Нота народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова послу Японии в СССР С. Того — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Нота народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова послу Японии в СССР С. Того

2021-06-23 41
Нота народного комиссара иностранных дел СССР M. M. Литвинова послу Японии в СССР С. Того 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

// января 1939 г.

Господин Посол,

Во время нашей беседы 8 сего месяца Вы изволили выразить пожелание о получении письменного ответа на врученный Вами мне тогда меморандум. Согласно этого желания, имею честь препроводить при сем ответный меморандум.

Примите, Господин Посол, уверения в моем совершенном к Вам почтении.

Литвинов

ОТВЕТНЫЙ МЕМОРАНДУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА СССР ПРАВИТЕЛЬСТВУ ЯПОНИИ

Вопросы, затронутые в меморандуме'2, врученном японским послом г-ном Того народному комиссару иностранных дел M. M. Литвинову 8 сего месяца, более чем в достаточной мере дискутировались между ними в ранее имевших место беседах, а посему в ответ на указанный меморандум достаточно вкратце формулировать точку зрения Советского правительства, развитую в означенных беседах.

Советское правительство решительно отвергает приписываемое ему в японском меморандуме намерение превратить рыболовный вопрос в политический. Это не значит, однако, что оно должно игнорировать политику японского правительства в отношении СССР и публичные заявления его официальных представителей о целях этой политики и не принимать нужных мер по охране побережья и границ своего государства. Забота об обороне не вытекает, конечно, из каких-либо конвенций и соглашений с другими государствами, а является естественным, бесспорным и неотъемлемым правом каждого государства. У Советского правительства нет никаких и формальных обязательств, лишающих его этого права.

Хотя, как уже много раз было указано, Портсмутский договор японским правительством не соблюдается, Советское правительство в ведущихся переговорах и в сделанных им предложениях держалось рамок этого договора. Переговоры осложняются и затягиваются исключительно благодаря тому, что японское правительство стремится выйти за рамки Портсмутского договора, выводя свои претензии из конвенций и соглашений, которые имели силу лишь на определенное договорное время и ныне эту силу утративших, а также из практики последних лет. Но эта прак-

32


тика была установлена по добровольному соглашению обеих сторон, в учете множества обстоятельств, существовавших во время заключения соответственных соглашений. Та же практика может быть, однако, изменена Любой стороной при заключении новых соглашений, если она находит, что обстоятельства изменились. Никаких прав из существовавшей в течение нескольких лет практики не вытекает ни для одной из сторон.

Портсмутский договор, предусматривающий для японцев право рыбной ловли в некоторых морях, отнюдь не говорит о том, что японцы должны получить в пользование любые участки, которых они пожелают, и в угодном им количестве. Не знает этот договор и понятия так называемых «стабилизованных участков». Тезис о том, что рыболовный участок, раз предоставленный японскому рыбопромышленнику, должен оставаться в его пользовании на веки вечные или может быть отнят у него только либо в порядке обмена или компенсации, не базируется ни на каких правах Японии и для Советского правительства абсолютно неприемлем. Были годы при функционировании Портсмутского договора, когда японцы имели в своем пользовании не больше 100 с лишним участков. Не может поэтому почитаться нарушением договора, когда Советское правительство дает им возможность заарендовать свыше 300 участков. Ниоткуда не следует, что если японские рыбопромышленники по тем или иным причинам лишаются некоторого количества участков, то они должны получить в обмен другие участки. Советское правительство поступило более чем справедливо, согласившись сократить количество исключаемых участков на 3 и дать возможность японским рыбопромышленникам получить с торгов 7 новых участков. Дальше этого Советское правительство идти не может.

Что касается вопроса о торгах, то точка зрения Советского правительства вновь совершенно ясно и недвусмысленно зафиксирована в ответной ноте народного комиссара иностранных дел M. M. Литвинова от 8 января сего года*. Сдача участков в порядке торгов не только не противоречит Портсмутскому договору, но практиковалась вплоть до 1932 года. Если в течение последних лет Советским правительством была допущена в порядке опыта другая практика, предусмотренная специальным соглашением, то Советское правительство все же вправе, по истечении срока этого соглашения, вернуться вновь к системе торгов, ибо у него нет никаких обязательств, которые этой системе противоречат. В этой связи должно быть опротестовано допущенное в японском меморандуме оскорбительное выражение о «злоумышленном намерении советской сто-роны>, которое может быть приписано недостаточному знанию русского языка со стороны переводчика.

