Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР в . М. Молотова заместителю народного комиссара иностранных дел СССР В. П. Потемкину в Варшаву — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР в . М. Молотова заместителю народного комиссара иностранных дел СССР В. П. Потемкину в Варшаву

2021-06-23 42
Телеграмма народного комиссара иностранных дел СССР в . М. Молотова заместителю народного комиссара иностранных дел СССР В. П. Потемкину в Варшаву 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

10 мая 1939 г Вне очереди. Сое. секретно

Ввиду желания Бека иметь с Вами беседу можете задержаться на день в Варшаве. Главное для нас — узнать, как у Польши обстоят дела с Германией. Можете намекнуть, что в случае, если поляки захотят, то СССР может им помочь"7.

Молотов

АВП РФ, ф 059, on I, л 296, д 2047, л 92.

294. ТЕЛЕГРАММА ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. П. ПОТЕМКИНА НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В. М. МОЛОТОВУ ИЗ ВАРШАВЫ *

10 мая 1939 г. Вне очереди. Сов. секретно

Без участия СССР Франция и Англия не могут обеспечить действительную помощь Польше и Румынии против Германии. Англичанами уже заявлено туркам, что и защита проливов без нас представляется немыслимой**. Наконец, Исмет Иненю без церемоний говорил Вейгану, что сама Франция, даже при поддержке Англии, не в состоянии выдержать войны с Германией без нашей помощи. Неотвратимой силою вещей Англия и Франция вынуждены включить СССР в намеченную систему международных гарантий против агрессии. Последнее предложение англичан*** пытается достигнуть этого весьма характерным для политики Англии путем. Англия, как Вами указано, хочет иметь нашу помощь, не давая нам взамен ничего. Такое положение, как правило, возникнет лишь в тех случаях, когда обеспечиваемое защитой государство по своей

* См. док. 293. '* См. док. 277. '* См. док. 284.

352


слабости не в состоянии ничем помочь своему гаранту, обороняющему его от агрессора. Англии следовало бы учесть, что, ставя себя в такое положение, она наносит ущерб собственному международному престижу. Имеется в английском предложении и другой проект. Англия и Франция не только односторонне обязывают нас оказывать им помощь, но и хотят распоряжаться этой помощью как хозяева, причем требуют, чтобы мы немедленно и без рассуждения выступали с нею, когда они этого пожелают. Должны ли мы, однако, просто-напросто отклонить английское предложение? Отвечая на этот вопрос, нужно учесть следующее:

1. Открытое принятие Англией и Францией нашей помощи может лишь укрепить наш международный престиж.

2. Это же может содействовать и констатации того факта, что сами мы можем обойтись без формально нам гарантированной помощи со стороны Англии и Франции.

3. По существу, английское предложение обязывает нас принять участие в борьбе с агрессором только после того, как Англия и Франция уже ввяжутся с ним в драку. Таким образом, действуя против агрессора одновременно с трех сторон, СССР, Англия, Франция на деле оказывают друг другу взаимную помощь.

4. Предлагаемая Англией декларация СССР подкрепляет создающуюся общую систему гарантий против агрессии, представляемых Англией и Францией Румынии, Польше, Греции и даже Турции, морально подкрепляет слабейшие страны и может оказать содействие желательной для нас ориентации еще колеблющихся государств, как Болгария и Югославия, а также косвенно облегчить урегулирование болгаро-румынских разногласий.

5. Фактически английские предложения обеспечивают нашу защиту Румынии и Польши, обходя в то же время стеснительное для этих государств формальное соглашение с нами и при том не возлагая на нас самих прямых обязательств помощи им обоим. В устном ответе англичанам следовало бы указать им на оба отмеченных мной порока их предложения. Однако можно было бы и согласиться на него при следующих условиях:

1. Вместо обязательств автоматически и немедленно выступать на помощь Англии и Франции по первому их требованию следует декларировать, что для такого выступления нужно признание его необходимости всеми тремя заинтересованными правительствами.

2. В декларации должно быть указано, что соглашение о формах и условиях нашей эвентуальной помощи Франции и Англии будет выработано немедленно.

3. Нужно заявить англичанам, что в упомянутом выше соглашении всеми тремя правительствами должны быть приняты обязательства, предусмотренные п. 6 нашего предложения от 17 апреля*.

4. Англичане и французы должны добиваться изменения польско-румынского договора В направлении, указанном параграфом 5 нашего предложения.

5. Наконец, необходимо настаивать на том, что, согласно недавнему заявлению Бонне, переданному нам через французское посольство**, сохраняет свою силу предложение Бонне о распространении обязательств франко-советского пакта о взаимопомощи и на те случаи, если

* См. док. 229. ** См. Год кризиса...— Т. 1—Док. 305, 306.

23 Зак № 142                                                                                                               353


СССР или Франция окажутся в состоянии войны с Германией при военной помощи Румынии или Польше.

Прошу учесть, что этот ответ мне пришлось составлять на ходу, в условиях спешки. Выезжаю сегодня из Варшавы в 5 вечера.

Потемкин

АВП РФ, ф. 059, on I, п. 296, д 2046, л. 122 — 125.

СООБЩЕНИЕ ТАСС

10 мая 1939 г.

По полученным из Лондона сведениям, агентство Рейтер сообщило по радио, что английский ответ* на предложение СССР** содержит следующие основные контрпредложения: во-первых, Советский Союз должен дать гарантию в отдельности каждому государству, граничащему с ним, и, во-вторых, Англия обязуется оказать помощь СССР, если последний вступит в войну в результате выполнения взятых на себя гарантий. На основании данных, полученных в авторитетных советских кругах, ТАСС может заявить, что это сообщение агентства Рейтер не вполне соответствует действительности. Советское правительство действительно получило 8 мая «контрпредложения» английского правительства, против которых не возражает и французское правительство. В этих предложениях не говорится, что Советское правительство должно гарантировать каждое в отдельности государство, граничащее с СССР. Там говорится о том, что Советское правительство должно оказать немедленное содействие Великобритании и Франции в случае вовлечения этих последних в военные действия во исполнение принятых ими на себя обязательств по отношению к Польше и Румынии. Однако в «контрпредложениях» английского правительства ничего не сказано о какой-либо помощи, которую должен был бы получить на основе взаимности Советский Союз от Франции и Великобритании, если бы он равным образом был вовлечен в военные действия во исполнение принятых им на себя обязательств в отношении тех или иных государств Восточной Европы.

Известия. — 1939. — 10 мая.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.