзя “обучить”. Нравственность - это путь внутреннего самостояния личности, и это путь, который каждый человек проходит на свой страх и риск. Максимум, на что способна школа обучающего типа - это предложить сумму моральных требований. Но усвоить нормы морали и стать нравственным человеком - это совершенно не одно и то же.

Во-вторых, это человек обладающий самостоятельным и самозначимым образом мысли, обладающий гибким и развитым мыслительным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные решения в нестандартных ситуациях, это человек, овладевший развитыми формами мыслительной деятельности. При этом вопрос заключается вовсе не в том, чтобы он просто овладел какими-то готовыми алгоритмами и схемами мышления, а в том, чтобы его мышление обрело собственный, индивидуальный и неповторимым стиль и почерк.

И, наконец, в-третьих, образованный человек –это человек, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих вступать с этой культурой в продуктивный диалог и самореализовываться в пространстве культуры. Прежде всего речь идет о языках художественно-поэтического, лингвистического, логико-математического и естественнонаучного мышления. Подчеркиваю: речь не о “сумме знаний” в соответствующих предметных областях, а именно о языках, дающих возможность вступать в личностный, вероятностный диалог с соответствующими областями культуры и самоактуализовываться в соответствующих областях.

И самое главное при этом - развитое чувство, развитая интуиция родного языка. Ведь родной язык – это не просто средство коммуникации, средство понимания другого человека. Родной язык – это главное средство самовыражения, самоактуализации человеческой личности и одновременно – средство диалога с культурой. Именно потому сформированность родного языка как способа личностного самовыражения - важнейший критерий того, что мы имеем дело с подлинно образованным человеком.

Что касается “человека обученного”, то это человек, освоивший те или иные знания, умения и навыки, и способный эти знания, умения и навыки в той или иной мере воспроизвести. Иными словами, это более или менее качественно обученный человек-функционал. Не человек-личность, а человек-средство. Функция от некоей совокупности усвоенных им знаний.

Увы, сам идеал сегодняшнего отечественного образования, то он все более и более ориентируется на то, что можно было бы назвать “обученной функциональностью”, а само образование является образованием обучающего типа, т.е. образованием, ориентированным исключительно на процесс обучения.

Чтобы убедиться в том, что это действительно так, достаточно взять в руки федеральный образовательный стандарт. Он весь посвящен исключительно тому, произошло ли усвоение учащимися тех или иных знаний, умений и навыков, но абсолютно индифферентен к тому, сформировались ли у выпускника школы те или иные базисные личностные качества, позволяющие говорить о том, что мы имеем дело с действительно образованным человеком, т.е. человеком личностно самостоятельным и самозначимым. С человеком образовавшимся, свершившимся, состоявшимся.

Такова “генетическая” логика стандарта: именно потому, что он – стандарт, он охватывает лишь те свойства и качества личности, которые поддаются процедуре стандартизации. Прочие он закономерно выносит за скобки. Но тем самым как раз самые значимые черты, которые только и позволяют считать личность подлинно образованной, оказываются вне поля зрения федерального стандарта. А у общества создается иллюзия, что как раз набор стандартизуемых учебных параметров и качеств – это и есть высший смысл школы и ее сверхзадача. Никто не успевает заметить, что произошла радикальная подмена самого образовательного идеала. Отныне целью и смыслом школьного образования становится не “образованная личность”, а ее суррогатная подделка - “личность обученная”. И в этом – подлинная трагедия политики школьной стандартизации. Концепция федерального стандарта вводит опасные системные акценты: высшей ценностью образования провозглашается не личность, а ее учебный функционал.

Сама суть введения федерального образовательного стандарта в его нынешнем виде заключается в утверждении определенной системы приоритетов, и прежде всего – абсолютного приоритета функционального знания над личностной самозначимостью. Ведь личностную самозначимость не введешь в стандарт, а потому – будем бороться за функциональные знания.

И уже не замечается, что тем самым закладывается система стратегических образовательных приоритетов. Что незримо вводится некий образовательный идеал: человек... принципиально вторичный по отношению к усвоенным им знаниям, умениям и навыкам. А ведь подлинно образованная личность - это личность, принципиально самозначимая, первичная по отношению к любым усваиваемым ею знаниям и умениям.

Образование на вероятностной основе - это образование, которое ориентировано на радикально иные образовательные приоритеты, на радикально иные ценности. Здесь любые учебные стандарты – стандарты усвоения тех или иных знаний, умений и навыков – отходят на второй, третий и десятый план по отношению к одному – абсолютному – приоритету: приоритету личностных качеств, формирование коих принципиально невозможно загнать в прокрустово ложе учебно-программной траектории. В создании такой системы личностных образовательных приоритетов над приоритетами функциональной обученности видится нам наиболее радикальный и конструктивный путь реабилитации нынешней системы образования, вывода ее из состояния глубокого системного кризиса. Ибо вся суть того кризиса, который переживает нынешняя система образования, заключается отнюдь не в том, что эта система “плохо обучает”, а в том, что она не создает феномена образованной личности.

Формирование подлинно образованной личности взамен личности обученной - это и есть сверхзадача образования на вероятностной основе, которое является подлинной альтернативой образованию обучающего типа, т.е. образованию, твердо знающему, “чему учить и как учить”.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.