Советское правительство отнюдь не стремится к созданию конфликта вокруг рыболовного вопроса, что доказывается сделанными им весьма справедливыми предложениями и его готовностью заключить временное соглашение, на основе этих предложений, и предстоящим объявлением торгов. При этом должно быть также отмечено, что, насколько известно, «Дальрыба» не предполагает вносить сколько-нибудь серьезные изменения в арендную плату за рыболовные участки. Без принятия этих предложений за основу дальнейшие переговоры не могут вести к цели.

АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 22, д. 250, л. 15 — 19.

* См. док. 10.

Зек. № 142

33


20. ПИСЬМО НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР М. М. ЛИТВИНОВА ПОЛНОМОЧНОМУ ПРЕДСТАВИТЕЛЮ СССР ВО ФРАНЦИИ Я. 3. СУРИЦУ

// января 1939 г. Секретно Дорогой Яков Захарович!

1. Мировая печать будет в ближайшие дни уделять свое внимание, главным образом, римским разговорам*. Я считаю результат этих разговоров предрешенным. Муссолини спрячет на время свои территориальные притязания, а Чемберлен заставит Даладье**, в чем ему усердно будет помогать Бонне, уступить остальным итальянским требованиям. Это произойдет, может быть, не сразу, потребуются новые встречи двух, трех или четырех, но дело к этому идет. Вряд ли хватит у Даладье и Бонне решимости обусловить по крайней мере уступки отказом Муссолини от других своих требований к Франции21.

2. Нас, однако, больше интересуют переговоры Бека с немцами***. К сожалению, поляки умеют не хуже скрывать свои дипломатические тайны, чем немцы, и мы об их переговорах ничего не знаем, кроме спекулятивных рассуждений газет, которым я не придаю никакой цены. Бек, поскольку это от него будет зависеть, будет стараться по-прежнему сохранить свободу действий, лавируя между нами и Германией, не связывая себя слишком прочно ни с той, ни с другой стороны. Но позволит ли ему это Гитлер? Не поставит ли он Польшу перед дилеммой: либо полностью подчиниться указке Берлина и включиться в его политику, либо же подвергаться гневу Гитлера и вытекающим из этого последствиям. У Гитлера достаточно для этого средств давления на Польшу22. К тому же он будет учитывать затруднительное положение самого Бека, которому не очень удобно будет похерить**** свою прежнюю политику и тесно связаться с нами. Гитлеру также в этом помогает и Бонне своим браскированием***** Польши. Конечно, спорных вопросов между Германией и Польшей накопилось очень много и прочное длительное соглашение вряд ли возможно. Временно, однако, мыслимо соглашение на базе уступок Польши в вопросе о соединении Восточной Пруссии с остальной Германией коридором через польский коридор16, фактического отказа Польши от своих привилегий в Данциге16, без формального присоединения последнего к Германии и смягчение преследования меньшинств. Что же касается украинской проблемы, то Гитлер может убедить Бека в неактуальности ее или же в том, что акция против СССР будет направлена через Румынию, которую Гитлер также пытается теперь подмять под себя. Прошу Вас сделать все для Вас возможное для получения информации по этому вопросу.

Вернувшийся на днях из Польши посол Гжибовский заверяет нас****** в прочном характере сближения и в наличии перспектив, в чем

* См. док. 37.

** Председатель Совета министров и министр национальной обороны Франции.

*** Имеется в виду встреча А. Гитлера с Ю. Беком в Берхтесгадене (Бавария) 5 января 1939 г. и И. Риббентропа с Ю. Беком в Мюнхене 6 января 1939 г. (см. также док. 25, 35). **** Так в тексте. ***** Brusque (англ.) — резко, грубо обращаться с кем-либо. ****** См. док. 15.

34


его-де убедили беседы с высокопоставленными собеседниками в Польше. Если он и говорит правду, то его беседы имели место до поездки Бека в Берхтесгаден, а результаты этой поездки послу еще не известны.

Французы продолжают проявлять чрезвычайный интерес к советско-польским отношениям. Пайяр об этом осведомляется при каждой встрече с работниками НКИД. Французское посольство в Варшаве также старается добыть информацию в нашем полпредстве. Любопытно то, что оно старается усилить наше недоверие к Польше, рассказывая о ее вероломстве и ненадежности в сношениях с Францией. Французский журналист в Варшаве, возможно подосланный посольством, рассказывал работникам полпредства, что Бонне умышленно уехал в Альпы на отдых, чтобы избегнуть встречи с Беком, преследуя даже цель обеспечения встречи Бека с Гитлером. По его мнению, Англия и Франция всячески способствуют Германии в агрессивных действиях, совместно с Польшей, в отношении СССР. Что Франции и Англии хочется толкнуть Германию на Восток, совершенно понятно и известно. Если верно, однако, и то, что им хочется направить агрессию исключительно по нашему адресу с тем, чтобы Польша не была задета, то это можно объяснить следующим образом. Во-первых, сотрудничество Польши с СССР может дать новый сильный и неотразимый аргумент противникам нынешней политики Бонне и в пользу сохранения связей Франции с Востоком Европы. Во-вторых, нападение Германии на Польшу и СССР, при невмешательстве Франции, поставило бы последнюю в весьма неудобное положение нарушительницы сразу двух пактов*. Вот почему Бонне хотел бы изолировать нас от Польши. Выступления «Тан», «Фигаро» и других газет против французских пактов на Востоке, несомненно, инспирированы Бонне и подготовляют почву для постепенной ликвидации отношений как с нами, так и с Польшей. Тот же французский журналист рассказывал, что Франция намерена задержать последний взнос в счет военного займа Польше.

3. Для Вашего участия в сессии Совета Лиги почти никаких директив не требуется. Повестка состоит из 11 вопросов вермишельного характера, в которых мы не заинтересованы, и из двух политических. Из них один касается Испании, и дело, вероятно, ограничится принятием к сведению доклада комиссии об эвакуации волонтеров. Остается китайский вопрос, по которому, как Вы писали, Веллингтон Ку** намерен проявить некоторую активность. Наша позиция в этом вопросе Вам ясна. Вы будете, конечно, поддерживать предложение Ку, не выступая, однако, застрельщиком и не давая ему возможности скрываться за Вашей спиной. Ку не любит выступать слишком напористо и предпочитает в таких случаях использовать нас. Это не годится. Поощряйте его, обещайте ему всяческое содействие, но пусть инициатива остается за ним. Пусть он предварительно нащупает почву у англичан и французов, и если он действительно встретится с готовностью принятия более решительных мер против Японии, то за нами дело не станет22. Никаких новых деклараций Вам делать не придется. Если как по испанскому, так и по китайскому вопросу выступят с какими-нибудь заявлениями англичане и французы, то и Вы сделайте краткое заявление в духе нашей общей позиции.

4. Я так мало значения придаю этой сессии, что не посылаю Вам

* Имеется в виду польско-французский политический договор от 19 февраля 1921 г. и Договор о взаимной помощи между СССР и Францией от 2 мая 1935 г. ** Представитель Китая в Лиге наций.

3*

35


никого отсюда в помощь. Вы, вероятно, захватите с собою кого-нибудь из полпредства, а также шифровальщика. Вряд ли сессия продлится больше 7—10 дней, хотя, конечно, насчет Женевы невозможно пророчествовать. Если потребуется помощь по освещению стоящих в повестке дня технических вопросов и по получению документации, то впрягите в работу Соколина. Кстати, выясните и сообщите, насколько прочно его положение в Лиге и не затронуто ли оно производимой/Авенолем* чисткой.

5. Вы мне не ответили еще относительно посылки работника полпредства в Женеву на заседания Комитета по изменению шкалы взносов. Я пишу сегодняшней почтой т. Штейну**, чтобы, в случае если он останется в Риме до 1 февраля, направил в Женеву Гельфанда***. Это было бы наилучшим решением задачи. Так как в Женеве, во-первых, нужен цепкий и энергичный человек, который дрался бы против попыток недостаточного сокращения наших взносов, а во-вторых, Гельфанд мог бы получить надлежащий инструктаж от т. Штейна, хорошо знакомого с этим вопросом в качестве члена Наблюдательной комиссии. Если, однако, это почему-либо не выйдет, то придется Вам послать на несколько дней Бирюкова или кого-либо другого, учитывая вышеуказанную задачу.

6. Французы чрезвычайно обеспокоены разрывом отношений со стороны Ирана и делают величайшие усилия побудить Иран отказаться от этого шага. Посол из Ирана не уезжает в ожидании аудиенции у шаха, которой он пока не получил. Посол просил вмешательства нашего поверенного в делах т. Карташева. Я, однако, указал последнему, что, поскольку у нас нет официального обращения французского правительства, он не должен ничего пока предпринимать, кроме высказывания неодобрения разрыву в разговорах с иранцами. Я также выразил такое недоумение и неодобрение здешнему иранскому послу. Нам, однако, точно известно, что Франция просила официально посредничества Турции, но нам не известен еще ответ последней.

Литвинов АВП РФ, ф. 06, on. 1, п. 19, д. 206, л. 5 — 9.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.